Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел подготовка к репетиционной деятельности






Заключительный раздел предварительной работы дирижера - подготовка к репетиционной деятельности, основывается на полученных результатах первого и второго разделов и представляется собой работу по созданию рабочего исполнительского плана, планированию вокально-хоровой работы и организации репетиционного времени.

Для успешной репетиционной работы сначала необходимо выявить вокально-хоровые трудности в разучиваемой партитуре, требующие особого внимания в процессе разучивания хорового произведения:


  • интонационные трудности;
  • метроритмические трудности;
  • трудности в работе над мелодическим и гармоническим строем;
  • хоровой баланс;
  • трудности по выравниванию тембрового ансамбля в каждой хоровой партии;
  • трудности в распределении певческого дыхания каждой хоровой партии;
  • штриховые трудности;
  • трудности в работе над темпом и агогикой;
  • трудности в работе над динамикой и фразировкой;
  • тесситурные и регистровые трудности;
  • дикционные трудности.


Далее следует перейти к созданию рабочей партитуры – хоровой партитуры, в которую внесены все выявленные в результате целостного анализа сведения, отмечены вокально-хоровые трудности, проставлены такты или цифры для координированной работы дирижера и хористов . Для малоопытного хормейстера наличие рабочей партитуры имеет особое значение.



Завершается предварительная работа дирижера над партитурой составлением репетиционного плана. План репетиционной работы включает в себя: определение основных задач в работе с хором над разучиванием произведения, учет проблемных моментов, нахождение целесообразных репетиционных приемов, способствующих эффективности репетиции, учет уровня и технических возможностей хора. Следует заметить, что план репетиционной работы должен быть кратким и достаточно гибким, позволяющим студенту-хормейстеру быстро реагировать на реальную ситуацию и вносить изменения в работу по ходу репетиции.

Лекция 10. Часть 2

Репетиционная работа с хоровым коллективом


Дирижер — это музыкант, призванный самой профессией быть художественным руководителем целого коллектива. Начиная работу с хором, дирижер обязан иметь уже сложившееся у него отношение к произведению — как к целому, так и к его частностям, уметь обосновать это отношение. Только в том случае, если каждый участник хора вникнет в замысел дирижера, будет достигнут подлинный ансамбль, основанный на единстве восприятия, понимания и эмоционального переживания.



После всестороннего и тщательного изучения партитуры хорового произведения и его анализа дирижер хора приступает к разучиванию данного произведения с хоровым коллективом.

Раздел распевание хора


Как показывает хоровая практика целесообразно начинать репетицию с настройки и распевания хора. Хоровое распевание – во-первых, это подготовка голосового аппарата певцов; во-вторых - настройка хора как «инструмента» по мелодическому и гармоническому строю, по ансамблю (унисонному, тембровому), по балансу звучания хоровых партий, по режиму певческого дыхания и т.д., подготавливающая хоровой коллектив к репетиционной работе над хоровыми сочинениями.

При помощи систематически разработанных вокально-хоровых упражнений дирижер имеет возможность направлять и улучшать звучание, как отдельных хоровых партий, так и всего хора. Распевание хора следует проводить перед началом репетиции, отводя на него не более 10-15 минут, желательно в режиме a cappella или при минимальной поддержке инструмента.

Распевание можно осуществлять по различным вариантам: совместное распевание хорового коллектива, распевание групп голосов, распевание отдельных хоровых партий, индивидуальное распевание.

Процесс распевания начинается с демонстрации (проигрывания или пропевания) вокально-хорового упражнения дирижером, затем подробно объясняется его построение (интервалика, размер, ритм), ставятся вокально-технические задачи, после этого задается тон и по управлению дирижера хор приступает к пению.



Хоровое распевание включает в себя следующие виды упражнений:

1) упражнения унисонно-октавного порядка и их схемы:

а)  
б)  
в)  


Хоровые распевания унисонного и унисонно-октавного порядка рекомендуется лучше начинать со среднего регистра хоровых партий, как наиболее способствующего естественному нормальному образованию звука, и постепенно вести их в хроматическом восходящем порядке к верхнему регистру, а затем в нисходящем – к нижнему. Пение должно осуществляться в заданном динамическом оттенке.

Предлагаем последовательность работы над упражнениями данного вида:

- пение «закрытым ртом» - как наиболее удобный прием для собирания звука, при котором каждый певец может с наибольшей точностью направлять свой звук. Однако, необходим слуховой контроль за направлением звучности, так как направление звука в носовую полость влечет за собой появление «носового» или «гнусавого пения»;
- пение на открытые гласные звуки; рекомендуется определенная последовательность гласных: А-Э-И-О-У и У-О-И-Э-А. При исполнении гласных необходимо наблюдать за правильным выполнением артикуляции и правильной атакой звука;
- пение на отдельные слоги, составленные с применением одного (Ма-мэ-ми-мо-му, Ла-…, Та-…, Ба-… и т.д.), и различных комбинациях двух согласных звуков: звонкого и глухого (например, Да-дэ-ди-до-ду и Та-тэ-ти-то-ту), двух звонких (Бра-брэ-бри-бро-бру). В данном случае необходимо следить за правильной артикуляций, четким произношением и атакой звука.


После того, как будет проведено унисонное или унисонно-октавное распевание, следует перейти к двух- или трехголосным упражнениям, которые позволяют постепенно включить каждого певца хора в гармоническое общехоровое звучание.

2) двух- и трехголосные упражнения и их схемы:

а)  
б)  
в)  

 

3) гармонические упражнения;

Если упражнения унисонного и унисонно-октавного порядка являются горизонтальной настройкой хора, то гармонические упражнения направлены на настройку хоровой вертикали. Практика показывает особую целесообразность гармонического хорового воспитания только a cappella.
Каждый вид упражнений имеет свои определенные цели и задачи, поэтому при распевании хора рекомендуется использование всех видов упражнений. (примеры вокально-хоровых упражнений на различные виды распевания представлены в приложении 2).

Раздел задавание тона


Среди многочисленных обязанностей дирижера хора задавание тона имеет свое особое место. Правильно задать тон – это значит ввести хоровой коллектив в тональность произведения и организовать помощь в «приеме» тона каждой из хоровых партий. Интонационно чистое, спокойное и уверенное умение дирижером задавание тона определяет интонационную точность дальнейшего исполнения хором сочинения.

В хоровой практике дирижерами применяются различные методы задавания тона. Одни, выходя на эстраду и становясь на дирижерское место, задают тон непосредственно перед хоровым коллективом. Другие часто обходят вокруг хорового коллектива или проходят между отдельными голосовыми группами и в это время по несколько раз задают тон. Как показывает опыт многих хоровых дирижеров, преимущество остается за первым методом.

Задавание тона возможно следующими способами: голосом дирижера с помощью камертона и с помощью фортепиано или другого инструмента. При исполнении хором произведений a cappella желательно задавать тон голосом, пользуясь камертоном. Камертон используется как на репетициях, так и в концертном выступлении. Технический процесс работы с камертоном требует следующих умений: дирижер, приведя в колебательное состояние вилки камертона и воспринимая полученный звук камертона на слух, уверенно и точно передает голосом звуковую высоту, задерживаясь на ней непродолжительное время. Затем, окружает его двумя звуками (например, б.3 вверх и м.3 вниз) и определяет тонику произведения, необходимый звук или аккорд, с которого начинается хоровое сочинение. При распределении порядка звуков начального аккорда произведения по отдельным хоровым партиям дирижер в первую очередь обращает внимание на те партии, которые должны принять основной тон аккорда, далее задает тон терции и затем квинты основного аккорда.

В настоящее время в практике используются способы задавания тона (на различных инструментах, чаще – фортепиано), как для хоровых произведений a cappella, так и произведений с сопровождением, однако, необходимо заметить, что при нетемперированном звучании рекомендуется способ задавания тона голосом дирижера с помощью камертона, позволяющего дирижеру интонационно воздействовать на певца-исполнителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.