Сделай Сам Свою Работу на 5

Режим дня младшего школьника





Лекция №5

Тема: Период младшего школьного возраста

План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста.

2. Рост и развитие младшего школьника

3. Универсальные потребности, способы их удовлетворения.

4. Возможные проблемы.

5. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.

Школьные годы – важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенствованием всех его функций. С 11-12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование полового диморфизма.

Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) – это дети с 7 до 11 лет; Характеристикой этого возраста является систематическая и обязательная учеба по программе, овладение определенным кругом знаний, нормами поведения и отношений с другими детьми и учителями. Возрастных рамок не имеет, т.к. начало периода падает на начало учебы в школе, а конец – совпадает с началом полового созревания, который зависит от пола, от условий проживания и климата, от конституциональных особенностей. Происходит замена молочных зубов на постоянные, начинается четкий диморфизм физического развития между мальчиками и девочками по типу роста и формированию специфического телосложения.



 

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста.

Кожа и ее придатки. Достигает анатомической и функционально зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка. С 12- 13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри.

Костно-мышечная система. Характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика (связано с письмом). Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. До 9 лет длина верхней половины туловища преобладает над нижней, с 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей. К 7 годам окончательно формируется шейный и грудной изгибы позвоночника, начинается срастание костей таза. Поэтому не рекомендуются тонкие высокие каблуки для девочек, прыжки в высоту, на твердую поверхность, т.к. возможна деформация костей таза и возникновение проблем в будущем во время беременности и родов. Необходимо следить за осанкой, т.к. ее нарушение приводит к патологическому искривлению позвоночника – сколиозу. В период 6-8 лет и 11-13 лет отмечается интенсивный рост черепных костей. К 10-13 годам происходит окостенение запястий, к 9-11 годам – фаланг пальцев (к этому времени должен выработаться почерк, хорошо писать). Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные.



Дыхательная система. В 7 лет заканчивается формирование бронхолегочной системы и в дальнейшем происходит только увеличение органов в размерах. Тип дыхания: у девочек – грудной; у мальчиков – брюшной. Частота дыхания 20-25 в 1 минуту, ритмичное, ровное.

Сердечно-сосудистая система. Продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. В 7 лет сердце приобретает форму взрослого. Пульс становится устойчивым, ритмичным – 80-90 ударов в 1 минуту.Артериальное давление – стабильное, т.е. происходит морфосозревание сердечно-сосудистой системы, составляет 100 + n, где n - число лет ребенка.

Пищеварительная система. Продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении. К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка к 7-10 годам составляет 1300 мл. Активизируются ферментативные системы, устанавливаются процессы переваривания.



 

Мочевыделительная система. К 9 годам завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой. Число мочеиспусканий 6-8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008-1022. Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи – 150-200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле: 100х(n + 5), где n - число лет ребенка, начиная с 5 лет.

Эндокринная система требует особого внимания, так. как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.

Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:

1. Имеют очень незначительную массу.

2. Вырабатывают очень малые количества секретов-гормонов, которые оказывают множественный эффект.

3. Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.

4. Регулируют свои функции по принципу «обратной связи». Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают функционировать уже в эмбриональном периоде. Существенное влияние на рост и развитие ребенка оказывают гормоны матери, которые он получает во внутриутробном периоде и с грудным молоком.

В различные периоды детства выявляется относительное преобладание функций одной определенной железы: - с 6 мес. до 2,5 лет - щитовидной;

- с рождения до 10 лет - тимуса;

- с 6 до 7 лет - передней доли гипофиза;

- с 12 до 18 лет - половых желез.

 

Нервная система. Завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе – мелкая моторика. К 7-8 годам появляется осознание своего социального “Я”. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т.е. в реальной серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его с взрослыми, как шаг к самостоятельности. В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. В начальных классах у детей отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности. Мышление постоянно меняется от наглядно-образного к абстрактному. Улучшается память, повышается интеллект. В это время необходимо приучать ребенка к труду, посильной работе. При физической нагрузке увеличивается приток крови к мышцам, улучшается их питание, а это в свою очередь ведет к усилению роста, развитию мышц, развитию ЦНС.

 

Рост и развитие младшего школьника Физическое развитие

Темпы роста умеренные – по 5-6 см в год, масса – по 1,5-2 кг в год. Длина тела (рост) ребенка:

до 8 лет составляет: l = 130 – 7 (8 – n);

после 8 лет: l = 130 + 5 (n – 8);

длина тела ребенка от 5 до 10 лет: l = 110 + 6 (n – 5), где n – число лет ребенка.

Масса тела до 12 лет равна m = 20 + 3 (n – 5), где n – число лет ребенка. Окружность головы составляет 50 + 0,6 n (в 5 лет – окружность головы равна 50 см).

Окружность груди: до 10 лет составляет: 63 – 1,5 (10 – n); после 10 лет равна: 63 + 3 (n – 10), где n – возраст в годах. В 10 лет окружность груди равна 63 см.

 

 

Универсальные потребности, способы их удовлетворения.

Режим дня младшего школьника

Предполагает рациональное распределение времени для учебы, отдыха, спорта, развлечений и сна. Сон предполагается 9-10 часов в сутки. После занятий в школе – еда, работа по дому 1,5-2 часа. Подготовка домашнего задания в течение 1 часа – в одно и то же время, тогда не тратится время на “вживание” - в стабильной обстановке, при хорошем освещении; в начале готовят более трудное задание, затем устные с небольшими перерывами. Отдых может быть активным за счет смены одного вида деятельности другим. Перед сном необходимо 1,5-2 часа спокойной деятельности. Так как главная причина усталости школьников перед каникулами – двигательный голод и недостаточное пребывание на свежем воздухе, то каникулы должны быть заполнены активной, рациональной деятельностью ребенка: режим соблюдается обязательно, прогулки, посещение театров, выставок. Возможна организация походов на 1-2 дня, продолжительностью для первоклассников – 5 км; для второклассников – 10 км; для детей 3-го класса – 15 км; скорость движения – 2-4 км/ч; груз в рюкзаке 3-4 кг. Постоянно надо следить за осанкой ребенка. В целях предупреждения нарушения осанки полезны: утренняя гимнастика, занятия спортом – плавание, лыжи, волейбол, туризм, носить книги за спиной в рюкзаке. Для профилактики нарушений зрения требуется сочетать зрительную работу с активным отдыхом, необходимо рациональное питание (витамины, особенно групп А, В), гимнастика для глаз. Нельзя: читать лежа, в темноте, в движущемся транспорте. Продолжительность просмотра телевизионных передач – не более 2 часов в субботу и воскресенье, на расстоянии 2,5-3 метра. Для проверки осанки следует встать около стены, прислонив затылок, лопатки, локти, пятки – расстояние между шейным и поясничным изгибами и стеной должно равняться толщине ладони. Для профилактики искривлений позвоночника – нельзя спать на раскладушке, на мягкой постели.

Питание

Должно быть разнообразным. Соотношение Б : Ж : У = 1 : 1 : 4. Белка требуется 3-4 грамма на кг массы ребенка, жиры – 20 % и должны быть растительного происхождения, углеводы – лучше растительного происхождения – овощи, фрукты. Обязательно в рационе должны быть: мясо, рыба, молочные продукты. С пищей ребенок должен получать все витамины, минеральные вещества. Потребность в воде – 1700-2000 мл в сутки. Ограничить: жирные сорта мяса, копчености, пряности, консервы, холодные блюда. Нельзя принимать пищу наспех, читать во время еды, делать уроки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.