Сделай Сам Свою Работу на 5

Как построить работу в течение смены?





В организационный период нужно познакомить ребят с теми требованиями, которые существуют в лагере, договориться об их выполнении и взаимной ответственности, а также приучить ребят к этому через напоминания, игровые ситуации, стимулирование и похвалу.

Знакомство с правилами-требованиями начинается с первых минут пребывания ребёнка в лагере, когда воспитатель помогает ему устроиться на новом месте, показывает и рассказывает о том, как будет организован быт, чем дети будут заниматься в смене, какой распорядок дня в лагере и т. д.

Предъявление требований происходит как в повседневном общении педагогов с детьми, так и на специальных делах оргпериода, например: хозяйственном сборе, экскурсии по лагерю, вечере знакомств, огоньке, встрече с администрацией лагеря, в деловой игре «Составление конвенции детского объединения». Некоторые важные правила отражены в законах «Орлёнка». Не стоит все требования предъявлять за один раз на одном деле.

Помните, что групповые нормы закладываются в первые дни жизнедеятельности отряда, позже изменить их почти невозможно.

В основной период нужно контролироватьсоблюдение требований, предотвращать и своевременно разрешать ситуации, связанные с их нарушением.



Контроль не должен быть тотально «громким» и показным. Он проявляется, в большей степени, в мелочах. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и тактично исправлять мелкие нарушения дисциплины.

Нельзя «пропускать» ситуации нарушения, а если они повторяются – надо обсуждать их вместе с участниками ситуации нарушения или со всем отрядом и вместе с детьми искать способы изменения ситуации.

Контроль нужно сопровождать напоминанием (без излишней навязчивости): после оргпериода стоит оформить ваши с детьми договорённости и разместить на стенде отряда, придумать для каких-то правил игры или ритуалы (например, считалка для того, чтобы быстро собраться и встать парами.

В итоговый период нужен повышенный контрольсоблюдения требований и анализтого, почему они были важны.

Смешанные грустно-радостные эмоции перед отъездом часто заставляют ребят забывать о правилах. К тому же так многое хочется успеть, а времени до отъезда мало – до правил ли тут?! Это значит, что нужно, во-первых, не оставлять детей одних, во-вторых вместе с ними придумать, как попрощаться с лагерем и друг с другом, и успеть сфотографироваться, добежать до моря, собрать ракушки, записать адреса, купить сувениры и так далее, и так далее.



Подводя итоги смены, обязательно обсудите с ребятами, удалось ли им соблюдать правила, почему это важно, появились ли у них какие-то полезные привычки и т. д.

Советы и рекомендации

- Единые педагогические требования изначально разные по степени «строгости», так как одни из них обеспечивают безопасность жизни и здоровья ребёнка, другие помогают ему приобрести полезные привычки, а третьи – приобщают к культуре общения и поведения, способствуют воспитанию ценностного отношения к своему здоровью, к правам других людей и т. д. Поэтому не обязательно все правила представлять строго как требования. Для многих ситуаций подойдут такие варианты, как: «У нас так принято…», «Давайте вместе подумаем, как решить такую задачу…» (дети сами предложат правила), «Чтобы…, нам важно договориться о…».

- Предъявлять требования лучше в «позитивной» грамматической форме: «Здесь специально проложена дорожка, чтобы пройти к костровому месту, давайте пользоваться ей!» – вместо «Напрямик ходить нельзя!» Или: «Все могут шагнуть на полметра? Тогда все ливнёвки, которые будут встречаться у нас на пути, мы сумеем перешагнуть. Пусть по ним бегает дождик!». Конечно, как именно вы сформулируете правило, зависит от возраста детей. Кстати, ребят, можно вовлечь в игру «Замени «нельзя» на «можно».



- Поведение самих воспитателей – лучший пример для детей. А они замечают очень многое, делают для себя выводы и принимают «случайную ошибку» взрослого за образец для себя.

- Если напарник или воспитатели соседних отрядов нарушают единство требований, не стоит выяснять отношения при детях, но и пускать ситуацию на самотёк тоже нельзя. Вызывайте коллег на разговор или предлагайте собраться всем воспитателем вместе, чтобы разобраться в причинах и найти выход из ситуации.

- Вот несколько советов психологов о том, как вести себя, если возникла ситуация несоблюдения требований:

- Чтобы достичь цели быстрее и без конфликтов, говорите коротко (по возможности, одно-единственное слово) и спокойно. Просто привлекайте внимание ребёнка к предмету (разбросанным вещам или оставленной на стоде посуде).

- Чтобы привлечь внимание подростков – пишите записки. Расклеивайте записки с напоминаниями – свои просьбы, пожелания, нежные слова, списки того, что необходимо сделать – на кровать, на дверь... Сообщения должны быть разнообразными. Побольше юмора!

- Выражайте свои ожидания, вместо того, чтобы подчёркивать промахи ребёнка. Сформулируйте свои потребности и чувства – подросток, как правило, готов их уважать: «Я очень расстраиваюсь и устаю, когда мне приходится повторять одно и то же много раз. Я жду, что меня будут слушать внимательно».

- Прежде чем сердиться, убедитесь, что вы ясно изложили свою просьбу.

- Задавайте ясные ориентиры – законы и правила лагеря. Того или иного действия требуете не вы, а общие правила и законы.

- Решайте проблему вместе, общими усилиями.

- Добивайтесь соблюдения уговора. Перейдите от слов к делу, пусть ребёнок почувствует последствия своего поведения. Если вы ничего не предпримете (а ругаться, кричать, отчитывать – это тоже значит бездействовать перед лицом проблемы), ребёнок подумает, что ничего страшного не произошло.

- Избегайте угроз, которые вы не собираетесь приводить в исполнение. И откажитесь от наказаний, которые унизительны для ребёнка. Они всегда несоразмерны провинности и поэтому вредны.

Между нами взрослыми

Договориться с детьми о взаимных правах и обязанностях – очень важно. Но эти договорённости окажутся бесполезными, если педагоги не будут едиными в своих словах и действиях. А для этого в вожатском отряде нужно договориться об общих для всех правилах, например, таких:

- Помни: ты ради ребёнка, а не он ради тебя.

- Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.

- В любой момент времени тебе нужно знать о том, где находится каждый из детей отряда. И сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где находишься ты.

- В общении и в работе воспитателя с детьми исключаются: крик, ругательства, наказания и обиды на детей.

- Какие бы дружеские чувства и симпатии ты ни испытывал к детям, помни, что ты – прежде всего, воспитатель, поэтому всегда соблюдай дистанцию. Дистанция между ребёнком и взрослым – это пространство для сотрудничества.

- Нет «чужих» детей. Если ребёнок из другого отряда или лагеря нуждается в помощи или провоцирует опасную для себя или других ситуацию – нельзя пройти мимо.

- Напарникам обязательно – вне зависимости от сложившихся отношений – нужно обсуждать: распределение своих обязанностей, положение дел в отряде, возникающие недоразумения и сложные ситуации, время отдыха каждого.

- Если сегодня ты работал один, вечером или наутро обязательно расскажи напарнику об итогах прошедшего дня и возникших нестандартных ситуациях, происшествиях.

- Сложности в отношениях между напарниками, конечно, могут возникнуть. Но дети не должны о них даже догадываться, а тем более становиться свидетелями выяснения отношений.

- Хвали ребёнка только за конкретные успехи и поступки, делай это искренне. Хвали при всех – замечания делай с глазу на глаз.

- Любому человеку – и ребёнку, и взрослому – всегда приятнее выполнять просьбу, чем приказ.

- Корректная шутка – выход из самого безвыходного положения.

- Заботься о своём напарнике, ведь хорошее настроение, бодрость и энергия каждого из вас очень нужны детям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.