Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные характерные черты развития экономики культуры и науки в России в конце 17в на протяжении 18в.





Основные черты медицины западной Европы в эпоху развитого и позднего средневековья.

 

Средневековая схоластика и медицина. В период классического средневековья идеология западноевропейского общества определялась прежде всего церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную (или католическую) и восточную (или православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными.

Согласно христианской религии, знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, содержащееся в текстах «Библии», и естественное, отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и некоторых других античных авторов, признанных или канонизированных христианством. Задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов новыми данными.На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. schole – школа) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры. В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина (Авиценна). Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом возник галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.



Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215 – 1294) – выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.



Образование и медицина. Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них – Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа). Этой школе – единственной в стране – было дано право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики. Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма «Салернский кодекс здоровья»-- («Regimen sanitatis Salernitanum»). Ее автор – Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235 – 1311), прославленный ученый врач и химик средневековья. Поэма посвящена диетике и предупреждению болезней, в ней также содержатся сведения о строении человеческого тела.

Первый в Западной Европе учебник по анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болонского университетаМондино де Луцци (1275 – 1326).



Одним из выдающихся воспитанников университетов в Болонье и Монпелье был Ги де Шолиак (Guy de Chauliac, около 1300 – 1368). Его труд «Collectorium artis chirurgicalis medicinae» («Обозрение хирургического искусства медицины», 1363) представляет собой хирургическую энциклопедию того времени. До XVII столетия он был наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Европе.

Однако в целом средневековая наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Господствовали культ цитат, механическое заучивание научных текстов, пренебрежение к практическому опыт. Однако со временем накопление знаний привело к вызреванию объективных предпосылок для развития нового опытного метода в науке.

 

Основные характерные черты развития экономики культуры и науки в России в конце 17в на протяжении 18в.

 

Литература. Влитературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценятся ловкость, предприимчивость. ЛитератураXVII в.стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, ин­тимным переживаниям. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы предшествующих веков, понимается не как желанная тихая пристань, а как вы­нужденное и безотрадное пристанище. В литературе XVII в. появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Автобиографический жанр пришел в русскую ли­тературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума.

 

Изобразительное искусство. Визобразительном искус­стве XVII в.сильнее, чем в других сферах культуры, сохра­нялось влияние традиции, что объяснялось контролем цер­ковных властей за соблюдением иконописного канона. И тем не менее, именно в XVn в. началось превращение иконо­писи в живопись. Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение — «Спас Нерукотворный». В XVIIв. было положено начало портрет­ной живописи. Произведения XVII в.принято именовать не портретами, а парсунами. Для ниххарактерно сочета­ние портретного сходства с плоскостным изображением.

Уже на протяжении XVII в.происходило обмирщение русской культуры, вроссийскую жизнь проникало европей­ское влияние. Данные новшества носили эпизодический, единичный характер. Однако они подготовили глубокие из­менения последующей эпохи.

Быт господствующих слоев общества.В начале XVIIIв. в культуре господствующих слоев российского общества

 

произошел переворот, связанный с петровскими преобра­зованиями. Петр I пытался ликвидировать даже внешние отличия русских людей от европейцев. Уже в 1698 г. он издал указ об обязательном бритье бороды. Вслед за этим указом последовал указ об обязательном ношении инозем­ного платья. Петр принудительно ввел новые формы досу­га — ассамблеи, то есть приемы гостей в знатных домах. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, га­лантных манер («политеса»), умения танцевать. Быт дво­рянства и верхушки купечества менялся.

Содержание образования изменилось. Оно приняло свет­ский характер. С 1708 г. был осуществлен переход на новый гражданский шрифт, что облегчило чтение. С 1702 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Стремясь вызвать у подданных тягу к знаниям, Петр 1 открыл первый в России музей — Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции и др. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

Просвещение. В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью учебные заведения были дворянскими, и выходцы из других сословий не могли обучаться в них. К концу

 

XVIII в. в России было пять кадетских корпусов. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц. В 1755 г. был создан Московский университет. Во второй поло­вине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширять­ся. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

Наука и техника. Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых были мировые знаменитости. Среди русских ученых выда­ющееся место принадлежит крестьянскому сыну М.В. Ло­моносову. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, дос­тиг больших успехов в таких разных областях знания, как математика, физика, химия, астрономия, языкозна­ние, история и философия. Во второй половине XVIII в. продолжалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью в различные районы России было направлено пять экспедиций, которые собрали богатый материал.

В XVIII в. достигла значительных успехов историчес­кая наука. Ее основоположником в России считается В.Н. Татищев. Благодаря труду Татищева до историков дошли летописные известия из источников, не сохранив­шихся до наших дней. В то же время Татищев еще не был историком-профессионалом, поэтому некоторые его сооб­щения вызывают сомнения у специалистов.

Главной задачей Екатерины II была полная свобода промышленности и торговли.
I-ая половина XVIII в – утверждение экономической политики меркантилизма.
XVIII в – рост мануфактурного производства.
II-ая половина XVIII в – разложение феодально-крепостнических отношений.
Приостановление ускоренного развития экономики. Экономическую политику определяет дворянство.
1765г – учреждение Императорского Вольного экономического общества.
Сдвиги в экономической политике России XVIII в находили своё отражение и в сфере экономической идеологии. Основы отечественной экономической науки закладывались вместе с созданием научных и учебных заведений. Русская экономическая мысль осваивала передовые европейские научные концепции, но, учитывая конкретные потребности страны, теоретически обосновывала экономическую политику России.

Во всех отраслях и сферах жизни Российского государства произошли изменения, связанные с процессом разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений, с развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства. Все эти процессы протекали медленно и противоречиво, так как в стране сохранялось крепостничество.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.