Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные образовательные технологии





Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

Кафедра непрерывного профессионального образования

 

Рабочая программа дисциплины

«Инновационные процессы в образовании»

 

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Квалификация (степень) Магистр педагогического образования

Очная форма обучения

 

 

 

Курск – 2011

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

Кафедра непрерывного профессионального образования

 

Утверждаю

Декан факультета

_________________Н.А. Костин

«___»________________20 г.

Рабочая программа дисциплины

«Инновационные процессы в образовании»

 

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Квалификация (степень) Магистр педагогического образования



Очная форма обучения

Курск 2011

Рецензенты:

А.Д. Гонеев,доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики КГУ

Л.Е. Асадчих, кандидат педагогических наук, главный специалист-эксперт отдела общего образования Комитета образования г. Курска

 

Рабочая программа дисциплины «Инновационные процессы в образовании» [Текст] /сост. И.М. Подушкина. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та. - 2011. – 65 с.

 

Рабочая программа предназначена для обеспечения методического сопровождения учебной дисциплины «Инновационные процессы в образовании» магистрантам очной формы обучения по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

 

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного 14 января 2010 г., Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 35.

 

Составитель_______________И.М. Подушкина



«__»_____________2011г.

 

 

ã Подушкина И.М., 2011  
ã Курский государственный университет, 2011  

 

 

 
 

Лист согласования рабочей программы

дисциплины «Инновационные процессы в образовании»

 

Направление 050100 Педагогическое образование

Очная форма обучения

2011-2012 учебный год

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры непрерывного профессионального образования, протокол № 2 от «8» сентября 2011 года

 

 

Заведующий кафедрой __________________ И.В. Ильина

Составитель __________________________И.М. Подушкина

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ________И.Я. Благирева, «____»________2011г.

 

 

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

_____________________О.В. Терещенко, «____»__________2011г.

 

Председатель методической комиссии по направлению 050100 Педагогическое образование _____________ О.В. Соболева

«___»_______________2011г.

 

Изменения в рабочей программе

дисциплины «Инновационные процессы в образовании»

На 2012 – 2013 уч. год

 

Утверждаю.

Директор ИРПО

 

_________________ И.В. Ильина

«____» ________________ 2012 г.

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры непрерывного профессионального образования, протокол № 1 от «29» августа 2012 г. без изменений.

 

Заведующий кафедрой _________________ И.В. Ильина

 

Составитель __________________________ И.М. Подушкина

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ

__________________ И.Я. Благирева, «____» ______________ 2012 г.

 

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

_____________________О.В. Терещенко, «____»__________2012г.

 

 

Председатель методической комиссии по направлению 050100 Педагогическое образование _______________К.Э. Загуменных



«____» _________________ 2012 г.

 

 


Изменения в рабочей программе

дисциплины «Инновационные процессы в образовании»

На 2013 – 2014 уч. год

 

 

Утверждаю.

Директор ИРПО

 

_________________ И.В. Ильина

«____» ________________ 2013 г.

 

.

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры непрерывного профессионального образования, протокол № 1 от «28» августа 2013 г. без изменений.

 

Заведующий кафедрой _________________ И.В. Ильина

 

Составитель __________________________ И.М. Подушкина

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ

__________________ И.Я. Благирева, «____» ______________ 2013 г.

 

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

_____________________Е.В. Кононова, «____»__________2013г.

 

 

Председатель методической комиссии по направлению 050100 Педагогическое образование _______________О.Ю. Бражник

«____» _________________ 2013 г.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Наименование дисциплины

Инновационные процессы в образовании

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная учебная дисциплина входит в раздел «М.2. Профессиональный цикл» ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 Педагогическое образование. Программа специализированной подготовки магистра «Менеджмент в образовании».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в бакалавриате и в результате освоения дисциплин ООП подготовки магистров «Современные проблемы науки и образования», «Менеджмент в образовании», «Инновационный менеджмент в образовании», «Психология управления», «Управление развитием персонала», « Информационные технологии в педагогической деятельности».

Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» предваряет циклы дисциплины «Управление качеством образовательного процесса», «Маркетинговая деятельность в педагогическом образовании», «Теория и практика профильного обучения», «Проектирование учебных программ и инновационных методик организации образовательного процесса», является основой для изучения других дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения научно-исследовательской и производственной практики.

3. Место дисциплины в модульной структуре ООП

Тип модуля – обязательный. Год обучения – 1-й год обучения. Семестр – А.

4. Цель изучения дисциплины:

Получить первоначальное представление о теоретических основах управления инновационными процессами в организации в условиях реализации стратегии модернизации образования в России; новых парадигмах управления образовательными системами в условиях инновационной деятельности, сущности государственной политики в области модернизации общего образования, философии инновационной деятельности; механизмах реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении; приоритетных направлениях инновационной деятельности в различных типах образовательных учреждений; развитие умения планировать инновационный процесс, разрабатывать портфель новшеств и инноваций в целях обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения; развитие умения оценивать инновационные идеи на основе существующих критериев; разрабатывать инновационную программу развития образовательного учреждения, ее ресурсного обеспечения.

5. Структура дисциплины

Содержание учебной дисциплины включает следующие модули. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в образовании. Инновационный процесс и его основные характеристики. Планирование и организация инновационной деятельности в образовательном учреждении. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности. Анализ эффективности и качества инновационной деятельности в образовании.

Основные образовательные технологии

При проведении занятий предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм занятий (интерактивных лекций с использованием электронных образовательных ресурсов в компьютерном классе, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, case-study, групповых дискуссий, творческих мастерских менеджеров образования, презентаций результатов работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с руководителями инновационных образовательных учреждений, проведение педагогических мастерских, творческих лабораторий, мастер-классов руководителей по изучению опыта инновационной деятельности, круглых столов, управленческих практик.

В программе предложены разнообразные виды научно-исследовательской деятельности магистров: библиографическая работа по составлению электронных каталогов образовательных ресурсов по определенным проблемам; работа с электронными образовательными порталами (Народное образование // www.intelligent.ru; Директор школы // www.direktor.ru; Практика административной работы в школе // www.direktor.ru;Завуч // www.ppoisk.nm.ru;Управление персоналом // www.top-personal.ru; Административно-управленческий портал; Элитариум: центр дистанционного образования // www. elitarium. ru; HR-portal); реферирование и аннотирование научных работ и научных статей известных теоретиков и практиков инновационного менеджмента; изучение степени разработанности исследуемой проблемы в теории инновационного менеджмента, в теории внутришкольного управления; проведение сравнительно-сопоставительного анализа различных научных школ, концепций; проведение проблемно-ориентированного анализа состояния изучаемого феномена; выявление противоречий и установление причинно-следственных связей между явлениями и процессами; разработку авторских управленческих проектов.

 

7. Ожидаемые результаты образования и компетенции по завершении освоения учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать следующие образовательные результаты:

 

№ п.п. Формируемые компетенции Образовательные результаты, соответствующие формируемым компетенциям
индекс компетенция индекс Результат
1. ОК-2 готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач З-1 знать современные тенденции развития образовательных систем;
З-2 иметь представление о научных основах инновационной деятельности;
З-3 знать основные теоретические положения и ключевые понятия педагогической инноватики;
З-4 знать типологию педагогических инноваций;
З-5 знать философию инновационного развития образовательных систем;
З-6 знать критерии инновационных процессов в образовании;
У-1 использовать знания фундаментальных основ, современных достижений педагогической инноватики для решения профессиональных задач;
У-2 уметь отслеживать влияние новых парадигм инновационного развития социально-экономических систем на модернизационные процессы в образовании;
У-3 уметь определять функции и основные свойства педагогических инноваций;
      У-4 уметь определять источники создания педагогических новшеств;
У-5 уметь анализировать тенденции развития инновационной деятельности в условиях конкуренции в образовании;
У-6 демонстрировать способность определять приоритеты инновационного развития образовательных систем;
В-1 владеть способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций инновационной деятельности в сфере образования;
В-2 владеть научными подходами к педагогической инноватике;
В-3 владеть критериями инновационных процессов в образовании;
      В-4 владеть способами управления рисками в инновационной деятельности;
2. ПК-3 способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики З-7 знать приоритеты инновационной образовательной политики;
З-8 иметь представление о способах формирования образовательной среды и возможностях использования своих способностей в реализации задач инновационной образовательной политики;
З-9 знать причины, тормозящие развитие инновационного процесса в образовательном учреждении;
З-10 знать инновационные формы работы со стратегическими партнерами образовательного учреждения в условиях реализации задач инновационной образовательной политики;
У-7 проявлять готовность использовать свои способности для реализации задач инновационной образовательной политики;
У-8 демонстрировать способность формировать инновационную образовательную среду;
У-9 уметь анализировать причины, тормозящие развитие инновационного процесса в образовательном учреждении;
У-10 демонстрировать готовность привлекать стратегических партнеров образовательного учреждения к участию в реализации задач инновационной образовательной политики
В-5 владеть способами реализации задач инновационной образовательной политики;
В-6 владеть методами создания инновационной образовательной среды;
В-7 владеть способами анализа противоречий в инновационном процессе;
В-8 владеть инновационными формами работы со стратегическими партнерами образовательного учреждения в условиях реализации задач инновационной образовательной политики
3.   ПК-9 готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области З- 11 знать современные тенденции развития образовательной системы;
З- 12 знать критерии инновационных процессов в образовании;
З-13 знать параметры оценивания инновационных идей;
З- 14 знать возможные способы систематизации, обобщения и распространения инновационного управленческого, педагогического, методического опыта в профессиональной области;
З- 15 иметь представление о формах систематизации, обобщения и распространения инновационного управленческого, педагогического, методического опыта в профессиональной области;
У- 11 проявляет готовность к систематизации, обобщению и распространению управленческого, педагогического, методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;
У- 12 умеет оценивать управленческий, педагогический, методический опыт с точки зрения его инновационного потенциала;
      У-13 демонстрирует способность использовать разнообразные формы систематизации, обобщения и распространения инновационного управленческого, педагогического, методического опыта в профессиональной области;
У-14 проявлять готовность к внедрению инновационного управленческого, педагогического, методического опыта в профессиональной области;
В-9 владеть знаниями о современных тенденциях развития образовательной системы;
В-10 владеть критериями оценки инновационного управленческого, педагогического, методического опыта в профессиональной области;
В- 11 владеть способами анализа, обобщения, систематизации и распространения инновационного управленческого, педагогического, методического опыта в профессиональной области;
      В-12 быть в состоянии продемонстрировать технологию обобщения, систематизации, распространения инновационного управленческого, педагогического, методического опыта в профессиональной области;
  ПК-10 Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа З-16 знать методы стратегического и оперативного анализа состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения;
З-17 иметь представление о современных тенденциях инновационного развития управляемой системы;
З-18 знать требования к планированию инновационной деятельности в образовательном учреждении;
У-15 уметь изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружение путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
      У-16 уметь анализировать причины, тормозящие развитие инновационного процесса в образовательном учреждении  
У-17 демонстрировать способность отбирать оптимальные методы управления для эффективного решения управленческих задач в условиях инновационной деятельности;
В-14 владеть способами реализации задач инновационной образовательной политики;
В-15 владеть способами анализа противоречий в инновационном процессе;
5. ПК-13 Готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт З-19 знать сущность, содержание и особенности разработки и реализации управленческих решений в условиях инновационной деятельности в образовании;
3-20 знать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением в условиях инновационной деятельности;  
У-18 проявляет способность определять содержание управленческих решений в условиях инновационной деятельности;
У-19 демонстрирует готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением в условиях инновационной деятельности;    
В-16 владеть знаниями о технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;
В-17 быть в состоянии продемонстрировать технологию группового принятия решений в управлении образовательным учреждением в условиях инновационной деятельности
6. ПК-14 готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов З- 21 иметь представление о технологии проектирования концепции инновационного развития образовательного учреждения;
З- 22 иметь представление об основах проектирования инновационной программы развития образовательного учреждения;
З-23 знать основные подходы к планированию инновационной деятельности;
      З- 24 знать принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
З-25 знать основы организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении
У-20 осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;
У- 21 проявлять готовность к проектированию концепции инновационного развития образовательного учреждения;
      У-22 демонстрировать способность разрабатывать инновационную программу развития образовательного учреждения;
      У-23 уметь планировать инновационную деятельность;
      У-24 уметь проектировать образовательную программу и индивидуальные образовательные маршруты;
      У-25 демонстрировать способность разрабатывать программу опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении;
В- 18 быть в состоянии продемонстрировать технологию проектирования концепции инновационного развития образовательного учреждения;
      В- 19 быть в состоянии продемонстрировать готовность проектировать программу инновационного развития образовательного учреждения;
      В-20 владеть способами проектирования образовательной программы и индивидуальных образовательных маршрутов;
      В-21 владеть технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах

8. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов.

Формы контроля

Текущая аттестация: собеседование, тестирование, письменные домашние задания, проверка домашних заданий, электронный практикум, контрольные работы, проверка разделов инновационного образовательного проекта.

Промежуточная аттестация: контрольная работа, коллоквиум, эссе, тестирование, защита учебного проекта, электронный практикум, реферат.

Итоговая аттестация: зачет

 

Программа разработана на основе:

- нормативно-правовых документов Министерства образования и науки российской Федерации по вопросам модернизации системы высшего профессионального образования; ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование;

- требований законодательных и нормативных документов Правительства РФ и Министерства образования и науки: Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., модели образования для экономики, основанной на знаниях «Российское образование - 2020», Концепции Федеральной целевой программы развития образования в РФ на 2011 –2015 годы (03.09.2005 №1340 – р), Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 годы».

При отборе содержания образовательной программы учитывается возможность ее корректирования на основе изменяющихся требований общества к образованию, инновационных процессов в теории и практики управления образовательными учреждениями, в теории и практике управления инновационными процессами, а также учитывая результаты диагностики уровня культурно- образовательных и профессиональных потребностей магистрантов в области педагогических и управленческих знаний.

Изучение данного курса строится на основе обеспечения взаимосвязи аудиторных занятий с самостоятельной работой магистров по выполнению системы творческих заданий, требующих самостоятельного приращения знаний в области инновационных процессов в образовании, стратегического менеджмента, инновационного менеджмента, модернизации образования, управления образовательными системами, практической трансформации теоретических знаний в конкретные инновационные управленческие продукты.

В программе раскрываются законодательные и нормативно-правовые основы инновационной деятельности в образовательном учреждении, научные подходы и модели управления инновационными процессами.

В курсе изучаются знания о субъектах и объектах инновационной деятельности, формируется представление об основных понятиях изучаемой дисциплины (новшество, инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, конкурентоспособность, конкурентное преимущество, инновационный риск, жизненный цикл инноваций, инновационный потенциал организации, портфель новшеств, портфель инноваций, план действий).

Программа содержит знания о факторах, способствующих и тормозящих инновационное развитие, этапах инновационного процесса, параметрах оценивания инновационных идей, подходах к классификации инноваций.

В программе рассматриваются теоретико-методологические основы инновационной деятельности в образовании, знания о современных подходах педагогической инноватики к организации инновационной деятельности, концепции инновационной деятельности, разновидности педагогических инноваций. Программа содержит знания об особенностях инновационного проектирования, управления изменениями в ходе реализации инновационных проектов в образовании.

Данный курс формирует представление о возможных рисках при осуществлении инновационной деятельности в образовании. Программа знакомит обучающихся с критериями и показателями оценки эффективности и качества инновационной деятельности, методами оценки эффективности инновационных процессов.

В процессе изучения курса магистранты обращаются к анализу нормативно-методических документов, регламентирующих инновационную деятельность и опытно-экспериментальную работу в образовательных учреждениях.

Программа ориентирует магистрантов на изучение актуальных проблем инновационных преобразований в сфере образования. Особое внимание в программе обращено на обеспечение готовности педагогических работников к активному участию в инновационном процессе, обеспечению качества и конкурентоспособности инновационных образовательных продуктов и услуг.

В целях обеспечения качества самостоятельной работы магистрантов предполагается консультирование и инструктаж по вопросам работы с научно-педагогической и управленческой литературой, Интернет-источниками, электронными базами данных, со школьной документацией, по выполнению творческих заданий, по анализу опыта инновационной деятельности образовательных учреждений. Содержание и технология изучение курса направлены на развитие мотивации магистрантов к инновационной педагогической и управленческой деятельности.

Научно-исследовательская работа магистрантов в рамках реализации программы предусматривает овладение методологией и методикой научного исследования в области инновационных процессов в образовании; овладение методами теоретического анализа; теоретического и практического моделирования; диагностическими, эмпирическими, праксиметрическими методами; развитие умений творческой деятельности; развитие системного мышления; интеграцию общенаучных, социологических, психологических, педагогических, управленческих знаний для решения теоретических, практических и профессиональных проблем; развитие индивидуального стиля научно-исследовательской деятельности; мотивацию магистров к преобразующему управлению инновационными процессами, усилению исследовательского подхода в профессиональной деятельности.

В программе представлены содержание и виды самостоятельной работы, список рекомендуемой для изучения литературы, перечень Интернет-источников, а также вопросы для самоконтроля.

Изучение курса завершается зачетом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.