Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема распределения учебного времени по видам





Учебной деятельности

Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы (108 академических часов)

Виды учебной деятельности Трудоемкость, час
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
В том числе: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа

 

Учебно-тематический план дисциплины

«Инновационные процессы в образовании»

№ п/п Перечень разделов и дисциплин Всего часов в трудоемкости В том числе аудиторных Самостоятельная работа
Всего Лекции Сем. ЛПЗ
  Раздел 1. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в образовании
1.1. Роль и место инноваций в развитии социально-экономических систем  
1.2. Педагогическая инноватика, ее сущность и задачи    
1.3. Методологические основы инновационной деятельности    
  Раздел 2. Инновационный процесс, его основные характеристики
2.1. Сущность инновационного процесса
2.2. Характеристика инновационных процессов в различных типах образовательных учреждений    
  Раздел 3. Инновационное проектирование в образование
3.1. Сущность инновационного проектирования в образовании
3.2. Управление изменениями в ходе реализации инновационных проектов        
  Раздел 4. Анализ эффективности и качества инновационной деятельности
4.1. Управление рисками инновационной деятельности в образовании    
4.2. Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности        
1. Итоговый контроль         Зачет
  Всего:

 



Содержание

Раздел 1. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в образовании

Тема 1.1. Роль и место инноваций в развитии социально-экономических систем

Основы государственной инновационной политики в области модернизации экономики, образования в РФ. Новые парадигмы развития социально-экономических систем. Переход к информационному обществу, высокотехнологичной цивилизации, экономике, основанной на знаниях. Отличительные особенности экономики, основанной на знаниях. Обучающаяся организация. Виртуальная инновационная организация. Управление знаниями.



Глобальная конкуренция и системное управление знаниями в условиях экономики знаний. Возрастание роли интеллектуальных активов организации в обеспечении ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность и способность образовательной системы к реализации инноваций. Конкурентное преимущество образовательного учреждения. Создание и развитие конкурентных преимуществ на основе портфеля уникальных организационных компетенций и ресурсов. Ключевые компетенции организации. Структура организационных знаний (теоретические, практические, стратегические, коммерческие, производственные). Новые виды продуктов «застывшие знания», «застывшие ресурсы». Инновационная стратегия развития образовательных систем. Непрерывность функционирования и развития образовательной системы.

Формы развития социально-экономических систем и их основные характеристики. Устойчивое развитие образовательной системы. Классификация отраслей на основе оценки уровня наукоемкости применяемой в ней технологии. Внутренняя и внешняя эффективность образовательной организации. Сущность теории инноватики. Волновая теория Н.Д. Кондратьева. Теория мультицикличности волновых колебаний И. Шумпетера. Понятие «технологического уклада». Жизненный цикл технологического уклада. Типология технологических укладов С.Б. Глазьева. Ядро технологического уклада. Характеристика шестой волны технологического уклада.



Стратегии инновационного развития. Прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью. Содержание управления инновационной деятельностью в образовании. Результаты инновационной деятельности. Жизненный цикл инновационного продукта. Научно-техническая и инновационная деятельность как условия развития инновационного процесса. Цели инновационного развития. Классификация целей инновационного развития.

Факторы, определяющие наукоемкость и технологичность современного образования, инновационное развитие образовательного учреждения. Принципы построения инновационной деятельности.

Тема 1.2. Педагогическая инноватика, ее сущность и задачи

Роль педагогической инноватики в развитии образования. Сущность педагогической инноватики. Отличительные особенности педагогической инноватики. Предпосылки возникновения и развития педагогической инноватики в образовании. Объект педагогической инноватики. Предмет педагогической инноватики.

Задачи педагогической инноватики. Теоретико-методологические основы педагогической инноватики. Тенденции, закономерности, принципы педагогической инноватики. Законы педагогической инноватики. Факторы, препятствующие нововведениям в образовательных системах. Отношения педагогов к инновационной деятельности. Мотивация педагогов к инновационной деятельности.

Понятия «новшество», «педагогическое новшество», «нововведение», «инновация» «педагогическая инновация», «инновационная деятельность», «инновационная идея», «инновационная доктрина».

Нововведения-продукты, нововведения-процессы. Модификация продуктов. Типология педагогических нововведений (М.В. Кларин, О.Г. Хомерики, В.И. Беляев, Н.Ю. Посталюк, А.В. Хуторской), Обобщенная типология педагогических нововведений: по отношению к структурным элементам образовательных систем; по отношению к личностному становлению субъектов образовательного процесса; по области педагогического применения; по типам взаимодействия участников образовательного процесса; по функциональным возможностям; по способам осуществления; по масштабности распространения; по социально-педагогической значимости; по объему новаторских мероприятий; по степени предполагаемых преобразований.

Функции инноваций. Основные свойства инноваций. Условия применения инноваций.

Источники создания новшеств в образовании. Параметры оценивания инновационных идей в образовании: актуальность, результативность, творческая новизна, методическая разработанность, возможности потенциальных участников освоения новшества, баланс интересов разных групп, возможное сопротивление нововведениям, временной ресурс, финансовые затраты на освоение новой идеи, соответствие уровню последних достижений науки и практики. Обновление содержания функций управления в условиях развития школы.

Механизмы реализации педагогических инноваций.

 

Тема 1.3. Методологические основы инновационной деятельности

Теории социального управления инновационными системами. Стратегии инновационного развития. Прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью. Содержание управления инновационной деятельностью. Управление процессами создания новых знаний. Управление развитием творческого потенциала создателей нового знания. Управление освоением новшеств. Социальные и психологические последствия нововведений.

Концепция инновационной деятельности. Классическая школа, поведенческая школа, системный подход, процессный подход, жизнециклический подход, проектный подход, маркетинговый подход.

Цели инновационного развития. Классификация инновационных целей. Функции управления инновационной деятельностью (планирование, организация инновационной деятельности, коммуникация, мотивация, координация, контроль). Виды контроля в инновационной деятельности. Принципы построения инновационной деятельности образовательной организации как открытой

системы.

Требования к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.