|
ОСНОВНЫЕ БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВИЧ/СПИДом
В Политической декларации по ВИЧ/СПИДу, принятой 2 июня 2006 г. на 87-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, главы государств и правительств заявили: «Подтверждаем, что профилактика ВИЧ должна составлять основу национальной, региональной и международной деятельности, направленной на борьбу с этой пандемией, и поэтому обязуемся активизировать усилия, чтобы обеспечить наличие во всех странах, особенно наиболее пострадавших странах, широкого круга программ профилактики, разработанных с учетом местных условий, этических и культурных ценностей, включая информацию, образование и просвещение на языках, наиболее понятных для населения, и при уважении культур, направленных на снижение числа случаев связанного с риском поведения и поощрение ответственного сексуального поведения, включая воздержание и верность; расширение доступа к самым необходимым средствам, включая мужские и женские презервативы и стерильные инъекционные средства; снижение ущерба, связанного с употреблением наркотиков; расширение доступа к службам психологической помощи и тестированию на добровольной основе и при соблюдении принципа конфиденциальности; безопасность запасов донорской крови и своевременное и эффективное лечение передаваемых половым путем заболеваний».
Была образована специализированная структура — Объединенная программа ООН по ВИЧ/ СПИДу (ЮНЭЙДС). В настоящее время начала реализовываться Стратегия ЮНЭЙДС на 2011—2015 гг., которая направлена на укоренение глобального прогресса в деле достижения установленных странами целевых показателей, призванных обеспечить всеобщий доступ к профилактике, лечению, уходу и поддержке в связи с ВИЧ, а также остановить и обратить вспять распространение ВИЧ, тем самым внести вклад в достижение целей, поставленных в Декларации ООН (2000), к 2015 г. Принятая Координационным советом программы в декабре 2010 г., эта стратегия предусматривает осуществление мер в ответ на ВИЧ в новых глобальных условиях. Меры в ответ на СПИД
186 Плавав
представляют собой долгосрочное вложение средств, а сама стратегия призвана совершить революцию в области профилактики ВИЧ, ускорить фазу лечения, обеспечить уход и поддержку, защиту прав человека и тендерное равенство.
Моральные проблемы, возникающие в связи с ВИЧ/СПИДом, находятся в центре внимания отечественных ученых (Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Коротких Р.В., Силуянова И.В., Тищенко П.Д., Юдин Б.Г., Яровинский М.Я.), поскольку они фокусируют все этические проблемы современной медицины, придавая некоторым из них своеобразие, обусловленное исключительно ВИЧ-инфекцией.
Многие традиционные принципы и нормы биоэтики нередко проверяются на прочность именно в соответствии с ВИЧ-инфекцией.
Это касается старейшего принципа «прежде всего — не навреди». Ранее рассматривался медицинский контекст возможного причинения вреда пациенту. В частности, такой формой вреда считается неоказание помощи больному. ВИЧ-инфекция обозначила острую проблему -массовый отказ врачей во многих странах мира от оказания помощи лицам, зараженным ВИЧ. Ведущий мотив подобных отказов медицинских работников — их личная безопасность. Данная проблема до настоящего времени не нашла своего адекватного решения.
В случае с ВИЧ/СПИДом возникает проблема реализации принципа «делай благо». Речь идет о том, что распространение ВИЧ-инфекции вызывает своеобразную бифуркацию в профессиональном мышлении медицинского работника. В конкретной клинической ситуации реализация принципа «делай благо» не фокусируется только на зараженном ВИЧ-инфекцией. Профессиональное мышление врача здесь сосредоточено не только на лечении, его широкий диапазон значительно шире и захватывает вопросы необходимой профилактики ВИЧ-инфекции у лиц, составляющих ближний круг пациента. Получается, что принцип «делай благо» в случае ВИЧ-инфекции предполагает много объектов его реализации, не только жизнь и здоровье одного пациента как это часто бывает, например, в хирургической практике. В этом случае деятельное благо медицинского работника должно быть направлено также на сохранение жизни и здоровья других людей. Это только одна сторона, порождающая внутренний конфликт медицинского работника, осознающего необходимость следовать принципу «делай благо». Есть и другая, не менее важная сторона морально-этической проблематики ВИЧ/СПИДа. Это вопрос о целесообразности оказания помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. Важно подчеркнуть, что этот
Биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями 187
вопрос возникает не только у медицинских работников, профессионально осознающих, что лечение СПИДа в настоящее время не приводит к желаемому результату. Этот вопрос задают также страховщики, экономисты и, наконец, представители общественности.
В связи с этим остро встает вопрос о реализации принципа справедливости в отношении ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Важно подчеркнуть правовой и моральный аспекты справедливого отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. В правовом (формальном) аспекте данная категория пациентов в соответствии с международным правом и национальным законодательством имеет равные в сравнении с другими гражданами права на охрану здоровья и медицинскую помощь. В моральном (содержательном) аспекте, когда речь идет о равенстве, основанном на признании каждого ВИЧ-инфицированного и больного СПИДом, как и любого другого человека, единственным, незаменимым, неисчерпаемым в своих притязаниях и стремлениях, то приходится констатировать проблематичность безусловной реализации принципа справедливости. В медицинском сообществе существует дифференцированный подход к личности ВИЧ-инфицированного и больного СПИДом. В первую очередь это связано со спецификой кон-тингентов таких пациентов.
Можно выделить несколько групп повышенного риска ВИЧ-инфицирования: 1) гомосексуалисты и бисексуалы; 2) наркоманы, использующие внутривенное введение наркотиков; 3) проститутки; 4) больные и лица, эпизодически подвергающиеся переливанию крови. Учитывая, что среди ВИЧ-инфицированных преобладают лица, ведущие образ жизни, который традиционно вызывает негативную общественную оценку, то у медицинских работников нередко возникает ощущение, что СПИД служит им наказанием за неправильное поведение. Имея такую установку, медицинские работники в этом случае начинают дифференцированно относиться к пациентам из различных групп риска, что часто приводит к этическому конфликту. Ясно, что подобная дифференциация пациентов противоречит принципу справедливости.
В случае с ВИЧ/СПИДом налицо биоэтическая проблема реализации принципа уважения автономии пациента. Масштабы автономии ВИЧ-инфицированного пациента и больного СПИДом ограничены рядом внешних условий, которые влияют на ход и результат их действий, в первую очередь, это потенциальная социальная опасность пациента. Именно поэтому моральный выбор пациента и врача, безусловно, де-
188 Глава 8
терминируется осознанием данной социальной опасности. Степень свободы поведения ВИЧ-инфицированного и больного СПИДом ограничена высоким уровнем моральной и юридической (вплоть до уголовной) ответственности. Наконец, на определенной стадии заболевания, из-за тяжелого физического и психического состояния, больной СПИДом может оказаться не способным к автономным действиям.
В подобных клинических ситуациях остро встает вопрос о реализации принципа человеческого достоинства. В частности, возникает этическая проблема, связанная с оказанием медицинской помощи больным СПИДом, которые находятся в агональном состоянии. Насколько допустимо отказываться, пусть и частично, от классических подходов при проведении клинических испытаний по отношению к больным СПИДом? Известно, что при классической схеме при клинических испытаниях должна быть группа пациентов, получающих плацебо. Для больных СПИДом это может означать, что какое-то их число лишается надежды получить лечение, которое теоретически может продлить их жизнь. В связи с этим возникает проблема подбора групп участников испытания. В ряде стран по этой причине допускается проводить испытания эффективности лечебных препаратов при ВИЧ-инфекции без использования плацебо.
При лечении СПИДа применение новых медицинских технологий может вызвать проблему, мешающую реализации принципа целостности. В самом деле, ВИЧ/СПИД все еще остаются малоизученной областью медицины. Именно поэтому количество научно-поисковых исследований значительно превышает число достигнутых вполне или отчасти положительных практических результатов. Нельзя исключить, что какое-либо из научных исследований приведет к созданию новой, гипотетически эффективной медицинской технологии лечения СПИДа, однако применение которой в клинической практике несет потенциальную угрозу телесной и психической целостности индивида. Понятно, что в любом случае риск применения подобной медицинской технологии должен быть обоснованным.
Следующая проблема — соблюдение принципа уязвимости ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. В Декларации ООН от 27 июня 2001 г. подчеркнуто, что уязвимым группам следует уделять приоритетное внимание. Декларация ООН призывает учредить во всех странах стратегии, политику и программы выявления и начала исправления тех факторов, которые обусловливают уязвимость некоторых групп населения для инфекции ВИЧ, включая отсутствие экономической безопасно-
Биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями 189
сти, нищету, недостаток возможностей у женщин, а также образования, неграмотность, социальное отчуждение, дискриминацию, отсутствие информации и (или) товаров для самозащиты, все виды сексуальной эксплуатации женщин, девочек и мальчиков, в том числе в коммерческих целях. Такие стратегии, политика и программы должны учитывать тендерный состав жертв, предписывать меры, которые надлежит принять для снижения уязвимости. Декларация ООН обращена на разработку и (или) укрепление стратегии, политики и программы, в рамках которых признается роль семьи в воспитании детей, в частности, в формировании их жизненной ориентации, а также учитываются культурные, религиозные и этические факторы, которые способны снизить уязвимость детей и молодежи. Для этого необходимо обеспечить доступ как девочек, так и мальчиков к начальному и среднему образованию, включая программы по ВИЧ/СПИДу для подростков, обеспечить безопасность среды, особенно для молодых девушек; а также расширить круг ориентированных на молодежь высококачественных информационных услуг, наладить просвещение молодежи по вопросам сексуального здоровья и консультирования; обеспечить охрану репродуктивного и сексуального здоровья; наконец, привлекать семьи и молодежь к планированию, оценке и претворению в жизнь программ, направленных на предотвращение ВИЧ/СПИДа и уход за больными.
Следующая биоэтическая проблема связана с соблюдением правила правдивости в процессе лечения и наблюдения пациентов с ВИЧ/ СПИДом.
Поскольку современная медицина не располагает достаточно серьезными аргументами, которые она может противопоставить ВИЧ-инфекции и СПИДу, медицинский работник обязан критически оценивать меру своих знаний и возможностей правдиво информировать об этом пациента. С психологической точки зрения важно помнить, что больные СПИДом, как правило, осознают неизбежность смерти, поэтому наиболее чутко реагируют на любую информацию о появлении новых лекарственных средств. Так, новые зарубежные препараты -ингибиторы протеаз ВИЧ, лечение которыми обходится минимум 20 000 долларов в год, вызвали этическую проблему: надо ли информировать пациентов об этой группе препаратов? Дело в том, что не каждый пациент в состоянии приобрести эти лекарственные средства.
Изложенный выше материал о конфликте между личными и общественными интересами позволяет поставить следующую проблему - - соблюдение правила неприкосновенности частной жизни
190_________________________________________________________Глава 8
ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, а также правила конфиденциальности при общении с ними.
По этой проблеме имеется, вероятно, самый широкий спектр суждений — от требования неукоснительно соблюдать врачебную тайну до запрещения ее хранить. Ясно, что система аргументов крайних противоположных суждений строится в зависимости от признания приоритета интересов личности или общества. Сторонники различных точек зрения на конфиденциальность едины лишь в одном: в первую очередь, сам пациент обязан сообщать окружающим о своей болезни и сделать все, чтобы не подвергнуть опасности их здоровье.
Важно подчеркнуть, что гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных сформулированы в ст. 5 Федерального закона РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее — Федеральный закон РФ № 38-ФЗ), в которой сказано:
«1. ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом».
Об ограничении права на отказ от медицинского вмешательства говорилось ранее, что касается врачебной тайны, то следует заметить, что согласно п. 2 ч. 4 ст. 13 Федерального закона РФ № 323-ФЗ предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.
В ст. 11 Федерального закона РФ № 38-ФЗ определены последствия выявления ВИЧ-инфекции:
«1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.
2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями 191
Согласно ст. 17 Федерального закона РФ № 38-ФЗ, не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|