БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Аборт (от лат. abortus — «выкидыш») — всякое преждевременное прекращение беременности, естественное (самопроизвольное) или искусственное (намеренно вызванное). Обычно под абортом понимают последнее, что представляет не только медицинскую, юридическую, но также и этическую (для многих людей — религиозную) проблему.
Вопрос об искусственном аборте столь же древний, как и история всего человечества. Если говорить о веке минувшем, то можно отметить
140 Глава 6
либерализацию законодательств многих стран по вопросу разрешения медицинских абортов («Abortion Act» от 17 октября 1967 г. в Великобритании или «Roe versus Wade» Верховного суда США от 22 января 1973 г., провозгласивших, что «плод не является юридической личностью», т.е. не защищен Конституцией).
Отношение медиков к практике искусственного аборта нашло отражение, в частности, в клятве Гиппократа, где среди многочисленных медицинских манипуляций врач специально выделяет и обещает: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Гиппократ считает искусственное прерывание беременности несовместимым с врачебной профессией. В императорском Древнем Риме аборт широко практиковался и не считался позорным. С возникновением христианства аборт стал отождествляться с убийством человека. В Средние века наказание за искусственный аборт было особенно суровым. Согласно своду германских законов «Каролина» (XVI в.), производство аборта каралось смертной казнью. Смертная казнь за аборт была введена в России в 1649 г., но столетие спустя отменена.
Моральный статус преэмбрионов, эмбрионов и плодов.В основе спора сторонников и противников абортов лежит, по сути, проблема природы и статуса человеческого эмбриона. Констатированием фактов возникновения сердцебиения у плода или появления биоэлектрических импульсов его мозга подчеркивается лишь наличие у него отдельных качеств человека. Как потенциальный человек эмбрион обладает особым природным (онтологическим) статусом, связанным со становлением биологической уникальности, предпосылок неповторимого склада характера будущего человека.
Одна из основных проблем здесь — правовой и этический статус эмбриона. В каком возрасте нужно рассматривать эмбрион как личность, обладающую правами и защищаемую законодательством? При определении предельного возраста эмбрионов, допустимого для использования в эксперименте, ведущие эмбриологи называют, как правило, период от оплодотворения до 14-го (начало формирования первичной полоски, элементов нервной системы) и 30-го (начала дифференциров-ки центральной нервной системы) дня развития.
Данный вопрос детально проанализировали Э. Сгречча и В. Тамбоне (2002), которые отмечают, что период 14 дней был впервые предложен в 1979 г. Совещательной комиссией по этике — Ethics Advisory Board (DHEW) в Соединенных Штатах, которая обосновала это тем фактом, что 14-й день как раз соответствует времени имплантации плода в матку.
Биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека 141
Правительство Великобритании учредило в 1982 г. Комиссию по изучению репродуктивной функции человека и эмбриологии, состоящую из 12 экспертов и возглавляемую философом Мэри Уарнок. Из доклада Уарнок следует, что использовать человеческий эмбрион для экспериментальных целей возможно в течение 14 дней с момента зачатия, из чего однозначно вытекает, что до наступления этой стадии эмбрион не признается человеческим индивидом и целиком зависит от жизни взрослого. Макларен, член Комитета Уарнок, утверждала в своей статье: «Момент, в который можно говорить о начале человеческого индивида во всей полноте, относится к стадии примитивной хорды в формировании эмбриона». Согласно Макларен, первые 14 дней эмбрионального развития — это период подготовки, когда формируются все защитные и питательные системы, необходимые для поддержания будущей жизни эмбриона; только «когда налажены системы поддержки, эмбрион может начать развиваться как индивидуальная сущность».
С точкой зрения Макларен солидаризировался Гробстейн, утверждая: «Человеческий преэмбрион обладает особой совокупностью характеристик, которые биологически отличают его от яйца, предшествующего ему, и от эмбриона, следующего за ним. Он является индивидом в генетическом, но не в морфологическом смысле». То же говорит и Форд: «Появление примитивной хорды — это знак того, что сформировался и начал существовать эмбрион в собственном смысле слова и человеческий индивид. До этой стадии нет смысла говорить о присутствии подлинного человеческого существа в онтологическом смысле». Что касается примитивной хорды, следует припомнить вместе с А. Серра, что «она представляет собой лишь конечный пункт определенного, последовательного, организованного, непрерывного процесса, который начался с момента формирования зиготы. В период формирования питательных и защитных систем всегда наличествует клетка или клетки, от коих берут начало те слои, которые образуют эмбриональную примитивную хорду. Она не возникает как бы извне и неожиданно и не отделена от всей совокупности процессов, которые берут свое начало от сингамии, она является продуктом этого процесса».
Что же касается употребления термина «преэмбрион», то вот что пишет Серра: «Несомненно, допустимо, а порой с терминологической точки зрения, которая всегда имеет практическую ценность, даже удобно вводить новые символы, чтобы подчеркнуть новые аспекты. Поэтому термин "преэмбрион", предложенный Макларен и другими, может относиться лишь к раннему этапу развития эмбриона — от образования
Глава 6
зиготы до образования эмбриональной примитивной хорды. Но было бы ошибочным считать, что благодаря такому разделению единого процесса на два этапа каждый из них — и тот, на котором образуется зигота и примитивная хорда, и последующий, продолжающийся уже после образования примитивной хорды, — представляет собой самостоятельный, никак не связанный с другим, процесс, и что две структуры — возникающая в ходе образования примитивной хорды и появляющаяся уже после ее образования — связаны с двумя различными субъектами или что первая из них — это структура без субъекта».
Не менее противоречивы суждения ученых о глубоком замораживании эмбрионов. Излишние эмбрионы могут быть законсервированы и при необходимости повторной имплантации избежать стимуляции ооцитов гормонами. С согласия доноров таких эмбрионов они могут быть имплантированы другой женщине. Высказывается мнение, что эмбрионы, полученные от одной супружеской пары, не следует использовать для других супругов в целях ограничения отлучения детей от своих генетических родителей, более того, есть мнение, что сроки консервации и использования эмбрионов определяются исключительно по решению их владельцев. Все действия с эмбрионами должны находиться под контролем местных этических комитетов и экспертной ассоциации.
Особый природный статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. Эмбрион еще нельзя признать нравственным субъектом, но все наши действия по отношению к нему подлежат моральным оценкам. С точки зрения морали всякий аборт — в конечном счете зло и обязательно причиняет боль человеческой душе. В «Декларации Осло о медицинском аборте», принятой ВМА (Осло, 1970), определено, что основополагающий моральный принцип врача — уважение к человеческой жизни с момента зачатия. Обстоятельства, противопоставляющие интересы потенциальной матери интересам ее неродившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.
Автономия беременной и право плода на жизнь.Очевидно, что проблема прерывания беременности в первую очередь остро воспринимается женщиной. Именно женщина оказывается вовлеченной в решение выбора жизни и смерти, именно от нее зависит жизнь человеческого существа. Может быть, женщинам и предоставить право решать вопрос о прерывании беременности?
Биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека 143
Право женщины распоряжаться своим телом завоевывало себе место в европейской культуре с трудом. Сначала появляются так называемые медицинские показания к аборту (узкий таз, гидроцефалия плода), затем круг этих проблем расширился, к ним присоединяются болезни сердца, почек, туберкулез, душевные заболевания, наследственные болезни. В первой половине XIX в. сформулировано понятие «социальные показания» искусственного прерывания беременности (изнасилование, инцест, чрезмерная нужда). Постепенно число социальных показаний росло, например, «желание мужа», «желаемое количество детей». В итоге многие страны вынуждены были признать автономию женщины принимать решение о прерывании беременности и не только в первой ее трети. В ст. 56 Федерального закона РФ № 323-ФЗ указано: «1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
3. Искусственное прерывание беременности проводится:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности четвертая-седьмая недели;
б) при сроке беременности одиннадцатая-двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая-десятая недели беременности.
4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.
5. Социальные показания к искусственному прерыванию беременности определяются Правительством Российской Федерации.
6. Перечень медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно
Глава 6
по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
Необходимо отметить, что в настоящее время социальные показания для искусственного прерывания беременности определены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности», в п. 1 которого сказано: «Установить, что социальным показанием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации». Ст. 131 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за изнасилование.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России № 1661н от 27 декабря 2011 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности"».
Как отмечалось выше, автономия женщины в данном вопросе тесно связана с определением статуса плода.
В преамбуле Конвенции о правах ребенка (далее — Конвенция), принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., отмечено, что государства — участники Конвенции принимают во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в надлежащей правовой защите как до, так и после рождения». Согласно ст. 1 Конвенции, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста. Вместе с тем в Конвенции не установлен начальный момент, с которого следует признать человеческое существо ребенком. Из сказанного можно заключить, что ребенок — человеческое существо как до, так и после рождения.
В ч. 1 ст. 4 Американской конвенции о правах человека сказано, что каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защища-
Биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека 145
ется законом и, как правило, с момента зачатия. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Очевидно, что при таком подходе к решению вопроса о правовом статусе плода можно говорить о приоритете публичного интереса над частным интересом женщины в вопросах сохранения или прерывания беременности.
Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. В соответствии с этим конституционным решением вопроса о моменте возникновения общей правоспособности находятся нормы, закрепленные в ст. 56 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, анализ которых позволяет заключить, что право женщины на искусственное прерывание беременности рассматривается с позиции частно-публичного интереса. С одной стороны, в данной статье речь идет о том, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. С другой стороны, искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, а при сроке беременности до 22 недель — лишь по социальным показаниям.
Заслуживает внимание рассмотрение вопроса о праве врача на отказ от производства аборта.
Возможность отказа врача от производства аборта предусмотрена Декларацией ВМА «О медицинских абортах» (Осло, 1970). Декларация не считается нормативно-правовым актом, поэтому необходимо рассмотреть право врача на отказ от производства аборта в юридическом смысле.
Согласно ч. 3 ст. 70 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения) должно организовать замену лечащего врача.
Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.Важно остановиться на основных подходах к проблеме аборта в аспекте ценностно-мировоззренческих ориентации. И.В. Силуянова
146 Глава 6
(2001, 2008) в связи с этим отмечает, что в России реально существуют различные ценностно-мировоззренческие ориентации, среди них — либеральная и консервативная.
Либеральный подходк производству аборта базируется на двух принципах:
• праве женщины распоряжаться своим телом;
• отрицании личностного статуса плода.
Как подчеркивает И.В. Силуянова, в этой аргументации исходный принцип — «право женщины на аборт». Анализ этого суждения выявляет, что оно имело свой смысл скорее в условиях борьбы либерализма с консервативным законодательством, преследующим производство абортов.
В заявлении ВМА о планировании семьи (Мадрид, 1967) указано: «1. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) одобряет концепцию планирования семьи и рекомендует всем национальным медицинским ассоциациям способствовать планированию семьи и популяризировать соответствующие методы.
2. Целью планирования семьи является не навязывание ограничений, а улучшение и обогащение человеческой жизни. Планирование семьи открывает перед каждым человеком большие возможности самореализации. Чтобы в полной мере воспользоваться одним из основных прав человека, родители должны обладать знаниями и владеть способами планирования семьи, осознанно и самостоятельно принимать решение о количестве детей и возрастной разнице между ними.
3. ВМА предлагает всем заинтересованным организациям сотрудничество в области медицинских и гигиенических аспектов планирования семьи, помощь в подборе экспертов по семейному планированию, в организации обучения и проведении необходимых экспериментов и исследований.
4. ВМА обязуется поощрять инициативы любых организаций по проведению конференций, симпозиумов и исследований по всем аспектам планирования семьи.
5. ВМА рекомендует включить вопросы планирования семьи, являющиеся частью раздела о здоровье матери и ребенка, в программу подготовки врачей».
Консервативный подходк проблеме аборта принято связывать с моральными ценностями религиозной культуры.
Э. Сгречча (1992) подчеркивает, что медицинская мораль католической церкви использует нормы этики Гиппократа, обогатив их поняти-
Биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека
ем священного характера жизни как дара Божьего и личности больного как сына Божьего и олицетворения самого Христа. Официальные документы римско-католической церкви запрещают аборты даже по здравоохранительным мотивам (Энциклика Павла VI «Нитапае vitae», 1968; Хартия работников здравоохранения, 1994). В Официальной декларации Священного синода Католической церкви (18 ноября 1974 г.) утверждается, что человеческую жизнь нужно уважать с момента ее зарождения. Жизнь начинается с оплодотворения яйцеклетки и принадлежит не отцу и не матери, а новому человеческому существу, которое самостоятельно развивается. Он никогда не станет человеком, если его не считают человеком уже в этот момент.
Принципы консервативного подхода к абортам прямо противоположны принципам либерального подхода, их можно сформулировать так:
• женщина не обладает правом распоряжаться своим телом во время беременности;
• плод обладает личностным статусом.
Изложение умеренного подходак абортам представляет определенные трудности. Во-первых, нужно определить, по отношению к какому подходу (либеральному, консервативному или обоим сразу) должна проявляться умеренность? Во-вторых, если умеренность проявляется к обоим подходам, то предусматривает ли она достижение консенсуса между либералами и консерваторами по рассматриваемому вопросу? В-третьих, возможен ли подобный консенсус?
Представляется, что на смену праздному дискурсу на данную тему должен прийти ответственный дискурс, при котором любой рассуждающий и «бросающий камень» в представителя противоположной позиции призван осознать: 1) возможность личного вклада в решение проблемы; 2) готовность принять на себя ответственность за принятое решение. В этом случае, хотелось бы надеяться, крайние позиции двух принципиально несовместимых подходов (либерального и консервативного) будут излагаться их сторонниками более умеренно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|