Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 6. Отношения «СМИ - власть» на





Региональном уровне

Вопросы для обсуждения

1. Функции СМИ по обеспечению баланса интересов федерального центра и регионов России.

2. Проблемы взаимоотношений СМИ и власти в регионах России.

3. Отношение «СМИ – власть» на Юге России: специфика, проблемы.

4. Регулирование деятельности СМИ на региональном уровне.

Литература

1. Акопов Г.Л., Кислицын С.А. Политология. Ростов н/Д., 2009.

2. Коновченко С.В. Общество – средства массовой информации – власть. Уч. пособие. Ростов н/Д., 2001.

3. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М., 2004.

4. Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегии и технологии ее реализации (региональный аспект) // Социс. 2008. № 4.

5. Романович Н.А. Региональные СМИ: возможности и проблемы // Социс. 2006. № 4.

6. Стариков А.Г. Власть и СМИ в политическом процессе ЮФО: проблемы взаимодействия, манипуляция общественным сознанием. Ростов н/Д., СКАГС, 2004.

7. Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп-Ростов-н/Д., 1999.


Дополнительная литература

1. Демушина О.Н. Роль СМИ в процессе конструирования социальной реальности и создание положительного имиджа власти. Сб. научных работ аспирантов и студентов ВАГС. Вып. 11. Волгоград, 2007.



2. Панарин И.Н. Информационная война и власть. М., 2001.

3. Тавокин Е. СМИ. Власть. Реформы // Государственная служба. 2006. № 2.

4. Энтин В. Средства массовой информации в политической системе. М., 2001.

Семинар 7. Информационное обеспечение принятия

Властью политических решений

Вопросы для обсуждения

1. Отношение «СМИ – власть» в период гласности.

2. Партия власти и СМИ в России.

3. Сращивание политики и масс-медиа в конце 90-х годов в России.

4. Информационная открытость общества как элемент контроля гражданского общества.

Литература

1. Акопов Г.Л., Кислицын С.А. Политология. Ростов н/Д., 2009.

2. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М., 2004.

3. Климентова Ю. Местные СМИ как узел социально-политической сети // Государственная служба. 2011. № 1.

4. Лю Чанлэ. Цензура добавляет нам популярности // Эксперт. 2010. № 5.

5. Устинкин С.В. Перестройка и гласность // Власть. 2009. № 10.



Дополнительная литература

1. Панарин И.Н. Информационная война и власть. М., 2001.

2. Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.

3. Пресса России: проблемы и перспективы развития / Под ред. И.Д. Лаптева. М., 2000.

4. Прайс М., Круг П. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации. Дисфорд, USAID. 2000.

5. Хлыстунов С.Ю. Символическая власть и СМИ: проблема идеологического доминирования // Власть. 2007. № 7.

Семинар 8. Информационная безопасность в политике:

Опыт России и зарубежных стран

Вопросы для обсуждения

1. Виды и источники угроз информационной безопасности.

2. Информационные войны и информационное оружие.

3. Информационный терроризм: борьба против терроризма, сохранение и защита информационных ресурсов.

4. Информационная безопасность в политике: опыт России и зарубежных стран.

Литература

1. Акопов Г.Л., Кислицын С.А. Политология. Ростов н/Д., 2009.

2. Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые СМИ // Информационное общество. 2001. № 2.

3. Мухин А.А. Информационная власть в России: участники, цели, технологии. М., 2000.

4. Панарин И.Н. Информационная война и власть. М., 2001.

5. Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.

6. Стариков А.Г. Власть и СМИ в политическом процессе ЮФО: проблемы взаимодействия, манипуляция общественным сознанием. Ростов н/Д., СКАГС, 2004.

Дополнительная литература

1. Богоносов М.В. СМИ в политике государства в сфере противодействия терроризму // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 9.

2. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М., 2004.



3. Косыгина Ю.В. Сетевые и печатные СМИ: конвергенция или антагонизм? // Информационное общество. 2001. № 1.

4. Прайс М., Круг П. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации. Дисфорд, USAID. 2000.

5. Шилова Т.С. Взаимодействие государства и СМИ как социально-институциональный механизм становления гражданского общества в современной России // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2009. № 1.


 

Вопросы к зачету

 

1. Poль СМИ в общественном развитии.

2. Прогрессивные и непрогрессивные теории общественного развития.

3. Распространение идей в обществе: теория Г. Лебона.

4. Теория И.Я. Фойницкого как теория взаимозависимости развития государственной власти и общественного сознания.

5. Основные концепции цивилизационного развития.

6. Евразийский путь общественного развития.

7. Особенности распространения знаний в допетровской Руси.

8. История русской цензуры от эпохи Петра I до Октября 1917.

9. Цензура советской России.

10. Генезис отношений «СМИ-власть».

11. СМИ как «четвертая власть».

12. СМИ и становление новой российской государственности.

13. Современная структура СМИ.

14. Регулирование деятельности СМИ «тремя ветвями» власти.

15. Государственные институты в сфере СМИ. Основные функции Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

16. Регулирование деятельности СМИ на региональном уровне.

17. Информационная война и СМИ.

18. Основные функции СМИ.

19. Основные правовые нормы закона «О средствах массовой информации».

20. Отношения СМИ с гражданами и организациями по закону «О средствах массовой информации».

21. Основные положения закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ».


 

Тематика курсовых работ и рефератов

1. Государственная служба и средства массовой информации.

2. Деятельность пресс-служб органов власти и управления.

3. Деятельность структур по связям с общественностью при органах власти и управления (информационный аспект).

4. Роль социальной информации в принятии управленческого решения.

5. СМИ в системе общественных связей органов власти и управления.

6. Информационная безопасность и СМИ.

7. Организация позитивного общественного мнения при помощи СМИ и реклама.

8. Современная система СМИ и проблемы социального управления.

9. СМИ и имидж политических деятелей.

10.Информационная политика органов власти и управления.

11.Имидж государственного служащего, формируемый средствами массовой информации.

12. Механизмы социального управления средств массовой информации.

13. Реклама как механизм социально-экономического управления.

14. Место СМИ в системе государственного и муниципального управления в демократическом государстве.

15. СМИ и становление новой российской государственности.

16. СМИ как субъект и объект управления.

17. Правовые основы взаимодействия органов управления и средств массовой информации.

18. Средства массовой информации - общество - власть.

19. Роль средств массовой информации в совершенствовании социальных отношений.

20. Роль СМИ в управлении экономическими процессами.

21.Информационная политика органов управления на современном этапе.


 

Глоссарий

Агитация (от лат. agitatio- приведение в движение) - пропагандистская деятельность с целью побуждения к политической активности отдельных групп или широких масс населения. Отличается разнообразием устных, печатных и аудиовизуальных средств; является распространенным инструментом политической борьбы.

Аккредитация (от лат. accredo - доверяю)- процедура предоставления журналисту статуса представителя редакции конкретного издания при органе власти или иной организации. Одновременно - разрешение государственного органа, организации, учреждения, общественного объединения на присутствие во время официальных мероприятий заявленных редакциями журналистов при условии соблюдения правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. Регулируется ст. 48 («Аккредитация») Закона РФ «О средствах массовой информации», положениями об аккредитации журналистов муниципального и ведомственного права. Федеральные законодательные нормы имеют приоритетный характер.

Брифинг - (англ. briefing < brief)- встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу или позиция, согласованная сторонами, участвовавшими в переговорах, заседаниях. Это может быть информация о принятых решениях, ходе переговоров или взглядах сторон. Брифинг носит односторонний характер, вопросы со стороны журналистов во время брифинга не задаются, для него характерно заявление «без комментариев».

Власть- центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство осуществления политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Понятие власти включает в себя понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Поэтому понятие власти, как и сама власть, возникает в отношениях между людьми и группами людей, общественными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным и коллективным) и волей. Способностью к деятельности.

И. Хекхаузен отмечает, что в трактовке понятия власти есть два подхода: негативный, когда власть олицетворяет собой представления о принуждении, угнетении, насилии и несправедливом государстве, и позитивный, когда власть оценивается в рамках законного руководства, авторитета, признанного лидерства, влияния воспитания, примирения интересов, групповой солидарности.

Власть зачастую подразумевает угрозу применения силы или насилия, но, по мнению некоторых ученых, неспособность обеспечивать согласие без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть лишь попытка оказывать влияние через насилие. В связи с этим Толкотт Парсонс считает: власть - это способность мобилизовать ресурсы общества «для достижения целей, признанных всем обществом». Р. Нейштадт утверждает, что президентская власть - преимущественно власть убеждать. Притом, что убеждение - обоюдный процесс, а власть убеждать есть власть достигать соглашения.

Государственная информационная политика- совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер, их реализующих. Государственная информационная политика - важная составная часть внешней и внутренней политики государства, охватывающая все сферы жизнедеятельности общества. Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению России в мировое информационное сообщество.

Гражданское общество- это совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе, отношений, в которых производится самореализация интересов как отдельными гражданами, так и их свобод ными объединениями, защищенная правовыми нормами от проявлений односторонней регламентированности со стороны государства и его органов. Иначе можно сказать, что гражданское общество - это элемент социума, находящийся вне политической власти и стремящийся оказывать на нее влияние: гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций. Оно обеспечивает в значительной степени защищенность частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Для этого в структуре гражданского общества формируются мощные защитные ассоциации, такие, как общества защиты прав человека, свободы слова и печати, защиты прав потребителей и т.д.

Идеология ( от греч. идея и логос - слово, понятие, учение)- система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной деятельности; взгляды, интересы, цели, намерения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, общественных движений, искусства, литературы и т.д.

В современной оценке идеология - одна из организационных, регулятивных и контрольных систем, направляющих жизнь общества и человека непосредственно связанная политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой.

По содержанию и целям идеология может быть прогрессивной, либеральной, революционной, консервативной, реакционной, националистической, шовинистической и т.д. Идеологические течения, борьба между ними являются древнейшим явлением, как и борьба политических группировок, партий и т.п. Возможность образования каких-либо идеологий ничем не ограничена. Каждое политическое событие, течение, изложение экономической, социально-политической жизни общества, появление новых культурных ориентации может породить новое, временное или устойчивое, идеологическое течение.

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение)1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Первоначальное понимание информации как сведений сохранялось вплоть до середины 20 века. В связи с прогрессом технических средств массовых и других коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение и т. п.) и в особенности с ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость их измерения для улучшения условий передачи.

Кроме количества, ценности и содержания, информация (в частности, социальная информация) обладает и другими свойствами (правдивость, достоверность, полнота, глубина, точность, убедительность, доказательность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность), которые исследуются в работах по социальной теории информации.

Информация - одно из центральных понятий философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с 50-х гг. XX в. Данное понятие все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия - наряду с веществом и энергией. Этимологически "информация" - термин обыденного языка, относящийся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Таким образом, информация в обыденном смысле есть прежде всего определенное содержание, однако именно эта - содержательная - сторона информации остается до настоящего времени наиболее неясной.

Однако не существует одного общего определения понятия информации.

Информация вторичная- данные, собранные из правительственных изданий, статистических сборников, периодической печати, внутрифирменных отчетов.

Информация социальная- информация, передающаяся в человеческом обществе в процессе коммуникации между людьми. Этот вид отражает процесс ноогенеза. К нему относятся массовая и специальная информация. В свою очередь, эти виды информации делятся на мировоззренческую, публицистическую, бытовую, эстетическую, религиозную, научную, техническую, экономическую, технологическую и другие подвиды. Эти подвиды продолжают «ветвиться» далее, вплоть до информации общения с представителями внеземных цивилизаций.

Информационная безопасность- состояние защищенности государства, его национальных интересов в информационной сфере, интересов, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Основные положения информационной безопасности Российской Федерации изложены в Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом РФ, 9 сент. 2000 г.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Интернет- система компьютерных сетей, объединяющая межнациональные, национальные, региональные, местные информационные ресурсы, в которых происходит свободный обмен информацией. Основной вклад с создание сети был сделан в 1969г., когда по заказу Министерства обороны США был осуществлен один из первых проектов стратегической телекоммуникационной системы, способной устойчиво работать в условиях ядерного конфликта, при отключении значительной части самой сети. Сегодня Интернет стал средством общемирового распространения информации, средой сотрудничества и общения людей в разных концах мира. В отличие от радио- и телевещания, основной функцией которых является одностороннее распространение массовой информации, Интернет представляет собой инструмент межличностной и публичной коммуникации как процесса двустороннего общения. В последние годы Интернет стал называться «пятой властью».

Информационная война- это война, осуществляемая бизнес-группами, в первую очередь, при помощи средств массовой информации с целью расширения и реструктуризации бизнеса посредством воздействия на массовое и индивидуальное сознание путем изменения существующей в его сознании картины мира.

Качественные издания- издания с ведущими функциями аналитической и информационной, превалированием фактов над мнениями, способные оперативно организовать беспристрастный широкий информационный поток наиболее социально значимых сведений. Качественные издания способны, организовывать обмен информацией между разными социальными группами, но, как правило, предназначены для определенного, занимающего нестандартное положение в обществе читателя, имеющего высокий образовательный, интеллектуальный, социальный или финансовый уровень.

Коммуникация- (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

Контрпропаганда- пропаганда, направленная на внутреннего и внешнего оппонента (противника) с целью разоблачения, опровержения его доводов, утверждений по тем или иным позициям. Контрпропаганда ведется устными и печатными способами, включая листовки, плакаты, карикатуры, различные публикации с привлечением всего арсенала средств массовой коммуникации. Контрпропаганда может быть превентивной или оперативным ответом по конкретному поводу. Наиболее успешной является та контрпропаганда, которая носит предупреждающий, опережающий характер действий противной стороны.

Конфиденциальная информация (конфиденциальный от лат. confidential - доверие)- доверительная информация, не подлежащая огласке. Одновременно - сведения, поступившие в редакцию от граждан с условием сохранения их в тайне.

Лоббизм (от англ. lobby - крытая, прогулочная площадка, коридор).В 1553 г. употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя - как название помещения для прогулок в палате общин Англии. Политический оттенок слово получило в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Таким образом, под лоббизмом понимают торговлю влиянием. Лоббизм - это многоступенчатое явление, которое венчает политик или группа политиков, предлагающих или осуществляющих решения. Середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывают чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению. Политика лоббизма может проводиться в пользу 1) отдельных политических и социальных сил; 2) отдельных стран и регионов; 3) стратегий решения общесоциальных и глобальных проблем. Ряд механизмов лоббизма находится под контролем, но сама природа этого явления исключает полную возможность такого контроля.

Манипулирование - (от фр. manipulation, происходящего от лат. manus - рука)в политике - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение для их катализирования в нужном определенным властным или общественным структурам направлении. Цель манипулирования - внедрить установки, стереотипы, цели, подвигнуть массы на принятие непопулярных мер и т.д.

Массовая информация- предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Массовая коммуникация- систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Масс-медиа - англоязычный синоним понятий СМИ и СМК. К этому термину не у всех ученых позитивное отношение. Например, представитель Франкфуртской школы Теодор Адорно отрицательно относится к использованию термина «масс-медиа» в связи с тем, что изначально его смысл заключался в том, что массы являются некоторым субъектом, на удовлетворение потребностей которого направлена деятельность медиа, то есть масс-медиа не только медиа для использования массами, но в первую очередь медиа, необходимые самим массам, потребные им. В действительности массы являются как правило объектом воздействия и получают лишь ту информацию, которую им предлагают.

Массовое издание- издание, ориентированное на разнообразные интересы, вкусы, на усредненность интеллектуальных запросов читателя, упрощенно трактующее сложные политико-экономические вопросы, проявляющее повышенный интерес к дешевой сенсации. Играет объединительную роль, так как предназначено читателям с разными политическими взглядами, вкусами, разным социальным статусом.

Массовое сознание- это специфический вид общественного сознания, воплощающий в себе реальную форму его практического существования, свойственный значительному множеству людей (массе). Массовое сознание отражает распространенные в значительной части общества и разделяемые им знания, представления, нормы, ценности, потребности, интересы, взгляды, иллюзии, социальные чувства.

Медиатизация политики- этап в политических отношениях, при котором средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации.

Мониторинг (англ. monitor - наставлять, советовать; контролировать, проверять) средств массовой информации- наблюдение, оценка и прогноз состояния общественного мнения путем систематического сбора информации, проходящей через СМИ.

Общественное сознание- это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.

Паблик рилейшнз (ИР)- это особая функция управления, которая помогает установить и поддерживать общие принципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц. Она включает в себя разрешение различных проблем, обеспечивает администрацию информацией об общественном мнении, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов. Специалисты в области паблик рилейшнз действуют в качестве советников глав администрации, а также как посредники, способствующие преобразованию частных интересов в обоснованные/ общественно согласованные действия и политику. Английский ученый Сэм Блэк дал короткое, но исчерпывающее определение ПР: «Деятельность в области паблик рилейшнз - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на достоверной и полной информации».

Паблик рилейшнз «черный», или «черный ПР»- это технологии, выходящие за рамки правового поля, направленные на достижение целей любыми средствами, включая дискредитацию целых организаций и конкретных лиц.

Презентация (от лат. praesentatio - представление)- официальное представление, открытие чего-нибудь созданного, организованного. Презентацию устраивают для того, чтобы убедить человека или группу людей 1) принять или пересмотреть свою позицию; 2) принять или изменить мнение; 3) предпринять или воздержаться от какого-либо действия или решения. Презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить побольше информации, если точно сформулированы цели и определены приоритеты, если прочно заложен фундамент благоприятных отношений с аудиторией, на котором будут выстраиваться дальнейшие отношения между представляющей организацией и аудиторией.

Пресс-конференция- встреча политических, общественных, деловых, правительственных кругов с представителями средств массовой информации и коммуникации для беседы по вопросам, представляющим большой общественный интерес. Пресс-конференции используются в основном для передачи развернутой информации по особенно важной теме, по которой у журналистов могут возникнуть вопросы, и при предпочтительности личных информационных контактов журналистов с официальными лицами.

Пресс-релиз- наиболее распространенный способ передачи информации от организации широким массам, например, при помощи СМИ. Пресс-релизы составляются по определенным правилам и рассылаются в СМИ, информационные агентства, помещаются в Интернете.

Пресс-служба - самостоятельное подразделение государственной или муниципальной администрации, которое в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также местными положениями о пресс-службе. Основными функциями являются следующие: обеспечение связи главы администрации со средствами массовой информации; организация информационного обеспечения деятельности главы администрации при решении социально-политических, экономических и культурных задач подведомственной территории; предоставление средствам массовой информации сведений об издаваемых нормативных актах, заявлениях, выступлениях главы администрации и о мероприятиях, в которых принимает участие глава администрации; организация пресс-конференций, интервью главы администрации, обеспечение его выступлений в СМИ; подготовка пресс-релизов и другой справочной информации для населения об основных мероприятиях администрации по решению тактических и стратегических задач территории; формирование положительного имиджа главы администрации и его деятельности в СМИ.

Пресс-секретарь- специалист по публичной и политической деятельности главы администрации, его доверенное лицо. Главная задача пресс-секретаря - систематическое информирование населения о конкретной работе главы администрации по решению социально-политических и экономических проблем территории.

Пресс-центр- отдел информационного и организационного обслуживания, существующий для оказания содействия СМИ. Существует как на постоянной (в качестве подразделений служб по связям с общественностью), так и на временной основе (для информационного обеспечения съездов, конференций, фестивалей и т.д.).

Пропаганда (лат. propaganda - подлежащее распространению)- деятельность устная или при помощи СМИ, осуществляющая популяризацию, распространение и углубленное разъяснение каких-либо целей, учений, взглядов, знаний в обществе.

Профессиональная этика журналиста- особенности журналистской морали, отличающейся повышенной требовательностью к таким качествам, как ответственность, независимость, честность, беспристрастность, добросовестность, правдивость, уважение частной жизни и чувства собственного достоинства, содействие новому международному порядку в области информации.

Свобода слова- это гарантированная Конституцией РФ свобода, обеспечивающая право граждан «искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» в отсутствие цензуры (ст. 29).

Средства массовой информации- периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Средства массовой коммуникации (СМК),в отличие от средств массовой информации, представляют собой более широкое понятие и включают в себя прессу, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукцию, Интернет и технические средства, обеспечивающие коммуникацию.

Специфический социальный институт- это средства массовой информации, которые в процессе массово-информационного обеспечения общества создают своеобразный информационный "аналог" жизнедеятельности всех социальных институтов во всех их проявлениях. То есть основное назначение средств массовой информации и коммуникации состоит не в характеристике деятельности самих СМИ и СМК (хотя именно анализ состояния и особенностей их функционирования в наибольшей степени способствует пониманию происходящих в обществе процессов и осознанию положения других социальных институтов в государстве), а в создании полной картины жизни общества через освещение функционирования каждого социального института.

Теократия (от греч. tueos - бог, kratos- власть)- форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. Теократические государства известны с древности. В Иудее в V-I вв. до н. э. первосвященник, т.е. верховный жрец, обладал всей полнотой государственной власти. В Средневековье халифаты Омейядов и Аббасидов - теократические государства. Известно теократическое государство, организованное иезуитами в Парагвае в ХVII в.; правление имама Шамиля в Чечне и прилегающих к ней районах, также носило теократический характер.

Цензура- ограничительные меры по отношению к свободе печати, одновременно - учреждение, которому поручалось эти меры претворять. Как правило, цензура осуществляется в виде требования от СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов и организаций предварительно согласовывать сообщения и материалы. Также выступает в качестве запрета на распространение сообщений. Может быть предварительной (предполагает необходимость получать предварительное разрешение на выпуск в печать или эфир каких-либо сообщений) и последующей (представляет собой последующую после выхода в тираж или эфир оценку сообщений, сопровождающуюся принятием запретительных или ограничительных мер). В ст. 3 Федерального Закона «О средствах массовой информации» закреплена «недопустимость цензуры» в Российской Федерации.

Управление государственное или муниципальное- деятельность исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения целей соответствующего территориального образования посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти. В рамках этих видов управления значительная роль принадлежит СМИ, которые формируют общественное мнение и влияют, таким образом, на принятие или отмену решений (правовых актов) административных органов.

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ)было создано 24 декабря 1991 года указом Президента России (называлось - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР). ФАПСИ - это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти. Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону «О федеральных органах правительственной связи и информации» (24.12.1993 г.) являются: организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов; обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

 


 

Учебное издание

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.