НЕДОПУСТИМОСТЬ ПРОДАЖИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Дефицит донорских органов порождает проблему справедливости в их распределении, черный рынок, где преимущества получают богатые. Многие ученые связывают тенденцию к коммерциализации трупных органов с некоторыми объективными факторами. Во-первых, это дефицит органов для трансплантации, вынуждающий больных к поиску источника (донора). Во-вторых, обнищание значительной части населения, готовой удовлетворить спрос. В-третьих, коммерциализация части лечебных учреждений. Моральное зло торговли органами в том, что тело превращается в товар-вещь. Превращение тела в вещь и товар деперсонализирует человека, наносит ему моральный ущерб. Разрешение торговли органами усилило бы социальную несправедливость — богатый будет в буквальном смысле выживать за счет бедного. Однако коммерциализация человеческого тела уже началась, так как можно продать и купить кровь, сперму, яйцеклетку. В числе различных профилактиче-
Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические проблемы 213
ских мер некоторые зарубежные авторы предлагают заменить механизм купли-продажи механизмом материальной компенсации за донорство органов.
Ассамблея здравоохранения в резолюциях WHA40.13 и WHA42.5 впервые выразила озабоченность в связи с коммерческой торговлей органами и необходимостью создания глобальных стандартов трансплантации. Затем на основании консультативного процесса, проведенного секретариатом, Ассамблея здравоохранения в своей резолюции WHA44.25 утвердила Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих органов. За последние 17 лет эти принципы оказали влияние на профессиональные правила и практику, а также на законодательство по всему миру.
В свете сдвигов, произошедших в практике и взглядах на трансплантацию органов и тканей, 57-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения резолюции WHA57.18 предложила своему генеральному директору, среди прочего, «продолжить изучение и сбор данных во всем мире о практике безопасности, качестве, эффективности и эпидемиологии аллогенной трансплантации, а также по вопросам этики, включая предоставление трансплантата живым донором, с тем чтобы внести коррективы в Руководящие принципы по трансплантации органов человека».
Официальные Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов содержатся в документе ЕВ 123/5, на который исполнительный комитет сослался на своей 123-й сессии 26 мая 2008 г., поручив внести в него изменения. Назовем некоторые из них, которые уже в новой редакции заслуживают внимания с точки зрения коммерциализации трансплантации.
• Предоставление клеток, тканей и органов живым донором осуществляется только на безвозмездной основе, без какой-то денежной выплаты или другого вознаграждения в денежном выражении. Необходимо запретить покупку или предложение о покупке клеток, тканей или органов для трансплантации либо их продажу живым донором или ближайшим родственником умершего.
• Запрет на продажу или покупку клеток, тканей или органов не исключает возмещения разумных и поддающихся контролю расходов, понесенных донором, включая потерю дохода или оплату издержек, связанных с уходом, обработкой, сохранением и передачей человеческих клеток, тканей или органов для трансплантации.
214_____________________________________________________________________Глава 9
• Врачам и другим профессиональным работникам здравоохранения не следует участвовать в процедурах пересадки органов, а медицинские страховщики и другие возможные плательщики не должны покрывать расходы, связанные с проведением этих процедур, в случае если клетки, ткани и органы для пересадки были получены в результате недобросовестного использования, или принуждения, или оплаты услуг живого донора либо ближайшего родственника умершего донора.
• Всем медицинским учреждениям и специалистам, связанным с процедурами поставки и трансплантации клеток, тканей или органов, следует запретить получать какую-либо оплату, превышающую обоснованный размер вознаграждения за оказанные услуги.
• При распределении органов, клеток и тканей следует руководствоваться клиническими критериями и этическими нормами, а не соображениями финансового или какого-либо другого характера. Правила распределения, которые устанавливаются надлежащим образом сформированными комитетами, должны быть справедливыми, оправданными с точки зрения внешних условий и транспа-рентными.
Особого внимания заслуживает Стамбульская декларация о трансплантационном туризме и торговле органами, принятая участниками Стамбульского саммита, проведенного с 30 апреля по 2 мая 2008 г. Трансплантационным обществом (TTS) и Международным обществом нефрологии (ISN).
В Стамбульской декларации содержатся следующие определения.
Торговля органами— это наем, вербовка, транспортировка и перемещение живых и умерших людей или их органов, их укрывательство и подделка документов, с применением угроз, силы, служебного положения или других форм принуждения, похищения, мошенничества и обмана; с передачей или получением третьей стороной оплаты или других выгод, для приобретения контроля над потенциальным донором — для использования в целях получения органов для трансплантации.
Трансплантационный коммерциализм— это такая практика и такой образ действий, когда орган рассматривается как товар и продукт потребления, который может быть продан, куплен или использован для получения материальной выгоды.
Поездка для выполнения трансплантации— это передвижение органов доноров и реципиентов или трансплантологов для выполнения операции пересадки, несмотря на юридические ограничения.
Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические проблемы
Поездка для выполнения трансплантации становится трансплантационным туризмом,если при этом обнаруживаются трансплантационный коммерциализм, торговля органами или если компоненты и участники (органы, врачи, трансплантационные центры), занятые обеспечением операций пациенту из-за рубежа, подрывают тем самым способность страны к обеспечению трансплантационной помощи собственного населения.
В Стамбульской декларации сформулированы также важные принципы, среди которых следует выделить следующие.
• Органы для трансплантации должны справедливо и беспристрастно распределяться внутри стран и регионов вне зависимости от пола, этнической и религиозной принадлежности, финансового и социального статуса.
• Финансовые факторы или любая другая материальная выгода не должны влиять на применение правил распределения органов.
• Первичной целью трансплантации должна быть оптимальная первичная и долгосрочная медицинская помощь для обеспечения здоровья и донора, и реципиента.
• Финансовые факторы или любая другая материальная выгода не должны влиять на принятие решения относительно здоровья и самочувствия донора и реципиента.
• Страны, регионы и сопредельные области должны пытаться достигнуть самообеспечения в органном донорстве, предоставляя достаточное количество органов для своих жителей, используя также региональную кооперацию:
а) сотрудничество в области органного донорства между странами не противоречит национальным программам по самообеспечению достаточного уровня донорства для своих жителей и предполагает в то же время защиту уязвимых слоев населения и равенство интересов доноров и реципиентов, не нарушая этих принципов;
б) лечение пациентов из-за рубежа, граждан других государств, приемлемо только в том случае, если это не мешает властям оказывать трансплантологическую помощь своему собственному населению.
• Торговля органами и трансплантационный туризм попирают принципы справедливости, равенства и уважения к человеческому достоинству и должны быть запрещены. Трансплантационный коммерциализм избирает своей мишенью обездоленных и уязви-
216 Глава 9
мых доноров, что неизбежно ведет к неравенству и несправедливости, и поэтому должен быть запрещен.
Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 44.25 призывает страны препятствовать покупке и продаже донорских органов для трансплантации.
• Запрещение этих форм деятельности должно означать запрещение всех форм рекламы (включая электронные и печатные средства массовой информации), всех форм ходатайства и посредничества, имеющих целью трансплантационный коммерциализм, трансплантационный туризм и куплю-продажу органов.
• Такое запрещение должно включать также наказание за такие мероприятия, как обследование доноров и выполнение трансплантаций, равно как и поощрение этих действий, если их цель и результат — получение выгод от трансплантационного туризма и торговли органами.
• Деятельность, которая склоняет уязвимых людей или целые их группы (неграмотных, обездоленных, бездомных, нелегальных иммигрантов, заключенных, политических или экономических беженцев) к тому, чтобы быть живыми донорами органов, несовместима с противостоянием торговле органами, трансплантационному туризму и коммерциализму.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона РФ № 4180-1 учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|