Вопрос: Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
Практические занятия 1-2
Фонетический уровень языка и фонетика.
Позиционные и комбинаторные изменения звуков в потоке речи
Вопросы
1. Язык как уровневая система. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Место фонетики в системе языковых уровней.
2. Единицы членения звучащей речи:
- сегментные: фраза, такт, фонетическое слово, слог, звук;
- суперсегментные: ударение, интонация.
3. Классификация гласных звуков.
4. Классификация согласных звуков.
5. Понятие фонетической позиции и позиционной мены.
6. Позиционная мена гласных – редукция.
7. Позиционная мена согласных:
- фонетический закон конца слова;
- ассимиляция(по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования);
- диссимиляция.
8. Комбинаторные изменения гласных – аккомодация.
Задания
Какая теория слога рассматривается в книге М.В. Панова «Современный русский язык: Фонетика» (М., 1979, с. 69 – 83)? Законспектируйте материал.
Затранскрибируйте текст.
Он погружался в то особенное состояние, когда кажется, что жизнь возможна без всякого счастья или несчастья. Эти понятия в такие минуты кажутся несуществующими, хоть голову руби, сейчас хочется лишь растянуться на земле и спать, сладко спать.
3. Перепишите таблицы согласных и гласных звуков в тетради (из учебника по фонетике или из лекции). Выучите их, умейте их воспроизвести. Используя эти таблицы, расшифруйте последнюю строку четверостишия из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
1 - ? 2 - ? 3 - ? 4 - ?
1-е слово включает 2 проклитика (от греч. proklitikós — наклоняющийся вперёд) безударное слово (односложное), тесно примыкающее в фразе к следующему за ним слову, имеющему ударение. Например, «на стене», «ты ходил», где «на», «ты» — проклитики. Обычно в качестве проклитика выступают артикли, предлоги, частицы, отрицания, союзы.) и состоит из 8 звуков:
1. согл., шумн., щелев., небно-зубн., глух., тверд.;
2. согл., шумн., смычн., зубн., глух., тверд.;
3. гласн., имеет побочное ударение, задн. ряд, сред. подъем, лабиал.;
4. согл., шумн., щелев., зубн., глух., тверд.;
5. согл., шумн., щелев., губно-зубн., звон., тверд.;
6. гласн., ударн., передне-средн. ряд, средне-нижн. подъем, нелабиал.;
7. согл., сонорн., носовой, губно-губн., мягк.;
8. гласн., безударн., передн. ряд, верхн. подъем, нелабиал.;
2-е слово состоит из 4 звуков:
1. согл., шумн., смычн., зубн., звонк., мягк.;
2. согл., сонорн., носовой, зубн., мягк.;
3. гласн., ударн., передне-средн. ряд, средн. подъем, лабиал.;
4. согл., сонорн., губно-губн., носовой, тверд.;
3-е слово состоит из 6 звуков:
1. гласн., безударн., передне-средн. ряд, верхн. подъём, лабиал.;
2. согл., шумн., щелев., губно-зубн., звонк., мягк.;
3. гласн., ударн., передн. ряд, верхн. подъём, нелабиал.;
4. согл., шумн., щелев., нёбно-зубн., звонк., твёрд.;
5. гласн., безударн., переднее-средн. ряд, верх. подъём, лабипл.;
6. согл., шумн., щелев., зубн., глух., мягк.;
4-е слово состоит из 2 звуков:
1. согл., шумн., щелев., средне-небн., палатальный;
2. гласн., ударн., передне-средн. ряд, средне-нижн. подъем, нелабиал.
4. Затранскрибируйте слова. Охарактеризуйте все виды позиционной мены в области гласных и согласных.
Лёгкий, стирать, молотьба, счастье, солнце, сбить, с Шурой, под сенью, вполовину, от игры.
4. Укажите пары слов, звуковой состав которых одинаков:
Лес-сель, лыжи-жилы, лиса-сила, ром-мор, луг-лук.
5. В каких словах две буквы обозначают один звук:
Аллея, семья, обезжиренный, июньский, отбить, счастье, медный, отпилим, бессловесный, смеется, расчет, визжать, разжать, подъехать, извозчик, взять.
Прочитайте сказку «Кому живется лучше?». Ответьте на вопрос в конце сказки. Напишите свою сказку о любом гласном или согласном звуке, о фонетической системе русского языка (тема на Ваш выбор).
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:
– Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Вопрос: Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
7. Сделайте школьный фонетический разбор следующих слов:
Ателье, жюри, люди, союз, поезд, радостный, резвиться, ложка, песня, книжка, яблоко.
Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
· характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
· характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно указать казать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|