|
Гидросхема подъемного механизма автомобиля-самосвала ЗИЛ–ММЗ–4502
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
ИЗУЧЕНИЕ СХЕМ ПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА ПРИМЕРЕ ЗИЛ–ММЗ–4502
Цель работы: ознакомление с принципами классификации автомобилей-
самосвалов, особенностями конструкций и работы подъемных механизмов.
Общие сведения
Автомобили-самосвалы отличаются от обычных грузовых автомобилей тем,
что выгрузка перевозимого ими груза осуществляется механически: либо за счет ис- пользования массы груза без наклона кузова (бункерные автомобили-самосвалы),
либо за счет принудительного сбрасывания груза (шнековые автомобили-самосвалы
с движущимся полом или с наклоняющимися кузовами). Основные технические данные самосвалов приведены в табл. 3.1. Преимущественное распространение
имеют автомобили-самосвалы с принудительной выгрузкой груза при помощи на- клона кузова подъемными механизмами различной конструкции.
Параметры
|
САЗ – 3503
|
ГАЗ – САЗ – 53Б
| ЗИЛ – ММЗ –
| ЗИЛ – ММЗ –
4502 (45022)
| Колесная формула
Группа автомобилей-
самосвалов
Базовое шасси
Грузоподъемность, кг Масса снаряженного ав- томобиля, кг
Полная масса автомоби- ля, кг
Полная масса буксируе-
мого прицепа, кг
Двигатель
Мощность, л.с., при час- тоте вращения коленчато-
го вала, об/мин
Наибольший крутящий момент, кгс м, при часто- те вращения коленчатого вала, об/мин
Тип кузова
Объем кузова, м3:
без надставных бортов
с надставными бортами
Стороны выгрузки Время наклона кузова, с Максимальная скорость, км/ч
| 4 × 2
Б
ГАЗ – 52 – 02
–
ГАЗ – 52 – 04
75 / 2800
21/(1400 -
1600)
прямобортный
3,2
–
назад
| 4 × 2
Б
ГАЗ – 52 – 02
– ЗМЗ – 53
115 / 3200
29/(2000 - 2500)
прямобортный
5,0
9,0
на три стороны
| 4 × 2
Б
ЗИЛ – 130Б2
ЗИЛ – 130
150 / 3200
41/(1800 - 2000)
прямобортный
5,0
10,0
на три стороны
| 4 × 2
А и Б
ЗИЛ – 130Д1 (ЗИЛ – 130Д2)
ЗИЛ – 130
150 / 3200
41/(1800 - 2000) прямобортный со съѐмным козырь- ком
3,8
5,1
назад
|
| | Таблица 3.1 – Основные технические данные строительных и сельскохозяйственных автомобилей-самосвалов
Продолжение таблицы 3.1
Параметры
| МАЗ – 5549
(МАЗ – 503А)
|
КамАЗ – 5511
|
КрАЗ – 256Б
| Колесная формула
Группа автомобилей-
самосвалов Базовое шасси Грузоподъемность, кг Масса снаряженного авто- мобиля, кг
Полная масса автомобиля, кг
Полная масса буксируемо-
го прицепа, кг
Двигатель
Мощность, л.с., при часто- те вращения коленчатого вала, об/мин
Наибольший крутящий момент, кгс м, при частоте
вращения коленчатого ва- ла, об/мин
Тип кузова
Объем кузова, м3:
без надставных бортов
с надставными бортами
Стороны выгрузки
Время наклона кузова, с Максимальная скорость, км/ч
| 4 × 2
А
МАЗ – 500А
7225 (7100)
15375 (15250)
–
ЯМЗ – 236
180/2100
68 / 1500 прямобортный с козырьком
5,1
–
назад
| 6 × 4
А
КамАЗ – 5320*
–
ЯМЗ – 740
210/2600
65 1(1400 - 1700) ковшовый без заднего борта
7,2
–
назад
| 6 × 4
А КрАЗ –257
–
ЯМЗ – 238
240/2100
90 / 1500 ковшовый без заднего борта
6,0
–
назад
| * С пятиступенчатой коробкой передач.
В основном подъемные механизмы оборудованы гидравлическим приводом. Масляный насос приводится в работу от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Гидроцилиндры подъемных механизмов могут иметь горизонтальное, наклонное или вертикальное расположение. Гидроцилиндры располагаются на раме автомобиля-самосвала под кузовом, в передней части рамы или на переднем борту кузова (рисунок 3.1).
а б
Рисунок 3.1 – Схемы подъемных механизмов автомобилей-самосвалов
с расположением гидроцилиндров: а – под кузовом; б – в передней части рамы
С изменением угла подъема кузова изменяется угол α наклона цилиндров и плечи а и b моментов. Таким образом, для каждого угла β подъема кузова усилия Q на штоках выдвижных звеньев и давление p в гидроцилиндрах подъемника будут различными. Из уравнения моментов относительно точки О2 суммарное усилие на штоках определяется следующим образом:
Q =G ×a ,
b1
где G – вес груза кузова, кг; a и b1 –плечи, к которым прикладываются усилия G и Q.
Давление в гидроцилиндрах:
p =Q ,
F
где F – суммарная площадь основания цилиндров, м2.
Гидросхема подъемного механизма автомобиля-самосвала ЗИЛ–ММЗ–4502
На автомобиле-самосвале ЗИЛ – ММЗ – 4502 (рисунок 3.2) и его модификаци-
ях установлены гидравлические подъемные механизмы с телескопическими плун- жерными цилиндрами. Принципиальная схема гидравлического подъемного меха-
низма показана на рисунок 4.3. Для управления подъемом и опусканием кузовов ав- томобиля и прицепа в кабине водителя справа от рычага переключателя передач ус- тановлен рычаг 17 коробки отбора мощности и между ним и сиденьем водителя расположены две рукоятки 7 и 8 распределителя 6. Рычаг коробки отбора мощности может быть установлен в переднем (коробка отбора мощности отключена, насос не работает) или заднем (коробка отбора мощности включена, насос работает) положе-
нии.
Рисунок 3.2 – Автомобиль-самосвал ЗИЛ – ММЗ – 4502
Передняя рукоятка 7 распределителя 6 служит для управления подъемом и опусканием кузова автомобиля-самосвала, задняя 8 – для управления подъемом и опусканием кузова прицепа-самосвала. При переводе рычага 17 назад (на рисунке вправо) промежуточная шестерня входит в зацепление с шестерней 18 блока шесте- рен заднего хода коробки передач и коробка отбора мощности включается. Одно- временно начинает работать соединенный с коробкой насос 19. Из насоса рабочая жидкость по трубопроводу 5 поступает в распределитель 6, а из него по трубопро-
воду 10 в цилиндр 12 автомобиля-самосвала или по трубопроводу 9 через лический вывод 11 в цилиндр прицепа-самосвала.
Рисунок 3.3 – Гидравлическая схема подъемного механизма автомобиля-самосвала ЗИЛ – ММЗ – 4502
При подъеме кузова назад на максимальный угол или при необходимости ос- тановки кузова в промежуточном положении рукоятку 7 распределителя 6 устанав- ливают в нейтральное положение, а рычаг 17 переводят вперед (коробка отбора мощности и насос выключаются). При перемещении рукоятки 7 распределителя в нейтральное положение золотник распределителя перекрывает магистраль 5 высо- кого давления. Подача рабочей жидкости в трубопровод 10 прекращается. Жидкость в магистрали высокого давления остается под рабочим давлением, и кузов удержи- вается в поднятом положении (крайнем или промежуточном). Одновременно трубо- провод 5 высокого давления через распределитель и трубопровод 15 соединяется с трубопроводом 4. Насос продолжает работать, и рабочая жидкость через распреде- литель по трубопроводам 15 и 4 низкого давления возвращается в бак 1. Для опус- кания кузова рукоятку распределителя переводят в положение «опускание кузова», при этом золотник распределителя соединяет трубопроводы высокого и низкого давления и рабочая жидкость из цилиндра через распределитель возвращается в бак. После опускания кузова рычаг 17 переводят в переднее положение. При этом про- межуточная шестерня выходит из зацепления и коробка отбора мощности отключа- ется. Подача масла прекращается. Трубопровод низкого давления заканчивается фильтром 2 тонкой очистки, установленным в баке 1. Параллельно фильтру вклю- чен редукционный клапан 3, который срабатывает при засорении фильтра 2 (при
давлении 14 Н/мм2). Рабочее давление в гидравлической системе – 8 Н/мм. На авто- мобиле-самосвале ЗИЛ–ММЗ–4502 установлен золотниковый двухсекционный че- тырехпозиционный распределитель Р75 – В2А (рисунок 3.4) с фиксацией золотни- ков в рабочих положениях с помощью механического фиксатора с шариками.
а б в
Рисунок 3.4 – Схема работы распределителя Р75-В2А:
а – нейтральное положение; б – подъем кузова; в – опускание кузова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|