Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка прочности дорожных одежд





4.9.1. Оценку прочности дорожных одежд проводят для решения вопроса о необходимости усиления или введения временного ограничения дорожного движения в случаях, когда нет возможности своевременно выполнить необходимые работы по усилению дорожных конструкций или обеспечению водоотвода.

Полевые работы и обработку полученных результатов выполняют в соответствии с «Указаниями по оценке прочности и расчету усиления нежестких дорожных одежд» ОДН 218.1.052-2002.

4.9.2. Оценку состояния дорожных одежд для определения адресов участков дорог, на которых необходимо выполнить детальные обследования дорожных конструкций, осуществляют по данным визуальной оценки состояния проезжей части дороги.

При невозможности выполнить инструментальную оценку прочности дорожной одежды, определение вероятного значения коэффициента прочности производят в зависимости от величины средневзвешенного балла, вычисляемого по формуле (4.2) и характеризующего состояние дорожной одежды на однотипном участке обследуемой дороги (табл. 4.12).

4.9.3. Фактический модуль упругости Еф на каждом однотипном участке определяют по формуле



Еф = Еобщ · Kпр, МПа, (4.3)

где Еобщ - общий расчетный модуль упругости, устанавливаемый для суммарного расчетного количества приложений нагрузки с момента строительства дорожной одежды или предыдущего строительства слоя усиления до момента испытаний, МПа.

Таблица 4.12

Значения коэффициента прочности дорожной одежды

Значения среднего балла Бср Величина коэффициента прочности Kпр
5,0 1,0
4,5 0,95
4,0 0,90
3,5 0,85
3,0 0,80
2,5 0,75
2,0 0,70
1,5 0,65
1,0 0,60

В случае холодного фрезерования существующего покрытия перед усилением величина Еф должна быть снижена с учетом толщины фрезеруемого слоя.

4.9.4. Для последующего расчета усиления дорожной одежды следует установить тип грунта. Для этого выполняют определение показателей свойств фунта земляного полотна (гранулометрический состав и число пластичности), взятого непосредственно под дорожной одеждой, согласно ГОСТу. Можно пробы грунта для этой цели отбирать из шурфов или скважин, устраиваемых, например, буром геолога на обочине у кромки проезжей части, с глубины (от нижней границы дренирующего слоя) не менее 0,5 м. Допустимо использовать данные о грунте земляного полотна из паспорта на дорогу.



Для экспресс-оценки тип грунта можно установить на месте, используя их визуальные отличительные признаки (табл. 4.13). При необходимости ориентировочное значение относительной влажности грунта по этим данным на период ее определения может быть рассчитано по формуле:

(4.4)

где Wф - фактическая влажность в долях от предела текучести;

В - показатель консистенции грунта, принимаемый по табл. 4.14;

а - коэффициент, принимаемый равным для супесей 0,7 - 0,75, суглинков 0,6 - 0,65, глин 0,45 - 0,5. Меньшие значения принимаются по мере увеличения содержания в грунте глинистых частиц. Более точное значение влажности устанавливается в лабораторных условиях согласно требованиям действующих стандартов.

Таблица 4.13

Код грунта Грунт Определение на ощупь при растирании Состояние грунта При скатывании во влажном состоянии При сдавливании во влажном состоянии
Сухой Влажный
1. Супесь Преобладают песчаные частицы Комья легко рассыпаются и крошатся при надавливании Мало пластичное Трудно скатывается в шнур диаметром 3-5 мм Образуется комок, который при легком надавливании рассыпается
2. Супесь пылеватая При растирании напоминает сухую муку Тоже При частом ударе ладонью легко отдает воду То же Комок при сотрясении растекается в лепешку, выделяя на поверхность капиллярную воду
3. Суглинок легкий Песка на ощупь при растирании мало. Комочки раздавливаются легко Комья и куски сравнительно тверды, но раздавливаются рукой Пластичность и липкость малая, похоже на слегка подогретый стеарин Длинного шнура не образуется Комок при сдавливании образует лепешку с трещинами по краям
4. Суглинок пылеватый То же, пылевато-глинистых частиц заметно больше песчаных То же, но с трудом Пластичный и липкий Дает шнур диаметром 2 - 3 мм То же
5. Суглинок тяжелый При растирании слабо чувствуется присутствие песчаных частиц Комья и куски сравнительно тверды, при ударе молотком рассыпаются, образуется мелочь То же, но в большей степени При раскатывании дает длинный шнур диаметром 1 - 2 мм То же

Таблица 4.14



Консистенция Признаки
Суглинки и глины
Твердая В < 0 Влажность не ощущается. Грунт разминается с большим усилием. При ударе молотком рассыпается на куски. При растирании пылит
Полутвердая 0 < В < 0,25 При сжатии в горсть чувствуется влага и холод. При ударах рассыпается на куски, почти не лепится, но режется ножом
Туго-пластичная 0,25 < В< 0,5 В руке ощущается влажность. Большие куски разминаются с трудом. Палец руки слегка оставляет отпечаток, но вдавливается в грунт при сильном нажатии, лепится тяжело
Мягко-пластичная 0,5 < В < 0,75 Грунт влажный, легко принимает различные формы при лепке. Палец вдавливается в грунт легко на глубину нескольких сантиметров
Текуче-пластичная 0,75 < В < 1,0 Грунт мокрый, при лепке не держит заданную форму, прилипает к рукам, разминается легко
Текучая В > 1 Грунт водонасыщенный, в спокойном состоянии расползается и растекается, способен течь по наклонной плоскости толстым слоем
Супеси
Твердая В < 0 Влажность не ощущается. Образец при сжатии в ладони рассыпается, при разрушении пылит
Пластичная 0 < В < 1 Образец легко разминается рукой, хорошо формируется и сохраняет приданную форму. При сжатии в ладони ощущается влажность
Текучая В > 1 Образец легко деформируется от незначительного нажима и растекается

4.9.5. По результатам полевых испытаний, обработанных методами математической статистики, определяют фактические показатели прочности дорожных одежд, сопоставляют их с величинами, требуемыми по условиям движения, и принимают решение по несущей способности обследованных дорог.

Требуемые показатели прочности назначают с учетом фактической интенсивности транспортного потока на дороге, приведенной к расчетным нагрузкам. Для приведения автомобиля к расчетным нагрузкам используют коэффициенты приведения.

Для непрочных участков рассчитывают слои усиления или назначают мероприятия по ограничению движения автомобилей по осевым нагрузкам в неблагоприятные по условиям увлажнения периоды года. Возможен и комбинированный подход, когда в течение некоторого периода ограничивают движение по дороге, а затем усиливают дорожную конструкцию. В каждом конкретном случае вопрос о проведении того или иного мероприятия должен решаться на основании технико-экономических расчетов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.