Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВИЧ/СПИДом





В Политической декларации по ВИЧ/СПИДу, принятой 2 июня 2006 г. на 87-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, главы государств и правительств заявили: «Подтверждаем, что профи­лактика ВИЧ должна составлять основу национальной, региональной и международной деятельности, направленной на борьбу с этой панде­мией, и поэтому обязуемся активизировать усилия, чтобы обеспечить наличие во всех странах, особенно наиболее пострадавших странах, ши­рокого круга программ профилактики, разработанных с учетом местных условий, этических и культурных ценностей, включая информацию, образование и просвещение на языках, наиболее понятных для населе­ния, и при уважении культур, направленных на снижение числа случаев связанного с риском поведения и поощрение ответственного сексуаль­ного поведения, включая воздержание и верность; расширение доступа к самым необходимым средствам, включая мужские и женские презер­вативы и стерильные инъекционные средства; снижение ущерба, свя­занного с употреблением наркотиков; расширение доступа к службам психологической помощи и тестированию на добровольной основе и при соблюдении принципа конфиденциальности; безопасность запасов донорской крови и своевременное и эффективное лечение передава­емых половым путем заболеваний».



Была образована специализированная структура — Объединенная программа ООН по ВИЧ/ СПИДу (ЮНЭЙДС). В настоящее время на­чала реализовываться Стратегия ЮНЭЙДС на 2011—2015 гг., которая направлена на укоренение глобального прогресса в деле достижения установленных странами целевых показателей, призванных обеспечить всеобщий доступ к профилактике, лечению, уходу и поддержке в связи с ВИЧ, а также остановить и обратить вспять распространение ВИЧ, тем самым внести вклад в достижение целей, поставленных в Декларации ООН (2000), к 2015 г. Принятая Координационным советом програм­мы в декабре 2010 г., эта стратегия предусматривает осуществление мер в ответ на ВИЧ в новых глобальных условиях. Меры в ответ на СПИД

186 Плавав

представляют собой долгосрочное вложение средств, а сама стратегия призвана совершить революцию в области профилактики ВИЧ, уско­рить фазу лечения, обеспечить уход и поддержку, защиту прав человека и тендерное равенство.



Моральные проблемы, возникающие в связи с ВИЧ/СПИДом, нахо­дятся в центре внимания отечественных ученых (Иванюшкин А.Я., Иг­натьев В.Н., Коротких Р.В., Силуянова И.В., Тищенко П.Д., Юдин Б.Г., Яровинский М.Я.), поскольку они фокусируют все этические проблемы современной медицины, придавая некоторым из них своеобразие, обу­словленное исключительно ВИЧ-инфекцией.

Многие традиционные принципы и нормы биоэтики нередко про­веряются на прочность именно в соответствии с ВИЧ-инфекцией.

Это касается старейшего принципа «прежде всего — не навреди». Ранее рассматривался медицинский контекст возможного причинения вреда пациенту. В частности, такой формой вреда считается неоказание помощи больному. ВИЧ-инфекция обозначила острую проблему -массовый отказ врачей во многих странах мира от оказания помощи ли­цам, зараженным ВИЧ. Ведущий мотив подобных отказов медицинских работников — их личная безопасность. Данная проблема до настоящего времени не нашла своего адекватного решения.

В случае с ВИЧ/СПИДом возникает проблема реализации принци­па «делай благо». Речь идет о том, что распространение ВИЧ-инфекции вызывает своеобразную бифуркацию в профессиональном мышлении медицинского работника. В конкретной клинической ситуации реали­зация принципа «делай благо» не фокусируется только на зараженном ВИЧ-инфекцией. Профессиональное мышление врача здесь сосредото­чено не только на лечении, его широкий диапазон значительно шире и захватывает вопросы необходимой профилактики ВИЧ-инфекции у лиц, составляющих ближний круг пациента. Получается, что принцип «делай благо» в случае ВИЧ-инфекции предполагает много объектов его реализации, не только жизнь и здоровье одного пациента как это часто бывает, например, в хирургической практике. В этом случае дея­тельное благо медицинского работника должно быть направлено также на сохранение жизни и здоровья других людей. Это только одна сто­рона, порождающая внутренний конфликт медицинского работника, осознающего необходимость следовать принципу «делай благо». Есть и другая, не менее важная сторона морально-этической проблематики ВИЧ/СПИДа. Это вопрос о целесообразности оказания помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. Важно подчеркнуть, что этот



Биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями 187

вопрос возникает не только у медицинских работников, профессио­нально осознающих, что лечение СПИДа в настоящее время не приво­дит к желаемому результату. Этот вопрос задают также страховщики, экономисты и, наконец, представители общественности.

В связи с этим остро встает вопрос о реализации принципа справедли­вости в отношении ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Важно подчеркнуть правовой и моральный аспекты справедливого отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. В правовом (формаль­ном) аспекте данная категория пациентов в соответствии с междуна­родным правом и национальным законодательством имеет равные в сравнении с другими гражданами права на охрану здоровья и медицин­скую помощь. В моральном (содержательном) аспекте, когда речь идет о равенстве, основанном на признании каждого ВИЧ-инфицированного и больного СПИДом, как и любого другого человека, единственным, незаменимым, неисчерпаемым в своих притязаниях и стремлениях, то приходится констатировать проблематичность безусловной реализа­ции принципа справедливости. В медицинском сообществе существу­ет дифференцированный подход к личности ВИЧ-инфицированного и больного СПИДом. В первую очередь это связано со спецификой кон-тингентов таких пациентов.

Можно выделить несколько групп повышенного риска ВИЧ-инфицирования: 1) гомосексуалисты и бисексуалы; 2) наркоманы, использующие внутривенное введение наркотиков; 3) проститутки; 4) больные и лица, эпизодически подвергающиеся переливанию крови. Учитывая, что среди ВИЧ-инфицированных преобладают лица, веду­щие образ жизни, который традиционно вызывает негативную обще­ственную оценку, то у медицинских работников нередко возникает ощущение, что СПИД служит им наказанием за неправильное пове­дение. Имея такую установку, медицинские работники в этом случае начинают дифференцированно относиться к пациентам из различных групп риска, что часто приводит к этическому конфликту. Ясно, что подобная дифференциация пациентов противоречит принципу спра­ведливости.

В случае с ВИЧ/СПИДом налицо биоэтическая проблема реализа­ции принципа уважения автономии пациента. Масштабы автономии ВИЧ-инфицированного пациента и больного СПИДом ограничены ря­дом внешних условий, которые влияют на ход и результат их действий, в первую очередь, это потенциальная социальная опасность пациента. Именно поэтому моральный выбор пациента и врача, безусловно, де-

188 Глава 8

терминируется осознанием данной социальной опасности. Степень свободы поведения ВИЧ-инфицированного и больного СПИДом огра­ничена высоким уровнем моральной и юридической (вплоть до уголов­ной) ответственности. Наконец, на определенной стадии заболевания, из-за тяжелого физического и психического состояния, больной СПИ­Дом может оказаться не способным к автономным действиям.

В подобных клинических ситуациях остро встает вопрос о реали­зации принципа человеческого достоинства. В частности, возникает этическая проблема, связанная с оказанием медицинской помощи боль­ным СПИДом, которые находятся в агональном состоянии. Насколько допустимо отказываться, пусть и частично, от классических подходов при проведении клинических испытаний по отношению к больным СПИДом? Известно, что при классической схеме при клинических ис­пытаниях должна быть группа пациентов, получающих плацебо. Для больных СПИДом это может означать, что какое-то их число лишается надежды получить лечение, которое теоретически может продлить их жизнь. В связи с этим возникает проблема подбора групп участников испытания. В ряде стран по этой причине допускается проводить ис­пытания эффективности лечебных препаратов при ВИЧ-инфекции без использования плацебо.

При лечении СПИДа применение новых медицинских технологий может вызвать проблему, мешающую реализации принципа целост­ности. В самом деле, ВИЧ/СПИД все еще остаются малоизученной областью медицины. Именно поэтому количество научно-поисковых исследований значительно превышает число достигнутых вполне или отчасти положительных практических результатов. Нельзя исключить, что какое-либо из научных исследований приведет к созданию но­вой, гипотетически эффективной медицинской технологии лечения СПИДа, однако применение которой в клинической практике несет потенциальную угрозу телесной и психической целостности индивида. Понятно, что в любом случае риск применения подобной медицинской технологии должен быть обоснованным.

Следующая проблема — соблюдение принципа уязвимости ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. В Декларации ООН от 27 июня 2001 г. подчеркнуто, что уязвимым группам следует уделять приоритет­ное внимание. Декларация ООН призывает учредить во всех странах стратегии, политику и программы выявления и начала исправления тех факторов, которые обусловливают уязвимость некоторых групп населе­ния для инфекции ВИЧ, включая отсутствие экономической безопасно-

Биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями 189

сти, нищету, недостаток возможностей у женщин, а также образования, неграмотность, социальное отчуждение, дискриминацию, отсутствие информации и (или) товаров для самозащиты, все виды сексуальной экс­плуатации женщин, девочек и мальчиков, в том числе в коммерческих целях. Такие стратегии, политика и программы должны учитывать тен­дерный состав жертв, предписывать меры, которые надлежит принять для снижения уязвимости. Декларация ООН обращена на разработку и (или) укрепление стратегии, политики и программы, в рамках которых признается роль семьи в воспитании детей, в частности, в формирова­нии их жизненной ориентации, а также учитываются культурные, рели­гиозные и этические факторы, которые способны снизить уязвимость детей и молодежи. Для этого необходимо обеспечить доступ как дево­чек, так и мальчиков к начальному и среднему образованию, включая программы по ВИЧ/СПИДу для подростков, обеспечить безопасность среды, особенно для молодых девушек; а также расширить круг ориен­тированных на молодежь высококачественных информационных услуг, наладить просвещение молодежи по вопросам сексуального здоровья и консультирования; обеспечить охрану репродуктивного и сексуально­го здоровья; наконец, привлекать семьи и молодежь к планированию, оценке и претворению в жизнь программ, направленных на предотвра­щение ВИЧ/СПИДа и уход за больными.

Следующая биоэтическая проблема связана с соблюдением прави­ла правдивости в процессе лечения и наблюдения пациентов с ВИЧ/ СПИДом.

Поскольку современная медицина не располагает достаточно се­рьезными аргументами, которые она может противопоставить ВИЧ-инфекции и СПИДу, медицинский работник обязан критически оценивать меру своих знаний и возможностей правдиво информировать об этом пациента. С психологической точки зрения важно помнить, что больные СПИДом, как правило, осознают неизбежность смерти, поэтому наиболее чутко реагируют на любую информацию о появлении новых лекарственных средств. Так, новые зарубежные препараты -ингибиторы протеаз ВИЧ, лечение которыми обходится минимум 20 000 долларов в год, вызвали этическую проблему: надо ли информировать пациентов об этой группе препаратов? Дело в том, что не каждый паци­ент в состоянии приобрести эти лекарственные средства.

Изложенный выше материал о конфликте между личными и об­щественными интересами позволяет поставить следующую про­блему - - соблюдение правила неприкосновенности частной жизни

190_________________________________________________________Глава 8

ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, а также правила конфи­денциальности при общении с ними.

По этой проблеме имеется, вероятно, самый широкий спектр суж­дений — от требования неукоснительно соблюдать врачебную тайну до запрещения ее хранить. Ясно, что система аргументов крайних противо­положных суждений строится в зависимости от признания приоритета интересов личности или общества. Сторонники различных точек зре­ния на конфиденциальность едины лишь в одном: в первую очередь, сам пациент обязан сообщать окружающим о своей болезни и сделать все, чтобы не подвергнуть опасности их здоровье.

Важно подчеркнуть, что гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных сформулированы в ст. 5 Федерального закона РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Рос­сийской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуноде­фицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее — Федеральный закон РФ № 38-ФЗ), в которой сказано:

«1. ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации облада­ют на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодатель­ством Российской Федерации и законодательством субъектов Россий­ской Федерации.

2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть огра­ничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом».

Об ограничении права на отказ от медицинского вмешательства го­ворилось ранее, что касается врачебной тайны, то следует заметить, что согласно п. 2 ч. 4 ст. 13 Федерального закона РФ № 323-ФЗ предоставле­ние сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при угрозе распростране­ния инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

В ст. 11 Федерального закона РФ № 38-ФЗ определены последствия выявления ВИЧ-инфекции:

«1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации».

Биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями 191

Согласно ст. 17 Федерального закона РФ № 38-ФЗ, не допускают­ся увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в об­разовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов чле­нов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено насто­ящим Федеральным законом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.