Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель решения проблемы клиента (семь ступеней) 9 глава





Один из участников пары — клиент, он рассказывает консультанту в свободной форме:

П о том, к кому он обращается за помощью в трудные минуты;

П кто эти люди, с которыми он может поделиться своими проблемами;

П какими качествами они обладают;

О насколько действенной бывает их помощь;

П какие проблемы хотел бы научиться решать клиент после прохождения тренинга.

Консультант молча слушает, не задавая вопросов и не делая никаких комментариев. По истечении отведенного времени консультант говорит клиенту спасибо, и по сигналу тренера участники меняются местами (консультант садится лицом к часам) и ролями.

Обсуждение.После проведения практикума в парах участники возвращаются в круг и делятся трудностями, которые возникли у них в процессе совместной работы. А также в свободной форме отвечают на ряд вопросов. Что хотелось сказать клиенту? Какие вопросы хотелось ему задать? Насколько было легко или трудно просто слушать?


Часть I. «Базовые умения и навыки» 137

Упражнение «Невербальные средства общения» [Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., 2005]

Цель.Знакомство участников с эффективными невербальными средствами общения в процессе консультирования.



Содержание.Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жесты, позы, мимика (образец карточки дан в приложении 2 «Невербальные паттерны общения»). Тренер просит участников решить, какие из этих средств эффективны для консультанта в процессе работы с клиентом, а какие — нет. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей карточке. Можно использовать единые условные обозначения, которые даны в нижней части карточки. Если участник считает, что какой-либо важный паттерн невербального языка пропущен, он может дописать его на специально оставленной пустой строчке.

Затем группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек в каждой, и в них происходит обмен мнениями. После этого следует провести общую групповую дискуссию о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов при общении консультанта с клиентом.

Как правило, в этом упражнении группа редко приходит к единому мнению по поводу некоторых невербальных средств общения. В этом случае участникам каждой из подгрупп предлагается побыть в роли экспертов. Один представитель подгруппы что-нибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После этого участники подгруппы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа приходит к единому мнению.



Обсуждение.Вместо обсуждения тренер может попросить участников подвести итог работы «экспертов». Если участники не пришли к единому мнению по поводу эффективности тех или иных невербальных паттернов, тренер может предложить участникам использовать данные паттерны на практике и отследить реакцию клиента, после чего поделиться своим опытом с группой.

Комментарии для тренера.Данное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя читать жесты других


138 Глава 4. Программа тренинга

людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями, чтобы достичь желаемой атмосферы в ходе беседы. Готовясь к данному упражнению, тренер может использовать теоретический материал (см. раздел «Умение эффективно использовать невербальные средства общения).

Обратная связь

Участники делятся своими впечатлениями по поводу проведения первого дня тренинга. Они могут поделиться тем, чему научились, что осознали в течение данного занятия, а также высказать свои опасения, пожелания, предложения и т. д. Обратная связь проходит в кругу, где слово предоставляется каждому участнику в любой очередности. Тренер может выступить как первым, так и последним.



Обратная связь может служить для тренера своеобразным диагностическим показателем эффективности его работы. Обычно в конце дня общее эмоциональное состояние группы улучшается, поскольку каждый участник выступал в роли клиента во время сессии и имел возможность высказать то, что его волновало и беспокоило.

Комментарии для тренера.Если тренинг состоит из четырех дней по восемь часов каждый, то нет необходимости давать обратную связь в середине дня. После перерыва можно предложить участникам короткую игру [см. Гиппиус С. В., 2001; Фопель К., 1999; Фопель К., 2002; Хрящева Н. Ю., 1999; Лютова Е. К., Монина Г Б., 2000, и др.] или упражнение из раздела «Дополнительные игры и упражнения».

Встреча 2

«Личностный и профессиональный рост

1 А 1

консультанта»

План

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Упражнение «Испорченный видеотелефон».

4. Упражнение «Оставь за дверью трудности».


Часть I. «Базовые умения и навыки»



 


5. Мини-лекция «Окно Джохари».

6. Упражнение «Что бы я хотел узнать о себе?».

7. Мини-дискуссия «Обратная связь».

8. Практикум по консультированию.

9. Обратная связь.

Обратная связь

Перед началом каждого занятия участники по очереди рассказывают группе о том, как они провели время с момента последней встречи до начала следующей. Цель такого «отчета» состоит в том, чтобы участники смогли проговорить все основные моменты, которые их волнуют, тревожат, огорчают, радуют и т. д. в данный период времени. Таким образом, сбросив груз основных эмоций, которые остались без надлежащего внимания и осели в глубине души, участники, как правило, готовы приступать к работе.

Во время обратной связи в начале дня тренер пытается оценить общее настроение группы и в зависимости от этого принять решение о включении в тренинг дополнительных упражнений. Так, например, если большинство участников чувствует напряжение, дискомфорт, раздражение, в начале или середине занятия можно выполнить небольшое релаксационное упражнение. Если же участники устали и не проявляют должного интереса к занятию, можно включить в занятие энергичную и/или веселую игру, чтобы активизировать их внимание и настроить на рабочий лад. Кроме того, обратная связь в начале дня способствует созданию доверительной атмосферы на протяжении всего занятия и сплочению группы.

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель.Развитие навыков слушания, подготовка участников к освоению навыков нерефлёксивного слушания.

Время.По пять минут на каждого участника в роли клиента.

Тема.«Как прошла неделя».

Содержание.Группа делится на пары. Один из участников пары -клиент, он рассказывает консультанту в свободной форме о том:


140 Глава 4. Программа тренинга

П как он провел прошедшую неделю; П чем он занимался; П что интересного произошло с ним; О что его огорчило или обрадовало.

Консультант слушает молча, не задавая вопросов. По истечении отведенного времени он благодарит клиента за его рассказ, и по сигналу тренера участники меняются местами и ролями.

Обсуждение.После проведения практикума участники возвращаются в круг и делятся трудностями, с которыми они встретились в ходе работы в парах, а также в свободной форме отвечают на вопросы: что хотелось сделать по-другому? какие вопросы хотелось задать клиенту? насколько, по сравнению с прошлым разом, было легко или трудно слушать?

Упражнение «Испорченный видеотелефон» [Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1998]

Цель.Демонстрация участникам тренинга на практике невозможности однозначной интерпретации жестов.

Содержание.Группа садится так, чтобы образовался большой полукруг. Тренер, объясняя правила, просит участников вспомнить детскую игру «Испорченный телефон». В данной ситуации им придется иметь дело с видеотелефоном, который сломался: изображение есть, а звука нет.

По команде тренера всем участникам необходимо будет закрыть глаза. Участник, сидящий с краю полукруга, получает карточку с текстом, который он должен с помощью жестов передать своему соседу. Когда первый участник ознакомится с текстом, он дотрагивается до плеча соседа, и тот открывает глаза. С помощью мимики и жестов первый участник передает второму сообщение, указанное в карточке. Второй участник молча смотрит от начала до конца и, не задавая никаких вопросов, дотрагивается рукой до плеча третьего участника и передает ему сообщение. Третий участник передает четвертому, четвертый — пятому и т. д. Упражнение проходит без слов. Участники, которые передали сообщение, сидят с открытыми глазами и наблюдают за тем, как проходит упражнение.


Часть I. «Базовые умения и навыки» 141

Последний участник пытается объяснить группе словами, что он понял из сообщения своего соседа. Затем его сосед объясняет словами свою версию и т. д. Когда очередь дойдет до первого участника, он зачитывает группе текст, написанный в карточке. Примерные варианты текста для передачи даны в приложении 3.

Обсуждение.Участники делятся своими впечатлениями в свободной форме, после чего все вместе приходят к выводу о том, что невозможно однозначно читать жесты людей.

Комментарии для тренера.При желании упражнение можно повторить еще раз, начав передавать сообщение с другого конца полукруга.

Упражнение «Оставь за дверью трудности»

Цель.Ознакомление участников тренинга с одной из техник саморегуляции, которая в дальнейшем поможет им быстро настроиться на рабочий лад.

Содержание.Тренер объясняет группе, что от состояния, эмоций и рабочего настроя консультанта во многом зависит успех проведения сессии. Для того чтобы научиться забывать о своих проблемах на время проведения сессии, многие консультанты-профессионалы используют различные техники, помогающие им поддерживать себя в рабочем состоянии. Одни техники позаимствованы из учебников (гештальт-техники, НЛП, когнитивно-бихевиоральные техники и др.), другие придуманы самими консультантами и нигде не описаны.

После краткой беседы тренер предлагает всем участникам начать поиск способов поддержания себя в рабочей форме. Для начала можно познакомиться со следующим упражнением, которое, может быть, кто-то возьмет на вооружение. Но это не обязательно; если после тренировки упражнение не получится, следует попробовать какой-либо другой способ. Данное упражнение — это легкий самогипноз. Перед его началом следует придумать какую-либо словесную формулу-заклинание, которая бы помогла настроиться на рабочий лад.

Основные правила составления заклинаний:

П использовать только позитив, то есть стараться избегать частицы «не»;

О заклинание должно быть кратким и четким (желательно от трех до двенадцати слов).


142 Глава 4. Программа тренинга

Примеры заклинаний:

— «Оставь все проблемы за дверью, войди в аудиторию с же
ланием работать».

- «Забудь проблемы дня. Будь здесь и сейчас».

— «Уверенность. Профессионализм. Спокойствие».

— «Я настроен на работу».

— «Здесь, у этой двери, я оставляю все, что мешает мне работать.
Входи».

— «Я оставляю трудности при входе. Глубокий вдох... и я готов
к работе».

Когда подготовительный этап закончится, участники выходят за дверь. Каждый из них по очереди встает перед закрытой дверью, закрывает глаза и повторяет про себя свое «заклинание», после чего открывает глаза и заходит в аудиторию. Когда все участники окажутся в аудитории, тренер проводит обсуждение.

В качестве домашнего задания каждому участнику предлагается улучшить его собственное заклинание и испробовать его еще раз перед началом занятия.

Обсуждение.Данное упражнение может проходить без обсуждения, однако, если участники желают поделиться своими мыслями и рассуждениями, они могут сделать это в свободной форме. Может быть, кто-то из них сможет предложить свои техники, помогающие настроить себя на рабочий лад.

Комментарии для тренера.Иногда, особенно в молодежных группах, при выполнении данного упражнения участники не могут сдержать одолевающий их приступ смеха. Это нормальное явление — смеяться при выполнении какого-либо нового, неизвестного задания, особенно если в нем применяются творческие способности. Если тренер предвидит подобную реакцию участников, он может предупредить их заранее о том, что может произойти, и дать им возможность посмеяться вдоволь перед началом выполнения упражнения.

Если кто-то из участников считает, что данное «заклинание» не подходит для него, не следует настаивать на том, чтобы он обязательно его использовал. В этом случае лучше объяснить, что не существует универсальных средств, которые бы работали во всех случаях жизни и были бы эффективными для всех одинаково. Данное упражнение лишь только пример того, как можно улучшить организацию труда


Часть I. «Базовые умения и навыки» 143

консультанта; если участник может это сделать по-другому, это следует только приветствовать.

Мини-лекция «Работа консультанта по самосовершенствованию» («Окно Джохари»)

Цель. Знакомство участников с моделью «Окно Джохари».

Содержание. Тренер спрашивает участников о том, какие профессиональные качества, на их взгляд, необходимо развивать консультанту и как это можно делать. Обсудив с участниками всевозможные способы, связанные с профессиональным самосовершенствованием (см. раздел «Профессиональный рост консультанта»), тренер знакомит участников с моделью «Окно Джохари» и объясняет все основные понятия данной модели, продолжая разговор о личностном росте консультанта.

Материал к мини-лекции также можно взять в разделе «Личностный рост консультанта».

Упражнение «Что бы я хотел узнать о себе»

Цель. Продолжение знакомства участников с моделью Джохари, которая, возможно, поможет им работать над профессиональным самосовершенствованием.

Содержание. Тренер раздает участникам карточки «Окно Джохари» (образец раздаточного материала находится в приложении 4). Далее он сообщает, что следующее упражнение связано с самораскрытием.

Участникам надо будет ответить на вопросы, которые могут показаться им сугубо личными. При этом тренер обещает полную конфиденциальность и говорит, что никто не будет читать их записи. Также он напоминает присутствующим, что нет необходимости раскрывать то, что может задеть самолюбие, повлечь за собой неприятные воспоминания и т. д. Чтобы чувствовать себя более комфортно, выполняя Данное упражнение, участникам разрешается использовать любые сокращения, символы, значки, рисунки, понятные только автору, любой иностранный язык и т. д. Запрещается заглядывать в записи соседа и всех присутствующих.


Глава 4. Программа тренинга

После этого зачитывается список вопросов:

1. В графе «Открытая зона» напишите о себе то, что знаете вы и
участники тренинга (два любых пункта).

2. В графе «Скрытая зона» напишите о себе также два пункта:

 

1) то, что знаете вы, но другие участники тренинга еще не знают,
хотя, возможно, вы когда-нибудь им об этом расскажете;

2) то, что другие участники о вас не знают и никогда не узнают,
потому что вы хотите сохранить это в тайне.

3. В графе «Слепая зона» напишите два пункта:

1) что бы вы хотели узнать о себе от других людей, которые не
присутствуют в данной аудитории;

2) что бы вы хотели узнать о себе от участников тренинга.

4. В графе «Неизвестная зона» напишите два пункта:

1) что бы вы хотели открыть в себе во время тренинга;

2) что бы вы хотели открыть в себе в будущем.

Обсуждение.После того как группа возвращается в круг, тренер спрашивает участников, насколько легко или трудно им было отвечать на вопросы о себе; заполнение каких частей окна им показалось наиболее трудным; какие сегменты окна они хотели бы в большей степени расширять на тренинге; готовы ли они к тому, чтобы принять помощь участников тренинга в работе над собой, и если нет, что мешает им это сделать.

Комментарии для тренера.Если участники тренинга работают в разном темпе, целесообразно записать данные вопросы на доске или блокноте. Это поможет избежать лишних вопросов, связанных с повторением содержания упражнения.

Мини-дискуссия «Обратная связь»

Цель.Подготовка участников к освоению практических навыков получения и предоставления обратной связи.

Содержание.Тренер знакомит участников с психологическим понятием «Обратная связь». Приглашая всех к свободному обсуждению, он может задать следующие вопросы: где и когда в жизни мы получа-

 


Часть I. «Базовые умения и навыки» 145

ем и даем обратную связь (например, учитель, оценивая работу ученика; гости, покидая дом хозяина; посетители выставки, которые оставляют записи в книге отзывов и т. д.)? в каких жизненных ситуациях нам особенно нужна обратная связь? с какой целью мы даем и получаем обратную связь? как использование техник подачи и получения обратной связи может помочь консультанту в повышении своего профессионального уровня? от кого особенно важно получать обратную связь в процессе обучения консультированию?

Подводя итог дискуссии, тренер объясняет участникам, что одной из эффективных форм обратной связи в психологическом консультировании является обратная связь по типу «сэндвича» — положительные стороны отмечаются в начале и в конце высказывания, а в середине дается конструктивная критика.

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель.Отработка навыков подачи положительной обратной связи.

Время.По пять минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на каждого участника в роли супервизора.

Тема.Одна из предложенных или любая по выбору клиента, например: «Как я провел вчерашний день», «Как я провел выходные», «Мои увлечения».

Содержание.Группа делится на тройки, организуя пространство так, чтобы участники не мешали друг другу. Один из участников тройки — консультант, он садится лицом к настенным часам, чтобы в процессе сессии отслеживать время. Клиент садится либо напротив консультанта, либо сбоку от него, а супервизор немного поодаль, но так, чтобы хорошо видеть лицо консультанта.

По сигналу тренера клиент начинает говорить на выбранную им тему. Консультант внимательно слушает, не перебивая и не задавая никаких вопросов. При этом он может с помощью невербальных средств общения показать клиенту свою заинтересованность. Так, разрешается кивать головой, улыбаться, менять положение тела, выражение лица, позу и т. д.

Супервизор молча наблюдает за консультантом, за его жестами, позой, выражением лица, при этом не делая никаких комментариев и не прерывая клиента. После окончания сессии супервизор дает поло-


146 Глава 4. Программа тренинга

жительную обратную связь о том, как консультант слушал клиента, то есть говорит о тех моментах, которые ему понравились в работе консультанта.

Обсуждение.После проведения упражнения участники делятся трудностями, которые возникли у них в процессе совместной работы и в свободной форме отвечают на следующие вопросы: что хотелось сделать, чтобы помочь клиенту? какие вопросы хотелось ему задать? что хотелось сказать ему? насколько было легко или трудно просто слушать?

Обратная связь

Проходит по аналогии с первой встречей.

Встреча 3

«Взаимоотношения между консультантом

и клиентом. Нерефлексивное слушание»

План

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию. Как не надо слушать.

3. Упражнение «Негативная обратная связь».

4. Мини-лекция «Нерефлексивное слушание. Модель С. Каллей».

5. Упражнение «Активное слушание».

6. Мини-лекция «Взаимоотношения между консультантом и кли
ентом».

7. Упражнение «Как показать клиенту, что мы его понимаем».

8. Практикум по консультированию.

9. Обратная связь.

Обратная связь

Перед тем как начать занятие, тренер спрашивает участников о том, вспомнили ли они о своем заклинании, входя в аудиторию, и исполь-


Часть I. «Базовые умения и навыки» 147

зовали ли они его. Если кто-то забыл мысленно произнести свое заклинание, перед началом занятия, тренер предлагает ему проделать это сейчас (по желанию участника). Участник или группа участников выходит за дверь и проделывает процедуру прошлого занятия.

Практикум по консультированию:

«Как не надо слушать клиента» (работа в парах)

Цель. Демонстрация участникам на примере важности внимательного слушания клиента, отработка навыков получения консультантом отрицательной обратной связи.

Время. Пять минут на каждую сессию: три минуты говорит клиент, две минуты — обратная связь клиента консультанту.

Тема. Одна из предложенных ниже или любая по выбору клиента.

Содержание. Группа делится на пары. Один участник пары -— консультант, другой — клиент.

Тренер предлагает темы на выбор «клиента»:

1. «Моя первая учительница».

2. «Книга, которая меня увлекла».

3. «Мой любимый сериал».

4. «Мое любимое время года».

и т. д.

Один из участников пары — консультант, он получает карточку с заданием: «В ходе консультации всячески демонстрируйте свое неуважение к клиенту, свое нежелание слушать: например, вы можете задать вопрос, перебить его, смотреть в потолок, зевать, рыться в карманах и т. д. При этом, пожалуйста, будьте серьезны и делайте умный вид». По окончании сессии клиент дает консультанту обратную связь о том, как консультант его слушал и какие эмоции и чувства возникли у клиента в процессе совместной работы. Консультант выслушивает молча, не делая никаких комментариев и не оправдываясь.

После этого участники меняются ролями. Участник, который играл роль клиента, получает карточку с аналогичным заданием: «В ходе консультации продемонстрируйте, что вам совсем неинтересно: зевайте, задавайте вопросы на интересующие вас темы, смотрите на часы и т. д. Постарайтесь сохранять умное выражение лица».


148 Глава 4. Программа тренинга

Обратная связь между клиентом и консультантом проходит по той же схеме.

Обсуждение.Тренер зачитывает участникам оба варианта заданий, которые были даны на карточках, после этого он просит участников по очереди или в свободной форме поделиться своими впечатлениями от проведенного упражнения и ответить на вопросы: какой опыт они получили, находясь в роли клиента? какие эмоции у них возникли в ходе упражнения? почему необходимо научиться внимательно слушать клиента?

Затем тренер просит участников поделиться своими эмоциями, которые возникли у них при получении обратной связи от клиента: что хотелось сказать клиенту, когда он давал обратную связь? нужна ли нам в профессиональной практике отрицательная обратная связь? что мы получаем от отрицательной обратной связи? как нам следует принимать отрицательную обратную связь: игнорировать ее или воспринимать предельно серьезно?

Материалы для обсуждения можно найти в начале раздела «Умение давать и принимать обратную связь».

Упражнение «Негативная обратная связь»

Цель.Демонстрация участникам одной из техник самовнушения, которую впоследствии они могут использовать, работая над своим профессиональным совершенствованием.

Содержание.Перед началом упражнения тренер напоминает участникам, что в некоторых случаях обратная связь, полученная от клиента, может быть совершенно необъективной и даже вызывать раздражение. Но в любом случае консультант должен реагировать на обратную связь профессионально. Это значит, что он должен выслушать клиента, не перебивая и не оправдываясь, и помнить о том, что, какой бы отрицательной ни была обратная связь, клиент имеет полное право высказать свое мнение. Если консультант полностью не согласен с тем, что сказал клиент, он может дать обратную связь или просто использовать психологические техники, которые помогли бы ему не воспринимать близко к сердцу негативную информацию. С одной из таких техник участники смогут познакомиться. Это легкое самовнушение.


Часть I. «Базовые умения и навыки» 149

Далее тренер просит участников занять удобное положение на стуле, закрыть глаза и прослушать текст, который он прочитает в медленном темпе.

«Спасибо, что ты сказал мне это. Спасибо, что ты сделал это именно сейчас, и теперь я знаю, над чем я могу подумать в плане совершенствования моих профессиональных качеств. Спасибо, что ты сказал это именно мне, а не сообщил всем своим друзьям и знакомым, тем самым сделав отрицательную рекламу моей работе. Спасибо, что ты сказал мне в глаза, а не за спиной. Спасибо, что ты сказал мне это, пусть даже я имею свое мнение, отличное от твоего, но ты знаешь, для меня важно понимать состояние и настроение каждого клиента. Спасибо, что ты нашел мужество сказать мне это, и я найду в себе мужество выслушать тебя и извлечь пользу из твоих слов. Я знаю, что у меня есть оправдания к тому, что ты сказал, но я оставлю их при себе. Спасибо, что ты сказал мне это, и я приму твои слова с достоинством профессионала. Смотри и удивляйся, насколько хорошо я владею собой».

Обсуждение.Данное упражнение можно проводить без обсуждения, но по его окончании тренер говорит участникам, что, если кто-то считает, что идея самовнушения в принципе неплохая, но при этом данные слова ему не совсем подходят, он может составить свой текст и использовать его в работе.

Комментарии для тренера.Для усиления эмоционального эффекта можно включить негромкую классическую медленную музыку. Примерный темп по метроному: 30—60 ударов в минуту.

Мини-лекция «Нерефлексивное слушание» (модель С. Каллей)

Цель.Подготовка участников к освоению практических навыков нерефлексивного слушания.

Содержание.Тренер знакомит участников с понятием «нерефлексивное слушание», то есть слушание, во время которого мы не отражаем содержание рассказа клиента, а просто внимательно его слушаем. Для того чтобы показать клиенту, что мы его слушаем, следует использовать невербальные средства общения и минимальную звуковую поддержку: «Да», «Угу», «Так», «Продолжайте, пожалуйста» и т. д.


150 Глава 4. Программа тренинга

Нерефлексивное слушание особенно эффективно в начале сессии, когда нам необходимо собрать как можно больше материала о том, что волнует и беспокоит клиента.

Для того чтобы процесс слушания был активным, а не пассивным, можно использовать модель С. Каллей, которая помогает структурировать информацию, полученную от клиента. Материалы для мини-лекции можно найти в разделе «Умение слушать и слышать клиента».

Упражнение «Активное слушание» (работа в парах)

Цель. Отработка умения слышать наиболее важную информацию.

Бремя. Пять минут на каждую сессию: три минуты говорит клиент, две минуты — консультант.

Тема. «Конфликт, который произошел со мной недавно».

Содержание. Группа делится на две равные подгруппы. Тренер выдает всем участникам бейджи: синего цвета (или любого другого) -участникам одной подгруппы, желтого цвета (или любого другого, но обязательно отличного от цвета первой подгруппы) — участникам другой подгруппы. Участники с синими бейджами — консультанты, участники с желтыми бейджами — клиенты. Каждый консультант садится на стул и ставит перед собой или сбоку еще один стул для клиента. Каждый клиент выбирает себе консультанта и занимает стул рядом с ним так, чтобы образовались пары. После того как пространство организовано и все участники сидят на стульях, по команде тренера начинается практикум по консультированию.

Клиент в течение 3-3,5 минут рассказывает консультанту о конфликте, который произошел с ним недавно (история может быть^сак реальной, так и выдуманной, но обязательно должна быть рассказана от первого лица). Клиент ведет повествование в удобной для него форме, не придерживаясь никакого плана. Консультант внимательно слушает, не перебивая, не задавая вопросов и не комментируя высказывания клиента. Также не разрешается делать записей и пометок. Консультант демонстрирует свое внимательное отношение к клиенту невербально и/или используя нерефлексивное слушание: «Да», «Угу», «Так».

После того как клиент закончил, консультант пересказывает услышанное, структурируя информацию в соответствии с моделью С. Кал-


Часть I. «Базовые умения и навыки» 151

лей, и сообщает клиенту, какие пункты этой модели он не осветил в своем рассказе. Клиент внимательно слушает и при необходимости поправляет консультанта, если тот допустил неточности.

Резюмирование консультанта может выглядеть примерно так:

Консультант. Наташа,ты рассказала мне о том,что произошло с тобой вчера. Твоя знакомая позвонила тебе в два часа дня и сказала, что она хочет с тобой встретиться у тебя дома. Ты отменила все свои дела и решила ждать. В семь часов вечера она снова позвонила тебе, извинилась и сказала, что приехать не сможет. А через два часа, когда ты собралась лечь спать пораньше, она опять позвонила и сказала, что она уже у твоего дома. Когда она пришла к тебе, ты была очень недовольна тем, что день прошел зря. Ты сказала ей не совсем в вежливой форме, что так поступать некрасиво, потому что ты потратила весь день в ожидании. Ты чувствовала себя очень усталой и раздраженной и не получила никакого удовольствия от вашей встречи, которую ты так ждала.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.