Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос: Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?





Практические занятия 1-2

Фонетический уровень языка и фонетика.

Позиционные и комбинаторные изменения звуков в потоке речи

Вопросы

 

1. Язык как уровневая система. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Место фонетики в системе языковых уровней.

2. Единицы членения звучащей речи:

- сегментные: фраза, такт, фонетическое слово, слог, звук;

- суперсегментные: ударение, интонация.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

5. Понятие фонетической позиции и позиционной мены.

6. Позиционная мена гласных – редукция.

7. Позиционная мена согласных:

- фонетический закон конца слова;

- ассимиляция(по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования);

- диссимиляция.

8. Комбинаторные изменения гласных – аккомодация.

 

Задания

Какая теория слога рассматривается в книге М.В. Панова «Современный русский язык: Фонетика» (М., 1979, с. 69 – 83)? Законспектируйте материал.

Затранскрибируйте текст.

Он погружался в то особенное состояние, когда кажется, что жизнь возможна без всякого счастья или несчастья. Эти понятия в такие минуты кажутся несуществующими, хоть голову руби, сейчас хочется лишь растянуться на земле и спать, сладко спать.



3. Перепишите таблицы согласных и гласных звуков в тетради (из учебника по фонетике или из лекции). Выучите их, умейте их воспроизвести. Используя эти таблицы, расшифруйте последнюю строку четверостишия из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

1 - ? 2 - ? 3 - ? 4 - ?

1-е слово включает 2 проклитика (от греч. proklitikós — наклоняющийся вперёд) безударное слово (односложное), тесно примыкающее в фразе к следующему за ним слову, имеющему ударение. Например, «на стене», «ты ходил», где «на», «ты» — проклитики. Обычно в качестве проклитика выступают артикли, предлоги, частицы, отрицания, союзы.) и состоит из 8 звуков:

1. согл., шумн., щелев., небно-зубн., глух., тверд.;

2. согл., шумн., смычн., зубн., глух., тверд.;

3. гласн., имеет побочное ударение, задн. ряд, сред. подъем, лабиал.;

4. согл., шумн., щелев., зубн., глух., тверд.;



5. согл., шумн., щелев., губно-зубн., звон., тверд.;

6. гласн., ударн., передне-средн. ряд, средне-нижн. подъем, нелабиал.;

7. согл., сонорн., носовой, губно-губн., мягк.;

8. гласн., безударн., передн. ряд, верхн. подъем, нелабиал.;

2-е слово состоит из 4 звуков:

1. согл., шумн., смычн., зубн., звонк., мягк.;

2. согл., сонорн., носовой, зубн., мягк.;

3. гласн., ударн., передне-средн. ряд, средн. подъем, лабиал.;

4. согл., сонорн., губно-губн., носовой, тверд.;

3-е слово состоит из 6 звуков:

1. гласн., безударн., передне-средн. ряд, верхн. подъём, лабиал.;

2. согл., шумн., щелев., губно-зубн., звонк., мягк.;

3. гласн., ударн., передн. ряд, верхн. подъём, нелабиал.;

4. согл., шумн., щелев., нёбно-зубн., звонк., твёрд.;

5. гласн., безударн., переднее-средн. ряд, верх. подъём, лабипл.;

6. согл., шумн., щелев., зубн., глух., мягк.;

4-е слово состоит из 2 звуков:

1. согл., шумн., щелев., средне-небн., палатальный;

2. гласн., ударн., передне-средн. ряд, средне-нижн. подъем, нелабиал.

 

4. Затранскрибируйте слова. Охарактеризуйте все виды позиционной мены в области гласных и согласных.

Лёгкий, стирать, молотьба, счастье, солнце, сбить, с Шурой, под сенью, вполовину, от игры.

 

4. Укажите пары слов, звуковой состав которых одинаков:

Лес-сель, лыжи-жилы, лиса-сила, ром-мор, луг-лук.

5. В каких словах две буквы обозначают один звук:

Аллея, семья, обезжиренный, июньский, отбить, счастье, медный, отпилим, бессловесный, смеется, расчет, визжать, разжать, подъехать, извозчик, взять.

Прочитайте сказку «Кому живется лучше?». Ответьте на вопрос в конце сказки. Напишите свою сказку о любом гласном или согласном звуке, о фонетической системе русского языка (тема на Ваш выбор).



Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Вопрос: Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

7. Сделайте школьный фонетический разбор следующих слов:

Ателье, жюри, люди, союз, поезд, радостный, резвиться, ложка, песня, книжка, яблоко.

 

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

· характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;

· характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно указать казать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.