БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ
Репродуктивное здоровье подразумевает, что у людей есть возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь.
148_____________________________________________________________________Глава 6
Один из основоположников сексологии Р. фон Краффт-Эбинг (1840—1902) отмечал, что начало всякой этики, а, быть может, также и значительной доли эстетики и религии берет свое основание в половом чувстве. Однако если половая жизнь, с одной стороны, может служить источником величайших добродетелей вплоть до самопожертвования, то с другой — в ее чувственной силе кроется опасность, ведь она может обернуться всепоглощающей страстью, стать источником величайших пороков. Необузданная страсть подобна вулкану, все разрушающему, все уничтожающему, подобна пропасти, поглощающей все — честь, состояние, здоровье.
Моральные проблемы, связанные с половой жизнью, уже давно остаются в центре внимания ученых, философов, религиозных деятелей. М. Фуко в книге «Забота о себе» анализирует текст сонника Арте-мидора (II в. н.э.) — единственный, как отмечает автор, дошедший до наших дней памятник эпохи, в котором содержится более или менее систематизированное описание различных форм половых актов. При этом М. Фуко подчеркивает, что в книге Артемидора принципы морали как таковые не даны, их можно распознать только в ходе анализа, интерпретируя ситуации. Именно поэтому автор останавливается на применяемой Артемидором процедуре расшифровки, для того чтобы выявить мораль, скрытую за анализом сексуальных снов. Артемидор не говорит хорошо или плохо, нравственно или безнравственно совершать тот или иной половой акт, но лишь хорошо или плохо, благоприятно или неблагоприятно видеть во сне, будто совершаешь его. Много столетий спустя, на методологической основе психоанализа, к этому вопросу в книге «Толкование сновидений» и других работах обратился 3. Фрейд. Он заявил, что психоанализ — это особая наука, чем навлек на себя гнев науки официальной. Считалось, что он бросил вызов не только науке, но и самой морали. За покровом сознания 3. Фрейд рассмотрел целый пласт неосознаваемых человеком потаенных желаний, стремлений, влечений, прежде всего сексуальных. Он создал сексуальную теорию, где в основе лежит новое понимание сексуальности — не как инстинкта продолжения рода, а как проявление либидо, т.е. силы, влияющей на жизнь человека с момента его рождения до смерти.
В своем фундаментальном исследовании «Основы современной сексологии» Г. Келли (2000) указывает, что современная сексуальная мораль покоится на 5 этических традициях.
Соблюдение естественных законов, установленных свыше.Сторонники эссенциализма полагают, что сексуальная мораль предопределена
Биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека 149
и дана нам свыше, чтобы мы могли безошибочно различать хорошие и плохие поступки. Кроме того, они уверены, что священные тексты, Библию или Коран, следует понимать буквально, и священные заповеди ясно формулируют правила сексуального поведения. Подобный эс-сенциалистский подход к вопросу сексуальной морали характерен для многих ортодоксальных и фундаменталистских религиозных традиций, чьих адептов следует отнести к категории традиционалистов.
Существование религиозных посредников между человеческим родом и Богом.Иисус, Моисей, Мухаммед и некоторые другие пророки говорили о любви и надежде, которые царят между людьми и Творцом. Согласно некоторым религиозным толкованиям, моральные принципы могут меняться в связи с изменениями паттернов общественной жизни и человеческого поведения. В русле этого подхода, близкого к конструктивистскому представлению об этике сексуальности, существует убеждение, что общественные ценности не связаны намертво узами косных традиционных стереотипов и могут меняться со временем.
Ситуативная этика.Речь идет о моральных представлениях, согласно которым каждая ситуация — единственная в своем роде комбинация обстоятельств и предпосылок. Исходя из этого моральное решение следует принимать только в контексте определенной ситуации, учитывая интересы всех ее участников. Ситуативная этика не предполагает каких-либо общих моральных ограничений сексуальности и сексуального поведения, подчеркивая, что этическая оценка такого поведения зависит от его мотивов и возможных последствий. С этой точки зрения определенное сексуальное поведение в одной ситуации осуждается, а в другой считается вполне приемлемым. Очевидно, что такое представление возлагает большую ответственность на индивида, оценивающего правомерность своих решений.
Традиции гедонизма и аскетизма.Эти моральные традиции представляют собой две крайние точки зрения в этике. Гедонисты принадлежат к категории, ориентированной на рекреацию, и утверждают, что наслаждение — высшее благо, вне зависимости от религиозной догмы или ситуации, иначе говоря: «Делай все, что тебе по душе». Сексуальное влечение рассматривается как потребность, которую нужно удовлетворять путем получения максимального физического и морального наслаждения. Подлинных гедонистов совсем немного, поскольку человеческие отношения слишком сложны, чтобы с легкостью следовать подобным принципам. Некоторые психологи полагают, что гедонизм представляет собой эгоцентрический образ жизни и на поверку может оказаться вы-
150 Глава 6
ражением социопатии или социальной безответственности и эмоционального расстройства.
Аскетизм, связанный с обетом безбрачия, — элемент некоторых религиозных и духовных традиций. Цель аскета — возвыситься над низменными физиологическими наслаждениями и путем самоограничения и самоотречения достигнуть вершин разума и духа, обрести высшую одухотворенность, приблизившись к Богу. Аскетическую жизнь затворников ведут некоторые священники и монахи.
Новейшие холистические течения.Некоторые современные философы утверждают, что в эпоху социальной эволюции традиционные представления об аскетизме и гедонизме как взаимоисключающих подходах утратили былое значение. Сексуальность следует воспринимать в более широком контексте, учитывая разные уровни переживаний: физиологический, эмоциональный, рациональный и духовный. Наряду с духовными потребностями, которые заставляют нас временами возвышаться над эгоцентризмом и плотскими наслаждениями, мы нуждаемся и в земных переживаниях, благодаря которым раскрывается наша чувственность. Именно поэтому следует не разделять, а скорее стремиться к гармоничному балансу этих разных, но одинаково ценных элементов сексуальности (\Vilber, 1995).
Развивая тему холистических течений, следует заметить, что И.С. Кон (1981) выделяет 9 мотивов нормального полового акта: прокреативный (деторождение), рекреативный (гедонистический), коммуникативный (личностное сближение), самоутверждение, ритуальный, компенсаторный, познавательный, релаксацию, достижение внесексуальных целей. В.В. Гульдан (1986) справедливо замечает, что поведение психически здоровых людей чаще полимотивировано, у психопатических можно скорее выделить какой-то один ведущий мотив.
Как справедливо замечает Г. Келли, людям приходится добиваться равновесия и гармонии между их собственными сексуальными ценностями и поведением и сексуальными установками, бытующими в их социальной среде. В обществе, основанном на плюрализме мнений, довольно сложно найти черты, роднящие индивидуальные представления о сексуальной морали и ценностях. Тем не менее можно назвать некоторые моральные принципы, которые имеют широкое распространение в обществе и поддерживаются религиозными учениями (Reiss, 1991).
• Принцип добровольности:людей нельзя принуждать к сексу. Сексуальные отношения могут возникать только на основе взаимного желания партнеров.
Биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека 151
• Принцип искренности:людей нельзя вовлекать в сексуальную активность с помощью обмана или вводить в заблуждение.
• Принцип уважения личности:людей не следует рассматривать как средство достижения определенных целей. Применительно к сексуальности это означает, что человека нельзя воспринимать исключительно как средство сексуального удовлетворения.
• Принцип уважения чужих убеждений:следует уважать сексуальные ценности и убеждения других людей. Ни один человек не имеет права принуждать другого человека к сексуальным действиям, которые идут вразрез с сексуальными ценностями партнера. Однако это не означает, что человек не имеет права помочь партнеру избавиться от предрассудков и заблуждений.
Литература Основная литература
Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник/ под ред. П.В. Лопатина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 272 с.
Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 224 с.
Хрусталев Ю.М. Биоэтика. — М.: Медицина, 2011. — 408 с.
Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.— 446с.
Дополнительная литература
Биомедицинская этика / под ред. В.И. Покровского. — М.: Медицина, 1997.-224с.
Биоэтика: принципы, правила, проблемы / отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. — М., 1998.-472с.
Введение в биоэтику: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 381 с.
Келли Г. Основы современной сексологии. — СПб.: Питер, 2000. — 896 с.
Краффт-Эбинг Р. Сексуальные катастрофы // Золя Э. Человек-зверь: пер. с фр. Сексуальные катастрофы (Половая психопатия): пер. Н.А. Виг-дорчика, Г.Н. Григорьева. — Ростов н/Д, 1994.
Сгречча Э. Католическая церковь и профессия врача // Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям. -М.: Прогресс; Прогресс-Интер, 1992. — С. 37-40.
152 Глава 6
Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: учебник: пер. с итал. В. Зелинского и Н. Костомаровой. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002.-413с.
Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. — М., 2001. -192с.
Слотердайк П. Сферы. Микросферология. — Т. 1. — СПб.: Наука, 2005. — 653с.
Тищенко П.Д. Биовласть в эпоху биотехнологий. — М., 2001. — 182 с.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.
Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности: пер. с фр. В. Каплуна. — Т. 2. — СПб.: Академический проект, 2004. — 432 с.
Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе: пер. с фр. Т.Н. Титовой и О.И. Хомы / под общ. ред. А.Б. Мокроусова. — Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.
Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник для студентов медвузов. — Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005. - 408 с.
Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика (биоэтика)». -М., 2001.-528 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|