Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель решения проблемы клиента (семь ступеней) 1 глава





ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

 

Е. К. Лютова-Робертс

ТРЕНИНГ НАЧИНАЮЩЕГО КОНСУЛЬТАНТА

ведение

доверительной

беседы



РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2007


ББК88.4 Л 96

Лютова-Робертс Е. К.

Л 96 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. — СПб.: Речь, 2007. — 307 с., ил.

ISBN 5-9268-0618-6

В книге описаны концепции и принципы ведения доверительной беседы — одного из основных инструментов работы любого консультанта и психотерапевта. Изложение теоретического и методического материала дополнено подробной программой тренинга, в рамках которого проходит обучение студентов профессиональным консультативным навыкам.

Книга адресована консультантам, психологам, психотерапевтам, занимающимся тренерской и преподавательской работой, а также другим представителям профессий типа «человек — человек», желающим самостоятельно развивать навыки и умения ведения доверительной беседы.

ББК88.4

© Е. К. Лютова-Робертс, 2007
© Издательство «Речь», 2007
ISBN 5-9268-0618-6© П. В. Борозенец, обложка, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора.................................................................................... 7

Для кого предназначен данный тренинг?................................ 10



Для кого предназначена данная книга?................................... 13

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ТРЕНИНГУ

Современный взгляд на психологическое консультирование .... 17

Виды оказания психологической помощи.......................... 17

Понятие психологического консультирования.................. 20

Стадии помогающих моделей............................................. 23

Процесс консультирования..................................................... 27

Взаимоотношения между консультантом и клиентом...... 27

Модель структуры сессии................................................... 30

Продвигаясь от сессии к сессии.......................................... 33

Повышение мастерства консультанта.................................... 37

Личностный рост консультанта.......................................... 37

Профессиональный рост консультанта.............................. 40

Профилактика профессионального выгорания.................. 43

Глава 2

НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом.. 47

Умение слушать и слышать клиента.................................. 47

Умение эффективно использовать невербальные средства



общения........................................................................... 49

Умение наблюдать............................................................... 51

Умение давать и принимать обратную связь...................... 54

Умение следовать за клиентом........................................... 57

Техники рефлексивного слушания.......................................... 59

Эхо-техника.......................................................................... 59

Перефразирование............................................................... 61

Резюмирование..................................................................... 63


4 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

Техники постановки вопросов................................................. 65

Открытые и закрытые вопросы........................................... 65

Вопросы содержательного и эмоционального характера .... 67
Эффективные и неэффективные вопросы........................... 69

Глава 3 СТРУКТУРА СЕССИИ

Начало сессии.............................................................................. 81

Составление контракта с клиентом.................................... 81

Создание доверительной атмосферы.................................. 86

Сбор информации по проблеме клиента (активное

слушание)........................................................................ 88

Середина сессии....................................................................... 90

Фокус на эмоциях клиента................................................... 90

Техника нормализации......................................................... 93

Самораскрытие.................................................................... 95

Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы)............. 96

Конфронтация...................................................................... 99

Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему) .... 102

Совет................................................................................... 107

Фокус на поведении клиента............................................. 110

Информирование................................................................ 116



Окончание сессии................................................................... 118

Окончание первой и последующих сессий....................... 118

Окончание последней сессии............................................ 120

Глава 4 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Общие рекомендации............................................................. 125

Основные принципы проведения тренинга..................................... 128

Оборудование помещения..................................................... 130

Часть I. «Базовые умения и навыки»................ ............................ 131

Встреча 1. «Введение. Консультирование — это...»........ 131

Встреча 2. «Личностный и профессиональный рост

консультанта».......................................... ;.................... 138

Встреча 3. «Взаимоотношения между консультантом

и клиентом. Нерефлексивное слушание».................... 146

*


Оглавление

Встреча 4. «Стадии помогающей модели. Рефлексивное

слушание. Эхо-техника»............................................... 155

Встреча 5. «Перефразирование, резюмирование. Открытые
и закрытые вопросы».................................................... 160

Встреча 6. «Умение следовать за клиентом. Вопросы

содержательного и эмоционального характера»......... 166

Встреча 7. «Эффективные и неэффективные вопросы» .... 174

Встреча 8. «Обобщение»................................................... 179

Часть II. «Структура сессии»................................................ 184

Встреча 9. «Начало сессии».............................................. 184

Встреча 10. «Активное слушание»................................... 190

Встреча 11. «Фокус на эмоциях клиента»........................ 199

Встреча 12. «Фокус на мыслях клиента (уточнение

проблемы)».................................................................... 204

Встреча 13. «Новый взгляд на проблему»........................ 212

Встреча 14. «Фокус на поведении клиента»..................... 219

Встреча 15. «Окончание сессии»...................................... 224

Встреча 16. «Обобщение полученного опыта»................ 229

Дополнительные темы для консультирования (работа

в парах: консультант, клиент)....................................... 235

Дополнительные темы для консультирования (работа

в тройках: консультант, клиент, супервизор).............. 236

Дополнительные игры и упражнения................................ 238

Аудиозапись и видеосъемка.............................................. 259

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. «Дневник обучения» (образец одной страницы). 263
Приложение 2. Невербальные паттерны общения............... 266

Приложение 3. Образцы карточек к упражнению «Испорченный
видеотелефон»................................................................... 268

Приложение 4. Окно Джохари............................................... 269

Приложение 5. Варианты ситуаций к упражнению «Как показать
клиенту, что мы его понимаем»........................................ 270

Приложение 6. Список высказываний к упражнению

«Гимнастика ума».............................................................. 271

Приложение 7. Список пословиц к упражнению «Гимнастика

ума» . ............................. 271


6 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

Приложение 8. Примеры ситуаций к упражнению «Техники

постановки вопросов»....................................................... 272

Приложение 9. Бланк для проведения практикума

по супервизии..................................................................... 274

Приложение 10. Отрывок из сессии начинающего консультанта
и образец заполненного бланка по супервизии................ 275

Приложение 11. Образцы карточек к упражнению «Скандал

в парикмахерской»............................................................. 279

Приложение 12. Применение навыков, техник и стратегий,

отрабатываемых в первой части тренинга....................... 286

Приложение 13. Образцы карточек к упражнению

«Создание доверительной атмосферы»............................ 287

Приложение 14. Отрывок из сессии начинающего консультанта
(с комментариями)............................................................. 288

Приложение 15. Примеры карточек к упражнению

«Самораскрытие».............................................................. 290

Приложение 16. Образцы карточек к упражнению

«Повторяющееся слово»................................................... 294

Приложение 17. Бланк для проведения практикума

по супервизии..................................................................... 295

Приложение 18. Отрывок из сессии начинающего консультанта
и образец заполненного бланка супервизии..................... 296

Приложение 19. Навыки, техники, стратегии и типы вопросов,
используемые консультантом на разных этапах сессии
(к упражнению «Большой Контейнер»)............................ 301

Приложение 20. Бланк к упражнению «Карта тренинга»..... 302

Список литературы................................................................. 304


ОТ АВТОРА

Обучение психологическому консультированию — процесс постепенный. Нельзя стать консультантом в одночасье, лишь прочитав хороший учебник. Необходимо пройти длинный путь, на котором встречается многое: открытия, радость, разочарование, огорчение, отчаяние, встречи и расставания. Путь становления консультанта — это путь мыслителя и художника, это непрерывные раздумья, поиски и внезапные озарения, так называемые инсайты. Этот путь может стать легким, как полет бабочки над пестрым ковром цветов, когда у тебя все получается, и ты принимаешь искреннюю благодарность от других, или оказаться утомительной прогулкой черепахи по бесконечной пустыне, когда ты сталкиваешься с ограничением своих профессиональных возможностей и не знаешь, как и куда двигаться дальше. Чтобы пройти через все это, потребуется много сил. Чтобы осознать и пережить все это, необходимо много времени. Вот почему путь становления консультанта столь долог, а процесс обучения консультированию -столь тернист.

Во время сессии консультант работает в одиночку, но вместе с тем ему нужно постоянно учиться у других. Жизнь не стоит на месте, разрабатываются новые стратегии и приемы, появляются новые проблемы, которые требуют новых решений. Меняется стиль и образ жизни, меняется контингент тех, кто обращается за помощью, открываются новые горизонты для поисков и творчества. Нельзя учиться по-старому! Нельзя учить по-старому! Необходимо идти вперед, чтобы быть в ногу со временем!

Именно поэтому я хочу предложить вам взглянуть на тот путь в профессиональном плане, который проделывают наши ближайшие соседи. Как превращаются простые неопытные студенты в уверенного специалиста — консультанта? Возможно, хотя и совсем не обяза-


8 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

тельно, кто-то возьмет на вооружение некоторые идеи, показавшиеся достаточно новыми или интересными.

Итак, как становятся профессиональными консультантами в Англии? Студенты проходят длинный и серьезный путь. Прежде чем поступить в колледж на основной курс обучения, они должны закончить так называемый вступительный курс: теоретический или практический или оба, в зависимости от требований учебного заведения. Кроме того, некоторые наиболее престижные учебные заведения настаивают на обязательном посещении абитуриентом консультанта для решения с его помощью некоторых собственных проблем. Таким образом, на первый курс студенты приходят вполне подготовленными.

Как правило, будущие первокурсники уже знакомы с основными направлениями консультирования и психотерапии, а некоторые из них уже имеют сертификаты, разрешающие им проводить беседы с клиентом (на общественных началах). Эти беседы в доверительном стиле еще пока нельзя назвать настоящим психологическим консультированием, но они уже позволяют решать некоторые проблемы обратившихся за помощью людей. В том случае, если начинающий консультант не может оказать должной помощи, он уже готов к тому, чтобы грамотно направить своего клиента к другому специалисту и не принимать возникшую ситуацию за свое поражение.

Такая многоступенчатая подготовка профессионалов, безусловно, имеет рациональное зерно, а сама идея создания подобного курса для начинающих консультантов и консультирующих психологов показалась мне достаточно интересной. Сдав экзамены и получив сертификат об окончании курса «Counselling skills», который продолжался 120 часов, я решила поделиться своим опытом с представителями российской психологической школы и описать английский путь обучения консультантов, вернее, начальную ступеньку этого пути — ведение доверительной беседы. Под доверительной беседой мы будем понимать диалог между человеком, обратившимся за психологической помощью, и помогающей стороной —профессионалом, который владеет определенными техниками психологического консультирования, но не имеет статуса профессионального консультанта. Говоря языком музыкантов, этот тренинг можно было бы назвать «прелюдией» к психологическому консультированию.

Курс «Counselling skills» довольно популярен в Англии, и его проходят не только будущие консультанты и психологи, но и представи-


От автора

тели других профессий: менеджеры, рекламные работники, учителя, журналисты, врачи и медицинские сестры, социальные педагоги и многие другие специалисты, которые работают с людьми и хотят научиться грамотному оказанию помощи людям, не унижая их и не подавляя их собственную инициативу.

Курс, описанный в данной книге, не является полным повторением одного из английских курсов; из него позаимствована лишь сама идея и несколько упражнений, представленные в адаптированном варианте. Остальные упражнения созданы специально для российских начинающих специалистов: некоторые из них совершенно новые, другие же отражают многолетний предшествующий опыт. Темы курса и его структура также адаптированы для представителей российской психологической школы.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить английских тренеров, чьи идеи были позаимствованы для создания нескольких упражнений. Это Эби Клиэр и Деннис Карр [Clear A., Carr D. Disability Equality Training. Inclusive Practice. The Lifetrain Trust — не публиковавшийся в виде книги тренинг]. Ссылки на их упражнения даны в программе тренинга, а модификации упражнений печатаются с разрешения авторов.

Итак, я представляю русскоязычным специалистам книгу «Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы». В этой книге я хочу поделиться приобретенным в Англии опытом и своими размышлениями над тем, как можно применить этот опыт в России. Я бы хотела, чтобы русскоязычные специалисты поразмышляли над тем, можно ли сделать обучение консультантов в России более европейским без утраты лучших традиций русской психологической школы, которые берут свое начало от идей великих мастеров отечественной науки.

С уважением, Елена Роберте


ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕН ДАННЫЙ ТРЕНИНГ?

Данный тренинг не рассматривает все аспекты психологического консультирования и не обучает мастерству профессионального психологического консультирования. Это только начальный этап обучения, или, другими словами, фундамент, без которого невозможно становление профессионального консультанта. Навыки и умения, отрабатываемые в ходе тренинга, могут быть использованы для продолжения обучения в рамках интегративного, эклектического, личност-но-центрированного, когнитивно-бихевиорального и гештальт-кон-сультирования. Они помогут начинающему консультанту использовать знания на практике, а значит, развивать и совершенствовать профессиональное мастерство буквально с первых дней обучения.

Используя полученные знания, начинающий консультант уже будет понимать, как правильно построить сессию и что делать на каждом ее этапе. Он сможет выслушать клиента, задать ему вопросы с целью получения необходимой информации, помочь ему разобраться в своей проблеме и самостоятельно принять нужное решение.

Данный тренинг может быть полезен тем психологам со стажем и опытом работы, которые хотели бы освежить и пополнить свои знания новыми идеями. Кроме того, он позволит профессиональным психологам поразмышлять над своей персональной историей, поскольку зачастую бывает так, что нам постоянно не хватает времени на себя.

Навыки и умения, приобретенные в ходе тренинга, могут пригодиться не только консультантам или психологам с академическим образованием, но и представителям многих других профессий: учителям, социальным педагогам, хирургам, медицинским сестрам, топ-менеджерам или менеджерам по продажам, домохозяйкам или женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Конечно, учитель не может консультировать своих учеников ежедневно, затрачивая по 20-30 минут своего времени, но в процессе работы иногда возникают такие ситуации, когда учитель вынужден общаться с родителями детей и коллегами, помогая разрешать конфликтные ситуации. Родители приходят к учителю за советом, а ученики просят оказать помощь, например, в выборе профессии. В таких


Для кого предназначен данный тренинг?



 


ситуациях как раз и пригодятся навыки и умения, полученные в ходе тренинга.

То же самое можно сказать и о работе менеджера. У него также не хватает времени на психологическое консультирование своих сотрудников, да и его функциональные обязанности не предусматривают оказания подобных услуг. Но, несмотря на это, любой менеджер должен проводить переговоры с представителями различных организаций, выслушивать жалобы и пожелания сотрудников, разрешать конфликтные ситуации, собирать информацию о работниках, перед тем как выдвинуть их на более высокий пост и т. д. и т. п. В таких ситуациях как раз бы и пригодилось умение слушать, задавать-вопросы, рационально планировать время беседы.

И для учителя, и для менеджера, и для представителей многих других профессий данный тренинг поможет достичь вершины профессионального мастерства, а для консультанта это будет лишь фундамент, на котором он сможет выстроить свое дальнейшее обучение. Для наглядного объяснения того, кому адресован данный тренинг, обратимся к следующему рисунку.

В прямоугольниках обозначены те категории людей, которым адресован данный тренинг. Прямоугольник тем выше, чем больший разброс по критерию профессионального опыта включен в сравнительный параметр. К первой категории людей относятся консультирующие психологи и консультанты. Как видно из схемы, данный



Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы


тренинг предназначен не тем консультантам, которые имеют очень большой стаж и профессиональный опыт работы, а тем, кто лишь начинает осваивать азы этого мастерства.

Ко второй категории людей относятся психологи и социальные педагоги, для которых консультирование является лишь составной частью работы. Благодаря этому тренингу они смогут открыть для себя те или иные новые техники, идеи и приемы.

Третья категория людей — это представители других профессий типа «человек—человек», независимо от уровня их профессионального мастерства, которые хотели бы еще лучше развить свои коммуникативные навыки и использовать их в своей работе. К этой же категории можно отнести также всех желающих научиться помогать другим людям в повседневной жизни.

Итак, данный тренинг предназначен:

О студентам, обучающимся по курсу «Психология» или «Психологическое консультирование»;

D психологам, желающим улучшить свои профессиональные навыки;

О представителям всех профессий типа «человек—человек» (педагогам, менеджерам, медицинским работникам, журналистам врачам и т. д.);

О всем желающим научиться оказывать людям «первую психологическую помощь».


ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДАННАЯ КНИГА?

Данная книга написана, прежде всего, для специалистов, проводящих тренинги по психологическому консультированию и психотерапии. Вариант готового тренинга с описанием упражнений, теоретическим материалом для мини-лекций и дискуссий, примерами из сессий начинающих консультантов и подготовленным раздаточным материалом может сэкономить время консультанта. В дальнейшем, если тренинг понравится консультанту, он сможет изменять его по своему усмотрению: дополнять или сокращать его, заменять наименее эффективные или наименее интересные, по его мнению, части в зависимости от аудитории слушателей. При желании он сможет взять отдельные упражнения и включить их в свой авторский тренинг по психологическому консультированию.

Эта книга адресована также преподавателям психологии высших и средних учебных заведений, читающим курс «Основы психологического консультирования». Данный тренинг может быть легко преобразован в практикум психологического консультирования, который можно начинать проводить с первого семестра обучения студентов. Пройдя этот курс, начинающие консультанты или психологи станут лучше понимать суть консультирования, смогут проводить свои первые сессии, которые еще нельзя назвать профессиональными, но которые уже будут приносить пользу как клиенту, так и начинающему консультанту. Клиента выслушают и при необходимости направят к другому специалисту, или уже на начальном этапе ему окажут помощь в разрешении его трудностей. Начинающий консультант сможет накапливать свой профессиональный опыт путем проведения реальных сессий с реальным клиентом.

Преподаватели учебных заведений, читающие курс «Психология» (для психологов или представителей других профессий), смогут извлечь из данного тренинга необходимый материал для проведения практических занятий, семинаров, лекций и тренингов.

Книга может быть полезной психологам, занимающимся обучением персонала (менеджеров, руководителей всех звеньев, педагогов,


14 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

медицинских работников и всех, кто по своему роду деятельности общается с людьми).

Студенты (будущие консультанты и психологи) смогут познакомиться с теоретическим материалом, который представлен в кратком изложении.

Итак, данная книга адресована:

П тренерам;

О практическим психологам;

О психотерапевтам;

О преподавателям психологии;

П студентам младших курсов, обучающихся консультированию;

О студентам старших курсов, обучающихся по курсу «Психология» или «Социальная работа».


Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ТРЕНИНГУ

Послушай... я никогда не обещал тебе усыпанный розами путь. Я никогда не обещал тебе безупречного правосудия... и я никогда не обещал тебе умиротворения и счастья... Я помогу тебе только в том, чтобы ты сам попробовал достичь всего этого, если, конечно, захочешь...

Я никогда не обещал тебе усыпанный розами путь, потому что это — «утопия» и к тому же это слишком скучно.

X. Грин


 


СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Виды оказания психологической помощи

В реальной жизни, если случаются неприятности, человек обращается к кому-либо за помощью. Часто необходимую психологическую помощь могут оказать друзья и близкие люди — родственники, коллеги и т. д., которые поддерживают нас, подбадривают, успокаивают, дают советы. Если попавший в беду человек понимает, что этой поддержки ему недостаточно, то он может обратиться за помощью к специалистам. Прежде чем поговорить о том, к кому специалисту и за каким видом помощи можно обратиться в повседневной жизни, давайте определимся с терминологией.

В английском языке психологическое консультирование, которое является близким к психотерапии, обозначается специальным термином — counselling. Ни один другой вид консультирования не обозначается этим словом, хотя существуют и другие виды консультирования, осуществляемые психологом, например: профориентация, консультирование по результатам диагностического обследования, консультирование в менеджменте, консультирование в образовании и т. д. Специалист, который проводит counselling, в Англии называется counsellor. Специалисты, которые проводят другие виды психологического консультирования, называются психологами, например: профори-ентационный психолог, педагогический психолог, организационный психолог и т. д. Психолог проводит консультацию, а консультант (counsellor) — сессию. Во время консультации психолог вправе давать профессиональные советы, информировать клиента, формулировать рекомендации, предлагать клиенту на выбор готовые варианты решений и т. д. Консультант же во время сессии предоставляет клиенту возможность самому разобраться в своей проблеме, найти выход из сложившейся ситуации и принять собственное решение (если, конечно, в этом есть необходимость).

Для того чтобы лучше понять различия между двумя видами консультирования, давайте рассмотрим следующий пример. Родители


Глава 1. Теоретический материал к тренингу

только что посетили врача, который подтвердил диагноз их ребенка — аутизм. Если, к примеру, мать и отец готовы принять ребенка таким, какой он есть, но не знают, как эффективно взаимодействовать с ним, они могут прийти на прием к психологу и узнать более подробно о том, что такое аутизм, какие проявления для него характерны и какие стратегии можно использовать в общении с ребенком. Психолог также может помочь им в выборе специального детского учебного заведения и т. д. Такой вид консультирования будет проходить в форме консультации. Если родители, к примеру, полностью подавлены и расстроены, они могут прийти к консультанту, который, прежде всего, будет работать с их чувствами и эмоциями, имеющими непосредственную связь с осознанием их роли в воспитании ребенка. В этом случае консультант не будет учить родителей приемам взаимодействия и не будет давать информацию о том, что такое аутизм. Скорее всего, родители будут еще не готовы к получению подобной информации. Такой вид консультирования, как counselling, будет проходить в форме сессии. Возможен и третий вариант, при котором в процессе беседы психолог сообщил родителям нечто, что их встревожило или явилось для них неожиданным; в этом случае, возможно, специалист отступит в сторону от разговора о проблемах ребенка и переключится на работу с тревогой и опасениями родителей. Таким образом, в процессе этой консультации будут использованы техники и приемы counselling.


Рис. 2. Виды оказания консультативной помощи в Великобритании

Психолог или другой специалист может включать в свою работу элементы counselling или counselling как таковой, при условии, если он прошел соответствующую подготовку. Подготовка профессиональных counsellors включает в себя 440 образовательных часов в Англии, 240 часов — в Австралии и 100 часов практики под наблюдением опытного специалиста (в обеих странах). Чтобы лучше понять различия


Современный взгляд на психологическое консультирование



 


между консультированием и другими видами консультаций в Англии, рассмотрим следующую схему (рис. 2).

Во время консультирования, проходящего в форме совета, консультирующая сторона может высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, давать рекомендации. Guidance отличается тем, что консультант может указать клиенту путь решения проблемы, обучить его чему-либо, дать инструкции. Во время counselling консультант помогает клиенту самому исследовать свою проблему и самому принимать необходимые решения [Sutton J., Stewart W., 2002; Feltham С., DrydenW.,2004].

В данной книге под психологическим консультированием или просто консультированием подразумевается counselling, который имеет незначительные различия с психотерапией. Возможно, этот термин не совсем точно отражает его сущность, но автор книги не ставит перед собой задачу внести ясность во все определения, связанные с многообразием психологических услуг, предоставляемых в России. Задача книги заключается в том, чтобы донести до читателя основной смысл такого понятия, как counselling. Для этого давайте рассмотрим следующую схему (рис. 3), на которой изображены основные виды оказания психологической помощи (в скобках даны названия профессий специалистов, оказывающих данный вид помощи).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.