Сделай Сам Свою Работу на 5

Последовательность выполнения работы





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТА

 

 

Цель работы: ознакомление с принципами классификации специализирован- ных транспортных средств.

 

 

Общие сведения

Структура автомобильного подвижного состава показана на рисунке 1.1.

 

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

 

 

транспортный специального назначения

 


пассажирский грузовой


санитарный уборочный пожарный


 

 


самосвальный


общего назначения

(с бортовой платформой)


мобильные краны


 

 

специализированный

 

 

автомобили-тягачи прицепной

 

 

прицепы полуприцепы прицепы-роспуски

 

Рисунок 1.1 – Структура автомобильного подвижного состава

 

 

Принята следующая система обозначения (индексации) автомобилей: перед цифровым индексом ставят буквенные обозначения завода-изготовителя (БелАЗ, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, КрАЗ), а через тире – индексы самой модели. Индекс модели со- стоит из четырех цифр, а пятая и шестая цифры служат для обозначения их модифи- кации. Первая цифра указывает класс автомобиля (всего их семь), который для гру- зовых и специальных автомобилей определяется полной массой (табл. 1.1.). Вторая цифра характеризует вид автомобиля:



1 – легковой автомобиль;

2 – автобус;

3 – грузовой автомобиль;

4 – автомобиль-тягач;

5 – автомобиль-самосвал;

6 – автомобиль-цистерна;

7 – автомобиль-фургон;

8 – резервы (пока не используется);

9 – специальный автомобиль.


 

Таблица 1.1 – Первые два индекса класса и вида грузовых автомобилей

  Виды грузовых автомобилей Классы
Полная масса, т
  до 1,2 от 1,2 до 2 от 2 до от 8 до от 14 до 20 от 20 до 40 св.
С бортовой платформой Седельные автомобильные тягачи Автомобили-самосвалы Автомобили-цистерны Автомобили-фургоны Резерв Специальные автомобили

 



Третья и четвертая цифры обозначают номер модели автомобиля (от 01 до 99), пятая – номер модификации базовой модели автомобиля (от 1 до 9), а шестая при- сваивается экспортным вариантам исполнения. При отсутствии модификации пятым знаком служит ноль.

Например, обозначение седельного автомобиля-тягача КамАЗ-5410 расшиф- ровывается следующим образом: КамАЗ – Камский автомобильный завод; цифра 5

обозначает, что полная масса буксирного прицепа от 14 до 20 т; цифра 4 – что это автомобиль-тягач, а цифра 10 – номер модели автомобиля.

Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502, который может использоваться вместе с прицепом, расшифровывается так: ЗИЛ – завод им. Лихачева; ММЗ – Мытищин- ский машиностроительный завод; 4 – полная масса от 8 до 14 т; 5 – автомобиль- самосвал; 02 – номер модели.

Прицепы разделяются на несколько типов в зависимости от способа букси-

ровки, устройства прицепного приспособления и вида перевозки. Прицепы могут быть одно-, двух- и многоосные, седельные, тяжеловозы и прицепы-роспуски.

В зависимости от полной массы прицепов и полуприцепов они делятся на пять групп (табл. 1.2).

 

 

Таблица 1.2 – Группы прицепов и полуприцепов

  Группа   Индекс Полная масса, т
прицепа и полуприцепа роспуск
01–24 25–49 50–69 70–84 85–99 До 4 4–10 10–16 16–24 Свыше 24 До 6 6–10 10–16 16–24 Свыше 24

 



Старая система индексации для прицепов и полуприцепов (рисунок 1.2) пре- дусматривает маркировку буквами и цифрами. Первая цифра обозначает число осей; буквы – тип прицепной системы (П – прицеп; ПП – полуприцеп; Н – низкорамный; Т – тяжеловоз; М – модернизация); последние цифры через тире – массу перевози- мого груза в тоннах.


 

Например, обозначение прицепа 2 – ПТ – 10 расшифровывается так: 2 – две оси; ПТ – прицеп-тяжеловоз; 10 – масса груза 10 т.

Обозначение прицепа марки 1 – Р – 5 расшифровывается следующим образом:

1 – одноосный; Р – роспуск; 5 – масса груза – 5 т.

По современной системе индексации впереди маркировки стоят начальные буквы наименования завода, изготовившего прицеп или полуприцеп и 4- или 5- значным числом (рисунки 1.3 – 1.5). Например: МАЗ-5245, где МАЗ – Минский ав- томобильный завод, 5 – класс полуприцепов, 2 – 2-ой вид класса полуприцепов,

цифра 45, означает, что полуприцеп относится ко 2-й группе; ОдАЗ-8350, где ОдАЗ

– Одесский автосборочный завод, 8 – класс прицепов, 3 – 3-й вид класса прицепов, цифра 50 означает, что прицеп относится к 3-й группе.

 

 

 


 

 

 
Рисунок 1.2 – Прицепы и полуприцепы: а – одноосный прицеп; б – двухосный прицеп; в – двухосный прицеп- тяжеловоз; г – двухосный прицеп- тяжеловоз с бортами; д – трехосный прицеп-тяжеловоз;

е – четырехосный прицеп-тяжеловоз; ж – одноосный полуприцеп; з – двухос- ный полуприцеп; и – одноосный прицеп- роспуск; к – двухосный прицеп-роспуск

 

 

 
Рисунок 1.3 – Полуприцеп МАЗ-5245


Рисунок 1.4 – Полуприцеп для доставки крупнотоннажных контейнеров

в прямых автомобильных или смешанных перевозках

 

 

 
Рисунок 1.5 – Прицеп МАЗ-8926


 

 

Прицепы и полуприцепы, изготавливаемые строительными министерствами и ведомствами, для перевозки строительных грузов имеют свою систему присвоения индексов.

Кузова прицепов могут быть выполнены в виде платформы с бортами, цис- терн, фургонов. В условиях зимних дорог прицепы могут быть санными.

Двух- и многоосные автомобильные прицепы должны иметь поворотную ось или управляемые колеса. На прицепах-роспусках, перевозящих длинномерные гру- зы, должны быть поворотные круги. Дышло прицепа-роспуска может иметь устрой- ство для изменения длины в зависимости от размера груза.


 

Прицепы-тяжеловозы с целью уменьшения давления на дорогу могут иметь на каждой оси по нескольку колес.

Полуприцепы часть массы передают через седельно-сцепное устройство на автомобиль-тягач, а остальную нагрузку – через собственные колеса на дорогу. По- луприцепы бывают одно-, двух- и многоосные.

 

 

\\\\\\\\\\\\\

 

Рисунок 1.6 – Основные системы двухосного автомобиля-тягача ЗИЛ – 130 В1

 

 


 

Автомобили, буксирующие прицепные системы, называются тягачами. Тяга- чи делятся на буксирные и седельные. Буксирными называются тягачи, которые редают тяговое усилие через крюк на буксируемый прицеп. Эти тягачи имеют ластную платформу с уложенным на ней грузом или балластом для увеличения мас- сы тягача. Седельными называются тягачи, передающие тяговое усилие посредством опорно-сцепного устройства, принимающего часть нагрузки на собственные колеса и работающего совместно с полуприцепом. Масса полуприцепа, приходящаяся на колеса тягача, увеличивает его сцепной вес.

Применение автопоездов снижает расход топлива и масел на единицу переве- зенного груза, уменьшает себестоимость перевозок. Автомобиль-тягач (рисунок 1.6) состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании ра- бочей смеси в цилиндрах, в механическую работу.

Шасси автомобиля-тягача состоит из трансмиссии, ходовой части и механиз-

мов управления, состоящих из рулевого управления и тормозной системы.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на веду- щие колеса. Она должна обеспечивать более плавное изменение скоростного режи- ма движения автомобиля. При этом переход с одного скоростного режима на другой должен происходить с минимальным по времени отсоединением двигателя от трансмиссии.

Основными механизмами трансмиссии являются: сцепление, коробка передач, карданная передача, дифференциал и полуоси. Сцепление передает крутящий мо- мент от двигателя и позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмис- сии и вновь их плавно соединить. Коробка передач преобразует крутящий момент по величине и направлению и позволяет автомобилю двигаться вперед и назад, а также отсоединить двигатель от трансмиссии на длительное время (нейтральная пе-

редача). Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к ве-

дущим мостам под разными углами. Главная передача преобразует крутящий мо- мент по величине и передает его от карданной передачи через дифференциал на по- луоси ведущих колес под углом 90º. Дифференциал связывает главную передачу с полуосями ведущих колес и обеспечивает различные угловые скорости вращения колес при движении на поворотах и по неровностям дороги.

Ходовая часть служит для преобразования крутящего момента на ведущих

колесах в тяговую силу, заставляющую автомобиль двигаться. К ходовой части от- носятся: рама, мост (передний или задний) или ось, подвеска, колеса.

Колеса непосредственно взаимодействуют с дорогой и соединены с мостом (осью). На мост через подвеску опирается рама автомобиля тягача с механизмами управления, кузовом или седельно-сцепным устройством.

Механизмы управления обеспечивают управление движением автопоезда.

Кузов у прицепных автомобилей-тягачей предназначен для размещения груза или балласта. Он состоит из платформы и кабины водителя. У седельных автомоби-

лей-тягачей (см. рисунок 1.7) кузов отсутствует, а на раме устанавливают седельно-

сцепное устройство.


 

Рисунок 1.7 – КамАЗ-6460 (6×4)

 

Последовательность выполнения работы

 

1) ознакомиться с системой классификации и индексации специализирован- ного подвижного состава, прицепов и полуприцепов;

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

1. Охарактеризовать структуру автомобильного подвижного состава.

2. Правила буквенно-цифровой индексации подвижного состава.

3.Перечислить основные узлы автомобиля и их назначение.

4.По заданию преподавателя расшифровать модель тягача или буксируемого уст-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.