Сделай Сам Свою Работу на 5

Что нужно знать руководителю малого предприятия (из опыта работы)





Развитие малого предпринимательства необходимо для эффективного функционирования экономики России. Руководителей малых предприятий - сотни тысяч. Большинство из них не имеет профессионального образования в области менеджмента, что приводит к некоторым трудностям в практической работе. Представляется целесообразным указать на проблемы, трудности и ошибки на примере собственной работы одного из авторов в качестве директора Всесоюзного центра статистических методов и информатики (ВЦСМИ) Центрального правления Всесоюзного экономического общества - малого предприятия, оказывавшего в 1989-1992 гг. научно-технические услуги в области статистических методов.

7.1.1.Подбор и управление персоналом. Основной вопрос должен быть не “Чем нам будет полезен данный сотрудник”, а “Сможем ли мы обойтись без него?” Очень важно обеспечить полную и оптимальную загрузку сотрудников (в частности, противодействовать стремлению свалить все проблемы с принятием и оформлением решений на руководителя). Одна из основных допущенных ошибок - когда фирма стала получать заметный доход, увеличил зарплату сотрудникам в 2 раза. Результат показался парадоксальным: вместо повышения производительности труда отдельные “труженики” стали выяснять, почему повышение произошло в 2 раза, а не в 5, и сколько ворует директор. Пришлось уволить бузотеров, что по КЗОТу требует пяти месяцев (при сокращении штатов - двух до увольнения и трех - выплаты средней зарплаты после увольнения), в течение которой работа ВЦСМИ была несколько дезорганизована. Причина конфликта - подъем зарплаты разрушил сложившуюся мотивацию труда, а директор не обеспечил возможности сформироваться новой.



7.1.2. Трудна проблема оценки труда, распределения оплаты внутри подрядного коллектива. Сколько стоит создание метода, алгоритма, программы, написание оригинального текста, т.е. творческий труд, в сопоставлении, скажем, с трудом машинистки, секретаря, курьера? Как ни странно, очень сильна тенденция к уравниловке, и заработок менеджера или руководителя проекта, превосходящий заработок машинистки более чем в 10 раз, многим сотрудникам организации представляется несправедливым.



7.1.3. Выработки специальной тактики поведения требует использование специалистовв работе малого предприятия. Для выполнения конкретных заданий приходится привлекать специалистов, деятельность которых руководитель предприятия не может непосредственно проверить из-за отсутствия соответствующих специальных знаний. В ВЦСМИ это были программисты и бухгалтера. Проблема состоит в организации контроля за их деятельностью, адекватной оценки их труда, сроков выполнения заданий. Теоретически ответ известен - проведение тендеров на выполнение тех или иных работ, привлечение экспертов и т.п. Однако как все сделать реально?

7.1.4.Знание основ бухгалтерской отчетности и управления финансами представляется необходимым для руководителя малого предприятия. Это необходимо как для принятия оперативных решений, связанных с финансами, так и для нахождения общего языка с бухгалтерией и налоговой и инспекцией.

7.1.5. Применение основ маркетинга, в частности, рациональной организации рекламы, применения различных методов поиска заказов - важнейшая часть работы руководителя малого предприятия. Квалифицированное проведение деловых переговоров, налаживание необходимых контактов с организациями и лицами не в меньшей мере обеспечивают успех малого предприятия. Заслуживает обсуждения и научно-обоснованных рекомендаций проблема употребления алкоголя при подобных контактах.

Нетрудно назвать еще целый ряд проблем, встающих перед руководителем самостоятельного малого предприятия или подрядного коллектива, самостоятельно действующего в рамках более крупной структуры. Можно с уверенностью сказать, что при наличии соответствующего обучения количество организационных ошибок, допущенных при руководстве ВЦСМИ, было бы значительно меньше. Однако полезно отметить, что на судьбу ВЦСМИ гораздо большее влияние оказала общая социально-экономическая обстановка в стране, а именно, “либерализация” цен лишила основных заказчиков оборотных средств, а ВЦСМИ - заказов.



Отметим, что в настоящее время развивается большое разнообразие форм квазималого бизнеса, например, когда бухгалтерские операции проводятся через крупные организации, а в остальном руководитель проекта, лаборатории или иной структуры работает как менеджер малой организации. Часто так идет работа по грантам, хоздоговорам, образовательным программам и др.

 

Обучение малому бизнесу

Как вытекает из проведенного анализа, менеджер малого бизнеса решает несколько иные задачи, чем менеджер большого предприятия. Поэтому и образовательные программы в этой области должны иметь свои особенности. Межвузовский центр экономического образования Госкомвуза РФ разработал (под руководством одного из авторов) систему учебных курсов по малому бизнесу и основам предпринимательской деятельности и разослал в 1995 г. соответствующие рекомендации [43] по всем техническим вузам России. Они были выполнены в рамках образовательной программы “Малый бизнес в рыночной экономике России” и включали программы таких курсов, как:

“Я начинаю свое дело” (20 часов, для начинающих предпринимателей);

“Предпринимательское управление” (20 часов, для начинающих предпринимателей);

“Деловая этика и деловой этикет” (20 часов, для начинающих предпринимателей);

“Введение в малый бизнес” (100 часов, для начинающих предпринимателей);

Программа практического курса Би-Би-Си (МРМ) “In Business” [44] (60 часов, для начинающих предпринимателей);

“Основы предпринимательской деятельности” (100 часов);

“Малый бизнес в рыночной экономике России” (150-200 часов, для студентов неэкономических вузов);

“Менеджмент и маркетинг малого предприятия” (60 часов, для предпринимателей и менеджеров);

“Основы бизнес-планирования” (20 часов, для начинающих предпринимателей и менеджеров малых предприятий);

“Роль рекламы в маркетинге малого бизнеса” (20 часов, для предпринимателей и менеджеров малых предприятий);

“Финансовый менеджмент малого предприятия” (20 часов, для предпринимателей и менеджеров);

“Основы бухгалтерского учета на малом предприятии” (40 часов, для предпринимателей и менеджеров малых предприятий);

“Основы внешнеэкономических связей” (20 часов, для предпринимателей);

“Социально-экономическая психология предпринимательства” (20 часов);

“Социальная ответственность и деловая этика предпринимателя” ” (20 часов);

“Имидж деловой женщины” ” (20 часов);

“Введение в малый бизнес” (20 часов, для государственных служащих);

“Государственная поддержка предпринимательства в регионах России” (20 часов, для государственных служащих департаментов поддержки предпринимательства и малого бизнеса);

“Малый инновационный бизнес в рыночной экономике” (100 часов);

“Управление нововведениями на малом предприятии” (60 часов, для студентов технических вузов);

“Малый инновационный бизнес” (20 часов, для студентов технических вузов);

“Малый бизнес в сфере услуг” (26 часов, для предпринимателей и менеджеров малых предприятий);

“Экономика и менеджмент на малом предприятии рыбной отрасли” (150 часов);

“Малый семейный бизнес” (28 часов).

Кроме того, были разработаны программы зарубежных стажировок по малому предпринимательству “Менеджмент и маркетинг в малом бизнесе Болгарии (10 дней), Испании (8-10 дней), Франции (8-10 дней), Германии (10 дней).

В России и других странах в ряде высших учебных заведений разворачивается система подготовки специалистов в области малого бизнеса, о чем свидетельствуют материалы международной конференции [45]. При этом с успехом могут быть использованы разработки прежних лет [43-44]. Как мы отмечали выше, менеджеров малых предприятий целесообразно обучать также ряду эконометрических методов и экономико-математических моделей, давая им инструменты (в том числе в компьютерном исполнении) для решения практических задач.

 

Заключение

Проблемам малого предпринимательства посвящено большое число официальных и научных публикаций (см., например, [22-46]), что объясняется, очевидно, заметным вкладом малых предприятий в отечественное производство, а также - что представляется нам более важным - пионерской ролью малых предприятий в опробовании различных вариантов организации экономической жизни, взаимодействия государственных и негосударственных структур. Именно малые предприятия лучше всего демонстрируют роль конкуренции в экономике. Несмотря на всем известные отрицательные примеры, мы считаем возможным, хотя бы в первом приближении, не учитывать в разрабатываемых моделях влияние криминального мира на малые предприятия, а также их использование, например, для формально законного перекачивания финансовых средств в личных целях.

Такая значительная часть реальной экономики, как малый бизнес, заслуживает подробного научного изучения, в том числе и путем экономико-математического моделирования. Наши работы в этом направлении отражены, в частности, в публикациях [1, 23, 45, 46].

Несмотря на наличие достаточно большого числа публикаций по проблемам малого бизнеса, практически все они не используют какого-либо математического аппарата для анализа рассматриваемой области. Поэтому мы, в соответствии с высказанными нам при обсуждении доклада [30] пожеланиями участников международной конференции "Большие системы" (председатель заседания проф. К.А.Багриновский), подготовили на основе нашего доклада настоящую работу, посвященную попытке рассмотреть достаточно широкий спектр подходов к построению и использованию экономико-математических моделей в малом бизнесе.

Как нам представляется, выше продемонстрировано, что экономико-математическое моделирование имеет широкие перспективы практического применения в маркетинге малого бизнеса. Еще более интересные возможности раскрываются в области теоретических исследований проблем малого бизнеса. Совместная работа экономистов, эконометриков, математиков и практикующих менеджеров малого бизнеса принесет пользу как теории, так и практике.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Иванова Н.Ю., Орлов А.И. Методология экономико-математического моделирования в маркетинге малого бизнеса // Научные труды Рижского института мировой экономики. Вып.1. - Рига, 1997, с.24-26.

2. Иванова Н.Ю. Малый бизнес за рубежом // Экономика и бизнес. - М.: 1993, с.42-47.

3. Иванова Н.Ю. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Российский экономический журнал, 1995, N 12 .

4. Иванова Н.Ю. Малые формы организации образования в России: проблемы и перспективы.// Наука и технология в России, 1996, N 1(17).

5. Малое инновационное предпринимательство / Под ред. Ивановой Н.Ю.- М.: 1996.

6. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы. // Заводская лаборатория, 1997, N 3.

7. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М., Наука, 1979.

8. Орлов А.И. Экспертные оценки. // Заводская лаборатория, 1996, т.62, No.1, с.54-60.

9. Орлов А.И. Статистика объектов нечисловой природы. // Заводская лаборатория, 1990, т.56, No.3, с.76-83, 1995, т.61, No.3, с.43-52, No.5, с.43-51.

10. Орлов А.И. Интервальный статистический анализ // Статистические методы оценивания и проверки гипотез. Межвузовский сб. научных трудов. - Пермь: Пермский госуниверситет, 1993.

11. Иванова Н.Ю., Кольцов В.Г., Орлов А.И. и др. Математическое моделирование процессов налогообложения (подходы к проблеме). - М.: Изд-во Центра элитарного образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997. - 232 с.

12. Горский В.Г., Моткин Г.А., Орлов А.И. и др. Методологические основы ранжирования и классификации промышленных объектов, подлежащих экологическому страхованию. // Труды Второй Всероссийской конференции "Теория и практика экологического страхования". - М.: Ин-т проблем рынка РАН, 1996, с.7-12.

13. Орлов А.И., Горский В.Г., Жихарев В.Н., Цупин В.А. и др. Экспертные оценки: современное состояние и перспективы использования в задачах экологического страхования.// Труды Второй Всероссийской конференции "Теория и практика экологического страхования". - М.: Ин-т проблем рынка РАН, 1996, с.20-23.

14. Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание,1980.

15. Тюрин Ю.Н., Литвак Б.Г., Орлов А.И., Сатаров Г.А., Шмерлинг Д.С. Анализ нечисловой информации. - М.: Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика", 1981. - 80 с.

16. Психологические измерения. - М.: Мир, 1968.

17. Пфанцагль И. Теория измерений. - М.: Мир, 1976.

18. Гнеденко Б.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Наука, 1966. - 432 с.

19. Жичкин А.М. Менеджмент. - М.: МГИЭМ, 1993.

20. Орлов А.И. Как использовать индекс инфляции? // Наука и технология в России. 1995. № 9-10 (15-16). С.16-17.

21. Севастьянов Б.А. Ветвящиеся процессы. - М.: Наука,1971. - 436 с.

22. Иванова Н.Ю., Белов И.А. Ресурсный потенциал малого бизнеса.- "Россия сегодня: общество, культура, государство, человек". Тезисы докладов Межвузовской научно-теоретической конференции. - М.: МГИЭМ(ту), 1998. С. 190-191.

23. Иванова Н.Ю. Национальные особенности российского предпринимательства. - "Россия сегодня: общество, культура, государство, человек". Тезисы докладов Межвузовской научно-теоретической конференции. - М.: МГИЭМ(ту), 1998. С. 192-193.

24. Егорова Н.Е. Моделирование малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений. - Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 1998, № 1, с.84-93.

25. Варев А.М. Метод построения бизнес-инкубатора с использованием элементов фрайчайзинга. - Современный менеджмент в условиях становления рыночной экономики в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 1998 г. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. С.25-26

26. Вейр П., Мэсон Д. Особенности управления малым бизнесом. - Современный менедэмент в условиях становления рыночной экономики в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 1998 г. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. С.27-28.

27. Кемарский Ю.В., Кохова Л.В., Бороздина Е.В. Особенности малого бизнеса Ивановской области. - Современный менеджмент в условиях становления рыночной экономики в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 1998 г. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. С.45-45.

28. Моисеева Н.К. Международные проекты как форма поддержки развития малых предприятий наукоемкого профиля. - Современный менеджмент в условиях становления рыночной экономики в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 1998 г. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. С.69-70.

29. Синникова Т.Н., Дагаев А.А. Перспективы венчурного (рискового) финансирования нововведений в переходной экономике. - Современный менеджмент в условиях становления рыночной экономики в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 1998 г. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. С.95-96

30. Иванова Н.Ю., Орлов А.И. Математическое моделирование развития популяции малых предприятий. - Управление большими системами. Материалы Международной научно-практической конференция (22-26 сентября 1997 г., Москва, Россия). - М.: СИНТЕГ - Ин-т проблем управления РАН, 1997. С.85-85.

31. Бабаева Л.В., Лапина Г.П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. – М.: Ин-т социологии РАН, 1997.

32. Блинов А.О., Голаенко И.П. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. – Краснодар, 1996.

33. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина – вторая половина 90-х гг.). – М.: Рос. независимый институт социальных и национальных проблем, 1997.

34. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы (аналитический сборник). – М.: 1999.

35. Малый бизнес в России / Авилова А.В., Алимова Т.А. и др. – М.: КОНСЭКО, 1998.

36. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: Экономика, 1997.

37. Стратегии бизнеса. – М.: КОНСЭКО, 1998.

38. Рыбина М.Н. Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособного малого предпринимательства. // Менеджмент в России и за рубежом, 1999, № 4. С. 99-111.

39. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. – М.: Ин-т экономики РАН, 1998. – 262 с.

40. Малый бизнес в регионе: тенденции и проблемы развития. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1998.

41. Иванова Н.Ю. , Орлов А.И. Математическое моделирование малого бизнеса – важная составляющая подготовки специалистов в этой области. – Тезисы докладов международной конференции “Подготовка специалистов в области малого бизнеса в высшей школе”. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999.

42. Орлов А.И. Что нужно знать руководителю малого предприятия (из опыта работы). - Тезисы докладов международной конференции “Подготовка специалистов в области малого бизнеса в высшей школе”. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999.

43. Методические разработки и рекомендации МЦЭО преподавателям учебных курсов по малому бизнесу и основам предпринимательской деятельности. (Вып.4.) - М.; 1995.

44. In business. Советы желающим открыть свое дело. - М.: 1993.

45. Тезисы докладов международной конференции “Подготовка специалистов в области малого бизнеса в высшей школе” (МГТУ им. Н.Э.Баумана, Москва, Россия, 17-19 ноября 1999 г.). - М.: 1999.

46. Иванова Н.Ю., Орлов А.И. Экономико-математический подход к моделированию малого бизнеса // Научные труды Рижского института мировой экономики. Вып.3. - Рига, 1999. – С.5-14.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.