Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекция – систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Лекция предшествует практическим занятиям, поэтому ее основной задачей является раскрытие содержания темы, разъяснение ее значения, выделение особенностей изучения. В ходе лекции устанавливается связь с предыдущей и последующей темами, а также с другими отраслями права, определяются направления самостоятельной работы студентов.
В конце лекции преподаватель ставит задачи для самостоятельной работы, дает методические рекомендации по изучению нормативно-правовых актов, литературы, судебной практики, оптимальной организации самостоятельной работы, чтобы при наименьших затратах времени получить наиболее высокие результаты.
С целью успешного освоения лекционного материала по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» рекомендуется осуществлять его конспектирование.
Механизм конспектирования лекции составляют:
- восприятие смыслового сегмента речи лектора с одновременным выделением значимой информации;
- выделение информации с ее параллельным свертыванием в смысловой сегмент;
- перенос смыслового сегмента в знаковую форму для записи посредством выделенных опорных слов;
- запись смыслового сегмента с одновременным восприятием следующей информации.
Курс уголовно-исполнительного права состоит из нескольких основных органически связанных между собой крупных разделов: общие вопросы уголовно-исполнительного законодательства; исполнение наказания и применение исправительного воздействия; правовое положение лиц, отбывающих наказание, их правовой статус; контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; исполнение наказаний без изоляции осужденных от общества, не связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденных, исполнение обязательных и исправительных работ; порядок и условия исполнения наказаний в виде ограничения свободы, принудительных работ и ареста, классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по видам исправительных учреждений; правовое регулирование режима в исправительных учреждениях; правовое регулирование труда, общеобразовательного и профессионального обучения в исправительных учреждениях; порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в исправительных колониях, воспитательных колониях и тюрьмах; освобождение от наказания, исполнение наказаний в зарубежных государствах, международные стандарты обращения с осужденными.
Ниже приводятся методические указания по освоению лекционного материала по всем разделам курса.
Раздел 1. Уголовно-исполнительное право и уголовно-исполнительное законодательства.
Приступая к изучению данного раздела, студент должен понимать, что понятие «уголовно-исполнительное право» является многозначным. Уголовно-исполнительное право понимается как учебная дисциплина и как отрасль законодательства. Вопрос о самостоятельности уголовно-исполнительного права в системе отраслей права не получил однозначного решения среди ученых. Преобладающим является подход, в соответствии с которым уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права.
Приступая к изучению структуры уголовно-исполнительного законодательства, следует обратить внимание на то, что оно находится в ведении Российской Федерации.
Студенту необходимо иметь четкое представление о целях и задачах, принципах, структуре уголовно-исполнительного законодательства, уголовно-исполнительных нормах и правоотношениях.
Раздел 2. Исполнение наказания и применение исправительного воздействия.
Прежде всего, необходимо знать понятие наказания, его сущность и содержание. Далее, студент должен знать, что представляет собой режим исполнения (отбывания) наказания, его основные функции. Какие средства исправления применяются к осужденным при отбывании различных видов наказания. Как осуществляется правовое регулирование применения к осужденным мер принуждения и средств исправления.
Раздел 3. Правовое положение лиц, отбывающих наказание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснить, что понимается под правовым статусом гражданина, какие виды правовых статусов личности существуют. В чем особенности правового статуса осужденных, каковы их основные права и обязанности. Далее, студент должен знать, на какие государственные органы и учреждения возложено исполнение уголовных наказаний. Какие иные учреждения и органы принимают участие в исполнении наказаний. Так же студенты должны уяснить какие правовые и организационные мер направлены на обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Как обеспечивается социальная защищенность сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
Раздел 4. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Студент должен знать систему и виды контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих наказания. Какие формы международного контроля применяются различными международными организациями. Каковы особенности осуществления прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Какие виды общественного контроля применяются. Какое влияние оказывает система контроля на соблюдение прав и свобод осужденных.
Раздел 5. Исполнение наказаний без изоляции от общества, не связанных с обязательной трудовой деятельностью осуждены. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказаний в виде обязательных и исправительных работ.
К числу наказаний без изоляции осужденных от общества, не связанных с обязательной трудовой деятельностью, относятся штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского, классного чина и государственных наград. Студент должен знать сущность каждого из перечисленных видов наказаний, порядок их исполнения. Так же студент должен уяснить правовую природу и особенности исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ, их сходство и отличия.
Раздел 6. Порядок и условия исполнения наказаний в виде ограничения свободы, принудительных работ и ареста.
При изучении данного раздела студент обязан знать сущность указанных видов наказаний, правовое регулирование их исполнения и отбывания, проблемы, существующие в настоящее время, связанные с отсутствием электронных средств контроля за осужденными к ограничению свободы, арестных домов и исправительных центров. Так же студенту необходимо уяснить основания назначения осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения, установленные в ст. 58 УК РФ и ст.ст. 74 и 101 УИК РФ.
Раздел 7. Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях.
Приступая к изучению данной темы, необходимо ознакомиться с положениями ст.82 УИК РФ, в которой дается определение режима в исправительных учреждениях. Изучить основные функции режима, правила режима относящиеся к персоналу и осужденным. Далее, студенты обязаны изучить основные средства, с помощью которых обеспечивается режим в исправительных учреждениях.
Раздел 8. Правовое регулирование труда, общеобразовательного и профессионального обучения в исправительных учреждениях.
При изучении данной темы, студент обязан уяснить основные принципы и формы привлечения к труду осужденных в местах лишения свободы. Отличия в условиях труда, его оплате, продолжительности отпуска лиц, привлеченных к труду в местах лишения свободы от иных категорий граждан. Какие виды и формы воспитательной работы применяются в исправительных учреждениях. Виды, основания и порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|