Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 6. Атлантида (в описании Платона).





Род атлантов[64] ведет свое происхождение от бога моря Посейдона: Посейдон, сочетавшись браком со смертной женщиной, породил пять пар близнецов-мужчин, от которых пошли десять царских династий и вообще все население (Тимей, 24 - 25; Критий, 108 - 109, 112 - 121). Остров, на котором это произошло - наследственное владение Посейдона - находился за Геракловыми столпами - за Гибралтаром, т.е. в Атлантическом океане. Остров получил свое наименование по имени старшего брата - Атланта.

Природные условия острова описываются Платоном как исключительно благоприятные. Равнина в центре защищена от ветра горами по краям острова, почвы плодородны, а недра обильны на металлы. Остров мог существовать полностью автономно.

Остров был укреплен: в центре равнины царский дворец, окруженный крепостью и защитными кольцами (водными и земляными). К числу благоустройств острова принадлежали канал от моря до большого водного кольца, мосты, святилища, ипподромы. Вокруг дворца на значительном удалении располагалась обводная стена.

Верховным царем являлся всегда потомок Атланта, прочие цари царствовали в уделах, на которые была поделена вся страна»



«Их отношение друг к другу в деле правления устроялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями...» (Критий, 119).

Огромные богатства .страны позволяли собрать значительную вооруженную силу- до 10 тыс. колесниц, 120 тыс. всадников и столько же лучников, а также 1200 кораблей.

Платон рисует «назидательную» катастрофу Атлантиды: причиной гибели явились не столько военное поражение от афинян, сколько упадок нравственности и излишества. Платон готов увидеть в этом кару богов. Вслед за землетрясением произошло наводнение, и Атлантида за одну ночь погрузилась в море.

С этого времени в литературе прочно утвердился сюжет об утрате героизма, мужества, честности и добродетели под влиянием богатства, роскоши, изнеженности и распущенности. Мужество и героизм должны быть аскетичны.

Миф об Атлантиде в произведениях мировой литературы:

- Конан - Дойль А. «Марлова бездна».

- Бенуа П. «Атлантида»

- Бальмонт К.А. «Город Золотых Ворот» - поэма;

- Брюсов В,Я. «Город Вод» - поэма, «Учителя учителей» статья,



- Мережковский Д.С. «Тайна Запада, Атлантида и Европа».

Впервые об Атлантиде поведал Платон около 355 гг. до н.э. в диалогах «Тимей» и «Критий». По утверждению Платона, сведения об Атлантиде он получил от одного из своих родственников, прадед которого был связан с афинским правителем - реформатором Солоном. Жрец одного из египетских храмов рассказал Солону о том, что прежде существовал гигантский остров, населенный атлантами. Примерно 10 000 лет назад, по словам жреца, произошло землетрясение, вследствие которого остров Атлантида погрузился на дно моря.

Античные авторы не считали рассказ Платона достоверным (Страбон и Плиний Старший). Аристотель считал рассказ выдуманным Платоном с целью распространения политических и философских взглядов Платона. Плутарх трактовал предание об Атлантиде как завершение героического эпоса.

На основании заметных совпадений описания Атлантиды и нарисованного Платоном в «Республике» идеала социального строя можно предположить произвольный, утилитарный характер описания Атлантиды.

 

Аристотель.

Аристотеля - систематизатор знания, исследователь действительности (физика, логика). Необходимо привести периодизацию основных работ Аристотеля.

Обратить внимание на то, что отправная точка - учение Аристотеля о материи и форме. Материя трактуется как первичный материал, возможность (потенция) вещей, но превращается в действующее состояние при обретении формы. Форма, по Аристотелю - активное начало, начало действительности. Материя пассивна и бесформенна, в результате чего форма превращается в сущность бытия. Заслуживает сравнения понятия «форма» по Аристотелю с понятием «идея» у Платона.



Аристотель - основатель философской терминологии. Аристотель уделил особое внимание системе философских категорий. Привести заданный Аристотелем ряд философских категорий и обозначить принцип, согласно которому строится система категорий.

Раскрыть метафизический метод Аристотеля, обозначить проблему «перводвигателя». Указать, в каком смысле у Аристотеля Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал.

В этике Аристотеля необходимо выяснить что такое «этические добродетели», каким содержанием Аристотель наполняет понятие справедливости.

В той части, где Аристотель касается проблемы общества и политики, необходимо найти ответы на вопросы: в чем видит Аристотель главную задачу государства, какие формы государственного устройства Аристотель считает «правильными», а какие «ложными» (совершенными и несовершенными).

Представить картину мира в представлении античного человека, и, в частности, географические, астрономические, физические постулаты бытия.

 

Аристотель (Αριστοτέλης) Стагирит (384, Стагир - 322 до н.э.) древне-греческий философ и учёный - энциклопедист, основатель перипатетической школы.

В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем «Академии» Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть до смерти основателя «Академии» в 347 г. до н. э. Платон был намного старше Аристотеля. В Академии Платона Арситотель был сначала как слушатель, затем - как преподаватель и равноправный член содружества философов - платоников. Аристотель высоко ценил Платона. Первое время он полностью разделяет взгляды Платона.

Годы странствий Аристотеля - 347-334: в г. Ассе в Троаде (Малая Азия), в Митилене на о. Лесбос; с 343/342 воспитатель 13-летнего Александра Македонского (вероятно, до 340 г.). Александр Македонский: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену».

Во 2-й афинский период Аристотель в Афинах организовал философскую школу, получившую название Лицей, из-за того, что беседы проходили в парке у храма в честь Аполлона Ликейского. Школа позже получила название пери-патетической, что значит, школа прогуливающихся, поскольку Аристотель вел занятия, прогуливаясь по дорожкам этого парка. 334-323 - Аристотель препода-ёт в Лике. Скоропостижная смерть Александра вызвала в Афинах антимакедонское восстание. Аристотель был обвинен в богохульстве, и он покинул Афины.

 

Хронологический порядок появления сочинений Аристотеля:

1. «Физика» (посвящена философии природы – это 2-ая философия).

2. «О душе» (важнейшая психологическая работа Аристотеля).

3. «Органон» (формально-логические произведения Аристотеля, где им исследовались правила субъективного мышления; Аристотель – отец силлогистики):

А) «Аналитики» 1-я и 2-я (важнейшие);

Б) «Категории»;

В) «Топика»;

Г) «О софистических опровержениях».

4. «Этика» («Никомахова» и «Большая»).

5. «Политика».

6. «Поэтика» (эстетика).

7. «Метафизика» (точнее – первая философия).

 

По Чанышеву А.Н. «произведения зрелого Аристотеля можно разбить на восемь групп: логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политикоэкономические и искусствоведческне произведения».

Логика – в трактатах «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». Позднее логические сочинения Аристотеля были объединены под общим названием «Органон» («Орудие»).

Умозрительная физика: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» и др.

Биология, составлявшая часть физики: «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных».

Аристотель: психологический трактат - «О душе».

Этика Аристотеля: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

Политико-экономические сочинения: «Политика» и «Экономика».

Главное философское произведение Аристотеля - «Метафизика[65]».

Рассматривая философию Аристотеля, необходимо указать на основные проблемы его философии: логика и теория познания, метафизика, онтология, учение о категориях.

 

Касательно философии: по Аристотелю философия делится на

- теоретическую (умозрительную), цель которой - знание ради знания,

- практическую, цель которой - знание ради деятельности, и

- нойетическую (творческую), цель которой - знание ради творчества.

Теоретическая философия разделяется на физическую, математическую и первую философию.

Предмет физической философии - то, что существует «отдельно» и движется; математической - то, что не существует «отдельно» (т. е. абстракции) и непод-вижно; первой, или собственно философии,- то, что существует «отдельно» и неподвижно. К практич. философии относятся этика и политика, к пойетической - риторика и поэтика.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.