Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Динамика возрастного развития.





Тема 2.1. Психическое развитие в младенческом возрасте.

Требования к знаниям: студент должен знать особенности психического развития младенца; основные понятия темы : кризис новорождённости, кризис одного года, эмоциональное общение, комплекс оживления, синдром госпитализма, сенсорная депривация, обогащённая среда развития.

Требования к умениям: студент должен уметь определять уровень развития ребёнка до 1-го года.

 

Социальная ситуация развития новорождённого. Кризис новорождённости. Рефлексы новорождённого. Комплекс оживления. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Возникновение предпосылок овладения речью. Этапы развития активной речи у детей. Ориентировочно-исследовательская деятельность младенца. Сенсомоторное развитие младенца. Начало становления мышления. Кризис первого года. Психологические новообразования младенчества. Психологические предпосылки перехода к раннему детству.

Практическая работа: диагностика психического развития ребенка от рождения до года.

 

Тема 2.2. Психическое развития в раннем детстве.

Требования к знаниям: студент должен знать психологические особенности психического развития ребёнка в раннем детстве; основные понятия темы: социальная ситуация развития, кризис трёх лет, предметно-манипулятивная деятельность, символизм, депривация, сенсорное развитие.



Требования к умениям: студент должен уметь распознавать, диагностировать особенности психического развития детей от 1 года до 3 лет; создавать условия для оптимального развития ребёнка и разрешения возрастного кризиса.

 

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем детстве. Основные достижения возраста: прямохождение, предметная деятельность, речевое общение. Предметно-орудийная деятельность. Появление предметной и конструктивной игровой деятельности. Предпосылки развития игровой деятельности. Формирование мышления. Раннее детство – сензитивный период в развитии речи. Зарождение самосознания. Возникновение «Я». Становление самооценки и социальных чувств. Симптоматика и сущность «кризиса 3-х лет» и переход к дошкольному детству.

 

Тема 2.3. Психологическая характеристика дошкольного возраста.



Требования к знаниям: студент должен знать особенности психического развития ребёнка в дошкольном возрасте; основные понятия темы: социальная ситуация развития, кризис семи лет, игра, игровые и ролевые отношения, внутренний план действий, рефлексия, самооценка; основные понятия: «школьная зрелость», мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный компоненты психологической готовности.

Требования к умениям: студент должен уметь устанавливать уровень психического развития детей дошкольного возраста; оказывать социальную помощь и психологическую поддержку дошкольнику; уметь диагностировать психологическую готовность ребёнка к школе; оказывать социальную помощь и психологическую поддержку дошкольнику.

 

Социальная ситуация развития дошкольника. Психология игры: зарождение и развитие игры, роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, развёрнутые формы игровой деятельности. Общение в дошкольном возрасте. Познавательное развитие дошкольника. Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и возникновение элементов самооценки. Психологические новообразования дошкольного возраста. Кризис семи лет.

Психологическая характеристика готовности к школе. Виды готовности к школе, структурный компонент: физическая, личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная готовность. Специальная готовность. Методы диагностики готовности ребёнка к школе.

Самостоятельная работа: подготовить реферат на тему «Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе».



Практическая работа: диагностика готовности к школьному обучению.

 

Тема 2.4. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Требования к знаниям: студент должен знать особенности психического развития младшего школьника; основные понятия темы:социальная ситуация развития, учебная деятельность, структура учебной деятельности, адаптация, произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самооценка, самоконтроль, динамика развития; знать причины и сложности переходного периода от младшего школьного к подростковому возрасту, пути их преодоления.

Требования к умениям: студент должен уметь формировать готовность и желание учиться; осуществлять психологический анализ школьной дезадаптации; контролировать психическое развитие детей младшего школьного возраста; оказывать социальную помощь и психологическую поддержку младшему школьнику; пропагандировать психолого-педагогические знания среди родителей; определять уровень тревожности, неудовлетворенности подростков, использовать различные методы по адаптации младших школьников к подростковому возрасту.

 

Социальная ситуация развития младшего школьника. Проблема школьной адаптации и дезадаптации. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, её структура (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Другие виды деятельности младшего школьника: труд, игра, общение.

Развитие психических функций младшего школьника. Развитие внимания и внимательности. Сенсорное развитие младшего школьника. Особенности восприятия. Приёмы развития наблюдательности. Память младшего школьника. Развитие приёмов логического запоминания и воспроизведения. Развитие мышления и формирование умственных действий в младшем школьном возрасте. Развитие устной и письменной речи в младшем школьном возрасте. Возрастная динамика воображения.

Формирование самосознания и самооценки, чувства компетентности. Влияние школьной оценки на самооценку и статус ребёнка в группе. . Проявление индивидуальных различий и их учёт в организации деятельности и общении младших школьников. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте.

Развитие мотивов поведения, общения и учения. Значение мотивации в достижении успеха. Усвоение правил и норм общения в младшем школьном возрасте. Динамика межличностных отношений и общения в младшем школьном возрасте.

Особенности эмоциональной сферы младшего школьника. Развитие высших чувств. Усиление волевой регуляции деятельности и поведения по мере взросления. Способы развития воли.

Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Самостоятельная работа студентов: составить конспект выступления на родительском собрании по темам «Особенности адаптации ребёнка к школе», «Формирование учебной деятельности младшего школьника»;составить рекомендации для педагогов по подготовке младших школьников к подростковому возрасту.

Практическая работа: планирование коррекционной работы в решении вопросов перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

 

Тема 2.5. Психологические особенности подростка.

Требования к знаниям: студент должен знать особенности психического развития ребёнка в подростковом возрасте; основные понятия темы: социальная ситуация развития подростка, подростковый кризис, интимно-личностное общение, рефлексия, самооценка, самоконтроль, уровень притязаний, Я-концепция, чувство взрослости, эмансипация, инфантильность, коррекция, ценностные ориентации, референтная группа, акцентуации характера, девиантное поведение.

Требования к умениям: студент должен уметь осуществлять психологический анализ отклонений в развитии подростка; оказывать социальную помощь и психологическую поддержку подростку.

 

Особенности социальной ситуации развития подростка. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность. Особенности общения и поведения в подростковом возрасте. Становление личности подростка. Ведущая роль коллектива, референтной группы в формировании личности подростка. Чувство взрослости. Ценностные ориентации. Типы акцентуаций характера подростков. Эмоционально-волевое развитие подростка.

Качественные изменения в познавательной сфере подростков. Особенности учебной деятельности подростков. Произвольность психических процессов. Особенности управления познавательной деятельностью подростков. Кризис отрочества. Психологические новообразования подросткового возраста.

Самостоятельная работа студентов: подготовить рефераты и сообщения: «Различия в развитии мальчиков и девочек в подростковом возрасте», «Кризис отрочества: феноменология и причины», «Развитие самосознания в кризисе отрочества», «Психолого-педагогическое оформление подросткового кризиса», «Подростки и взрослые», «Подросток среди сверстников».

Практическая работа: диагностика сферы значимых отношений (методика «Мио близкие»).

 

Тема 2.6. Психология ранней юности.

Требования к знаниям: студент должен знать особенности психического развития в юношеском возрасте; основные понятия темы : социальная ситуация развития, учебно-профессиональная деятельность, уровень притязаний, Я-концепция, личностное и профессиональное самоопределение, ценностные ориентации, референтная группа.

Требования к умениям: студент должен уметь оказывать социальную помощь и психологическую поддержку старшеклассникам в деле личностного и профессионального самоопределения; составлять рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми с девиантным поведением.

 

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте. Особенности общения и поведения в юношеском возрасте. Особенности познавательной деятельности старшеклассников. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юности. Мотивация учебной деятельности и умственного развития старшего школьника. Когнитивное развитие: теоретическое мышление, интеллектуальные способности, моральные суждения и мировоззрение, определение смысла жизни. Стабилизация личностного развития. Варианты личностного развития в ранней юности. Развитие самосознания и самооценки. Особенности развития чувств и воли в юношеском возрасте. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов. Дружба и любовь в раннем юношеском возрасте. Особенности межличностных отношений в группах сверстников, взаимоотношений со взрослыми. Личностное и профессиональное самоопределение как центральное новообразование в ранней юности. Кризис юности.

 

Тема 2.7. Психология зрелого возраста.

Требования к знаниям: студент должен знать особенности психического развития в зрелом возрасте; основные понятия темы: социальная ситуация развития, кризис середины жизни, геронтопсихология.

Требования к умениям: студент должен уметь учитывать особенности возраста родителей в процессе взаимодействия с ними.

 

Социальная ситуация развития в зрелом возрасте. Особенности развития личности и профессиональная продуктивность в зрелости. Специфика отношений с детьми. Зрелость и психологический возраст. Специфика кризисов в зрелом возрасте.

Практическая работа: составить план беседы «Смысл жизни».

 

Тема 2.8. Психология старости.

Требования к знаниям: студент должен знать особенности психического развития в пожилом возрасте.

Требования к умениям: студент должен уметь учитывать особенности возраста старших родственников в процессе взаимодействия с ними.

 

Условия развития в пожилом возрасте. Старение и психологический возраст. Основные линии онтогенеза в пожилом возрасте. Специфика кризисов в пожилом возрасте. Учёт особенностей возраста в работе с родителями.

 

Литература по разделу:

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М., 1991.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – Л., 1974.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т.4.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1990.

7. Грмек М.Д. Геронтология – учение о старости и долголетии. – М., 1964.

8. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. – М., 1995.

9. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. – М., 1976.

10. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

11. Карлсон Л. И др. Ребёнок от 0 до 2 лет: развитие во взаимодействии с окружающими людьми. – М., 1983.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

13. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. – М., 1971.

14. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.

15. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

16. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. – М., 1989.

17. Менчинская Н.А. развитие психики ребёнка (дневник матери). – М., 1957.

18. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002.

19. Новосёлова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.

20. Основы геронтологии. – М., 1960.

21Особенности обучения и психического развития школьников в 13-17 лет. – М., 1988.

22. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. – М., 1964.

23. Развитие личности ребёнка. – М., 1987.

24. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. – М., 1977.

25. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

26.Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1989.

27. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. – М., 1981.

28. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

29. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). – М., 1960.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.