Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ О ЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ





Фундамент материалистической диалектики — наиболее глу­бокого и всестороннего учения о развитии — составляют основ­ные законы: закон взаимного перехода количественных и качест­венных изменений, закон единства и борьбы противоположно­стей и закон отрицания отрицания. Эти законы являются всеоб­щими: они действуют в природе, обществе и мышлении. Кроме них в объективном мире действует много других законов, изуча­емых конкретными науками (физикой, химией, биологией и др.); существуют и общенаучные законы (например, закон сохранения энергии).

Закон мышления — это необходимая, существенная, устойчи­вая, повторяющаяся связь между мыслями.

Наиболее простые и необходимые связи между мыслями вы­ражаются в основных формально-логических законах. К ним относятся законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

Эти законы являются основными потому, что в логике они играют особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждени­ями и используются в ходе умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и сформулированы Аристо­телем. Эти законы можно выразить в виде формул математической (символической) логики. Закон достаточного основания был сформулирован Лейбницем.



Основные законы логики являются отражением в сознании человека определенных отношений между предметами объектив­ного мира.

Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют общечеловеческий характер: они едины для людей всех рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате многовековой практики человеческого познания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременно наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики — это законы правильного мышле­ния, а не законы самих вещей и явлений мира.

Кроме четырех основных формально-логических законов, от­ражающих важные свойства правильного мышления — опреде­ленность, непротиворечивость, обоснованность, четкость мышле­ния, выбор «или — или» в определенных «жестких» ситуациях, — существует много неосновных формально-логических законов, которым должно подчиняться правильное мышление в процессе оперирования его отдельными формами (понятиями, суждени­ями, умозаключениями).



Законы логики, как основные, так и неосновные, функциони­руют в мышлении в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опроверже­ния ложных суждений.

В математической логике несколько иной подход. Там зако­ны, выраженные в виде формул, выступают как тождественно-истинные высказывания. Это означает, что формулы, в которых выражены логические законы, истинны при любых значениях их переменных. Среди тождественно-истинных формул особо выде­ляются такие, которые содержат одну переменную. Схемы этих законов:

— закон тождества.

— закон непротиворечия.

— закон исключенного третьего.

Связь логических критериев истинности знания с практической деятельностью человека

Не во всех науках критерий практики действует непосредст­венно. Следует подчеркнуть сложный, опосредованный характер отражения действительности в логических системах и их операци­ях, в логических формах и законах.

Соотношение критерия практики с логическим критерием ис­тинности заключений в умозаключении позволяет констатиро­вать, что для проверки истинности заключений в умозаключениях не обязательно обращаться всякий раз непосредственно к практике, а можно воспользоваться логическим (т. е. относя­щимся к форме рассуждения) критерием.

Определяющим критерием истины служит практика. Логичес­кий же критерий истинности — вспомогательный и производ­ный, вытекающий из практики и сам опирающийся на нее, как на окончательный критерий истинности.



 

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ И ИХ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ

Закон тождества

Закон тождества является одним из законов правильного мышления, соблюдение этого закона гарантирует определен­ность и ясность мышления. Закон формулируется так: «В процес­се определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе». В математической логике за­кон тождества выражается следующими формулами:

(в логике высказываний) и (в логике классов, в которой классы отождествляются с объемами понятий).

Схема закона тождества: . Если в нее вместо подставляются высказывания, то будет а если подставляются понятия, то будет

Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Например, все жидкости теплопроводны, упруги. Каждый предмет тождествен самому себе. В объективной реаль­ности тождество существует в связи с различием. Нет и не может быть двух абсолютно тождественных вещей (например, двух листочков дерева, близнецов и т. д.). Одна и та же вещь вчера и сегодня и тождественна, и различна. Так, например, внешность человека изменяется с течением времени, но мы его узнаем и считаем одним и тем же человеком. Абстрактного, абсолют­ного тождества в действительности не существует, оно означало бы прекращение развития. Но при известных условиях (в опреде­ленных границах) мы можем отвлечься от существующих раз­личий и фиксировать свое внимание только на тождестве пред­метов или их свойств.

В мышлении закон тождества выступает в качестве норматив­ного правила (принципа). Он означает, что в процессе рассужде­ния нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различ­ные — за тождественные.

Например, тождественными по объему будут такие три поня­тия: ученый, по инициативе которого основан Московский уни­верситет; ученый, сформулировавший принцип сохранения материи и движения; ученый, ставший с 1745 г. первым русским академиком Петербургской Академии наук, так как они обозна­чают одного и того же человека (М. В. Ломоносова), но дают различную информацию о нем.

Нарушение закона тождества приводит к двусмысленности, что можно видеть, например, в следующих рассуждениях: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н. В. Гоголь). «Стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь» (Козьма Прут­ков). Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.

В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек выступает не по обсуждаемой теме, произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет тер­мины и понятия не в том смысле, в каком это принято, не предупреждая об этом. Например, идеалистом иногда считают человека, верящего в идеалы, живущего ради высокой цели, а материалистом — человека меркантильного, стремящегося к наживе, к личному обогащению и т. д. Ф. Энгельс писал о понимании материализма филистером (т. е. обывателем, ме­щанином): «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть, плотские наслаждения и тщеславие, корысто­любие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам преда­ется втайне»1. В философии же, как известно, материализм — это направление которое первичным считает материю, а вто­ричным — сознание.

Иногда в ходе дискуссий спор по существу подменяют спором о словах. Иногда люди говорят о разных вещах, думая, что они имеют в виду одного и того же человека либо одну и ту же вещь или событие. Логические ошибки часто совершают при употреб­лении омонимов, т. е. слов, имеющих два значения («следствие», «материя», «содержание» и др.). Например, «Ученики прослушали разъяснения учителя», «Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки». Иногда ошибка возникает при использова­нии личных местоимений «она», «оно», «они», «мы» и т. д., когда приходится уточнять: «Кто — он?» или «Кто — она?». В резуль­тате отождествления различных понятий возникает логическая ошибка, называемая подменой понятия.

При нарушении закона тождества возникает и другая ошибка, называемая подменой тезиса. В ходе доказательства или опровер­жения выдвинутый тезис часто умышленно или неосознанно под­меняется другим. В научных и иных дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Такие приемы ведения дискуссий недопустимы.

Прием подмены тезиса: вместо одного вопроса стремятся искусно подсунуть другой, чтобы отвлечь в нужный момент внимание читателя, наговорив кучу к делу не относящихся вещей, приписать противнику то, чего он не говорил, и т. д.

Отождествление (или идентификация) широко используется в следственной практике, например при опознании предметов, людей, сличении почерков, документов, подписей, отпечатков пальцев.

Закон тождества используется в науке, искусстве, в програм­мах для работы ЭВМ, в школьном преподавании, в повседневной жизни.

Такие понятия, как «один», «два», «три» и т. д., связаны с умением различать и отождествлять вещи, а это умение и ис­торически, и логически предшествует умению их считать. Закон тождества «а есть а» (а тождественно а) испокон веков относился людьми к логике.

В действительности абсолютного тождества в изменяющихся предметах нет. Но для того, чтобы отобразить движение в мыс­ли, мы должны прибегнуть к идеализации и упрощению дейст­вительности.

В науках существуют различные виды и модификации тож­дества. Так, например, в математике это равенство, эквивалент­ность (равномощность, равночисленность) множеств, конгруэнт­ность, тождественное преобразование, тождественная подстанов­ка и т. д.; в теории алгоритмов — одинаковость букв, устанав­ливаемая путем абстракции отождествления, равенство алфави­тов (А=В), равенство конкретных слов и т. д.

Равенства обладают свойствами рефлексивности (а = а), сим­метричности (если а = b, то b =а )и транзитивности (если а = b и b = с, то а = с). К равенствам применимо правило замены равно­го равным.

Различие также имеет свои виды и модификации: неравенство, неэквивалентность (неравномощность) множеств и т.д.; в теории алгоритмов — различие букв, неравенство конкретных слов (на­пример, пустого и непустого слова) и др.

 

Закон непротиворечия

Диалектика исходит из реального онтологического сущест­вования диалектических противоречий во всех предметах дейст­вительности. Но ставя задачу отобразить их, мы должны в силу законов отражения учитывать диалектическую необходимость огрубления при изображении движения мыслью.

Поэтому если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его. Если же человек, утверждая что-либо, отрицает то же самое или утверждает нечто несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Формально-логические противоречия — это противоречия путаного, неправильного рассуждения. Такие противоречия затрудняют познание мира.

Нельзя смешивать формально-логические противоречия с диалектическими. Закон единства и борьбы противоположно­стей действует всюду, поэтому диалектические противоречия свойственны природе, обществу и мышлению. Борьба проти­воположностей — движущая сила развития природы, общества и мышления.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель считал «са­мым достоверным из всех начал» следующее: «...невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»2. Тем самым Аристотель дал логическую формулировку закона непротиворе­чия: «Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать»3. Эта формулировка указывает на необходимость не допускать в своем мышлении и речи формально-противоречивые высказывания, в противном случае мышление будет неправильным.

Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении нечто и утверждаем, и отрицаем. Например, «Кама — приток Волги» и «Кама не является притоком Волги». Или: «Лев Толстой — автор романа „Воскресение"» и «Лев Толстой не является авто­ром романа «Воскресение».

Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном и том же предмете, взятом в разное время или в разном отношении. Противоречия не будет, если мы скажем: «Осенью дождь полезен для грибов» и «Осенью дождь не полезен для уборки урожая» или «Саша Голубев — перворазрядник (по настольному теннису)» и «Саша Голубев не является первораз­рядником (по бегу)», так как предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях. Суждения «Саша Голубев не является перворазрядником по бегу» и «Саша Голубев является перворазрядником по бегу» не будут противоречивыми, если они относятся к различному времени, и будут противоречивыми, если они относятся к одному и тому же времени.

Не могут быть одновременно истинными следующие четыре типа простых суждений:

1. «Данное S есть Р» и «Данное S не есть Р».

2. «Ни одно S не есть Р» и «Все S есть Р».

3. «Все S есть Р» и «Некоторые S не есть Р».

4. «Ни одно S не есть Р» и «Некоторые S есть Р».

При этом вторая пара суждений такова, что оба суждения могут быть ложными, например: «Ни один студент не является спортсменом» и «Все студенты являются спортсменами».

Формально-логическое противоречие чаще всего определяется как конъюнкция суждения и его отрицания и не-а). Но логичес­кое противоречие может быть выражено и без отрицания; оно имеет место между несовместимыми утвердительными суждени­ями4. Таково именно логическое противоречие между суждени­ями, выдвинутыми, с одной стороны, эмпириокритиками , с дру­гой стороны, научными утверждениями естествоиспытателей.

Формально-логическое противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или несколько утвердительных суждений, не совместимых между собой. Не менее распрост­раненной является форма логического противоречия, когда одно­временно утверждается и отрицается одно и то же суждение, т. е. допускается конъюнкция а и не-а. Таким образом, в традицион­ной формальной логике противоречием считается утверждение двух противоположных (как контрарных, так и контрадиктор­ных) суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. В исчислении высказы­ваний классической двузначной логики закон непротиворечия записывается в виде формулы так:

Закон непротиворечия читается так: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении». К противоположным суждениям относятся: 1) противные (контрарные) суждения А и Е, которые оба могут быть ложными, поэтому не являются отрицающими друг друга и их нельзя обозначить как а и 2) противоречащие (контрадикторные) суждения А и О, Е и /, а также единичные суждения «Это S есть Р» и «Это S не есть Р», которые являются отрицающими, так как если одно из них истинно, то другое обязательно ложно, поэтому их обозначают а и а.

Формула закона непротиворечия в двузначной классической логике отражает лишь часть содержательного аристотелевс­кого закона непротиворечия, так как она относится только к проти­воречащим суждениям и не-а) и не распространяется на против­ные (контрарные) суждения. Поэтому формула неадекватно, не полностью представляет содержательный закон непротиворе­чия. Следуя традиции, мы сохраняем за формулой название «закон непротиворечия», хотя оно значительно шире, чем формула. Если в мышлении (и речи) человека обнаружено формально­-логическое противоречие, то такое мышление считается непра­вильным, а суждение, из которого вытекает противоречие, от­рицается и считается ложным. Поэтому в полемике при опровер­жении мнения оппонента широко используется метод «приведе­ния к абсурду».

Диалектические противоречия процесса познания иногда вы­ражаются в форме формально-логических противоречий, напри­мер: опровержение гипотезы путем опровержения (фальсифика­ции) следствий, противоречащих опытным фактам или ранее известным законам; выступления докладчика и оппонента; об­винителя и защитника; взгляды людей, придерживающихся кон­курирующих гипотез; рассуждения врача (или врачей при кон­силиуме), получившего клинические анализы, не совместимые с ранее; поставленным диагнозом болезни, и многие другие. Во всех этих и подобных им ситуациях фиксируется несовмести­мость суждения а и не-а, например несовместимость какого-либо суждения а из прежней теории и суждения не-а, выражающего мысль о новом полученном опытном факте, т. е. фиксируется мысль, что суждения а и не-а не могут быть оба истинными, а поэтому их конъюнкция ложна.

Итак, здесь первичным (содержанием) выступает диалектичес­кое противоречие, объективно возникающее в процессе познания и служащее его движущей силой; вторичным же является способ фиксации (выражения) диалектического противоречия в виде ко­нъюнкции двух суждений а и не-а, т. е. в форме формально-­логического противоречия.

Здесь налицо ситуация, по своему типу аналогичная случаю «антиномии-проблемы», когда возникшее диалектическое проти­воречие в познании до момента его разрешения выражается в форме «а и не-а», т. е. принимает облик, оболочку, внешнюю форму формально-логического противоречия, по существу же остается диалектическим, требующим своего разрешения в ходе исследования возникшей проблемы. В результате диалектичес­кого синтеза тезиса и антитезиса получается новое знание, отличающееся и от того, и от другого, а также не являющееся их конъюнкцией. Итак, в мышлении диалектическое противоречие до его разрешения иногда принимает форму (структуру) фор­мально-логического противоречия, а обнаружение последнего сви­детельствует о том, что необходимы дальнейший анализ и исследо­вание возникшей в познании ситуации. Разрешение обнаруженного диалектического противоречия способствует прогрессу познания. Классическим случаем антиномии проблемы является знаме­нитая формулировка познавательной задачи в I томе «Капитала» К. Маркса: «...капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении»7. Разрешив эту задачу, Маркс раскрывает тайну возникновения прибавочной стоимости: посредствующим звеном на пути к этому раскрытию было установление того, что капитал возникает в производстве, но при непосредственном соучастии обращения8.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.