Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 4. Часть 4. Хоровое наследие М.И.Глинки





В первом действии, после каватины Людмилы, звучит хор гостей «Не тужи дитя родимое». По своему характеру, это обрядовая свадебная песня, с характерными интонациями плача и причитания (пример 5).

Однако, здесь играет большое значение общее настроение радости и ликования, и после минорного запева звучит мажорный припев. С каждым новым куплетом ускоряется темп (от - 76 до - 92). Заканчивается хор радостным припевом «Ой, дидо ладо! Дидо ладо! Лель!».

Первый куплет исполняется женскими голосами, во втором и третьем куплетах тема проходит в мужских голосах, у женского хора звучат подголоски. Хор написан в куплетной форме, размер 5/4, лад – параллельно-переменный (h-moll – D-dur).

Хор из первого действия – «Лель таинственный», своим интервальным составом и ритмическим строением напоминает древние песнопения языческих обрядов. Также, это подчёркивается несимметричным размером – 5/4 (2 + 3).

Пример 6а

 

 

Смешанный хор из пятого действия «Ах, ты свет Людмила» звучит печально и горестно, синкопированный ритм мелодии напоминает народные причитания. Хор написан в куплетно-вариантной форме. Во втором куплете применяется двойной контрапункт, (верхний голос становится нижним, а нижний, верхним), чем достигается напряжённое звучание женских голосов (примеры 6а, 6б).



 

Пример 6б

 

 


 

Третий куплет – кульминационный: на фоне темы, которая проводится в оркестре, звучат мощные унисоны хора.

После обращения к Фарлафу (Ой, Фарлаф, горе-богатырь») звучит хор «Не проснётся птичка утром». Мелодика хора близка к городскому романсу. Форма произведения – рондо. После первого куплета следуют реплики Святозара и Фарлафа («Могила! Гроб! Какие песни!»), которые являются своеобразным дополнением к рефрену. Первый эпизод звучит в мажоре. Сопоставляются натуральный и гармонический G-dur, в конце эпизода – e-moll и доминанта к a-moll. Параллельное движение голосов, при аккордовой фактуре придаёт музыке эпизода строгость и сдержанность (пример 7). Второй рефрен и второй эпизод проводятся на фоне варьированного оркестрового сопровождения. Третий рефрен варьируется за счёт изменения гармонии и голосоведения. Мелодия передаётся от сопрано к тенорам.



Пример 7

 


В фантастических сценах третьего и четвёртого действий композитор использует восточный тематизм (волшебный замок Наины, сады Черномора). Чувственное богатство красок этих сцен противопоставляется простоте и строгости картин древней Руси. Используя подлинные татарские, персидские, турецкие и арабские мелодии, Глинка находит соответствующие им средства гармонической обработки и фактурного изложения. Таков «Персидский хор» из третьего действия, где используется мелодия известная у многих тюркских народов. Напев остаётся неизменным, в оркестре проходят лёгкие и ажурные вариации. Ещё один яркий пример вариаций на неизменяемую мелодию.

Своими операми, Глинка создал классический тип национальной героической и сказочной оперы. Хоровые сцены в них отличаются разнообразием музыкальных форм и метроритмической структуры, удобством тесситуры и богатством тембровых красок.

 

 

Лекция 5. Светская и церковная хоровая музыка В. Калиникова, П.Чеснокова, С. Рахманинова, А. Гречанинова

Лекция 5. Часть 1

В отношении русского хорового стиля конца XIX — начала XX в., хорового творчества Танеева, Кастальского, Чеснокова, Вик. Калинникова, Гречанинова, Ипполитова-Иванова можно сказать, что все они — приверженцы реалистического направления в музыке. Однако неоднородность развития русской музыкальной культуры этого периода, принадлежность к различным школам (петербургской и московской) отразились в их индивидуальных стилях.

Александр Дмитриевич Кастальский
Яркой стилистической индивидуальностью отличается творчество А.Д. Кастальского, о котором Асафьев писал: «Он — единственный мастер русского хорового письма и тончайший знаток народного творчества, создатель естественного, а не школьно-педагогического стиля русской хоровой полифонии и гармонии». Своим творчеством Кастальский дал толчок развитию распевно-подголосочного стиля а сарреlla, в котором претворялись интонационно-мелодические и ладовые элементы народного музыкального языка, фактуры многоголосного народного пения с присущими ему приемами голосоведения, импровизационностью и свободой развития.
Родился 26 ноября 1856 г. в Москве. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил в 1882 г. Учителями Кастальского по теории музыки и композиции были П.Чайковский, Губерт и С.Танеев. В 1887 г. Кастальский поступил преподавателем фортепиано в Синодальное училище церковного пения, с 1889 г. - помощник регента, в 1901 г. - регент. В училище он преподавал сольфеджио, обычное пение и контрапункт, состоя в то же время членом Наблюдательного Совета.
Кастальский был одним из выдающихся представителей нового направления в области русского духовного творчества. Стиль и направление его в этой области носит, по отзывам критики, заметный отпечаток русской национальности. Кастальским издано 28 духовно-музыкальных сочинений, сюита для фортепиано на грузинские темы (Юргенсон). Выдающиеся духовно-музыкальные сочинения Кастальского - "Милость мира" сербского напева, два знаменных распева, Ипатьевская, Невская, "Херувимские песни" - знаменного распева, Старо-Симоновская, Софрониевского, напева Московского Успенского собора, ектения знаменного распева, "Бог Господь" и тропари на Великую субботу.
В 1918 г. Синодальное училище преобразуется в Московскую народную хоровую академию (Кастальский уже с 1910 г. был там директором и остался им при Советской власти). С 1918 г. Кастальский вел активную и разнообразную музыкально-просветительную работу в музыкальных отделах Наркомпроса, Пролеткульта, Политпросвещения, Военкомата Москвы. С 1922 г. профессор московской консерватории. Среди учеников Кастальского композиторы Д.С.Васильев-Буглай, А.А.Давиденко и др.
Кастальский сыграл видную роль в развитии русской хоровой музыки. Автор хоровых обработок народных песен. Кастальскому принадлежат также исследования по русскому народному творчеству.
А. Д. Кастальский. "О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке".



Гречанинов Александр Тихонович
(1864–1956)

Гречанинов Александр Тихонович — родился (13) 25 октября 1864 г. в Калуге, (по другим сведениям — в Москве, в купеческой семье).
В 1881-1890 годах А.Т.Гречанинов учился в Москве в консерватории, сначала у П.И.Чайковского, потом у А.С.Аренского, затем — в Петербургской консерватории, у Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, «Добрыня Никитич», была поставлена в московском Большом театре в 1903. Вторая, «Сестра Беатриса» (по Метерлинку) — в 1912 в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. А.Т. Гречанинов является в основном светским композитором, но он написал также немало хороших произведений и для церковных хоров. Особенно характерны его отдельные песнопения, из которых некоторые представляют собой переложения-обработки уставных напевов русской церкви для хора, но большая часть его духовно-музыкальных произведений является свободными сочинениями. Наиболее характерными для духовно-музыкального творчества А.Т.Гречанинова являются именно отдельные песнопения. Как в своих обработках распевных мелодий, так и в своих свободных духовно-музыкальных сочинениях Гречанинов нередко применяет обороты и приемы, подсказанные народными песнями. Но иногда он не чуждается приблизиться к условным формам хоровой фактуры в стиле духовно-музыкальных произведений П.И.Чайковского. Наиболее характерной в этом отношении является его первая литургия, опус 13(1897 г.), в которой он как бы за образец берет литургию Чайковского, опус 41.

Самостоятельна его вторая литургия, опус 29, написанная им в 1902 году для большого, сильного хора. Особенное внимание в этой литургии привлекло "Верую...", получившее громадное распространение. В этом "Верую..." Гречанинов поручил альту читать текст Символа Веры, причем, хор создает этому чтению гармонический фон: он протяжно поет слово "верую", ("исповедую", "чаю") на соответственно меняющихся аккордах. Получилось замечательное, еще до тех пор никем не применявшееся сочетание простой, почти что традиционной псалмодии и хорового, напоминающего орган, пения хора. Все внимание слушателей сосредотачивается на тексте; аккордовый фон совершенно не отвлекает внимания. "Верую..." прочно вошло в обиход многих русских церковных хоров.

Впоследствии Гречанинов сделал попытку выйти за рамки традиционной православной богослужебной музыки: в 1917 году им была написана "Литургия демественная" опус 79, для солистов, тенора и баса, хора, струнного оркестра, органа и арф. Ее концертное исполнение состоялось уже за границей, в 1926 году. Необычность этого произведения, наряду с демественными напевами и богослужебными текстами, использующего весьма современные музыкальные приемы, у многих вызвала неприятие его в качестве церковного, т.е. предназначенного для молитвы поскольку оно не укладывалось в рамки исторически сложившегося типа церковного пения. С другой стороны, несомненен религиозный характер демественной литургии, так что она пользуется заслуженной популярностью и сейчас.

Вскоре после 1925 года А.Т.Гречанинов эмигрировал и жил сначала в Париже, а с 1939 года в США (получил американское гражданство в 1946). В эмиграции он продолжал (но очень мало) писать произведения для церковных хоров, но печатать их ему уже не удавалось. Незадолго до своей кончины, в 1943 году, Гречанинов написал для смешанного хора литургию, опус 177, N 4, названную им "Новый Обиход". Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера — «Женитьба» (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых «Ай, ду-ду!», «Петушок», «Ручеек», «Ладушки» и др. Его перу принадлежит книга "Моя жизнь".

Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956 года в возрасте 92 лет.

Источники:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/GRECHANINOV_ALEKSANDR_TIHONOVICH.html

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.