Сделай Сам Свою Работу на 5

Медико-социальная помощь.





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

С.М. КАБИЕВА

 

ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ

Учебник

 

Караганда 2014

 

УДК

ББК

ГОО

 

Рецензенты:

Молотов-Лучанский В.Б. – проректор по учебной и воспитательной работе Карагандинского государственного медицинского университета, профессор, д.м.н.

Молотов-Лучанский В.Б. – проректор по учебной и воспитательной работе Карагандинского государственного медицинского университета, профессор, д.м.н.

Молотов-Лучанский В.Б. – проректор по учебной и воспитательной работе Карагандинского государственного медицинского университета, профессор, д.м.н.

 

 

ГОО Кабиева С.М. Введение в клинику:Учебник, том I. – Караганда – 2014 – с.

ISBN ББК

 

Учебник выполнен в соответствии с ГОСО 2012 года по специальности «Общая медицина» и предназначен для ознакомления и обучения студентов принципам оказания медицинской помощи пациентам, методике наблюдения и ухода за больными, проведению специальных медицинских манипуляций. Содержит информационный материал по темам, предусмотренным типовой программой по данной дисциплине. Подробно изложены аспекты санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях, показатели функционального состояния пациентов. Особое внимание уделяется вопросам ухода и наблюдения за пациентами, представлена оптимальная последовательность действий при выполнении лечебных и диагностических процедур Теоретический материал дополнен иллюстрациями для лучшего освоения материала.



Учебник предназначен для студентов 1-2 курсов медицинских вузов специальности «Общая медицина».

 

Обсужден и одобрен на заседании Учебно-методического совета КГМУ

Протокол № от .. .. 2014 г.

Утвержден и рекомендован к изданию Ученым Советом КГМУ

Протокол № от .. .. 2014 г. Утвержден и разрешен к печатиучебно-методической секцией Министерства образования и науки

Протокол № от .. .. 2014 г.

© Кабиева С.М.

© ЖШС «Эверо», 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список сокращений ……………………………………………….6



Предисловие ……………………………………………………….7

Глава 1.

Содержание и виды медицинской деятельности……...................8

1.1 Виды медицинской помощи………………………………..10

1.2 Формы предоставления медицинской помощи…………...11

Глава 2.

Основные типы лечебно-профилактических учреждений…….14

2.1 Амбулаторные типы ЛПУ …………………………………15

2.2 Учреждения стационарного типа …....................................18

Глава 3.

Организация работы в ЛПУ ……………………………………..21

3.1 Принцип работы системы ПМСП …………………………..21

3.2 Должностные обязанности врача общей практики ………..23

3.3 Должностные обязанности медицинской сестры общей

практики ..........................................................................................24

3.4 Организация работы в стационаре ………………………...25

3.5 Приемное отделение ………………………………………..27

3.6 Лечебное отделение …………………………………...........28

3.7 Порядок оказания стационарной помощи …………….......31

3.8 Должностные обязанности врача-ординатора …................35

Глава 4.

Сестринский процесс……………………………………………..37

4.1 Характеристика этапов сестринского процесса ……………37

4.1.1 Первый этап - сестринское обследование …………….......37

4.1.2 Второй этап сестринского процесса ……………….............38

4.1.3 Третий этап сестринского процесса ……………………….42

4.1.4 Четвертый этап сестринского процесса …………...............43

4.1.5 Пятый этап сестринского процесса …………………..........44

4.2 Должностные обязанности медицинской сестры ………......45

4.3 Должностные обязанности младшей медицинской сестры...46

4.4 Медицинская документация ………………………….........47

Глава 5.

Лечебно-охранительный режим …………………………………48



5.1. Распорядок дня в стационаре ………………………………..48

5.2. Режимы двигательной активности в стационаре …………..49

6 Безопасная больничная среда ………………………………52

6.1 Возбудители и пути передачи ВБИ …………………….........52

6.2 Источники ВБИ и группа риска ……………………………...54

6.3 Факторы, влияющие на возникновение ВБИ ……………….55

6.4 Заболевания, относящиеся к ВБИ ……………………………56

6.5 Причины возникновения и развития ВБИ …………..............56

6.6 Профилактика ВБИ …………………………………………...57

Глава 7.

Обеспечение санитарно-противоэпидемического режима …….58

7.1 Виды уборки помещений в ЛПУ …………………………..59

7.2. Гигиена персонала ……………………………………………60

7.3 Обработка рук ………………………………………………...62

Глава 8

Дезинфекция ………………………………………………………68

8.1 Виды дезинфекции ……………………………………............68

8.2. Механический метод дезинфекции …………………………69

8.3 Физический метод дезинфекции ………………......................69

8.4 Химический метод дезинфекции …………………………….72

8.5 Классификация дезинфицирующих средств ………………...72

8.6 Дезинфекционные средства, разрешенные к применению

в Республике Казахстан……………………………………………75

8.7 Техника приготовления дезинфицирующих растворов ……79

Меры предосторожности при работе с дезинфекционными

средствами…………………………………………………………..79

Первая помощь при случайных отравлениях

дезинфекционными препаратами…………………………….........80

8.10 Биологический метод дезинфекции …………………………82

Алгоритмы дезинфекции изделий медицинского

назначения…………………………………………………………..82

Глава 9.

Стерилизация ……………………………………………………....85

9.1 Этапы проведения стерилизации …………………..................86

9.2 Методы стерилизации …………………………........................87

9.3 Паровой метод стерилизации ………………............................88

9.4 Воздушный метод стерилизации ……………………...............91

9.5 Химический способ стерилизации …………………................91

9.6 Газовый метод стерилизации …………………………….........92

9.7 Методы контроля за качеством стерилизации …….................93

Глава 10.

Медицинские отходы ……………………………………………....96

8.1 Классификация медицинских отходов ………………………..97

8.2 Правила работы с медицинскими отходами…………………100

Глава 11.

Прием и санитарная обработка пациентов………………………104

11.1 Принцип работы в приемном отделении …………………..104

11.2 Санитарная обработка пациента ……………………………105

11.3 Стрижка волос ……………………………………………….107

11.4 Бритье ………………………………………………………...108

11.5 Организация противопедикулезных мероприятий ………..109

Глава 12.

Оценка функционального состояния …………………………….113

12.1 Характеристика основных потребностей человека ……….113

12.2 Общее состояние больного ………………………………….119

12.3 Состояние сознания ………………………………………….120

12.4 Виды положения пациента в постели ………………………122

12.5 Методы антропометрических измерений …………………..125

12.6 Термометрия ……………………………………………….....127

12.7 Оценка состояния кожных покровов ……………………….136

12.8 Оценка состояния дыхания …………………………………..138

12.9 Пульс и его свойства …………………………………………142

12.10 Исследование артериального давления …………………...145

12.11 Определение водного баланса ……………………………...152

Глава 13.

Понятие о биомеханике ………………………………....................154

13.1 Виды и способы транспортировки больных ………………..156

13.2 Транспортировка на носилках ……………………………….160

13.3 Транспортировка на кресле-каталке ………………………...168

13.4 Другие методы перемещения пациента …………………….171

13.5 Помощь при самостоятельном передвижении больного…..179

Глава 14.

Уход за больными ………………………………………………….184

14.1 Сестринские вмешательства при удовлетворении

нарушенной потребности.………………………………………….185

14.2 Личная гигиена пациента …………………………………….188

14.3 Уход за кожей …………………………………………………194

14.4 Пролежни ……………………………………………………...196

14.5 Мытье ног в постели ………………………………………….207

14.6 Уход за ногтями ………………………………………………208

14.7 Уход за полостью рта …………………………………….......209

14.8 Уход за волосами ……………………………………………..214

14.9 Уход за глазами ……………………………………………….217

14.10 Уход за носом ………………………………………………..219

14.11 Уход за ушами ……………………………………………….220

14.12 Помощь при физиологических отправлениях …………….222

Глава 15.

Питание больных ………………………………………………......231

15.1 Основные пищевые ингредиенты ……………………….......231

15.2 Режим питания ………………………………………………..239

15.3 Лечебное питание ……………………………………………..240

15.4 Организация питания больных в отделении ……………......254

15.4.1 Пероральное питание ……………………………………….254

14.8 Искусственное питание ………………………………………256

Литература ………………………………………………………….263

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АД - артериальное давление

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека

ВОЗ - Всемирная Организация Здравоохранения

ВУЗ - высшее учебное заведение

ГОБМП - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи

КБУ - коробки безопасной утилизации

ЛПУ - лечебно- профилактическое учреждение

МЗ РК - Министерство здравоохранения Республики Казахстан

МСЧ - медико-санитарная часть

ПМСП- первичная медико-санитарная помощь

СМАД - суточное мониторирование артериального давления

СНиП - санитарные нормы и правила

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита человека

СЭС - санитарно-эпидемиологическая станция

ТОО - товарищество с ограниченной ответственностью

ЦНС - цетральная нервная система

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Здравоохранение - сфера деятельности государства, которая обеспечивает доступность медицинского обслуживания населения хорошего качества. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» определяет приоритетные стратегические задачи в развитии здравоохранения, направленные на улучшение здоровья граждан Казахстана.

Одним из приоритетных направлений реформирования современной системы здравоохранения в Республике Казахстан является улучшение здоровья населения путем развития и совершенствования первичной медико-санитарной помощи, основанной на семейном принципе.

В этой связи главной фигурой на уровне оказания первичной медицинской помощи населению является врач общей практики (семейный врач). Врач общей практики – это специалист широкого профиля, врач-универсал, хорошо ориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Создание службы семейного врача направлено на раннее выявление заболеваемости, формирование у населения здорового образа жизни, на сохранение трудового потенциала страны, снижение преждевременной смертности.

Для успешного осуществления реформ в здравоохранении необходимы изменения и в системе профессионального медицинского образования. Наряду с изучением фундаментальных дисциплин на 1-2 курсе студент должен освоить основы медицинских знаний, которые необходимы в профессиональной деятельности будущего врача. В этой связи в рабочие учебные планы всех медицинских ВУЗов Казахстана введена новая дисциплина «Введение в клинику».

Это первая клиническая дисциплина для студентов медицинского университета. От первых шагов в клинике зависит очень многое. Прежде всего, с ними должно прийти понимание правильности выбора профессии, непреложности соблюдения правил и норм профессиональной этики. Студент, вступающий в клинику, должен помнить о том, что на него смотрят как на представителя медицинской профессии, по нему судят о новом поколении будущих врачей.

Дисциплина относится к базовым (общепрофессиональным) дисциплинам и предназначена для студентов 1-2 курса бакалавриата по специальности «Общая медицина». Дисциплина «Введение в клинику–1» знакомит студентов с основами организации работы лечебно-профилактических учреждений, обеспечением санитарно-эпидемио-логического режима в них, знаниями и методами, необходимым для осуществления наблюдения и ухода за больными. При изучении дисциплины «Введение в клинику-2» студенты обучаются основным принципам работы в клинике с пациентами, требующими наблюдения и ухода, овладению манипуляционной техникой, навыкам доврачебной помощи пациентам, специальным знаниям и методам, необходимым для осуществления наблюдения и ухода за больными.

Уход за больным нельзя считать второстепенным, «падчерицей медицины». Это - условие, без которого действительно невозможно эффективно бороться с болезнью. Уход за больным охватывает многие аспекты помощи больным. Это и классические приёмы наблюдения за функциональным состоянием больного (оценка общего состояния, антропометрические исследования, оценка дыхания, кровообращения и т.д.), и хорошие известные медицинские манипуляции (инъекции, промывание желудка, постановка клизм, термометрия и др.). Важным в деятельности будущего врача является умение выявлять проводить посиндромную диагностику заболеваний и оценивать состояние пациента в динамике.

Изучение основ реанимации также является важной составляющей медицинского образования любого уровня. В настоящем учебном пособии студенты в доступной форме смогут познакомиться с важными понятиями терминальных состояний, клинической и биологической смерти и способами ургентной помощи этой категории больных.

В своей будущей профессиональной деятельности врач несет ответственность не только за свои назначения, но и, являясь лидером в медицинском коллективе, должен уметь организовать работу среднего и младшего персонала. Специфика деятельности врача общей практики требует расширенной оптимальной профессиональной подготовки для оказания комплексной медицинской помощи.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ

МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здравоохранение представляет собой совокупность мер политического, социального, экономического, научного, юридического, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья гражданина.

Медицинская деятельность включает профессиональную деятельность физических лиц, получивших высшее или среднее профессиональное медицинское образование, а также юридических лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения.

Виды медицинской помощи:

1) доврачебная медицинская помощь;

2) квалифицированная медицинская помощь;

3) специализированная медицинская помощь;

4) высокоспециализированная медицинская помощь;

медико-социальная помощь.

Доврачебная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками со средним медицинским образованием. В экстренных случаях доврачебная медицинская помощь может оказываться лицами без медицинского образования: самопомощь, взаимопомощь граждан, помощь санинструктора, помощь специально обученных представителей ряда «социальных» профессий (так называемых парамедиков) – милиционера (полицейского), пожарного, стюардессы и др.

Квалифицированная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками с высшим медицинским образованием при заболеваниях, не требующих специальных методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Специализированная медицинская помощь– медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации в форме консультации «узких специалистов» (кардиолога, невропатолога и др.) или в специализированных отделениях многопрофильных больниц.

Высокоспециализированная медицинская помощь -медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих использования новейших технологий диагностики, лечения и медицинской реабилитации (например, лапароскопия, трансплантация).

Медико-социальная помощь - медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами граждан с социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Согласно постановления правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года к числу социально значимых относятся: туберкулез, ВИЧ (СПИД), вирусный гепатит В, С, злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства, детский церебральный паралич, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), ревматизм и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.