Сделай Сам Свою Работу на 5

Элейская школа. Парменид и Зенон





Наименование «элейская школа» принадлежит философской школе конца VI века до н.э. - начала 2-ой половины V века до н.э., объединяющей имена Парменида и Зенона (из г. Элея - отсюда и название школы), а также Мелисса (о. Самос).

Элейской школе принадлежит заслуга утверждения одной из ключевых проблем философии - проблемы бытия, а также заслуга умозрительного (и в этом смысле философского) толкования бытия.

Парменид (родился около 540 г. до н.э., расцвет творчества 504 - 501 гг. до н.э.) - основоположник элейской школы философов. Один из первых обращает внимание на «проблему метода познания» (терминология позднейшей философии) - «пути истины».

По Пармениду познание осуществляется как восхождение от невежества чувственного мира, человеческого опыта к истине (вечной, единственной, неизменной, бескачественной).

Помимо указанной проблемы соотношения бытия и мышления, Парменид обнаружил проблему соотношения бытия и небытия.

Допуская, что небытие существует, разум совершает ошибку. По Пармениду, бытие - есть, небытие не существует. Чтобы доказать невозможность небытия, Парменид приходит к тождеству бытия и мышления: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Небытие не может, не должно существовать, потому что мысль о небытии, делая его предметом мысли, делает его бытием - и тем приводит к противоречию.



 

Зенон элейский (около 490 - 430 гг. до н.э,) - древнегреческий философ, ученик Парменида, развивший его учение о едином, исключающим всякую множественность всякое движение предметов. Категории, более всего занимавшие его, были: бытие, единое бытие, непрерывное бытие, единое и множественное.

Число сочинений, припысываемых Зенону, различно. Наиболее достоверны «Споры», «Толкование Эмпедокла», «Против философов», «О природе». Чаще всего принято ссылаться на выдержки, содержащиеся в «Физике» Аристотеля и в комментариях к ней[44].

Зенон известен более всего своими апориями. Апории - затруднения, парадоксы в мышлении. Философский и логический метод Зенона сходен с «доказательством от против­ного» в математике: Зенон условно соглашается с тезисами противника (например, что может быть мыслимо движение). Зенон доказывает, что признание их ведет к противоречиям. Следовательно, движение не мыслимо.



Одно из затруднений - логического свойства - о невозможности мыслить множественность вещей: тогда необходимо признать их бесконечно малыми (чтобы множественность была бесконечна), и бесконечно большими (чтобы не было предела прибавлению частей).

Любопытно изучить апории Зенона и изложить их в тексте. Логические парадоксы Зенона традиционно называются «апориями» (древнегреческое: а - частица отрицания, porös - выход; aporia - безысходность, безвыходное положение, затруднение, недоумение)[45]. Наиболее знамениты его апории против мыслимости движения: «Ахиллес», «Стрела», «Дихотомия», «Стадий».

Ахиллес: Ахилл никогда не догонит черепаху. Чтобы пройти изве­стное пространство, необходимо вначале перейти половину этого пространства, а для этого половину этой половины и т.д. до бесконечности, то есть тело никогда не двинется с места. Именно на этом основании быстрый Ахилл никогда не может догнать черепаху.

Стрела: если летящая стрела покоится в каждый отдельный момент движения, то она покоится вообще. Все движение разлагается на момен­ты покоя, а значит представляет внутреннее противоречие, так как из ничего нельзя составить положительную величину.

Дихотомия (разделение на два): чтобы пройти определенный путь, надо пройти его половину, чтобы пройти половину, надо пройти четверть, и так далее. Так для прохождения отрезка необходимо пройти бесконечное число отрезков. Движение вообще не может начаться.

Стадий - если два тела движутся навстречу, они встретятся в середине пути. Если же одно из них покоится, а другое движется с той же скоростью, то они встретятся вдвое позднее, т.е., движение будет разным в зависимости от точки зрения на него.



Постараться ответить на вопрос: что в сознании человека привело к возникновению приведенных противоречий.

 

Демокрит (460 - около 370 до н.э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопе­дист, ученик Левкиппа[46]. Жил в г. Абдеры. Много путешествовал: Египет, Вавилон, Персия, Аравия, Эфиопия, Индия.

Известны около 70 сочинений Демокрита («Об идеях», «О природе человека», «Малый мирострой», «О цели» и др.), из которых сохранились многочисленные фрагменты.

По Демокриту познание причин явлений - смысл подлинного философского познания.

Решая вопрос о первоначале, Демокрит предложил в качестве первоначала предельно мел­кие материальные частицы, которые нельзя непосред­ственно ощутить с помощью органов чувств. Название частицы atomos (греч.) - неделимый - предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным.

Отсутствие атомов есть пустота (небытие), бесконечное пространство, в котором хаотично движутся атомы. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу. Они могут соединяться и разъединяться, благодаря чему образуются предметы.

Душа человека состоит из особых мельчайших круглых и гладких атомов по всему телу, принадлежащих стихии огня.

Органом мышления выступает исключительно мозг. Ощущения возникают благодаря проникновению в душу исходящих от вещей «образов» («идолов»). От предметов, которые видят люди, считает Д., отделяются маленькие, невидимые частицы и (опре­деленным образом соединенные) проходят через пусто­ту, попадая в виде отпечатка на сетчатку глаза.

Атомистическая концепция Демокрита оказала большое влияние на историю философской и научной мысли, сделав «атом» основой для объяснения существования материальных тел и движения.

Сократ

Вначале необходимо раскрыть социально – экономические условия, политический режим, потребности общественной жизни человека в эпоху, когда жил Сократ.

Осмыслить, почему происходит поворот от натурфилософии и космоцентризма к человеку и проблемам его поведения.

Указать на то, что Сократ пользовался специальным термином - «майевтика». Обратить внимание на то, как Сократ начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения предметам, явлениям.

Определить, что означает призыв Сократа: «Познай самого себя».

Определить, что представлял собой диалектический метод Сократа.

Раскрывая политические взгляды Сократа, указать, что они основывались на постулате, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», на убеждении, что, это должны быть нравственные, справедливые и опытные в искусстве управления граждане.

Сократ (468 - 393 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, с именем которого связывается решительный поворот в философии Древней Греции.

Сократ родился в начале лета 468 г. до н.э. Отец - Софроникс - по профессии скульптор. Мать - Фенарета - повивальная бабка. Образование - обычное начальное.

В молодые годы Сократ овладел мастерством скульптора (одно из его произведений украшало Акрополь). Участвовал в трех военных походах. 432 г. - принимал участие в осаде Потидеи; 424 г. - принимал участие во вторжение в Беотию и отличился в сражении при Делии; 422 г. - участвовал в битве под Амфиполем. 406 г. - входил в афинский совет Пятисот. Председательствовал в народном собрании, когда разбиралось «дело стратегов», проявил принципиальность в защите их.

В годы правления Тридцати тиранов (404 - 403 гг. до н.э.) отказывался принимать участие в расправах, открыто порицал главарей режима.

В начале интеллектуальной деятельности интересовался натурфилософией - познакомился с учением Анаксагора и его ученика Архелая. По свидетельству Диогена Лаэртского: «Уже Архелай, по – видимому, касался нравственности, т.к. философствовал и о законах, и о прекрасном и справедливом, а Сократ взял этот предмет у него, развил и за это сам прослыл основоположником».

Наиболее характерный фон для индивидуального философствования в то время составляла деятельность софистов - публичных спорщиков, готовых за плату обучить любого человека как доказать или опровергнуть любые утверждения (гносеологический и этический релятивизм). Не без их влияния интерес Сократа смещается от натурфилософии, физики к человеку и смыслу его жизни. Он, по словам Цицерона, «первый свел философию с неба и поместил в города и далее ввел в дома, и заставил рассуждать о жизни и нравах, о делах добрых и злых». Предмет его рассуждений - назначение человека, путь самораскрытия, счастье в жизни, добродетель как норма поведения, истинное действительное знание, а не софистические построения, и т.п. Этическая проблематика была характерна и для софистов, но в отличие от них Сократ утверждает положительные этические установки, а не релятивизм. Более того, в философствовании Сократа соединяются рационализм (доказательность) и этика.

393 г. - обвинение «в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество, а наказание за то - смерть».

Сущность учения Сократа кратко выражается так: «Знание открывает человеку путь к добродетельному образу жизни, посредством которого человек реализуется как личность и одновременно достигает полноты осознания себя человеком, этого высшего блага, которое и есть смысл человеческой жизни, его счастье[47]«.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.