Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы практических/семинарских занятий





Уч. г.

Методические рекомендации к проведению практических занятий по дисциплине «История»

В практике учебного процесса эффективно зарекомендовал себя такой вид занятий, как практическое (или семинарское) занятие, который обладает свойствами и возможностями, позволяющими достигать углубления, систематизации и контроля знаний студентов, полученных на лекциях или в процессе самостоятельной работы по проблемам изучаемой дисциплины.

Практическое занятие (или семинарское занятие), проводимое преподавателем с учебной группой, предполагает активное участие каждого студента в работе по содержанию темы занятия.

Участие студентов под руководством преподавателя в работе на практических (или семинарских) занятиях обеспечивает решение следующих задач:

1) расширение и углубление уровня знаний студентов по проблемам истории в России, помощь в усвоении лекционного материала;

2) закрепление полученных знаний в курсе лекционных занятий, превращение знаний в убеждения;

3) знакомство с новейшей литературой по изучаемой дисциплине;

4) привитие умений и навыков самостоятельной работы с научной, учебной и учебно-методической литературой;



5) формирование навыков подготовки выступлений, докладов, сообщений;

6) развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать других, отвечать на поставленные вопросы, правильно и конкретно их формулировать;

7) использование возможностей информационных технологий в процессе подготовки и проведения практических (или семинарских) занятий.

Как правило, работа на практическом (или семинарском) занятии начинается со вступительного слова преподавателя. Дается краткая характеристика содержания темы занятия, её особенностей, формулируются вопросы для обсуждения. Объявляется количество часов, предназначенных для обсуждения темы, характеризуется литература, акцентируется внимание на проблемных вопросах.

На занятиях практикуются выступления докладчиков с сообщениями (10 – 12 мин.) по вопросам темы практического (или семинарского) занятия. Каждый доклад (сообщение) обсуждается всеми участниками занятия, после чего преподаватель подводит итоги обсуждения и обобщает высказанные суждения.



К подготовке студентов к практическим (или семинарским) занятиям предъявляются следующие требования:

- студенты должны детально познакомиться с планом практического (или семинарского) занятия;

- изучить литературу, рекомендованную для подготовки к практическому (или семинарскому) занятию;

- на основании рекомендованной литературы подготовить выступления (рефераты, ответы на вопросы) по плану практического (или семинарского) занятия;

- быть готовыми к выступлению по всем вопросам плана практического (или семинарского) занятия;

- владеть содержанием темы занятия, быть готовыми к дополнениям и оценкам выступлений студентов в процессе практического (или семинарского) занятия.

Возможны различные варианты проведения практических занятий. Практические занятия проводятся:

- в форме обсуждения вопросов темы практического (или семинарского) занятия без заранее подготовленных выступлений, докладов, рефератов;

- заслушивание и последующее обсуждение заранее подготовленных рефератов, докладов, сообщений по заданным вопросам темы (проблемы);

- в виде семинара-коллоквиума, в ходе которого проводится проверка знаний студентов темы практического (или семинарского) занятия. Преподаватель контролирует знания студентов, проводит опрос студентов по заранее заявленным вопросам темы практического (или семинарского) занятия.

В зависимости от сложности темы, цели учебного занятия, могут применяться и иные варианты проведения практического (или семинарского) занятия. Например, один, наиболее сложный вопрос обсуждается в виде подготовленного реферата, а другие – методом ответа студентов на вопросы преподавателя по теме занятия.



Форма проведения практического (или семинарского) занятия заявлена в учебно-методическом комплексе по «Истории», в разделе «Практические (семинарские) занятия по курсу «История» и объявляется студенческой группе заранее.

Классическая структура практического (или семинарского) занятия состоит из следующих этапов:

- вступительное слово преподавателя, определение цели и задач практического (или семинарского) занятия;

- последовательное заслушивание и обсуждение выступлений студентов по вопросам темы практического (или семинарского) занятия;

- дополнения и оценка выступлений студентов по вопросам темы практического (или семинарского) занятия;

- подведение итогов выступлений, дискуссии по вопросам практического (или семинарского) занятия, формирование оценочных суждений по выступлениям каждого студента;

- заключительное слово преподавателя по итогам изучения темы практического (или семинарского) занятия;

- оценка работы студентов на практическом (или семинарском) занятии.

Учебные вопросы, выносимые для обсуждения, не должны дублировать материал лекции, но при этом, должны сохранять тесную связь с её принципиальными положениями.

Задачей практического (или семинарского) занятия является не только усвоение учебного материала, но и выработка правильного суждения по рассматриваемым вопросам, знакомство с содержанием альтернативных позиций, формирование толерантного отношения к их восприятию. Обсуждение вопросов обеспечивает качественную оценку существующих точек зрения, и формирование самостоятельной точки зрения студента.

Главная и определяющая особенность практического (или семинарского) занятия является присутствие в его содержании элементов дискуссии, живого диалога преподавателя и студентов, в студенческой аудитории. Присутствие доброжелательной атмосферы занятия, взаимоуважение к мнению друг друга и корректность в высказываниях являются обязательными условиями проведения занятия.

Примерные критерии оценки подготовки студентов (докладов, выступлений) к участию в практическом (или семинарском) занятии:

- соответствие ответа поставленному вопросу плана практического (или семинарского) занятия, полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- обоснованность и доказательность (аргументация) излагаемых положений;

- связь теоретических положений с практической деятельностью будущего специалиста;

- иллюстрация ответов фактами, использование наглядных материалов. Поощряется создание компьютерных презентаций.

В конце каждого практического занятия рекомендуется проведение преподавателем текущего контроля знаний студентов в виде тестирования или терминологического диктанта.

Требования к работе студентов на практическом (или семинарском) занятии:

· правильность ответа на вопрос, глубокое понимание теории вопроса;

· логика и аргументированность изложения;

· полнота и лаконичность излагаемого материала;

· внимательное отношение к вопросам преподавателя и выступлениям товарищей;

· элементы новизны информации;

· умение связать теорию с практикой;

· грамотное комментирование и оценка выступлений студентов учебной группы;

· культура речи.

По итогам практических (или семинарских) занятий по изучаемой дисциплине «История» студенты допускаются к сдаче экзамена.

 

Темы практических/семинарских занятий

Тема 1. Социально-политические, экономические и культурные особенности развития Киевской Руcи.

Цель: раскрыть этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности, социально-политические, экономические и культурные особенности развития Киевской Руси.

План

1. «Норманнская» легенда «Повести временных лет». Роль варягов в возникновении Древнерусского государства.

2. Функции и структура формирующегося государства. Князь, бояре, дружина и их роль в Древней Руси.

3. Основные социальные группы. Характеристика категорий зависимых людей (смерды, закупы, рядовичи, холопы).

4. Древнерусский город и его социальная структура.

5. Роль и значение христианства в формировании древнерусской культуры.

Литература.

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.

2. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 592 с. МОРФ

3. Скрынников, Р.Г. Русь IX – XVII в./Р.Г. Скрынников. – СПб.: ПИТЕР, 1999. – 352 с.

4. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. – М.: КноРус, 2008. – 544 с.

5. Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие / В.В. Фортунатов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 352 с. МОРФ

6. История: электронное пособие / А.В. Демочкин. СПб: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

 

Тема 2. Формирование российского самодержавия.

Цель: раскрыть основные направления развития России в период становления единого национального государства, содержание и особенности процесса формирования российского самодержавия в XIV – XVII вв.

План

1. Причины объединения Руси. Иван Калита. Возвышение Москвы.

2. Завершение объединения Руси при Иване III. Законодательное оформление процесса централизации.

3. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.

4. Россия в начале XVII века. Феномен самозванчества.

5. Соборное Уложение 1649 г. Эволюция государственного строя в России XVII века. Предпосылки становления абсолютизма.

 

Литература.

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.

2. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 592 с. МОРФ

3. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов; МГУим. М.В. Ломоносова, Ист.фак. – М.: КноРус, 2008. – 544 с.

4. Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие /

В.В. Фортунатов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 352 с. МОРФ

5. История: электронное пособие / А.В. Демочкин. СПб: Изд-во

СПбАУЭ, 2010.

 

Тема 3. Российский абсолютизм от Петра I до Александра I.

Цель: рассмотреть основные направления европеизации России в первой четверти XVIII века, влияние идей просвещения на мировое развитие, в целом, и развитие России, в частности, проанализировать процесс реформирования политической системы России, становление и утверждение российского абсолютизма в XVIII – первой четверти XIX века.

План

1. Реформы Петра I. Основные направления «европеизации» страны. Провозглашение абсолютизма в России.

2. Екатерина II. Особенности российского «просвещенного абсолютизма».

3. «Жалованная грамота». Юридический статус дворянства.

4. Усиление абсолютизма в России. Губернская реформа Екатерины II.

5. Александр I. Реформирование политической системы России. Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия реформ.

Литература.

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.

2. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 592 с. МОРФ

3. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист.фак. – М.: КноРус, 2008. – 544 с.

4. Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие / В.В. Фортунатов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 352 с. МОРФ

5. История: электронное пособие / А.В. Демочкин. СПб: Изд-во

СПбАУЭ, 2010.

 

Тема 4. Общественно-политические движения и культурная ситуация в России конца XIX – начала XX в.

Цель: рассмотреть общественно-политические движения и культурную ситуацию в России на рубеже XIX – XX вв., причины политического и социально-экономического кризиса, развитие революционного процесса и результаты политических реформ в России в начале XX века.

План

1. Россия на рубеже XIX – XX веков. Альтернативные пути развития России.

2. Российское общество на рубеже XIX – XX вв. Социально-политический кризис и развитие революционного движения в России.

3. Манифест 17 октября 1905. Особенности российского парламентаризма.

4. Третьеиюньский переворот. Изменения в политической системе Российской империи.

5. Развитие российской культуры во второй половине XIX – начале XX века.

Литература.

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.

2. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 592 с. МОРФ

3. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист.фак. – М.: КноРус, 2008. – 544 с.

4. Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие / В.В. Фортунатов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 352 с. МОРФ

5. История: электронное пособие / А.В. Демочкин. СПб: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

Тема 5. Войны и революции в первой четверти XX века. От самодержавия к обществу социальной справедливости.

Цель: проанализировать социально-политическую ситуацию в России в первой четверти XX века, развитие революционного процесса и победы большевиков в борьбе за власть в октябре 1917 г. и гражданской войне (1918 – 1920 гг.). Дать оценку эффективности достигнутого успеха большевистской партии.

План

1. Революция 1905 – 1907 гг. и её последствия.

2. Россия в первой мировой войне и развитие революционного кризиса.

3. Февральская революция. Создание новых органов власти. Сущность проблемы двоевластия.

4. Октябрьский этап революции (октябрь 1917 – весна 1918 г.). Проблема закономерности политического переворота в России.

5. Гражданская война в России (1918-1920 гг.). Причины победы большевиков. Оценка эффективности достигнутого успеха.

Литература.

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.

2. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.:

ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 592 с. МОРФ

3. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших

дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов; МГУ им. М.В.

Ломоносова, Ист.фак. – М.: КноРус, 2008. – 544 с.

4. Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие /

В.В. Фортунатов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 352 с. МОРФ

5. История: электронное пособие / А.В. Демочкин. СПб: Изд-во

СПбАУЭ, 2010.

 

Тема 6. Великая Отечественная война. Трудный путь к победе.

Цель: рассмотреть причины, цели и характер Великой Отечественной войны, основные этапы военных действий, определить источники победы СССР над фашистской Германией, итоги и значение Великой Отечественной войны.

План

Занятие по теме № 1

1. Причины, цели и характер Великой Отечественной войны. Соотношение сил и планы воюющих сторон накануне войны.

2. Оборонительные сражения начального этапа военных действий (22 июня 1941 – ноябрь 1942 гг.). Московская битва.

3. Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 – конец 1943 гг.) Сталинградская и Курская битвы.

4. Переход стратегической инициативы в руки советского командования (январь 1944 – май 1945 г.). Освобождение территории СССР, Восточной и Центральной Европы.

5. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии.

6. Разгром милитаристской Японии.

Занятие по теме № 2

1. Советская экономика в условиях войны. Деятельность советского тыла и его роль в разгроме фашистской Германии.

2. Партизанское движение в Великой отечественной войне.

3. Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны. Развитие союзнических отношений.

4. Итоги и значение Великой Отечественной войны.

 

Литература.

 

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.

2. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. –

М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 592 с. МОРФ

3.Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших

дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист.фак. – М.: КноРус, 2008. – 544 с.

4.Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие /

В.В. Фортунатов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 352 с. МОРФ

5.История: электронное пособие / А.В. Демочкин. СПб: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

Тема 7. Из социализма в капитализм. Ожидания и действительность. (4 часа)

Цель: проанализировать причины и предпосылки политического и социально-экономического кризиса в СССР в середине 80-х гг. XX в., процессы демократизации и перехода к рыночной экономике. Рассмотреть процесс формирования новой российской государственности, развитие РФ в XXI веке, роль и значение современной России в мировой сообществе.

Занятие по теме № 1

1. М.С. Горбачев. Предпосылки государственных преобразований второй половины 80-х гг.

2. Реформа политической системы СССР. Процессы демократизации советского общества.

3. Основные направления экономических реформ. Переход к рыночной экономике.

4. Этапы и основные направления реформ политической системы СССР. Кризис власти и его последствия.

5. Внешняя политика СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

 

Занятие по теме № 2

1. Кризис перестройки и его последствия.

2. Конституция РФ 1993 г. и формирование новой российской государственности.

3. Политическое развитие России на рубеже XXI века

4. Социально-экономическое развитие России в 2001 – 2011 гг.

5. РФ в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.

 

Литература.

 

1.История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.

2. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. –

М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 592 с. МОРФ

3. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших

дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист.фак. – М.: КноРус, 2008. – 544 с.

4.Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие /

В.В. Фортунатов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 352 с. МОРФ

5.История: электронное пособие / А.В. Демочкин. СПб: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.