Сделай Сам Свою Работу на 5

Как доказать существование души?





Занятия 2-3. «Энергии Бога»

 

Три энергии Господа.

1.1. «Антаранга-шакти - внутренняя энергия, проявляющая многообразие духовного мира». (ШБ 11.2.37, Ади 2.102, Ади 2.103, Мадхья 6.160)

 

1.3. «Бахиранга-шакти (материальная энергия) - иллюзорная, внешняя, отделенная энергия Господа, являющаяся непосредственной причиной создания и уничтожения всего материального мироздания; искаженное отражение внутренней энергии». (БГ 9.10, БГ 18.46, ШБ 4.22.33, Ади 2.102)

 

1.4. «Татастха-шакти - пограничная или смешанная энергия Господа, проявляющая живых существ». (ШБ 4.22.38)

 

1.2. «В этом стихе говорится о трех первичных энергиях Абсолютной Истины: внутренней, внешней и пограничной. С помощью внутренней энергии Личность Бога в Своем изначальном образе являет духовные вселенные Вайкунтха-локи, которые существуют вечно и остаются в неприкосновенности даже после разрушения материального мира.

С помощью пограничной энергии Господь, подобно сияющему солнцу, распространяет Себя в бесчисленное множество живых существ, которые являются Его частицами.

А с помощью внешней энергии Господь являет материальное мироздание, подобно тому, как солнце своими лучами создает туман. Материальный мир - это лишь искаженное отражение вечной природы Вайкунтхи. … По сути, все три энергии Бога - внутренняя, внешняя и пограничная - едины, но действуют они по-разному, подобно электричеству, которое при разных обстоятельствах вырабатывает либо холод, либо тепло». (Чайтанья Чаритамрита, Ади 2.96)



 

1.5. «О трех энергиях Абсолютной Истины говорится также в "Вишну-пуране", где сказано, что пограничная энергия (живое существо) в качественном отношении неотлична от внутренней энергии Господа, а внешняя энергия косвенным образом подчинена изначальной причине. Майя, энергия иллюзии, вводит живые существа в заблуждение, подобно туману, который заслоняет солнечный свет и сбивает путника с пути. Майя качественно ниже пограничной энергии, состоящей из живых существ, неотъемлемых частиц Господа, и тем не менее она обладает властью над ними, как туман, поглощающий часть солнечных лучей, но не способный скрыть само Солнце.

Пребывая во власти иллюзии, живые существа меняют тела одно за другим, получая то тело ничтожного муравья, то тело Брахмы, создателя вселенной. Прадхана, или первопричина в безличном ее проявлении, - это не что иное, как Верховный Господь, личностный образ которого можно увидеть только в пределах внутренней энергии. Господь проявляет Себя в виде материальной, вселенской формы с помощью Своей непостижимой энергии». (Чайтанья Чаритамрита, Ади 2.96)



 

В чем разница между тремя энергиями?

2.1. «По сути, все три энергии Бога - внутренняя, внешняя и пограничная - едины, но действуют они по-разному, подобно электричеству, которое при разных обстоятельствах вырабатывает либо холод, либо тепло. Внешняя и пограничная энергии называются так в силу разницы в условиях существования, но эти условия не распространяются на внутреннюю энергию». (Чайтанья Чаритамрита, Ади 2.96)

 

2.2. «Материальный мир полон забот и тревог. На любой из его планет - от высшей планеты и до самой низшей, Паталы, - все живые существа пребывают в постоянном беспокойстве, поскольку в материальном мире нельзя жить вечно. На самом деле все живые существа являются вечными.

Они стремятся обрести вечный дом, вечную обитель, но, поскольку они живут в бренном материальном мире, они постоянно пребывают в беспокойстве. Планеты духовного мира называют Вайкунтхами, потому что их обитатели не ведают тревог. Для них не существует рождения, смерти, старости и болезней, поэтому их жизнь не омрачают тревоги и печали.

С другой стороны, обитатели материальных планет живут в вечном страхе перед рождением, смертью, старостью и болезнями, поэтому их постоянно гложут тревоги и беспокойства». (Шримад Бхагватам 3.15.13)



 

Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва.

3.1 . «Чайтанья Махапрабху в Своём возвышенном ученье об одновременном единстве и различии Ачинтья-бхедабхеда-таттва, показал, что качественно мы едины с Богом, но в количественном отношении отличны от Него. Бог обладает индивидуальным сознанием, и у Него есть Свой особый облик. Мы также обладаем индивидуальным сознанием, и в освобожденном состоянии у нас тоже есть индивидуальный вечный облик. Разница лишь в том, что сила и богатство, присуще вечной форме и индивидуальности Господа, безграничны, тогда как наши сила и богатство бесконечно малы. Наше сознание распространяется только на наше собственное тело, тогда как сознание Бога охватывает тела всех живых существ. Однако не смотря на то что Бог во всем превосходит живых существ, и Господь, и живые существа – вечные индивидуумы со своим особым обликом, поведением и эмоциями».

(ШБ 11, 2 31, ШБ 2.1.39, ШБ 7.9.31, ШБ 10.48.19, Ади 1.46, Ади 2.38)

 

3.2. «Это дерево, будучи отражением настоящего дерева, является его точной копией. Все, что мы видим в материальном мире, существует и в мире духовном. ... Если материальный мир является искаженным отражением духовной реальности, то духовный мир тоже должен быть исполнен многообразия, которое в отличие от материального не является иллюзорным. ... Будучи материальным, этот мир существует лишь некоторое время. Всякое отражение мимолетно, оно то появляется, то исчезает вновь. Однако источник отражения существует вечно». (Бхагавад Гита 15.1)

 

3.3. «Живые существа в качественном отношении тождественны Верховному Господу, так же как искры костра в качественном отношении не отличны от пламени костра. Однако в количественном отношении искры отличны от костра, так как по количеству тепла и света, излучаемого искрами, они несравнимы с костром.

Когда маха-бхагавата, великий преданный, видит единство всего сущего, это означает, что он смотрит на все как на энергию Верховного Господа. А поскольку между энергией и источником энергии нет разницы, это единство имеет под собой реальную основу. Несмотря на то что с аналитической точки зрения тепло и свет отличны от огня, огонь без тепла и света немыслим.

Таким образом, рассматриваемые как единое целое, тепло, свет и огонь неотличны друг от друга. В этой мантре слова экатва манупашйатах указывают на то, что мы должны смотреть на единство всех живых существ с точки зрения богооткровенных писаний. Отдельные искры высшего целого (Господа) наделены почти восьмьюдесятью процентами известных качеств целого, но не равны Верховному Господу в количественном отношении.

Мы обладаем этими качествами, но в ничтожных количествах, поскольку живое существо является лишь крошечной частичкой высшего целого. Это можно сравнить с каплей воды и океаном: количество соли в капле воды из океана несравнимо с количеством соли во всем океане, но, тем не менее соль в капле качественно, по химическому составу, не отличается от соли в океане. Если бы индивидуальное живое существо было равно Верховному Господу и качественно, и количественно, то оно не попало бы под влияние материальной энергии». (Шри Ишопанишад, Мантра 7)

 

3.4. «Солнечные лучи, так же как планета Солнце и бог Солнца, излучают свет, но солнечные лучи не тождественны богу Солнца, Вивасвану. В этом смысл философии одновременного тождества и различия (ачинтья-бхедабхеда-таттвы) . Все планеты покоятся на солнечных лучах, и благодаря исходящему от Солнца теплу все они движутся по своим орбитам. На всех планетах деревья и травы растут и меняют свой цвет благодаря свету Солнца. Солнечный свет - это лучи Солнца, поэтому он неотличен от самого Солнца. Планеты тоже неотличны от Солнца, поскольку все они покоятся на его лучах. Весь материальный мир порожден Солнцем и потому полностью зависит от него. Будучи причиной, в скрытом виде Солнце присутствует во всех своих следствиях. Подобно этому, причиной всех причин является Кришна, поэтому Он присутствует во всех следствиях. Весь проявленный космос следует считать экспансией энергии Верховного Господа». (Шримад Бхагаватам 4.31.16)

 

Как доказать существование души?

4.1 «Подобно тому, как солнце, находясь в одном месте, освещает всю вселенную, крошечная духовная частица, пребывая в сердце живого существа, озаряет все тело своим сознанием. Таким образом, сознание свидетельствует о присутствии души в теле, так же как солнечный свет свидетельствует о присутствии солнца».

(Бхагавад Гита 13.34 комментарий)

 

4.2. «Любой может увидеть разницу между живой душой и мёртвым телом. В чем состоит разница между живой душой и мёртвым телом? Когда человек умер, его родственники плачут и причитают: «Мой отец ушёл! Мой сын умер!» Но отец, и мы видим это, лежит на полу. Тогда почему мы причитаем: «О, мой отец ушёл»? Это значит, что вы никогда не видели того, кто умер, кто покинул это тело. Вы только видели это тело. И вот тело лежит, а вы плачете: «Мой отец умер». Любой разумный человек может понять, что настоящий отец, тот, который находился внутри этого тела, был кем-то совершенно другим.

Но наше невежество так велико, что мы принимаем это тело, - это мёртвое тело - за своего отца. Это тело не только сейчас мертво, оно было мертво всегда. Потому что внутри этого тела была живая душа, она заставляла тело двигаться. Это факт. Как, к примеру, машина. Едет себе красивая машина, но если в ней нет водителя, мотор, который находится внутри машины, не работает. Глупо отождествлять водителя машины с машиной». (Лекция по Бхагавад Гите 2.17)

 

4.3. «Это крошечная духовная искра является основополагающим принципом (основой материального тела) и ее влияние распространяется на все тело подобно тому, как действие того или иного лекарственного препарата распространяется на весь организм. Влияние духовной души ощущается в каждой точке тела в форме сознания, которое является доказательством присутствия души в теле. Даже обыкновенному человеку нетрудно понять, что материальное тело, лишенное сознания, мертво, и если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть никакими материальными средствами. Следовательно, источником сознания является не комбинация тех или иных материальных элементов, а духовная душа». (Бхагавад Гита 2.17)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.