Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1 Введение в возрастную психологию.

Рабочая программа

дисциплины «Возрастная психология»

Для специальности 050711 «Социальная педагогика».

 

 

Оренбург, 2008 г

Одобрена Составлена в соответствии с

кафедрой психолого - Государственным образовательным

педагогических стандартом СПО 2002г.

дисциплин для специальности 050711

протокол №1 примерной программой дисциплины

от 4.09.200 «Психология» МО РФ, ИПРСПО

 

 

Заведующий кафедрой Зам.директора по УМР

психолого- педагогических Рожкова З.Ю.

дисциплин

Катенина А.В.

 

Автор: Гутарева Т.Н.

преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

Рецензенты: Камалова Л.К.

преподаватель высшей

квалификационной категории

Арстангалиева Г.Ф.

преподаватель высшей

квалификационной категории

ОГППК

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности группы 0300 Образование среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Возрастная психология» является ведущей составной частью общепрофессиональной подготовки будущего социального педагога. Цель учебной дисциплины - изучение психологических особенностей возрастного развития личности, овладение психологически грамотной педагогической деятельностью, саморазвитие и самосовершенствование личности студента.

Программа «Возрастная психология» знакомит с основными этапами становления и понятиями возрастной психологии, современными исследованиями в данных областях, динамикой развития человека на разных этапах онтогенеза, приёмами психодиагностики и взаимодействия с ребёнком. Содержание дисциплины направлено на применение психологических знаний в профессиональной педагогической деятельности учителя.

При составлении программы учебной дисциплины учитывалось, что студенты готовы к его восприятию и усвоению, так как полученные ранее знания по основам общей психологии помогают всесторонне изучить развитие психики ребёнка, пополнить, углубить, систематизировать и синтезировать психологические знания.



Материал дисциплины призван теоретически усилить и подкрепить психологический анализ личности, её деятельности и раскрыть общую перспективу дальнейших изменений личности ребенка, особенности обучения и воспитания детей на разных этапах онтогенеза. При этом в процессе преподавания теоретического содержания раздела постоянно подчёркивается центральная идея – взгляд на возраст, как на проект нереализованных в жизни, но потенциально существующих возможностей развития детей, необходимости учёта в процессе обучения и воспитания зон актуального и ближайшего развития ребёнка.

Первый раздел «Введение в возрастную психологию» знакомит с основными этапами становления и понятиями возрастной психологии, современными исследованиями в данных областях.

Второй раздел «Динамика возрастного развития» предполагает изучение основ развития человека на разных этапах онтогенеза, приёмов психодиагностики и взаимодействия с ребёнком.

Третий раздел «Методы развивающей работы психолога» направлен на применение психологических знаний в профессиональной педагогической деятельности.

Преподавание учебной дисциплины «Возрастная психология» строится на основе обеспечения тесной связи теории и практики обучения, воспитания и развития, учёта результатов современных психологических исследований. В структуре программы предусмотрены примерные виды самостоятельной работы студентов, направленные на закрепление знаний, формирование умений и навыков профессиональной педагогической деятельности. Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения основ психологии.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление о развитии возрастной психологии как науки, об основных психологических школах зарубежной и отечественной возрастной психологии, о современных тенденциях развития возрастной психологии.

знать: предмет, задачи и методы возрастной психологии как науки; основные направления, историю возникновения и развития возрастной психологии; особенности психического развития в онтогенезе; основные закономерности психического развития; психологические основания создания возрастной периодизации; механизмы смены возрастных периодов; психологические характеристики возрастов; основные методы изучения возрастных особенностей; признаки и формы отклонения в психическом развитии; основные методы развивающей работы психолога, необходимость и рациональность их использования.

уметь: применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности; составлять психологическую характеристику личности; самостоятельно работать с научной психологической литературой; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

 

Факультативный курс дисциплины «Возрастная психология» изучается на 3 курсе, рассчитан на 44 часа, практические занятия - часов самостоятельные занятия -13 часов. Итоговая аттестация- экзамен.

 

Тематический план учебной дисциплины «Возрастная психология»

 

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучения Сам. работа
  Макси- мальное кол-во часов Всего Теор. Практ.  
Раздел 1 Введение в возрастную психологию.
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.  
Тема 1.2. Общие проблемы психологии возрастного развития.
Тема 1.3. Проблемы периодизации психического развития.
Раздел 2 Динамика возрастного развития.
Тема 2.1. Психическое развитие в младенчестве.  
Тема 2.2. Психическое развитие в раннем детстве.    
Тема 2.3 . Психологическая характеристика дошкольного возраста.
Тема 2.4. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
Тема 2.5. Психологические особенности подростка.
Тема 2.6. Психология ранней юности.    
Тема 2.7. Психология зрелого возраста.  
Тема 2.8. Психология старости.    
Раздел 3.Методы развивающей работы психолога
Тема 3.1. Содержание и организация развивающей работы    
Тема 3.2. Формы и методы развивающей работы психолога
Всего по дисциплине:

 

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1 Введение в возрастную психологию.

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Требования к знаниям: студент должен знать основные понятия темы - возрастная психология, метод, методика, диагностика, наблюдение, эксперимент, тест, анкета, социометрия, беседа, анализ продуктов деятельности; основные направления, историю возникновения и развития возрастной психологии; этапы развития возрастной психологии; основные методы изучения возрастных особенностей.

Требования к умениям: студент должен уметь составлять анкету, план наблюдения, план эксперимента, план беседы; провести социометрическое исследование; определять место возрастной психологии в системе наук; грамотно выбирать и использовать методы при изучении возрастных особенностей и проблем развития.

 

Предмет и задачи возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками. Специфика методов исследования в возрастной психологии. Исторический очерк: история возникновения и развития возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Основные направления в развитии возрастной психологии на современном этапе. Связь возрастной психологии с другими науками. Этапы становления и развития возрастной психологии. Ведущие представители этапов. Педология как наука.

Понятие методов психологического исследования. Классификация методов по Б.Г.Ананьеву: организационные, эмпирические, методы обработки данных исследования, интерпретационные методы. Организация исследования в возрастной психологии. Основные приемы математической обработки результатов диагностики.

Самостоятельная работа: составить библиографический список; составить сообщение об исторических проблемах развития возрастной психологии; провести диагностику психического развития, проанализировать, выявить проблемы и спланировать коррекционную работу.

 

Тема 1. 2. Общие проблемы психологии возрастного развития.

Требования к знаниям: студент должен знать психологическое понятие «развитие», категории развития, особенности психического развития в онтогенезе; основные характеристики теорий психического развития; основные закономерности психического развития; механизмы и предпосылки развития личности; сущность самосознания, факторы, влияющие на развитие самосознания, роль самосознания в деятельности; структурные звенья самосознания, условия их развития в различные возрастные периоды; основные структурные компоненты возраста, их характеристику и условия развития; сущность понятий воспитание, обучение, развитие, их взаимосвязь, факторы, влияющие на их эффективность.

Требования к умениям: студент должен уметь определять особенности развития на разных возрастных этапах; исследовать различные стороны детского развития; уметь разводить категории - условия, источники, движущие силы развития; оценивать влияние ситуации на развитие личности; определять уровень самосознания; определять возраст по характерным признакам; определять влияние структурных звеньев самосознания на деятельность и поведение личности; использовать понятия сензитивный период, возрастной кризис для анализа и классификации конкретных психолого-педагогических явлений; определять факторы, влияющие на обучение, воспитание, развитие, показатели.

 

Категория развития. Сущность психического развития в онтогенезе. Подходы к определению понятия «развитие» в психологии. Механизмы развития личности: идентификация, обособление, как механизмы социализации и индивидуализации личности. Взаимодействие идентификации, обособления и типы личностей. Качественное преобразование объекта в процессе развития. Теории развития: теория конвергенции двух факторов в развитии – наследственности и среды (В.Штерн); бихевиористические теории развития (Э.Л. Трондайк, Дж.Уотсон ); психоанализ (З.Фрейд), эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона; учение Ж.Пиаже о стадиях интеллектуального развития ребенка; культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского; А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин об условиях, источниках, форме и движущих силах психического развития.

Предпосылки и условия, источники и движущие силы психического развития. Генотипическая и средовая обусловленность развития.

Понятие возраста. Категория возраста. Физические и психологический возраст. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, психические новообразования, ведущий вид деятельности. Понятие сензитивности, возрастного кризиса. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания: имя, внешний образ, притязания на признание, половая идентификация, социальное пространство личности, развитие чувств и др., их генезис.

Взаимосвязь обучения, воспитания и развитии в онтогенезе. Сущность понятий «обучение», «воспитание», «развитие». Факторы, влияющие на обучение, развитие, воспитание. Роль взрослых, педагогов в регулировании процессов обучения, воспитания, развития на разных возрастных этапах.

Самостоятельная работа: аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов;подобрать примеры из периодической печати о взаимосвязи и взаимозависимости процессов обучения, воспитания и развития; сообщение на тему «Актуальные проблемы психологии развития»; сочинение «Мое самосознание – вчера, сегодня, завтра»

Практическая работа: решение психолого-педагогических задач – определение факторов, влияющих на обучение, развитие, воспитание.

 

Тема 1. 3.Проблемы периодизации психического развития.

Требования к знаниям: студент должен знать психологические основания создания возрастной периодизации; механизмы смены возрастных периодов; признаки и формы отклонения в психическом развитии; сущность депривации, результаты психического развития в условиях депривации, пути коррекции задержки развития; основные этапы психического развития человека.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать, обобщать, делать выводы в рамках проблемы возрастной периодизации психического развития, использовать знания о единстве возрастных и индивидуальных особенностей в практике педагогической деятельности; должен уметь оценивать значимость воздействия ведущей деятельности на психическое развитие растущего человека; определять степень отклонения в психическом развитии, используя различные методы диагностики; уметь определять эмоциональное, интеллектуальное, умственное развитие детей в условиях депривации, владеть способами коррекции задержек в развитии.

 

Периоды психического развития человека и основные типы его социальной активности. Основные этапы психического развития.

Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов (В.Штерн, Р.Заззо, З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Отклонения в развитии личности, задержка психического развития, умственная отсталость, запущенность. Развитие личности в экспериментальных условиях депривации.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение по теме «Причины отклонений в психическом развитии».

Практическая работа: сопоставление подходов и периодизации развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

 

Литература по разделу:

1. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М., 1967.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. – М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ О.В.Кузьменкова.- Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т.4.

5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002.

9. Столяренко Л.Д Педагогическая психология. Серия «Учебник и учебные пособия»,- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

10.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). – М., 1960.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.