Сделай Сам Свою Работу на 5

Введение. Специфика этической регуляции поведения. Роль административной этики в системе государственной, муниципальной службы.





РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра управления персоналом

РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании кафедры управления персоналом Протокол № 4 от 24 декабря 2015 г. Учебно-методическим советом факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления – филиала РАНХиГС Протокол № 4 от 25 декабря 2015 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Противодействие коррупции
и этика государственной и муниципальной службы

Б1.В.ОД.4

Направление подготовки – 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат)

 

очная, очно-заочная, заочная формы обучения

 

Составители:

Чевтаева Н.Г.,

д.соц.н., заведующий кафедрой

Ваторопин С.А.,

к.соц.н.,ст.преподаватель

Хитрин К.Л.,

ассистент

Екатеринбург


ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Эффективность функционирования государственной и муниципальной службы является ключевым фактором устойчивости политической системы и последовательного социально-экономического развития государства. На сегодняшний день в центре внимания власти и общества находятся не только экономические показатели эффективности функционирования государственной и муниципальной службы, но и поведение государственных и муниципальных служащих, их моральный облик. Соблюдение морально-этических требований к профессиональной деятельности служащих становится важным показателем в оценке всего государственного аппарата.



Отсутствие на протяжении длительного времени должного внимания к этической составляющей государственного управления привело к тому, что фундаментальные нравственные принципы гуманизма, справедливости, ответственности зачастую воспринимаются служащими как абстрактные, а их соблюдение или несоблюдение – индивидуальный выбор каждого. Между тем, игнорирование публичными служащими нравственных принципов профессиональной деятельности, нарушение принятых норм и правил поведения нередко приводят как к внутриорганизационным конфликтам, так и конфликтам с потребителями государственных и муниципальных услуг. Это, в том числе, обусловило низкий уровень доверия к органам власти среди населения, общее невысокое качество государственного и муниципального управления.



Административная реформа 2000-х гг. в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования государственного и муниципального управления в России выделила создание этической инфраструктуры в органах власти, а в качестве основной проблемы – коррупцию. На сегодняшний день можно констатировать продолжающийся процесс институционализации этики, значительное расширение нормативно-правовой базы и внедрение организационно-управленческих механизмов противодействия коррупции. Однако, как показывают результаты исследований, кардинального изменения сложившейся ситуации пока не произошло. Так, например, согласно рейтингу Transparency International, по индексу восприятия коррупциив конце 2014 г. Россия занимала лишь 136 место в мире.

Связано это и с тем, что использования лишь «внешних» нормативных и организационных мер регулирования поведения служащих недостаточно. Формирование этических основ системы публичного управления должно строиться на воспитании моральных качеств, собственном нравственном выборе служащими принципов справедливости, ответственности, честности и неподкупности. От того, насколько служащими будут усвоены принципы и нормы профессиональной этики, способны ли они будут эффективно противодействовать коррупционным проявлениям, без преувеличения зависит будущее всей системы публичного управления в России. Данные факторы обусловливают актуальность изучения студентами – будущими государственными и муниципальными служащими – дисциплины «Противодействие коррупции и этика государственной и муниципальной службы».



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – формирование профессиональной морали будущих государственных и муниципальных служащих и комплекса знаний, умений и навыков в сфере противодействия коррупции.

Основными задачами дисциплины являются:

- рассмотрение этических основ государственной и муниципальной службы;

- изучение специфики конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

- формирование представления о противодействии коррупции как ключевом направлении реформирования государственной и муниципальной службы в России;

- изучение зарубежного опыта урегулирования конфликта интересов и противодействия коррупции в системе государственной службы;

- усвоение требований к служебному поведению (в том числе в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг), деловому этикету публичного служащего.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП (основной образовательной программы)

Дисциплина относится к профессиональному циклу ООП. Дисциплина «Противодействие коррупции и этика государственной и муниципальной службы» основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе изучения следующих учебных дисциплин:

1. Философия.

2. История.

3. Социология.

4. Политология.

5. Управление общественными отношениями.

6. Теория государства и права.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);

- владение технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- общие правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности в коллективе;

- принципы и ценности современной административной этики;

- профессиональные этические нормы в государственном управлении, принципы и правила служебных отношений и служебного поведения;

- правила предупреждения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, содержание принципов и механизмов противодействия коррупции;

- особенности делового этикета при оказании государственных и муниципальных услуг;

- специфики типовых проблемных ситуаций в сфере служебного поведения при оказании государственных и муниципальных услуг;

уметь:

- ориентироваться на общепринятые нравственные нормы и ценности при работе в коллективе;

- диагностировать этически проблемные ситуации в профессиональной деятельности в трудовом коллективе;

- анализировать и выполнять требования законодательства к служебному поведению;

- прогнозировать и предотвращать, разрешать проблемные ситуации в служебной деятельности в связи с обеспечением требований законодательства о противодействии коррупции;

- анализировать административные процедуры оказания государственных и муниципальных услуг в контексте возникновения потенциальных этически проблематичных ситуаций;

- применять различные технологии в профилактике и разрешении проблемных ситуаций в служебном поведении при оказании государственных и муниципальных услуг;

владеть:

- навыками учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в работе в коллективе;

- навыками саморазвития толерантного поведения в решении этических проблем;

- навыками работы с этическим законодательством и законодательством о противодействии коррупции в системе государственной и муниципальной службы;

- навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере противодействия коррупции и этики государственной и муниципальной службы;

- навыками этического самоконтроля при оказании государственных и муниципальных услуг;

- навыками решения этических проблем, предотвращения ситуации конфликта интересов и противодействия коррупции в сфере оказании государственных и муниципальных услуг.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов для очной и очно-заочной форм обучения, 4 зачетных единицы, 144 часа для заочной формы обучения

Формы обучения Лекции (часы) Практические занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Всего часов
Очная (ГМУ-042)
Очно-заочная ГМУ-031в
Заочная (ГМУ-042з)

 

Форма итогового контроля: зачет.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.1. Тематический план (для очной формы обучения)

Форма обучения и кол-во часов     Наименование разделов и тем   Количество часов   Всего часов Формируемые компетенции (код)
Л П\3 С\Р ОК-6 ПК-10 ПК-24
Введение. Специфика этической регуляции поведения. Роль административной этики в системе государственной, муниципальной службы. 2 i   +    
Раздел 1. Этические основы государственной и муниципальной службы
Тема 1.1. Этические требования к государственным и муниципальным служащим: принципы, нормы, качества. Понятие коррупции. 1 i +    
Тема 1.2. Традиции становления административной этики в России: дореволюционный и советский периоды   1 i   +  
Тема 1.3. Реформирование системы государственного управления в 2000-е – 2010-е гг.: этический аспект   1 i   +  
Тема 1.4. Западный опыт обеспечения этической инфраструктуры государственной службы     +  
Раздел 2. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Тема 2.1. Понятие и ключевые признаки конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Нормативно-правовые основы предотвращения и урегулирования конфликта интересов 2 i     +  
Тема 2.2. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов: организационно-правовой статус, полномочия, проблемы функционирования   1 i   +  
Тема 2.3. Типовые ситуации конфликта интересов на публичной службе: причины и способы урегулирования   1 i   +  
Раздел 3. Противодействие коррупции как ключевое направление реформирования государственной и муниципальной службы в России
Тема 3.1. Коррупционное поведение: причины, формы проявления, последствия. Коррупция в современной России 2 i   +  
Тема 3.2. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции     +  
Тема 3.3. Организационно-управленческие механизмы противодействия коррупции в органах публичной власти     +  
Тема 3.4. Антикоррупционные кадровые технологии на государственной и муниципальной службе   1 i   +  
Тема 3.5. Проблемы и перспективы реализации государственной антикоррупционной политики     +  
Раздел 4. Зарубежный опыт урегулирования конфликта интересов и противодействия коррупции в системе государственной службы
Тема 4.1. Политика противодействия коррупции в системе государственного управления за рубежом: основные принципы и методы реализации   1 i   +  
Тема 4.2. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией   1 i +    
Тема 4.3. Лучшие практики развития компетентности публичных служащих в области этического саморегулирования   1 i   +  
Раздел 5. Культура управления и этикет в публичном администрировании
Тема 5.1. Менеджмент в государственном управлении: стандарты этического поведения служащего в процессе предоставления государственных услуг       +
Тема 5.2. Клиентоориентированный подход в практике предоставления государственных и муниципальных услуг   1 i     +
Тема 5.3. Обеспечение прозрачности государственного, муниципального управления, качества предоставления государственных и муниципальных услуг   1 i     +
Тема 5.4. Деловой этикет государственных и муниципальных служащих   1 i     +
Итого      

Примечание:i – интерактивные формы обучения.


3.1.2. Тематический план (для очно-заочной формы обучения)

Форма обучения и кол-во часов     Наименование разделов и тем   Количество часов   Всего часов Формируемые компетенции (код)
Л П\3 С\Р ОК-6 ПК-10 ПК-24
Введение. Специфика этической регуляции поведения. Роль административной этики в системе государственной, муниципальной службы. 2 i   +    
Раздел 1. Этические основы государственной и муниципальной службы
Тема 1.1. Этические требования к государственным и муниципальным служащим: принципы, нормы, качества. Понятие коррупции. 1 i +    
Тема 1.2. Традиции становления административной этики в России: дореволюционный и советский периоды       +  
Тема 1.3. Реформирование системы государственного управления в 2000-е – 2010-е гг.: этический аспект   1 i   +  
Тема 1.4. Западный опыт обеспечения этической инфраструктуры государственной службы       +  
Раздел 2. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Тема 2.1. Понятие и ключевые признаки конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Нормативно-правовые основы предотвращения и урегулирования конфликта интересов 2 i     +  
Тема 2.2. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов: организационно-правовой статус, полномочия, проблемы функционирования   1 i   +  
Тема 2.3. Типовые ситуации конфликта интересов на публичной службе: причины и способы урегулирования   1 i   +  
Раздел 3. Противодействие коррупции как ключевое направление реформирования государственной и муниципальной службы в России
Тема 3.1. Коррупционное поведение: причины, формы проявления, последствия. Коррупция в современной России 2 i   +  
Тема 3.2. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции     +  
Тема 3.3. Организационно-управленческие механизмы противодействия коррупции в органах публичной власти     +  
Тема 3.4. Антикоррупционные кадровые технологии на государственной и муниципальной службе   1 i   +  
Тема 3.5. Проблемы и перспективы реализации государственной антикоррупционной политики     +  
Раздел 4. Зарубежный опыт урегулирования конфликта интересов и противодействия коррупции в системе государственной службы
Тема 4.1. Политика противодействия коррупции в системе государственного управления за рубежом: основные принципы и методы реализации   1 i   +  
Тема 4.2. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией   1 i +    
Тема 4.3. Лучшие практики развития компетентности публичных служащих в области этического саморегулирования       +  
Раздел 5. Культура управления и этикет в публичном администрировании
Тема 5.1. Менеджмент в государственном управлении: стандарты этического поведения служащего в процессе предоставления государственных услуг       +
Тема 5.2. Клиентоориентированный подход в практике предоставления государственных и муниципальных услуг   1 i     +
Тема 5.3. Обеспечение прозрачности государственного, муниципального управления, качества предоставления государственных и муниципальных услуг   1 i     +
Тема 5.4. Деловой этикет государственных и муниципальных служащих   1 i     +
Итого      

Примечание:i – интерактивные формы обучения.

3.1.3. Тематический план (для заочной формы обучения)

Форма обучения и кол-во часов     Наименование разделов и тем   Количество часов   Всего часов Формируемые компетенции (код)
Л П\3 С\Р ОК-6 ПК-10 ПК-24
Введение. Специфика этической регуляции поведения. Роль административной этики в системе государственной, муниципальной службы. 1 i   +    
Раздел 1. Этические основы государственной и муниципальной службы
Тема 1.1. Этические требования к государственным и муниципальным служащим: принципы, нормы, качества. Понятие коррупции.   +    
Тема 1.2. Традиции становления административной этики в России: дореволюционный и советский периоды       +  
Тема 1.3. Реформирование системы государственного управления в 2000-е – 2010-е гг.: этический аспект   1 i   +  
Тема 1.4. Западный опыт обеспечения этической инфраструктуры государственной службы     +  
Раздел 2. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Тема 2.1. Понятие и ключевые признаки конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Нормативно-правовые основы предотвращения и урегулирования конфликта интересов 1 i     +  
Тема 2.2. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов: организационно-правовой статус, полномочия, проблемы функционирования   1 i   +  
Тема 2.3. Типовые ситуации конфликта интересов на публичной службе: причины и способы урегулирования   1 i   +  
Раздел 3. Противодействие коррупции как ключевое направление реформирования государственной и муниципальной службы в России
Тема 3.1. Коррупционное поведение: причины, формы проявления, последствия. Коррупция в современной России 1 i   +  
Тема 3.2. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции     +  
Тема 3.3. Организационно-управленческие механизмы противодействия коррупции в органах публичной власти     +  
Тема 3.4. Антикоррупционные кадровые технологии на государственной и муниципальной службе   1 i   +  
Тема 3.5. Проблемы и перспективы реализации государственной антикоррупционной политики       +  
Раздел 4. Зарубежный опыт урегулирования конфликта интересов и противодействия коррупции в системе государственной службы
Тема 4.1. Политика противодействия коррупции в системе государственного управления за рубежом: основные принципы и методы реализации   1 i   +  
Тема 4.2. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией     +    
Тема 4.3. Лучшие практики развития компетентности публичных служащих в области этического саморегулирования       +  
Раздел 5. Культура управления и этикет в публичном администрировании
Тема 5.1. Менеджмент в государственном управлении: стандарты этического поведения служащего в процессе предоставления государственных услуг       +
Тема 5.2. Клиентоориентированный подход в практике предоставления государственных и муниципальных услуг         +
Тема 5.3. Обеспечение прозрачности государственного, муниципального управления, качества предоставления государственных и муниципальных услуг   1 i     +
Тема 5.4. Деловой этикет государственных и муниципальных служащих   1 i     +
Итого      

Примечание:i – интерактивные формы обучения.

3.2. Содержание дисциплины

Содержание лекционного курса

Лекция № 1 (2 часа)

Введение. Специфика этической регуляции поведения. Роль административной этики в системе государственной, муниципальной службы.

 

Понятие этики и этической регуляции. Суть этической проблематики. Профессиональная этика, ее особенности. Профессиональная и общегражданская этика: единство и конфликтность. Виды профессиональной этики. Профессионально-этические кодексы. Сущность и специфика административной этики. Моральный аспект генезиса аномалий государственной и муниципальной службы. Моральный аспект проблемы коррупции.

(i) Лекция-дискуссия

В ходе данной лекций у студентов вырабатывается способность к обобщению, анализу и восприятию информации в разных формах, исходя из целей, задач и направлений дисциплины. Преподаватель, раскрывая суть этики и морали, роли этической регуляции поведения в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, предлагает студентам подискутировать относительно сущности основных этических категорий, роли морали в современном обществе и проблемах ее функционирования, значении этических принципов для достижения и профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.