Сделай Сам Свою Работу на 5

ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ





Авторский коллектив — сотрудники кафедры медицинского права и биоэтики

Самарского государственного медицинского университета:

В.В. Сергеев — д-р мед. наук, проф., зав, кафедрой, юрист, магистр философии;

В.Н. Наследнов — канд. мед. наук, доц.;

И.А. Шмелёв — канд. мед. наук, доц., юрист, магистр философии;

Е.Р. Ильина — канд. юрид. наук, доц.;

В.А. Купряхин — канд. мед. наук, доц., юрист, магистр философии;

А.В. Антимонов — канд. мед. наук. ст. преп., юрист:

Н.Н. Аськов — ассист., врач, юрист.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список сокращений............................................7

Глава I. Биоэтика в современном здравоохранении..................9

1.1. Формирование биоэтического сознания спениалистов

в сфере здравоохранения..................................9

1.2. Этические основы современного законодательства

в сфере охраны здоровья.................................11

1.3. Соотношение биоэтики, профессиональной этики и права ... 13

1.4. Основные этические документы международных, отечестве иных правительственных и неправительственных организаций............................................ 17

1.5. Основные этические теории и биоэтика....................22

1.6. Законы биоэтики........................................26



Литература.................................................30

Вопросы для самоконтроля...................................33

Тестовые задания...........................................33

Глава 2. Принципы биоэтики....................................34

2.1. Система принципов биоэтики............................34

2.2. Мотиванионные принципы...............................36

2.3. Целеполагающие принципы..............................41

2.4. Экзистенциально-гуманистические принципы..............43

2.5. Функциональные принципы..............................47

Литература.................................................50

Вопросы для самоконтроля...................................52

Тестовые задания...........................................52

Глава 3. Правила биоэтики......................................53

3.1. Правила биоэтики в структуре этического анализа...........53

3.2. Правило правдивости....................................54

3.3. Правило уважения неприкосновенности частной жизни.....57

3.4. Правило конфиденциальности............................58

3.5. Правило информированного согласия.....................61

3.6. Этические аспекты отказа пациента от медицинского вмешательства..........................................63

Л итература.................................................64



Вопросы для самоконтроля...................................66

Тестовые задания . .................................66

Оглавление

Глава 4. Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики........................................67

4.1. Основные модели биоэтики..............................67

4.2. Этическая основа правового статуса пациента и работников здравоохранения........................................72

4.3. Традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом)..........77

4.4. Новые сферы профессиональной этики (защита будущих поколений, окружающей среды,

биосферы и биоразнообразия)............................87

Л итература.................................................95

Вопросы для самоконтроля...................................98

Тестовые задания...........................................98

Глава 5. Биоэтические проблемы применения инновационных технологий..................................................100

5.1. Проблемы применения инновационных технологий........100

5.2. Нравственное и рациональное обоснование биомедицинских исследований..........................109

5.3. Клинические исследования лекарственных препаратов.....114

5.4. Минимизация страданий лабораторных животных.........118

5.5. Комитеты по биоэтике..................................120

5.6. Биоэтическая аргументация при рассмотрении спорных вопросов и разрешении конфликтов......................125

Литература................................................128

Вопросы для самоконтроля..................................131

Тестовые задания..........................................131

Глава 6. Биоэтические проблемы реализации репродуктивных

прав человека................................................133

6.1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека......133

6.2. Различные подходы к применению вспомогательных репродуктивных технологий.............................135



6.3. Биоэтические проблемы контрацепции и стерилизации.....137

6.4. Биоэтические проблемы искусственного прерывания беременности..........................................139

6.5. Биоэтические аспекты сексологии........................147

Литература................................................151

Вопросы для самоконтроля..................................153

Тестовые задания..........................................153

Оглавление 5

Глава 7. Биоэтические проблемы психиатрии.....................155

7.1. Специфика биоэтических проблем в психиатрии...........155

7.2. Уважение человеческого достоинства и защита прав лиц

с психическими расстройствами.........................158

7.3. Патернализм и антипатернализм в психиатрии. Антипсихиатрия.......................................161

7.4. Принцип уважения автономии личности в психиатрии.....167

7.5. Биоэтическое правило пропорциональности...............170

7.6. Определение понятия «злоупотребление психиатрией»..... 173

Литература................................................ 176

Вопросы для самоконтроля.................................. 178

Тестовые задания.......................................... 179

Глава 8. Биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями...............................................180

8.1. Инфекционные болезни как источник социальной опасности.............................................180

8.2. Биоэтические аспекты профилактики инфекционных заболеваний...........................................183

8.3. Основные биоэтические проблемы, связанные

с ВИЧ/СПИДом.......................................185

8.4. Спидофобия. Тестирование и скрининг...................191

8.5. Спид как ятрогения. Профессиональный риск медицинских работников................................193

Литература................................................195

Вопросы для самоконтроля..................................196

Тестовые задания..........................................196

Глава 9. Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические

проблемы....................................................198

9.1. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей человека. Правило пропорциональности

в трансплантологии.....................................198

9.2. Эксперимент в трансплантологии........................201

9.3. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Биоэтические проблемы некомпетентных доноров................................203

9.4. Недопустимость продажи органов и тканей человека.......212

9.5. Современная медицина и проблемы смерти.

Определение момента смерти человека....................216

Оглавление

9.6. Биоэтические проблемы эвтаназии.......................222

Литература................................................226

Вопросы для самоконтроля..................................228

Тестовые задания..........................................228

Эталоны ответов на тестовые задания..........................230

Предметный указатель........................................231

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВМА — Всемирная медицинская ассоциация

ВМС — внутриматочные средства

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ВПА — Всемирная психиатрическая ассоциация

ВРТ — вспомогательные репродуктивные технологии

ИОВ — иррациональный оптимизм врача

ИОП — иррациональный оптимизм пациента

ИПВ — иррациональный пессимизм врача

ИПП — иррациональный пессимизм пациента

МБИ — мед и ко-биологические исследования

МПК — медико-правовая клиника

ООН — Организация Объединенных Наций

РОВ — рациональный оптимизм врача

РОП — рациональный оптимизм пациента

РПВ — рациональный пессимизм врача

РПП — рациональный пессимизм пациента

СМ — суррогатное материнство

СММНО — Совет международных медицинских научных организаций

ХВС — хроническое вегетативное состояние

 

Глава 1

БИОЭТИКА В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

На современном этапе развития здравоохранения одной из фунда­ментальных проблем следует признать формирование биоэтического сознания специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в этой важной сфере.

Биоэтическое сознание— это область сознания, обобщенно и це­ленаправленно отражающая действительность в форме биоэтических знаний, оценочных отношений к биоэтике и практике реализации ее законов, принципов и правил, моральных установок и ценностных ори­ентации, регулирующих поведение разумного и нравственного челове­ка в ситуациях морального выбора, связанного с его вмешательством в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или реальную опасность.

Биоэтическое сознание выполняет следующие функции:

• познавательную;

• оценочную;

• регулятивную.

Познавательная функциясвязана с накоплением биоэтических зна­ний в результате интеллектуальной (мыслительной) деятельности и оперирует в связи с этим такими понятиями, как «биоэтическое образо­вание», «биоэтическая подготовка».

Реализация оценочной функциитребует определенного эмоциональ­ного отношения личности к практике применения законов, принципов и правил биоэтики, к разным сторонам и явлениям жизни.

Регулятивная функцияосуществляется на основе моральных уста­новок и ценностных ориентации, определяющих поведение человека в биоэтически значимых ситуациях.

10 Глава 1

Важные факторы формирования биоэтического сознания — это:

• разум;

• добрая воля;

• высшее благо.

Разум как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности, воплощает способность человека к верным, объективным, взвешенным суждениям о мире. Неразумные (иррацио­нальные) мыслительные процессы протекают, как кажется, независимо от разума, но все же отчасти зависят от него. Они протекают независимо на вегетативном уровне. Они зависят от разума в своих эмоциональных, аффективных проявлениях — во всем том, что сопряжено с удоволь­ствиями и страданиями (Гусейнов АЛ., Апресян Р.Г., 2004).

Разумность поведения совпадает с его целесообразностью. Это зна­чит, что человек предвидит возможный ход и исход событий и заранее, идеально, в виде цели формулирует тот результат, который ему предсто­ит достичь.

Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле. Понятие доброй воли в качестве специфического признака морали обосновал И. Кант (1724—1804). Он видел в доброй воле единственное безусловное благо. Только добрая воля имеет самоценное значение; она потому и называется доброй, что никогда не может стать злой, обер­нуться против самой себя. Все прочие блага, будь то телесные (здоровье, сила и т.п.), внешние (богатство, почет и т.п.), душевные (самооблада­ние, решительность и т.п.), умственные (память, остроумие и т.п.), как они ни важны для человека, тем не менее сами по себе, без доброй воли могут быть использованы для порочных целей. Только добрая воля об­ладает абсолютной ценностью.

Под доброй волей И. Кант понимал чистую волю — чистую от со­ображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия, вообще каких-либо эмпирических мотивов. Отсутствие себялюбивых мотивов становится в ней самостоятельным мотивом. Показателем доброй воли можно считать способность к поступкам, которые не только не сулят ин­дивиду какой-либо выгоды, но даже сопряжены для него с очевидными потерями. Добрая воля есть бескорыстная воля. Ее нельзя обменять ни на что другое. Она не имеет цены в том смысле, что является бесценной.

В «Основах метафизики нравственности» И. Кант констатирует: «Так как разум недостаточно приспособлен для того, чтобы уверенно вести волю в отношении ее предметов и удовлетворения всех наших по­требностей (которые он сам отчасти приумножает), а к этой пели гораз-

Биоэтика в современном здравоохранении 11

до вернее привел бы врожденный природный инстинкт, и все же нам дан разум как практическая способность, т.е. как такая, которая должна иметь влияние на волю, —то истинное назначение его должно состоять в том, чтобы породить не волю как средство для какой-нибудь другой цели, а добрую волю самое по себе. Для этого непременно нужен был разум, если только природа всегда поступала целесообразно при распределе­нии своих даров. Эта воля не может быть, следовательно, единственным и всем благом, но она должна быть высшим благом и условием для всего прочего, даже для всякого желания счастья».

Разумность человека обнаруживается не только в способности к це­лесообразной деятельности, но и в том, что эта деятельность выстраива­ется в перспективе последней (высшей, совершенной) цели. Разумная рассудительность поведения изначально и органично нацелена на выс­шее благо.

Разумное поведение становится морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, которая считается безусловной (абсолютной) и признается в качестве высшего блага. Высшее благо безусловно (абсолютно), оно придает осмысленность человеческой де­ятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. С позиций биоэтического сознания высшим благом признается жизнь.

Таким образом, разум, добрая воля и высшее благо суть важные кри­терии нравственного измерения специалиста в сфере здравоохранения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.