Раздел 1 Введение в возрастную психологию.
Рабочая программа
дисциплины «Возрастная психология»
Для специальности 050711 «Социальная педагогика».
Оренбург, 2008 г
Одобрена Составлена в соответствии с
кафедрой психолого - Государственным образовательным
педагогических стандартом СПО 2002г.
дисциплин для специальности 050711
протокол №1 примерной программой дисциплины
от 4.09.200 «Психология» МО РФ, ИПРСПО
Заведующий кафедрой Зам.директора по УМР
психолого- педагогических Рожкова З.Ю.
дисциплин
Катенина А.В.
Автор: Гутарева Т.Н.
преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензенты: Камалова Л.К.
преподаватель высшей
квалификационной категории
Арстангалиева Г.Ф.
преподаватель высшей
квалификационной категории
ОГППК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности группы 0300 Образование среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Возрастная психология» является ведущей составной частью общепрофессиональной подготовки будущего социального педагога. Цель учебной дисциплины - изучение психологических особенностей возрастного развития личности, овладение психологически грамотной педагогической деятельностью, саморазвитие и самосовершенствование личности студента.
Программа «Возрастная психология» знакомит с основными этапами становления и понятиями возрастной психологии, современными исследованиями в данных областях, динамикой развития человека на разных этапах онтогенеза, приёмами психодиагностики и взаимодействия с ребёнком. Содержание дисциплины направлено на применение психологических знаний в профессиональной педагогической деятельности учителя.
При составлении программы учебной дисциплины учитывалось, что студенты готовы к его восприятию и усвоению, так как полученные ранее знания по основам общей психологии помогают всесторонне изучить развитие психики ребёнка, пополнить, углубить, систематизировать и синтезировать психологические знания.
Материал дисциплины призван теоретически усилить и подкрепить психологический анализ личности, её деятельности и раскрыть общую перспективу дальнейших изменений личности ребенка, особенности обучения и воспитания детей на разных этапах онтогенеза. При этом в процессе преподавания теоретического содержания раздела постоянно подчёркивается центральная идея – взгляд на возраст, как на проект нереализованных в жизни, но потенциально существующих возможностей развития детей, необходимости учёта в процессе обучения и воспитания зон актуального и ближайшего развития ребёнка.
Первый раздел «Введение в возрастную психологию» знакомит с основными этапами становления и понятиями возрастной психологии, современными исследованиями в данных областях.
Второй раздел «Динамика возрастного развития» предполагает изучение основ развития человека на разных этапах онтогенеза, приёмов психодиагностики и взаимодействия с ребёнком.
Третий раздел «Методы развивающей работы психолога» направлен на применение психологических знаний в профессиональной педагогической деятельности.
Преподавание учебной дисциплины «Возрастная психология» строится на основе обеспечения тесной связи теории и практики обучения, воспитания и развития, учёта результатов современных психологических исследований. В структуре программы предусмотрены примерные виды самостоятельной работы студентов, направленные на закрепление знаний, формирование умений и навыков профессиональной педагогической деятельности. Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения основ психологии.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление о развитии возрастной психологии как науки, об основных психологических школах зарубежной и отечественной возрастной психологии, о современных тенденциях развития возрастной психологии.
знать: предмет, задачи и методы возрастной психологии как науки; основные направления, историю возникновения и развития возрастной психологии; особенности психического развития в онтогенезе; основные закономерности психического развития; психологические основания создания возрастной периодизации; механизмы смены возрастных периодов; психологические характеристики возрастов; основные методы изучения возрастных особенностей; признаки и формы отклонения в психическом развитии; основные методы развивающей работы психолога, необходимость и рациональность их использования.
уметь: применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности; составлять психологическую характеристику личности; самостоятельно работать с научной психологической литературой; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.
Факультативный курс дисциплины «Возрастная психология» изучается на 3 курсе, рассчитан на 44 часа, практические занятия - часов самостоятельные занятия -13 часов. Итоговая аттестация- экзамен.
Тематический план учебной дисциплины «Возрастная психология»
Наименование разделов и тем
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Сам.
работа
|
| Макси-
мальное кол-во часов
| Всего
| Теор.
| Практ.
|
| Раздел 1 Введение в возрастную психологию.
|
|
|
|
|
| Тема 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
|
|
|
|
|
| Тема 1.2. Общие проблемы психологии возрастного развития.
|
|
|
|
|
| Тема 1.3. Проблемы периодизации психического развития.
|
|
|
|
|
| Раздел 2 Динамика возрастного развития.
|
|
|
|
|
| Тема 2.1. Психическое развитие в младенчестве.
|
|
|
|
|
| Тема 2.2. Психическое развитие в раннем детстве.
|
|
|
|
|
| Тема 2.3 . Психологическая характеристика дошкольного возраста.
|
|
|
|
|
| Тема 2.4. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
|
|
|
|
|
| Тема 2.5. Психологические особенности подростка.
|
|
|
|
|
| Тема 2.6. Психология ранней юности.
|
|
|
|
|
| Тема 2.7. Психология зрелого возраста.
|
|
|
|
|
| Тема 2.8. Психология старости.
|
|
|
|
|
| Раздел 3.Методы развивающей работы психолога
|
|
|
|
|
| Тема 3.1. Содержание и организация развивающей работы
|
|
|
|
|
| Тема 3.2. Формы и методы развивающей работы психолога
|
|
|
|
|
| Всего по дисциплине:
|
|
|
|
|
|
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1 Введение в возрастную психологию.
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Требования к знаниям: студент должен знать основные понятия темы - возрастная психология, метод, методика, диагностика, наблюдение, эксперимент, тест, анкета, социометрия, беседа, анализ продуктов деятельности; основные направления, историю возникновения и развития возрастной психологии; этапы развития возрастной психологии; основные методы изучения возрастных особенностей.
Требования к умениям: студент должен уметь составлять анкету, план наблюдения, план эксперимента, план беседы; провести социометрическое исследование; определять место возрастной психологии в системе наук; грамотно выбирать и использовать методы при изучении возрастных особенностей и проблем развития.
Предмет и задачи возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками. Специфика методов исследования в возрастной психологии. Исторический очерк: история возникновения и развития возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Основные направления в развитии возрастной психологии на современном этапе. Связь возрастной психологии с другими науками. Этапы становления и развития возрастной психологии. Ведущие представители этапов. Педология как наука.
Понятие методов психологического исследования. Классификация методов по Б.Г.Ананьеву: организационные, эмпирические, методы обработки данных исследования, интерпретационные методы. Организация исследования в возрастной психологии. Основные приемы математической обработки результатов диагностики.
Самостоятельная работа: составить библиографический список; составить сообщение об исторических проблемах развития возрастной психологии; провести диагностику психического развития, проанализировать, выявить проблемы и спланировать коррекционную работу.
Тема 1. 2. Общие проблемы психологии возрастного развития.
Требования к знаниям: студент должен знать психологическое понятие «развитие», категории развития, особенности психического развития в онтогенезе; основные характеристики теорий психического развития; основные закономерности психического развития; механизмы и предпосылки развития личности; сущность самосознания, факторы, влияющие на развитие самосознания, роль самосознания в деятельности; структурные звенья самосознания, условия их развития в различные возрастные периоды; основные структурные компоненты возраста, их характеристику и условия развития; сущность понятий воспитание, обучение, развитие, их взаимосвязь, факторы, влияющие на их эффективность.
Требования к умениям: студент должен уметь определять особенности развития на разных возрастных этапах; исследовать различные стороны детского развития; уметь разводить категории - условия, источники, движущие силы развития; оценивать влияние ситуации на развитие личности; определять уровень самосознания; определять возраст по характерным признакам; определять влияние структурных звеньев самосознания на деятельность и поведение личности; использовать понятия сензитивный период, возрастной кризис для анализа и классификации конкретных психолого-педагогических явлений; определять факторы, влияющие на обучение, воспитание, развитие, показатели.
Категория развития. Сущность психического развития в онтогенезе. Подходы к определению понятия «развитие» в психологии. Механизмы развития личности: идентификация, обособление, как механизмы социализации и индивидуализации личности. Взаимодействие идентификации, обособления и типы личностей. Качественное преобразование объекта в процессе развития. Теории развития: теория конвергенции двух факторов в развитии – наследственности и среды (В.Штерн); бихевиористические теории развития (Э.Л. Трондайк, Дж.Уотсон ); психоанализ (З.Фрейд), эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона; учение Ж.Пиаже о стадиях интеллектуального развития ребенка; культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского; А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин об условиях, источниках, форме и движущих силах психического развития.
Предпосылки и условия, источники и движущие силы психического развития. Генотипическая и средовая обусловленность развития.
Понятие возраста. Категория возраста. Физические и психологический возраст. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, психические новообразования, ведущий вид деятельности. Понятие сензитивности, возрастного кризиса. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания: имя, внешний образ, притязания на признание, половая идентификация, социальное пространство личности, развитие чувств и др., их генезис.
Взаимосвязь обучения, воспитания и развитии в онтогенезе. Сущность понятий «обучение», «воспитание», «развитие». Факторы, влияющие на обучение, развитие, воспитание. Роль взрослых, педагогов в регулировании процессов обучения, воспитания, развития на разных возрастных этапах.
Самостоятельная работа: аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов;подобрать примеры из периодической печати о взаимосвязи и взаимозависимости процессов обучения, воспитания и развития; сообщение на тему «Актуальные проблемы психологии развития»; сочинение «Мое самосознание – вчера, сегодня, завтра»
Практическая работа: решение психолого-педагогических задач – определение факторов, влияющих на обучение, развитие, воспитание.
Тема 1. 3.Проблемы периодизации психического развития.
Требования к знаниям: студент должен знать психологические основания создания возрастной периодизации; механизмы смены возрастных периодов; признаки и формы отклонения в психическом развитии; сущность депривации, результаты психического развития в условиях депривации, пути коррекции задержки развития; основные этапы психического развития человека.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать, обобщать, делать выводы в рамках проблемы возрастной периодизации психического развития, использовать знания о единстве возрастных и индивидуальных особенностей в практике педагогической деятельности; должен уметь оценивать значимость воздействия ведущей деятельности на психическое развитие растущего человека; определять степень отклонения в психическом развитии, используя различные методы диагностики; уметь определять эмоциональное, интеллектуальное, умственное развитие детей в условиях депривации, владеть способами коррекции задержек в развитии.
Периоды психического развития человека и основные типы его социальной активности. Основные этапы психического развития.
Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов (В.Штерн, Р.Заззо, З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Отклонения в развитии личности, задержка психического развития, умственная отсталость, запущенность. Развитие личности в экспериментальных условиях депривации.
Самостоятельная работа: подготовить сообщение по теме «Причины отклонений в психическом развитии».
Практическая работа: сопоставление подходов и периодизации развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
Литература по разделу:
1. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М., 1967.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. – М., 1984.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ О.В.Кузьменкова.- Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т.4.
5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002.
9. Столяренко Л.Д Педагогическая психология. Серия «Учебник и учебные пособия»,- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
10.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). – М., 1960.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|