СРЕДЫ, БИОСФЕРЫ И БИОРАЗНООБРАЗИЯ)
Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной медицинской этики в биоэтику.Изменения профессиональной медицинской этики совершались особенно резко и стремительно в развитых странах Америки и Европы во второй половине XX в.
Фактор экспоненциального накопления объема биологических и медицинских знаний, на базе которых были созданы новейшие медицинские технологии реанимации, пересадки органов и тканей, методы искусственного оплодотворения, дородовой диагностики, генной инженерии и др. Применение новых технологий поставило перед человечеством и новые этические проблемы. Важнейшие из них связаны с
Глава 4
риском для здоровья пациентов и опасностью для самой человеческой популяции.
Инновационный фактор трансформации традиционной медицинской этики в современную биомедицинскую этику — это новое понимание взаимоотношений между врачом и пациентом. Речь идет о гораздо более широкой трактовке прав пациента. Это право на уважение автономии человеческой личности, право на получение информации о диагнозе и прогнозе состояния, право участвовать в принятии решений о выборе лечения вплоть до отказа от лечения вообще.
Политический фактор, связанный с демократизацией послевоенного общества, действовал в европейских странах и в США во время вьетнамской войны. Этот процесс демократизации проявился в медицине новыми требованиями пациентов во взаимоотношениях с врачами. Значительно расширились границы прав человека: на получение медицинской информации, на выбор врача, на уважение автономии личности пациента. Медики и общество оказались перед этическими проблемами, решать которые раньше им не приходилось.
В связи с развитием в медицине рыночных отношений можно выделить экономический фактор коммерциализации медицины и тесно связанный с ним социальный фактор доступности медицинской помощи для граждан. Новые технологии оказались дорогостоящими, их обслуживали высококвалифицированные профессионалы. Однако не все больные были в состоянии оплачивать медицинские товары и услуги специалистов. Перед врачами встала проблема: как выставить счет пациенту, не разоряя его до нитки. Возникла также необходимость в поиске новых путей справедливого распределения дефицитных ресурсов здравоохранения, которое смогло бы обеспечить доступность медицинской помощи для всех слоев населения.
Ю.М. Хрусталев (2010) отмечает, что в настоящее время в ткань медицины входят непривычные для нее новые идеалы, несущие благо человеку и человечеству, для чего потребовались модернизированные нормативы морали и права, философское переосмысление сути смысла долга и личной ответственности специалистов за результаты, полученные в процессе изучения жизненных и человекоразмерных объектов.
Интенсификация и расширение поля исследований феномена жизни во второй половине XX в.Содержание мировоззрения на современном этапе развития человечества все в большей степени определяется в контексте целостной системы наиболее общих взглядов человека на окружающий и собственный мир через призму знаний о жизни. При этом речь идет
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 89
о знаниях о жизни в глобальном масштабе, охватывающем все формы жизни, что нашло отражение в фундаментальном труде В.Р. Поттера «Глобальная биоэтика».
Наряду с повышением теоретического и методологического статуса биологии во второй половине XX в., что, несомненно, позитивно, необходимо назвать и негативные факторы, оказавшие существенное влияние на интенсификацию и расширение поля исследований феномена жизни в связи с грозящими ей угрозами на глобальном уровне:
• ядерное уничтожение всего живого на Земле, что реально грозило человечеству во время Карибского кризиса (не случайно во многих странах в 1960—1970-е гг. наблюдался пик антивоенного движения);
• ухудшение состояния окружающей среды, связанное с научно-технической революцией и техногенными катастрофами (к 1968 г. повсеместно стали появляться движения в защиту окружающей среды);
• изменения климата, приводящие к глобальному потеплению, частым землетрясениям, наводнениям, цунами и другим природным катастрофам.
В настоящее время устойчивое развитие признается новой концепцией, основными вехами которой стали:
• Межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972);
• Конференция в Рио-де-Жанейро (1992);
• Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002).
Так, в п. 19 Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию определено: «Мы подтверждаем наше обязательство уделять особое и первоочередное внимание борьбе с такими мировыми условиями, которые создают серьезную угрозу устойчивому развитию наших народов и в число которых входят хронический голод; недоедание; иностранная оккупация; вооруженные конфликты; проблемы, связанные с незаконными наркотиками; организованная преступность; коррупция; стихийные бедствия; незаконный оборот оружия; торговля людьми; терроризм; нетерпимость и подстрекательство к расовой, этнической, религиозной и другой ненависти; ксенофобия, а также эндемичные, заразные и хронические болезни, включая ВИЧ/СПИД, малярию и туберкулез».
Защита будущих поколений.Одной из основных гарантий устойчивого развития является защита будущих поколений.
Глава 4
В Декларацию об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями, принятой 12 ноября 1997 г. на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, включены следующие положения.
На нынешних поколениях лежит обязанность обеспечивать всестороннюю защиту потребностей и интересов нынешних и будущих поколений (ст. 1).
Необходимо, уделяя должное внимание правам человека и основным свободам, прилагать все усилия, чтобы обеспечить полную свободу выбора политических, экономических и социальных систем будущим и нынешним поколениям и возможность сохранять свое культурное и религиозное многообразие (ст. 2).
Нынешним поколениям надлежит в духе должного уважения к достоинству человеческой личности стремиться обеспечивать сохранение человечества на вечные времена. Ввиду этого недопустимы никакие посягательства на существо и формы человеческой жизни (ст. 3).
Нынешние поколения обязаны передать будущим поколениям Землю, которой не будет однажды нанесен непоправимый ущерб в результате деятельности человека. Каждое поколение, которое на определенное время наследует Землю, должно заботиться о разумном использовании природных ресурсов и обеспечивать защиту жизни от опасности пагубных изменений экосистем и о том, чтобы научно-технический прогресс во всех областях не наносил ущерба жизни на Земле (ст. 4).
В ст. 16 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, принятой путем аккламации 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, установлено: «Следует уделять должное внимание воздействию наук о жизни на будущие поколения, в том числе на их генетические характеристики».
В Базовой учебной программе по биоэтике ЮНЕСКО (2008) подчеркнуто, что нынешняя восприимчивость к судьбе будущих поколений вызвана следующими тремя факторами:
• технология изменила характер человеческой деятельности, которая влияет теперь на жизнь не только ныне живущих людей, но и тех, кто будет жить в будущем;
• реалии сегодняшнего дня взаимозависимы и взаимосвязаны; например, экологические катастрофы в одном регионе будут сказываться и на других регионах, и в других поколениях;
• возрастающее понимание конечности и хрупкости нашего существования и «нашей одной-единственной Земли», как сказал Генеральный секретарь ООН в 1998 г.
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 91
Понятие моральной ответственности перед будущими поколениями связано также с понятием межпоколенческой справедливости. Это понятие подразумевает, что необходимо учитывать и оберегать развитие и удовлетворение потребностей будущих поколений, что накладывает ограничения на деятельность нынешних поколений. Традиционно справедливость определяется как воздаяние каждому по заслугам. Поскольку обязательства перед будущими поколениями стали рассматриваться как вопрос справедливости, был введен новый предмет обсуждения -межпоколенческая справедливость.
Т.В. Мишаткина, А.В. Барковская, Н.П. Богданчик (2008) обращают внимание на то, что один из основоположников экологической этики О. Леопольд считал ее нравственный смысл и цель в формировании нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства времени,перешагивающего рубеж одного человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений, и чувства любви и сострадания к природе.
Обращенность в будущее базируется на ряде специфических моральных принципов, норм и ценностей, которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Это, в частности:
а) принцип хронологической объективности, запрещающий игнорировать интересы индивидуумов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления;
б) понятие «долг перед потомками», предполагающее решение ряда проблем:
• проблем, в рамках которых определяется само существование подобного долга перед будущими поколениями, чье присутствие в современной жизни невозможно сделать актуальным: они существуют пока лишь в виде возможностей;
• нормативно-этических вопросов, затрагивающих конкретные права предполагаемых потомков по отношению к нам, идеал того социума, который мы стремимся создать для них;
• проблемы обоснования приоритета обязанностей перед будущим в случае его столкновения с нашими современными нуждами;
• практических проблем, связанных с воплощением в жизнь социальных программ ответственности перед будущими поколениями сегодня;
в) нормы-императивы диалога с будущим, включающие:
Глава 4
• необходимость отказа от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений;
• приоритет ответственности перед потомками при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды;
• недопустимость нанесения ущерба будущим поколениям в интересах ныне живущих людей.
Важно отметить, что Президент РФ Д.А. Медведев в послании Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 г. подчеркнул: «Забота о будущих поколениях — это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».
Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия.Говоря о «втором стержне» нравственного смысла и цели экологической этики О. Леопольда, Т.В. Мишаткина, А.В. Барковская, Н.П. Богданчик (2008) замечают, что любовь к природе выступает как внутренний отклик души человека на красоту, гармонию природы в целом — то, что остается за пределами научного познания. Такая любовь возможна, если человек не одержим жаждой самоутверждения, покорения природы, получения от нее максимальной прибыли, а стремится понять природу вплоть до их взаимопроникновения. Для «любви к природе» необходимо, чтобы «нечеловеческий субъект» признавался источником любви, равным субъекту человеческому. Такая любовь должна быть взаимна, а в нынешней ситуации конфликтных взаимоотношений человека и природы у нас слишком мало оснований рассчитывать на это. Именно поэтому предварительным условием того, чтобы любовно-творческое отношение к природе стало реальностью, выступает совершенствование самого человека как нравственной личности.
В Декларации тысячелетия ООН, принятой главами государств и правительств, собравшихся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке 6—8 сентября 2000 г., сказано: «Мы признаем, что, помимо индивидуальной ответственности перед нашими собственными обществами, мы несем также коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне. Поэтому мы как руководители ответственны перед всеми жителями Земли, особенно перед наиболее уязвимыми из них, и в частности перед детьми мира, которым принадлежит будущее.
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики
В связи с этим мы твердо намерены придерживаться во всей нашей экологической деятельности новой этики бережного и ответственного отношения к природе и для начала заявляем о своей решимости:
• приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить вступление в силу Киотского протокола, предпочтительно к десятой годовщине Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 2002 г., и приступить к предусмотренному им сокращению выбросов парниковых газов;
• активизировать наши коллективные усилия по лесоустройству, сохранению всех типов лесов и устойчивому развитию лесного хозяйства;
• добиваться полного осуществления Конвенции о биологическом разнообразии и Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание, особенно в Африке;
• остановить нерациональную эксплуатацию водных ресурсов, разрабатывая стратегии водохозяйственной деятельности, способствующие справедливому доступу к воде и ее достаточному предложению на региональном, национальном и местном уровнях;
• активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф;
• обеспечить свободный доступ к информации о геноме человека». Сегодня важным документом, позволяющим наметить основные
пути разрешения экологических проблем, является Конвенция ООН о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.). При принятии Конвенции договаривающиеся стороны, в частности, подтвердили, что:
• сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества;
• государства обладают суверенными правами на свои собственные биологические ресурсы;
• государства несут ответственность за сохранение своего биологического разнообразия и устойчивое использование своих биологических ресурсов.
Согласно ст. 3 Конвенции, в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права, государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы в русле своей национальной политики в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или под их
Глава 4
контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
В ст. 10 Конвенции установлено: «Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:
a) предусматривает рассмотрение вопросов сохранения и устойчивого использования биологических ресурсов в процессе принятия решений на национальном уровне;
b) принимает меры в области использования биологических ресурсов, с тем чтобы предотвратить или свести к минимуму неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие;
c) сохраняет и поощряет традиционные способы использования биологических ресурсов в соответствии со сложившимися культурными обычаями, которые совместимы с требованиями сохранения или устойчивого использования;
d) оказывает местному населению поддержку в разработке и осуществлении мер по исправлению положения в пострадавших районах, в которых произошло сокращение биологического разнообразия; и
e) поощряет сотрудничество между правительственными органами и частным сектором своей страны в разработке методов устойчивого использования биологических ресурсов».
В ст. 4 Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 г.) указано: «Настоящий Протокол применяется к трансграничному перемещению, транзиту, обработке и использованию всех живых измененных организмов, способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека».
В ст. 5 «Фармацевтические препараты» данного Протокола определено: «Вне зависимости от положений статьи 4 и без ущерба для любого права Стороны проводить оценку рисков в отношении всех живых измененных организмов до принятия решений относительно импорта, настоящий Протокол не применяется к трансграничным перемещениям живых измененных организмов, представляющих собой фармацевтические препараты для человека, которые регулируются другими соответствующими международными соглашениями или организациями».
В ст. 17 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека определено: «Следует уделять должное внимание взаимосвязи между человеком и другими формами жизни, важности надлежащего доступа к биологиче-
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 95
ским и генетическим ресурсам и их использования, уважению традиционных знаний и роли человека в защите окружающей среды, биосферы и биоразнообразия».
Таким образом, наряду с традиционными следует выделять новые сферы моральной ответственности специалиста в сфере здравоохранения, а именно защиту будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия. Эти новые сферы ответственности должны постоянно находиться в зоне внимания медицинских и фармацевтических работников при осуществлении профессиональной деятельности, направленной на предотвращение распространения эндемичных, заразных и хронических болезней, включая ВИЧ/СПИД, малярию и туберкулез, а также в процессе реализации репродуктивных технологий, вмешательства в геном человека и животных.
Экологическое и биоэтическое сознание позволяет увеличить проблемное поле обращения лекарственных средств с привычного сопоставления «человек—лекарственное средство» до более широкого «сырье—лекарственное средство—человек—биосфера». При этом в здравоохранении актуализируются как природоохранный (экологический подход к получению лекарственных средств из органов или тканей животного, растений, минералов), так и гуманитарный (безопасность для человека лекарственных средств в сочетании с их высоким качеством и доступностью для всех слоев населения) аспекты. П.В. Лопатин (2011) замечает, что только в отношении 15—20% всего количества обращающихся на фармацевтическом рынке лекарственных средств, как доказали ученые, безопасны, эффективны и экономически целесообразны.
Литература
Основная литература
Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник/ под ред. П.В. Лопатина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 272 с.
Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 224 с.
Хрусталев Ю.М. Биоэтика. — М.: Медицина, 2011. — 408 с.
Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 446с.
Дополнительная литература
Базовая учебная программа по биоэтике // Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. — Desing&Production:
Глава 4
Julia Cheftel SHS/EST/EEP/ 2008/PI/l. - UNESCO, 2008. - Version 1.0 // URL: http://www.unesco.org/ru/moscow (дата обращения — 17.09.2012 г.).
Биоэтика: принципы, правила, проблемы / отв. ред. и сост. Б. Г. Юдин. — М., 1998.-472 с.
Геродот. История: В 9 кн.: пер. Г.А. Стратановского. — М.: ACT; Ладо-мир, 2001. - 752с.
Дернер К. Хороший врач: учебник основной позиции врача: пер. с нем. И.Я. Сапожниковой при участии Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 2006. — 544с.
Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Логос, 2003. - 352 с.
Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: пер. с англ.: учебное пособие / под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. — М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 400 с.
Лаун Б. Дети Гиппократа XXI века: дела сердечные / Бернакрд Лаун: пер. с англ. М. Вавиловой. — М.: Эксмо, 2010. — 288 с.
Леопольд О. Календарь песчаного графства. — М.: Мир, 1983. — 216 с.
Летав О.В. Биоэтика и современная медицина / РАН, ИНИОН. Центр гуманитарных науч.-информ. исслед. Отдел философии. — М., 2009. — 252 с.
Мишаткина Т.Е., Борковская А.В., Богданчик Н.П. Экологическая этика и экология человека. Учебно-методич. пособие для студентов высших учебных заведений и колледжей со специализацией по естественным наукам / Т.В. Мишаткина и др. — Минск: МГЭУим.А.Д. Сахарова, 2008.— 43с.
Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию: пер. с англ. — М.: Генезис, 2010. — 326 с.
Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник для студентов медвузов [Текст]. — Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005. — 408 с.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. / сост. и поел. А.А. Гусейнова/ под общ. ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева. — М.: Прогресс, 1992. -
Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика (биоэтика)». -3-е изд., испр. и доп. — М.: Медицина, 2004. — 528 с.
Frank A.W. Letting Stories Breathe: A Socio-Narratology. — University Of Chicago Press, 2010. — 224 p.
Frank A. W. The Wounded Storyteller: Body, Illness, and Ethics. — University Of Chicago Press, 1997. — 231 p.
Potter V.R. Giobal Bioethics: Building on the Leopold Legacy. — East Lancing, Michigan State, University Press, 1988. — 205 p.
Veatch R. Patient, Heal Thyself. — New York: Oxford University Press, USA. 2009. - 287 p.
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|