Сделай Сам Свою Работу на 5

БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСОЛОГИИ





Репродуктивное здоровье подразумевает, что у людей есть возмож­ность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь.

148_____________________________________________________________________Глава 6

Один из основоположников сексологии Р. фон Краффт-Эбинг (1840—1902) отмечал, что начало всякой этики, а, быть может, также и значительной доли эстетики и религии берет свое основание в половом чувстве. Однако если половая жизнь, с одной стороны, может служить источником величайших добродетелей вплоть до самопожертвования, то с другой — в ее чувственной силе кроется опасность, ведь она может обернуться всепоглощающей страстью, стать источником величайших пороков. Необузданная страсть подобна вулкану, все разрушающему, все уничтожающему, подобна пропасти, поглощающей все — честь, со­стояние, здоровье.

Моральные проблемы, связанные с половой жизнью, уже давно остаются в центре внимания ученых, философов, религиозных деяте­лей. М. Фуко в книге «Забота о себе» анализирует текст сонника Арте-мидора (II в. н.э.) — единственный, как отмечает автор, дошедший до наших дней памятник эпохи, в котором содержится более или менее си­стематизированное описание различных форм половых актов. При этом М. Фуко подчеркивает, что в книге Артемидора принципы морали как таковые не даны, их можно распознать только в ходе анализа, интер­претируя ситуации. Именно поэтому автор останавливается на приме­няемой Артемидором процедуре расшифровки, для того чтобы выявить мораль, скрытую за анализом сексуальных снов. Артемидор не говорит хорошо или плохо, нравственно или безнравственно совершать тот или иной половой акт, но лишь хорошо или плохо, благоприятно или не­благоприятно видеть во сне, будто совершаешь его. Много столетий спустя, на методологической основе психоанализа, к этому вопросу в книге «Толкование сновидений» и других работах обратился 3. Фрейд. Он заявил, что психоанализ — это особая наука, чем навлек на себя гнев науки официальной. Считалось, что он бросил вызов не только науке, но и самой морали. За покровом сознания 3. Фрейд рассмотрел целый пласт неосознаваемых человеком потаенных желаний, стремлений, вле­чений, прежде всего сексуальных. Он создал сексуальную теорию, где в основе лежит новое понимание сексуальности — не как инстинкта про­должения рода, а как проявление либидо, т.е. силы, влияющей на жизнь человека с момента его рождения до смерти.





В своем фундаментальном исследовании «Основы современной сек­сологии» Г. Келли (2000) указывает, что современная сексуальная мо­раль покоится на 5 этических традициях.

Соблюдение естественных законов, установленных свыше.Сторонни­ки эссенциализма полагают, что сексуальная мораль предопределена

Биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека 149

и дана нам свыше, чтобы мы могли безошибочно различать хорошие и плохие поступки. Кроме того, они уверены, что священные тексты, Библию или Коран, следует понимать буквально, и священные запове­ди ясно формулируют правила сексуального поведения. Подобный эс-сенциалистский подход к вопросу сексуальной морали характерен для многих ортодоксальных и фундаменталистских религиозных традиций, чьих адептов следует отнести к категории традиционалистов.

Существование религиозных посредников между человеческим родом и Богом.Иисус, Моисей, Мухаммед и некоторые другие пророки го­ворили о любви и надежде, которые царят между людьми и Творцом. Согласно некоторым религиозным толкованиям, моральные принципы могут меняться в связи с изменениями паттернов общественной жизни и человеческого поведения. В русле этого подхода, близкого к конструк­тивистскому представлению об этике сексуальности, существует убеж­дение, что общественные ценности не связаны намертво узами косных традиционных стереотипов и могут меняться со временем.



Ситуативная этика.Речь идет о моральных представлениях, соглас­но которым каждая ситуация — единственная в своем роде комбинация обстоятельств и предпосылок. Исходя из этого моральное решение сле­дует принимать только в контексте определенной ситуации, учитывая интересы всех ее участников. Ситуативная этика не предполагает каких-либо общих моральных ограничений сексуальности и сексуального по­ведения, подчеркивая, что этическая оценка такого поведения зависит от его мотивов и возможных последствий. С этой точки зрения опреде­ленное сексуальное поведение в одной ситуации осуждается, а в другой считается вполне приемлемым. Очевидно, что такое представление воз­лагает большую ответственность на индивида, оценивающего право­мерность своих решений.

Традиции гедонизма и аскетизма.Эти моральные традиции представ­ляют собой две крайние точки зрения в этике. Гедонисты принадлежат к категории, ориентированной на рекреацию, и утверждают, что на­слаждение — высшее благо, вне зависимости от религиозной догмы или ситуации, иначе говоря: «Делай все, что тебе по душе». Сексуальное вле­чение рассматривается как потребность, которую нужно удовлетворять путем получения максимального физического и морального наслажде­ния. Подлинных гедонистов совсем немного, поскольку человеческие отношения слишком сложны, чтобы с легкостью следовать подобным принципам. Некоторые психологи полагают, что гедонизм представляет собой эгоцентрический образ жизни и на поверку может оказаться вы-

150 Глава 6

ражением социопатии или социальной безответственности и эмоцио­нального расстройства.

Аскетизм, связанный с обетом безбрачия, — элемент некоторых ре­лигиозных и духовных традиций. Цель аскета — возвыситься над низ­менными физиологическими наслаждениями и путем самоограничения и самоотречения достигнуть вершин разума и духа, обрести высшую одухотворенность, приблизившись к Богу. Аскетическую жизнь затвор­ников ведут некоторые священники и монахи.

Новейшие холистические течения.Некоторые современные фило­софы утверждают, что в эпоху социальной эволюции традиционные представления об аскетизме и гедонизме как взаимоисключающих под­ходах утратили былое значение. Сексуальность следует воспринимать в более широком контексте, учитывая разные уровни переживаний: физиологический, эмоциональный, рациональный и духовный. Наряду с духовными потребностями, которые заставляют нас временами возвы­шаться над эгоцентризмом и плотскими наслаждениями, мы нуждаемся и в земных переживаниях, благодаря которым раскрывается наша чув­ственность. Именно поэтому следует не разделять, а скорее стремиться к гармоничному балансу этих разных, но одинаково ценных элементов сексуальности (\Vilber, 1995).

Развивая тему холистических течений, следует заметить, что И.С. Кон (1981) выделяет 9 мотивов нормального полового акта: прокреативный (деторождение), рекреативный (гедонистический), коммуникативный (личностное сближение), самоутверждение, ритуальный, компенсатор­ный, познавательный, релаксацию, достижение внесексуальных целей. В.В. Гульдан (1986) справедливо замечает, что поведение психически здоровых людей чаще полимотивировано, у психопатических можно скорее выделить какой-то один ведущий мотив.

Как справедливо замечает Г. Келли, людям приходится добиваться равновесия и гармонии между их собственными сексуальными цен­ностями и поведением и сексуальными установками, бытующими в их социальной среде. В обществе, основанном на плюрализме мнений, до­вольно сложно найти черты, роднящие индивидуальные представления о сексуальной морали и ценностях. Тем не менее можно назвать некото­рые моральные принципы, которые имеют широкое распространение в обществе и поддерживаются религиозными учениями (Reiss, 1991).

• Принцип добровольности:людей нельзя принуждать к сексу. Сек­суальные отношения могут возникать только на основе взаимного желания партнеров.

Биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека 151

• Принцип искренности:людей нельзя вовлекать в сексуальную ак­тивность с помощью обмана или вводить в заблуждение.

• Принцип уважения личности:людей не следует рассматривать как средство достижения определенных целей. Применительно к сек­суальности это означает, что человека нельзя воспринимать ис­ключительно как средство сексуального удовлетворения.

• Принцип уважения чужих убеждений:следует уважать сексуальные ценности и убеждения других людей. Ни один человек не имеет права принуждать другого человека к сексуальным действиям, ко­торые идут вразрез с сексуальными ценностями партнера. Однако это не означает, что человек не имеет права помочь партнеру из­бавиться от предрассудков и заблуждений.

Литература Основная литература

Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник/ под ред. П.В. Лопа­тина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 272 с.

Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 224 с.

Хрусталев Ю.М. Биоэтика. — М.: Медицина, 2011. — 408 с.

Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.— 446с.

Дополнительная литература

Биомедицинская этика / под ред. В.И. Покровского. — М.: Медицина, 1997.-224с.

Биоэтика: принципы, правила, проблемы / отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. — М., 1998.-472с.

Введение в биоэтику: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игна­тьев, Р.В. Коротких и др. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 381 с.

Келли Г. Основы современной сексологии. — СПб.: Питер, 2000. — 896 с.

Краффт-Эбинг Р. Сексуальные катастрофы // Золя Э. Человек-зверь: пер. с фр. Сексуальные катастрофы (Половая психопатия): пер. Н.А. Виг-дорчика, Г.Н. Григорьева. — Ростов н/Д, 1994.

Сгречча Э. Католическая церковь и профессия врача // Медицина и пра­ва человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной мо­рали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям. -М.: Прогресс; Прогресс-Интер, 1992. — С. 37-40.

152 Глава 6

Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: учебник: пер. с итал. В. Зелинского и Н. Костомаровой. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002.-413с.

Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. — М., 2001. -192с.

Слотердайк П. Сферы. Микросферология. — Т. 1. — СПб.: Наука, 2005. — 653с.

Тищенко П.Д. Биовласть в эпоху биотехнологий. — М., 2001. — 182 с.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.

Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности: пер. с фр. В. Каплуна. — Т. 2. — СПб.: Академический проект, 2004. — 432 с.

Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе: пер. с фр. Т.Н. Ти­товой и О.И. Хомы / под общ. ред. А.Б. Мокроусова. — Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.

Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник для студентов медвузов. — Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005. - 408 с.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика (биоэтика)». -М., 2001.-528 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.