Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе первой части тренинга






Часть II

«СТРУКТУРА СЕССИИ»

Встреча 9 «Начало сессии»

План

1. Приветствие.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Мини-лекция «Структура сессии».

4. Упражнение «Что нужно клиенту?».

5. Упражнение «Создание доверительной атмосферы».

6. Мини-лекция «Начало сессии».

7. Практикум по консультированию (работа в тройках).

8. Обратная связь.

Приветствие (знакомство)

Начало данной встречи во многом зависит от того, какие изменения произошли в группе с момента окончания первой части тренинга до начала второй его части. Если состав группы значительно поменялся, то, возможно, участники захотят познакомиться друг с другом и заново составить контракт. Если состав группы остался прежним, но между двумя частями тренинга был перерыв, участники могут приветствовать друг друга в любой традиционной или нетрадиционной форме (см. например, упражнение «Сладкое знакомство»).

Если тренинг продолжается без перерыва между двумя частями и состав группы остался неизменным, процедуру приветствия можно заменить традиционной обратной связью.

Практикум по консультированию (работа в парах)



Цель.Развитие навыков активного слушания, эмпатического понимания и умения понимать и принимать свои индивидуальные особенности, привычки, стремления.


Часть II. «Структура сессии» 185

Время.По пять минут на каждую сессию (3—3,5 минуты говорит клиент, 1,5—2 минуты отводятся на резюмирование консультанта и поправки клиента).

Тема.«Как я провожу свободное время и как бы я хотел его проводить в идеале».

Содержание.Работа проходит в парах: клиент—консультант. Клиент рассказывает консультанту о том, как он проводит свое свободное время и как бы он хотел проводить его в идеале, используя следующий план (но не обязательно строго придерживаясь его):

П о том, как его индивидуальные особенности обусловливают выбор времяпрепровождения;

П о том, есть ли у него любимое занятие, во время которого он отдыхает;

П как много времени он может тратить на свой отдых;

П достаточно ли у него свободного времени;

CJ насколько его реальное времяпрепровождение совпадает с его идеальным времяпрепровождением.

Консультант внимательно слушает, используя техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатическое понимание, задает эффективные вопросы, если в этом есть необходимость, а в конце сессии делает резюмирование. Клиент слушает резюмирование консультанта, исправляя неточности.



Затем участники меняются ролями.

Обсуждение,Участники в свободной форме делятся своим опытом, приобретенным в ходе упражнения. Тренер также может спросить их о том, насколько понравилась им данная тема, когда они исполняли роль клиента, легко ли было говорить на заданную тему и почему; что хотелось сказать клиенту, когда он рассказывал о себе.

Мини-лекция «Структура сессии»

Цель.Подготовка участников тренинга к освоению практических навыков по проведению сессий.

Содержание.Тренер знакомит участников с моделью структуры сессии, предложенной Катрун и Дэвидом Гельдардами, и кратко рассказывают об основных этапах сессии (модель интегративного кон-


186 Глава 4. Программа тренинга

сультирования). Данную мини-лекцию также можно использовать для повторения материала первой части тренинга, если попросить участников назвать отрабатываемые ими навыки и техники, которые будут являться основными на каждом этапе сессии. Для этого можно обратиться к таблице, находящейся в приложении 12.

Данную модель можно нарисовать на блокноте и использовать на протяжении всех последующих встреч.

Материал для мини-лекции можно найти в разделе «Модель структуры сессии».

Упражнение «Что нужно клиенту?»

Цель.Осознание этических норм и своих профессиональных возможностей и ограничений в процессе общения с клиентом.



Содержание.Перед началом упражнения группа составляет список — перечень ожиданий клиента от сессии, от консультанта и от психологического консультирования в целом, таким образом отвечая на вопрос: «Что хочет получить клиент в результате совместной работы с консультантом?»

Этот список может быть примерно следующим:

О сочувствие;

О сострадание;

О внимание;

О поддержку;

О изменение паттернов своего поведения;

П изменение поведения окружающих клиента людей;

П изменение отношения окружающих людей к клиенту;

П излечение клиента от болезни;

П освоение навыков эффективного взаимодействия с людьми;

О оказание помощи в решение проблемы;

П готовый рецепт решения проблемы;

П совет;

П осознание проблемы;

О получение необходимой информации;

П обретение возможности быть услышанным и т. д.

Список может быть продолжен или составлен заново в терминах участников группы. Когда список готов, участники все вместе решают,


Часть II. «Структура сессии» 187

какие пункты из этого списка они могут выполнить, а какие — нет; какие ожидания клиента выполнить легче, а какие требуют более высокой профессиональной квалификации; какие из данных ожиданий клиента не выполнимы совсем в рамках психологического консультирования, а какие из них являются этически невыполнимыми.

После этого группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа моделирует или берет из реальной жизни по 2-3 ситуации, которые могут произойти с клиентом, и формулируют запрос клиента в каждой из подготовленных ситуаций. При этом в одном случае (в одной из ситуаций) участники группы могут помочь клиенту в работе по его запросу, а в остальных запрос является невыполнимым. Повествование клиента ведется от первого лица, как во время сессии.

Когда подгруппы готовы, все возвращаются в круг. Представитель первой подгруппы пересказывает остальным одну из смоделированных ситуаций и запрос клиента, а участники остальных подгрупп должны решить, смогут они работать по запросу клиента или нет (ситуации могут обсуждаться как в круге, так и в подгруппах). После того как решение принято, участники (все вместе) придумывают варианты обратной связи клиенту на его запрос. В одних случаях следует тактично объяснить клиенту возможности психологического консультирования, в других можно переформулировать запрос и предложить клиенту работать по новому запросу. Затем группа переходит к разбору следующей ситуации.

Например, подгруппа подготовила следующую ситуацию:

Клиент. В нашей семье каждый день происходят ссоры, и все потому, что мой муж не хочет принимать никакого участия в семейных делах. Он не желает помогать мне по дому и в воспитании детей. Не могли бы вы научить меня... как повлиять на него и как заставить его «быть в семье»?

Вариант ответа консультанта клиенту может быть примерно таким:

Консультант. Я сразу же скажу, что я не могу научить вас влиять на вашего мужа, но если вы хотите, мы можем рассмотреть вашу ситуацию вместе и вместе подумать над возможными путями разрешения проблемы.


188 Глава 4. Программа тренинга

Обсуждение.Данное упражнение носит сугубо обучающий характер и может проходить без обсуждения. Однако если у участников есть желание сделать определенные выводы, подвести итог упражнения или полученного опыта, продолжить оспаривание каких-либо моментов, тренер предоставляет им такую возможность.

Комментарии для тренера.Данное упражнение можно сократить или расширить путем сокращения или наоборот, увеличения количества ситуаций, которые подгруппы готовят для общего обсуждения. Можно также попросить участников написать свои ситуации на листах бумаги и передать их для обдумывания другим подгруппам, с тем чтобы к моменту обсуждения у участников были сформулированы варианты ответов клиенту.

Упражнение «Создание доверительной атмосферы»

Цель.Осознание участниками условий, необходимых для создания доверительной атмосферы в начале сессии.

Содержание.Участники тренинга делятся на подгруппы по 5—7 человек в каждой. Подгруппы получают список действий консультанта на начальном этапе сессии. Задача участников подгрупп состоит в том, чтобы рассортировать все предложенные действия консультанта по двум колонкам: способствующие созданию доверительной атмосферы на начальном этапе сессии и препятствующие ему. Список утверждений находится в приложении 13. После того как подгруппы закончат свою работу, все участники возвращаются в круг. Каждая подгруппа по очереди представляет свою классификацию. Если подгруппы имеют значительные расхождения во взглядах на то, что способствует, а что препятствует созданию доверительной атмосферы, они могут попытаться отстоять свою точку зрения в свободной дискуссии.

Последнее слово предоставляется тренеру, который высказывает свое согласие или несогласие с мнениями участников.

Обсуждение.Участники в свободной форме делятся опытом, приобретенным в ходе упражнения. В продолжение упражнения тренер обращает внимание участников на другие аспекты создания доверительной атмосферы в начале сессии. Материал для упражнения можно взять в разделе «Создание доверительной атмосферы».


Часть П. «Структура сессии» 189

Комментарии для тренера.Если в группе произошли серьезные разногласия, можно закончить спор, оставив плакаты в том виде, в котором они есть, и вернуться к их обсуждению позже, когда участники пересмотрят свои позиции и изменят свою точку зрения. Данное упражнение может плавно перерасти в мини-лекцию «Начало сессии».

Мини-лекция «Начало сессии»

Цель.Подготовка участников тренинга к освоению практических навыков по организации начального этапа первой сессии.

Содержание.Тренер рассказывает участникам о том, как обычно начинается первая сессия в интегративном консультировании, продолжая разговор о создании доверительной атмосферы. Особое внимание следует уделить объяснению того, как составляется контракт с клиентом и что он может в себя включать (см. раздел «Составление контракта с клиентом»). Тренер также обсуждает с участниками каждый пункт контракта, приводит примеры из сессий.

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель.Овладение навыками составления контракта с клиентом.

Время.Продолжительность каждой сессии десять минут, обратная связь супервизора 2—2,5 минуты.

Тема.Любая по усмотрению клиента.

Содержание.Группа делится на тройки: консультант, клиент и супервизор. Разыгрывается первая встреча консультанта с клиентом.

Клиент никогда раньше не был на консультировании и не знает о том, какие услуги он может получить. Он выслушивает консультанта, задает ему вопросы по поводу психологического консультирования в целом и по поводу организации сессий, затем начинает говорить на любую тему, например о том, что произошло с ним недавно.

Консультант составляет контракт с клиентом, отвечает на его вопросы, проводя сессию, демонстрирует навыки активного слушания и эмпатического понимания, умение следовать за клиентом, а в конце сессии делает резюмирование.


190 Глава 4. Программа тренинга

Супервизор наблюдает за консультантом и обращает особое внимание на то, как был составлен контракт с клиентом: О насколько внимателен был консультант к клиенту; О насколько доходчиво он осветил отдельные пункты контракта; О все ли основные пункты контракта были освещены; П какие техники были использованы консультантом и насколько удачно.

По окончании сессии и выступления супервизора участники меняются ролями. Каждый участник тройки должен побывать в роли консультанта, клиента и супервизора.

Обсуждение.Проходит в кругу. Участники делятся своим опытом составления контракта с клиентом и трудностями, с которыми кто-то из них мог столкнуться.

Обратная связь

По аналогии с предыдущими встречами.

Встреча 10 «Активное слушание»

План

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Упражнение «Диалог в автобусе».

4. Мини-лекция «Активное слушание. Слушаем паузы».

5. Упражнение «Слушая и прерывая паузы...».

6. Упражнение «Солнечный круг».

7. Практикум по консультированию (работа в тройках).

8. Обратная связь.

Обратная связь

Проходит по аналогии с предыдущими встречами.


Часть II. «Структура сессии» 191

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель.Развитие навыков слушания и умения понимать и осознавать свои индивидуальные особенности.

Время.Десять минут на каждую сессию (восемь минут говорит клиент, две минуты — обратная связь клиента консультанту).

Тема.«Мой язык тела: позы, мимика, жесты».

Содержание.Группа делится на пары.

Клиент рассказывает консультанту:

П о своем языке тела;

П о том, есть ли у него любимые позы и жесты, как и в каких ситуациях он их использует;

П в каком направлении ему следует расширять профессиональный репертуар жестов, мимики и т. д.;

П какие проявления невербального языка ему нравятся у его коллег — участников группы.

Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания. После того как клиент закончит свой рассказ, он дает консультанту обратную связь о том, насколько внимательно его слушали. Затем по сигналу тренера участники меняются ролями.

Обсуждение.Тренер просит участников в свободной форме поделиться опытом, приобретенным в ходе практикума, и ответить на следующие вопросы: насколько легко или трудно анализировать свой язык тела? в каком случае мы используем невербальные паттерны бессознательно, а в каких случаях стараемся контролировать себя? что важнее для консультанта — постоянно контролировать себя или быть естественным в проявлении невербальных паттернов?

Упражнение «Диалог в автобусе»

Цель.Предоставление участникам возможности лучше осознать, прочувствовать и вспомнить специфику использования техник постановки вопросов в психологическом консультировании.

Содержание.Перед началом упражнения тренер делает небольшое вступление о том, что любая профессия накладывает на человека свой


192 Глава 4. Программа тренинга

отпечаток. Иногда это проявляется в телодвижениях и походке (у балерины, актрисы, спортивного тренера и т. д.), иногда в манере общаться (у учителя, политического деятеля, адвоката и т. д.). В ходе данного упражнения участники будут вести диалог от имени людей различных профессий. Упражнение состоит из двух частей.

Часть 1. После краткого вступления тренера группа разбивается на пары. Все участники должны играть роль пассажиров автобуса. Каждая пара занимает места на стульях, организуя рабочее пространство так, чтобы не мешать друг другу. Один из участников пары (участник № 1) рассказывает о том, как он провел свой отпуск в другом городе или другой стране (история может быть как реальной, так и придуманной). Второй участник (участник № 2) поддерживает разговор, слушая, давая обратную связь и задавая вопросы от имени представителя определенной профессии, не называя ее собеседнику. Название профессии напечатано на карточке, которую получает каждый участник №2 перед началом упражнения. Диалог проходит в течение трех минут. По истечении данного времени участник № 1 отгадывает профессию участника № 2. Например: участник № 2 получил карточку с обозначением профессии милиционера. В этом случае диалог в автобусе может быть примерно таким:

Участник № 1. В прошлом году я отдыхал в Испании. Каждый день одно и то же: днем море, а вечером мы с женой отправлялись гулять по городу, заходили в какой-нибудь бар и сидели там до полуночи.

Участник №2. А это было безопасно — возвращаться поздно вечером в отель?

Участник № 1. Ну, я думаю, что да. А что еще делать? Днем такая жара, что ни пить, ни есть не хочется. А вечером... все развлечения начинаются вечером. Ну, если уйдем далеко, такси вызываем или едем на автобусе.

Участник №2. В автобусе много народу? Хулиганов нет?

Участник №1. Откуда я знаю, при мне никто не хулиганил, стекла не бил, матом не ругался, а если ругался, то я все равно по-испански не понимаю...

Участник №2. Ваши слова удивляют меня, странно слышать, что в курортном городке все тихо и спокойно...


Часть II. «Структура сессии» 193

Варианты профессий для первой части упражнения:

П милиционер;

О банкир;

П учитель;

О метеоролог;

П врач;

О биолог;

П шеф-повар;

D водитель;

Часть 2. Участники пар меняются ролями. Участники под вторым номером рассказывают о том, как они провели отпуск, а участники под первым поддерживают разговор, в соответствии со своими профессиональными интересами. По истечении трех минут участники под вторыми номерами отгадывают профессию. В этой части упражнения все участники под первым номером получают одинаковые карточки, на которых обозначена профессия консультанта.

Обсуждение.Участники возвращаются в круг. Сначала слово предоставляется всем участникам под первыми номерами. Они делятся своими впечатлениями в свободной форме и отвечают на следующие вопросы:

П Приятно ли было рассказывать о своем отпуске?

П Удалось ли угадать профессию своего слушателя?

П Что мешало или помогало отгадать профессию?

П Насколько легко или трудно было играть роль представителя определенной профессии во второй части упражнения? С чем это связано?

Затем слово предоставляется участникам под вторым номерами. Они также в свободной форме делятся своими впечатлениями и отвечают на те же вопросы. После этого группа делает вывод о том, чем отличается слушание консультанта от слушания представителей других профессий.

Комментарии для тренера.Перед началом упражнения следует предупредить участников о том, что в процессе диалога они не должны называть свою профессию.

Перед началом обсуждения можно написать вопросы на доске или блокноте, но не стоит принуждать участников ответить обязательно

7 Зак. 4148


194 Глава 4. Программа тренинга

на все из них. Если кто-то уклоняется от ответа на один или несколько вопросов — это его право.

Как правило, данное упражнение плавно перерастает в мини-лекцию «Активное слушание».

Мини-лекция «Активное слушание. Слушаем паузы»

Цель.Подготовка участников тренинга к освоению практических навыков, необходимых для работы с клиентом на начальных этапах сессии.

Содержание.Тренер напоминает участникам о том, что входит в понятие «активное слушание», о том, что оно может быть рефлексивным и нерефлексивным, и о том, какие техники мы используем во время него. Далее тренер рассказывает о том, какие стратегии использует консультант в ситуациях, когда клиент долго молчит, как он может прерывать затянувшиеся паузы, используя поисковые вопросы.

Материал к мини-лекции находится в разделах: «Умение слушать и слышать клиента» и «Сбор информации по проблеме клиента (активное слушание)» и «Поисковые вопросы».

Упражнение «Слушая и прерывая паузы...»

Цель.Отработка техники прерывания затянувшихся пауз.

Содержание.Перед началом упражнения группа составляет список фраз, выражений и вопросов, с помощью которых можно было бы прервать затянувшуюся паузу во время консультирования. Затем группа делится на две подгруппы, которые садятся на стулья в две линии друг напротив друга: одна линия — консультанты, другая — клиенты. Клиент говорит консультанту любую фразу и замолкает; после небольшой паузы консультант просит клиента продолжить рассказ, используя фразы из составленного списка. Затем каждый участник, играющий роль клиента, смещается на один стул вправо (а первый участник становится последним) и упражнение продолжается снова, после чего опять происходит смена партнеров до тех пор, пока все участники не вернутся на свои места. Фразы клиентов могут быть любыми, вплоть до абсурдных.


Часть II. «Структура сессии»



 


Например:

Клиент. Вчера в автобусе мне кто-то наступил на ногу... (пауза). Консультант. И что произошло потом?

Или:

Клиент. Я сегодня ел картошку с помидорами, то есть нет, селедку с помидорами, а картошку ел Вовка... (пауза).

Консультант. Я вижу, вы о чем-то задумались. С чем связано ваше молчание?

Или:

Клиент. Доктор сказал мне сидеть дома, а я к вам приковыляла...

э-э-э... (пауза). Консультант. И-и...

Или:

Клиент. Погода стоит замечательная... (пауза). Консультант. Что мешает вам продолжить ваши размышления? И т. д.

Или:

Клиент. Та-а-ак... да-а-а... (молчание). Консультант. Что означает ваше молчание?

Клиент может говорить различные короткие фразы или повторять одну и ту же фразу для разных консультантов на свое усмотрение. В задачу консультанта входит апробирование как можно большего количества различных фраз, прерывающих паузу клиента, и выделение для себя наиболее приемлемых и хорошо работающих. После того как все клиенты вернутся на свои места, участники меняются ролями — консультанты становятся клиентами, а клиенты консультантами.

Обсуждение.Обсуждение проходит в кругу. Тренер просит участников выступить сначала от имени клиентов и ответить на вопрос о том, какие фразы и выражения, прерывающие их молчание, показались им наиболее удобными и хорошо работающими, то есть побуждающими к продолжению разговора. Затем тренер предлагает участникам высказать свою точку зрения от имени профессионалов о том, какие фразы


196Глава 4. Программа тренинга

и выражения показались им наиболее удачными. Если кто-то из участников в ходе выполнения упражнения нашел другие способы прерывания пауз, он может поделиться с группой своими выражениями.

Комментарии для тренера. Приподготовке данного упражнения можно воспользоваться теоретическим материалом, представленным в разделе «Сбор информации по проблеме клиента (активное слушание)».

Упражнение «Солнечный круг»

Цель.Развитие эмпатического понимания и умения работать в команде.

Содержание.Ход выполнения данного упражнения зависит от числа участников в группе. Поэтому мы предлагаем два варианта: один для небольшой группы (до девяти человек включительно), а второй вариант — для группы от десяти и более человек.

Вариант 1. Участники встают в круг и берутся за руки, стараясь сделать круг как можно шире. Перед началом выполнения упражнения тренер просит сделать круг ровным, чтобы каждый участник чувствовал себя комфортно. По определенному сигналу все участники закрывают глаза и медленно начинают двигаться в круг. Задача каждого участника состоит в том, чтобы чувствовать движения соседа и стараться сохранять круг ровным, чтобы никто не оказался за его пределами или внутри него.

Когда круг станет достаточно маленьким, участники начинают медленно поднимать руки вперед и вверх, а когда круг сузится до наименьших размеров, они разжимают руки со своими соседями и поднимают их вверх и вперед так, чтобы можно было соединить ладони всех участников вместе в центре круга и почувствовать тепло рук всей группы одновременно.

Затем также медленно участники начинают двигаться назад, опускают руки и возвращаются в исходное положение, образуя первоначальный круг, который они сделали еще с открытыми глазами. Упражнение проходит в молчании.

Вариант 2. Участники делятся на две равные группы. Каждый участник из группы № 1 (группа клиентов) находит себе пару — участника из группы № 2 (консультанта). Участники группы № 1 (клиенты)


Часть II. «Структура сессии» 197

встают в круг и выполняют упражнение как описано в первом варианте. В это время участники группы № 2 (консультанты) наблюдают затем, как выполняется упражнение. Причем каждый участник группы № 2 наблюдает только за одним участником — за свои клиентом (участником, с которым они образовали пару до начала выполнения упражнения).

После окончания упражнения каждый консультант дает своему клиенту обратную связь о том, какие эмоции и чувства испытывал клиент в ходе выполнения упражнения. Клиент, в свою очередь, дает консультанту обратную связь относительно того, насколько правильно консультант смог его понять и описать его эмоции.

Если позволяет время, участники могут поменяться ролями и выполнить упражнение еще раз, при этом группа консультантов исполняет роль клиентов, и наоборот.

Обсуждение.В ходе обсуждения участники, прежде всего, делятся своими эмоциями и чувствами, возникшими в ходе выполнения упражнения и после его завершения, и по желанию отвечают на вопрос, насколько удалось понять состояние других участников.

Комментарии для тренера.Перед началом упражнения тренеру следует объяснить участникам весь ход от начала до конца и удостовериться, что каждый участник понял, что ему предстоит делать. Можно прорепетировать (желательно не более одного раза) в ускоренном темпе с открытыми глазами движения в круг и из круга с поднятием и опусканием рук.

Для усиления эмоционального эффекта упражнения можно включить негромкую классическую музыку без слов и без четко выраженного ритмического рисунка.

Для выполнения данного упражнения необходимы удобная одежда и обувь, которые бы позволяли участникам двигаться свободно. Так, например, туфли на высоком каблуке или одежда, в которой неудобно поднимать руки вверх, будут сковывать участника. Поэтому накануне встречи тренеру следует предупредить участников об этом.

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель.Развитие навыков активного слушания и умения составлять контракт с клиентом.


198 Глава 4. Программа тренинга

Время.По 12 минут на каждую сессию (десять минут говорит клиент, две минуты — обратная связь супервизора).

Темы для ролевой игры:

П Клиент рассказывает консультанту о том, как он относится к рекламе, которая его окружает.

О Клиент рассказывает консультанту о своих некультурных соседях по лестничной клетке.

П Клиент рассказывает консультанту о своих коллегах по работе, которые постоянно ставят его в затруднительные ситуации.

Содержание.Группа делится на тройки: консультант, клиент, супервизор. Каждая тройка разыгрывает первую встречу.

Консультант представляется клиенту, составляет контракт с ним, приглашает клиента к разговору, внимательно слушает его, используя техники активного слушания, демонстрирует эмпатическое понимание, задает поисковые вопросы (если в этом есть необходимость) и предупреждает клиента об окончании сессии за три минуты, после чего отвечает на вопросы клиента и делает резюмирование.

Клиент активно участвует в составлении контракта, задает вопросы и выражает свое согласие или несогласие с условиями консультанта. После того как консультант пригласит его к свободному разговору, начинает свой рассказ на одну из предварительно выбранных им тем.

Супервизор наблюдает за консультантом. По окончании сессии дает ему обратную связь по типу «сэндвича».

Обсуждение.После проведения упражнения участники возвращаются в круг и делятся приобретенным в ходе практикума опытом.

Обратная связь

По аналогии с предыдущими занятиями.


Часть II. «Структура сессии» 199

Встреча 11

«Фокус на эмоциях клиента»

План

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Мини-лекция «Фокус на эмоциях клиента (техники саморас
крытия, нормализации)».

4. Упражнение «Самораскрытие».

5. Упражнение «Нормализация и самораскрытие».

6. Практикум по консультированию (работа в тройках).

7. Обратная связь.

Обратная связь

Во время обратной связи тренер просит участников (как всегда, кратко) осветить наиболее эмоциональные события, произошедшие с ними с момента последней встречи, и при этом сделать акцент на эмоциях, которые они испытывали в момент события и продолжают испытывать сейчас.

Такая организация обратной связи может служить диагностическим инструментом для тренера. Если в конце занятия большинство участников группы улучшили свое настроение, это может быть показателем хорошей работы во время тренинга. Если серьезных изменений не произошло, возможно, группа недостаточно хорошо усвоила и прочувствовала данную тему. В этом случае тренер может включить некоторые дополнительные упражнения по работе с эмоциями в последующие занятия.

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель.Развитие навыков слушания и умения анализировать свои эмоциональные состояния.

Время.По десять минут на каждого участника.

Тема.«Какя контролирую свои эмоции: гнев, тревогу, ненависть и др.».


200 Глава 4. Программа тренинга

Содержание.Группа делится на пары. Один из участников пары -клиент рассказывает консультанту в свободной форме о том: П какие эмоции он испытывает чаще всего; О с какими эмоциями ему легко справляться, а с какими трудно; О как он контролирует себя тогда, когда необходимо сдерживать

свои эмоции;

О насколько это ему удается;

П какие навыки он бы хотел приобрести, чтобы лучше контролировать свои отрицательные эмоции.

Консультант использует нерефлексивное и рефлексивное слушание и задает уточняющие вопросы. Когда до окончания сессии останется 2-3 минуты, он предупреждает клиента об этом и делает резюмирование. По сигналу тренера участники меняются местами (консультант садится лицом к часам) и ролями.

Обсуждение. После проведения практикума в парах участники возвращаются в круг и делятся трудностями, которые возникли у них в процессе совместной работы, а также рассказывают об удачных моментах сессии.

Мини-лекция «Фокус на эмоциях клиента (техники самораскрытия, нормализации)»

Цель.Подготовка участников к освоению практических навыков, необходимых в работе с эмоциями клиента.

Содержание.Тренер знакомит участников с основными моментами следующего этапа сессии: «Фокус на эмоциях клиента», подчеркивая его важность и делая акцент на том, как преодолеть основные трудности, с которыми обычно встречается начинающий консультант, работая с чувствами клиента, что делать, если клиент начинает плакать или проявлять свой гнев. Далее тренер рассказывает о техниках нормализации и самораскрытия и о том, как использовать техники постановки вопросов эмоционального характера.

Материал для данной мини-лекции можно найти в разделах: «Фокус на эмоциях клиента», «Техника нормализации», «Самораскрытие», «Вопросы эмоционального характера».


Часть II. «Структура сессии» 201

Упражнение «Самораскрытие»

Цель.Отработка навыков использования техники самораскрытия, закрепление знаний, полученных в ходе мини-лекции.

Содержание.Упражнение состоит из двух этапов.

Этап 1. Тренер зачитывает участникам вариант из сессии начинающего консультанта, который попытался использовать самораскрытие, и просит участников сначала прокомментировать действия консультанта, а затем дать обратную связь по типу «сэндвича». Отрывок из сессии для данного упражнения и примерные комментарии к нему находятся в приложении 14.

Этап 2. Тренер просит группу разделиться на три-четыре подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка с отрывком из сессии и четыре варианта самораскрытия. Участникам необходимо внимательно прочитать свой отрывок и выбрать приемлемые и неприемлемые варианты самораскрытия консультанта, прокомментировав каждый вариант. Образцы карточек даны в приложении 15.

Затем подгруппы возвращаются в круг (третий этап) и по очереди зачитывают свои отрывки из сессии и комментарии к ним, которые были сделаны в ходе групповой работы. В это время остальные участники слушают и делятся своими мнениями.

Обсуждение.В процессе обсуждения тренер просит участников поделиться тем опытом, который они приобрели в ходе данного упражнения. Сделали ли они какие-либо выводы для себя о том, насколько данная техника сочетается с их персональным стилем ведения консультации, насколько она подходит каждому из них? Как часто и в каких ситуациях они могут использовать эту технику?

Комментарии для тренера.Критикуя неудачные варианты примеров, не следует забывать и о положительных моментах. На любых этапах обучения, а особенно на начальных, очень просто допускать неточности. Мы рекомендуем с уважением относиться к любым ошибкам начинающих консультантов, давая конструктивную критику, без сарказма и насмешек. Только в этом случае участники тренинга будут чувствовать себя защищенными от насмешек других. Именно поэтому мы советуем давать обратную связь по типу «сэндвича».


202 Глава 4. Программа тренинга

Упражнение «Нормализация и самораскрытие»

Цель.Отработка техник «Самораскрытие» и «Нормализация» на практике.

Содержание. Перед началом упражнения каждый участник вспоминает и кратко записывает на листе бумаги следующее:

П какую-либо ситуацию или явление, которое вызывает у него

сильные отрицательные эмоции;

О желание или стремление, которое у него иногда возникает, но кажется ему не совсем этичным.

Например:

— «Я прихожу в ярость, когда в метро кто-либо начинает гром
ко смеяться прямо у меня под ухом».

— «Я очень расстраиваюсь, если утром приходится долго ждать
автобуса».

— «У меня портится настроение, когда мой муж критикует
блюдо, которое я ему приготовила. Мне обычно хочется сказать:
"Не нравится — готовь сам"!»

— «Часто после беседы с моим начальником я ловлю себя на
мысли, что мне хочется плюнуть ему в лицо».

Затем группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа играет роль консультантов, другая — роль клиентов. Консультанты, организуя пространство для себя и своего клиента, ставят два стула, как для консультирования, и садятся на один из них. Каждый клиент находит себе консультанта и рассказывает ему одну из приготовленных им историй. После того как он закончит, консультант использует в ответ одну из техник: либо нормализации, либо самораскрытия в зависимости от его личного опыта.

Например:

Клиент. Когда подростки курят на улице или распивают спиртные напитки — это вызывает у меня отвращение и негодование. Почему родители не знают об этом и не могут их остановить? Не знаю, не знаю... Может, я отстала от жизни, но мне кажется, что это дико...


Часть II. «Структура сессии»



Консультант. Чувства, которые возникают у вас, — по-моему, совершенно нормальная реакция на подобные явления... (Техника нормализации.)

Или (если консультант испытывает подобные чувства):

Консультант. Распущенность современных подростков у меня тоже вызывает негодование... (Самораскрытие.)

Далее клиент находит себе нового консультанта и снова рассказывает одну (любую) из двух подготовленных им историй и так несколько раз.

По команде тренера консультанты и клиенты меняются ролями. Консультанты садятся на стулья и приглашают к себе клиентов.

Обсуждение.Обсуждение проходит по кругу, участники делятся своими находками и трудностями, с которыми они встретились при использовании новых техник.

Комментарии для тренера.В процессе выполнения упражнения мы рекомендуем тренеру наблюдать за участниками и при необходимости оказывать консультантам помощь. Если тренер заметит, что большинство участников не совсем поняли, как использовать данные техники, упражнение можно прервать, разобрать отдельные примеры и продолжить его выполнение после того, как консультанты лучше осознают свою роль.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.