Методические указания к выполнению контрольной работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра маркетинга и управления проектами
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
и качеству образования
д.э.н., профессор
______________ В.И. Малюк
Рег. №
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ МАРКЕТИНГА
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Специальность 080111 - Маркетинг
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составители
канд. экон. наук, доц. Д.В. Соловьева
ст. преп. М.Г. Емцова
Рецензент
д-р экон. наук, проф. А.Г. Будрин
Подготовлено на кафедре
маркетинга и управления проектами
Одобрено научно-методическим советом
факультета менеджмента
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителями
ã СПбГИЭУ, 2012
Содержание
1. Общие положения............................................................................. 4
2. Методические указания к изучению дисциплины....................... 6
3. Методические указания к выполнению контрольной работы.. 7
4. Контрольные задания....................................................................... 8
5. Требования к оформлению контрольной работы....................... 10
6. Список литературы........................................................................... 11
Приложение 1. Содержание дисциплины ....................................... 13
Приложение 2. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине................................................................ 16
Приложение 3. Пример оформления титульного листа контрольной работы 18
Общие положения
Целидисциплины состоят в том, чтобы сформировать у студентов системное представление о маркетинге как прогрессивной философии бизнеса, о предмете маркетинга и процессе маркетинговой деятельности.
Курс дает базовые знания философии маркетинга как идеологического фундамента современного бизнеса, формирует представление о развитии маркетинга как науки и формирует целостное представление о предмете и процессе маркетинга.
Задачи дисциплины:
1. Сформировать у студентов целостное представление о маркетинге как синтезе философии бизнеса, науки и практической деятельности.
2. Сформировать у студентов взгляды на рыночную деятельность фирм, соответствующие современной концепции прогрессивного маркетинга.
3. Ознакомить студентов с основами маркетологии, дать представление об основных методологических инструментах маркетинга: системный подход, логический анализ, маркетинговый анализ, экономико-математический анализ, моделирование, комплексная теория принятия управленческих решений и др.
4. Ознакомить студентов с предметом маркетинга - целенаправленной деятельностью фирмы в условиях маркетинговой среды и основными категориями маркетинга - потребитель и потребность, производитель и товар, рынок, обмен, конкуренция.
5. Ознакомить студентов с процессом маркетинга, в том числе с основными функциями маркетинга: аналитической (маркетинговые исследования и анализ маркетинговой информации) и креативной (целеполагание и планирование деятельности фирмы на рынке).
6. Ознакомить студентов с практикой деятельности зарубежных фирм использующих маркетинговый подход, а также опытом освоения маркетинга в России.
Изучение курса "Философия маркетинга" является первой ступенью в профессиональной подготовке маркетолога. Дисциплина логически связана со следующими дисциплинами, читаемыми параллельно: «Экономическая теория», "Социология", "Психология", «Общая теория систем», "Этика бизнеса и корпоративная культура". Курс является начальным для всего комплекса последующих маркетинговых дисциплин, формируя фундамент представлений о системе маркетинга в рыночной экономике.
В результате изучения дисциплины "Философия маркетинга" студент должен:
Знатьследующее:
1. Роль и место маркетинга в современной экономике, значение маркетинга для производителей, потребителей и общества в целом.
2. Концепции организации бизнеса, в том числе концепции маркетинга. Коренные отличия концепции маркетинга от других концепций организации бизнеса.
3. Сущность современной концепции прогрессивного маркетинга. Основные принципы прогрессивного маркетинга.
4. Концепции функционального и интегрированного маркетинга. Специфику маркетинговой деятельности фирмы, функционирующей на принципах интегрированного маркетинга.
5. Особенности маркетинга как науки. Связь маркетинга с другими науками. Методологические инструменты маркетинга.
6. Составляющие предмета маркетинга, логические взаимосвязи между ними. Основные объекты и субъекты маркетинга. Среду маркетинга.
7. Структуру процесса маркетинговой деятельности. Основные функции маркетинга: их сущность, значение, содержание.
Уметь следующее:
1. Формулировать социальную ответственность фирмы перед потребителями, обществом и персоналом фирмы.
2. Формулировать этические принципы взаимоотношения фирмы с субъектами рынка.
Формой контроля по дисциплине «Философия маркетинга» является зачет, который может быть проведен, на усмотрение преподавателя, по методу собеседования или тестирования. Для допуска к зачету студент должен в оговоренные сроки подготовить и сдать на проверку преподавателю контрольную работу, оформленную в соответствии с требованиями данных методических указаний. При отсутствии существенных замечаний работа считается зачтенной. Если при проверке обнаруживается несоответствие требованиям по содержанию и оформлению, работа возвращается студенту для исправления или выполнения заново.
2. Методические указания к изучению дисциплины
Для студентов заочной формы обучения изучение дисциплины «Философия маркетинга» и выполнение контрольной работы предполагает большой объем самостоятельной работы. Студенту необходимо ознакомиться с содержанием дисциплины (Приложение 1) и перечнем контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине (Приложение 2), чтобы получить представление о логике и структуре изучаемого курса.
Изучение литературы по дисциплине следует начинать с подбора литературных источников, которые должны отражать все темы, которые рассматриваются в рамках изучаемой дисциплины. При изучении отдельных тем рекомендуется соблюдать логику, изложеную в содержании дисциплины.
Достоверность изучаемого материала в значительной степени зависит от достоверности отобранных литературных источников, их назначения и характера содержащейся информации. В первую очередь, необходимо обратить внимание на официальные издания, публикуемые от имени государственных и общественных организаций и учреждений, т.к. достоверность их материалов гарантируется авторитетностью источника. Актуальность изучаемой информации может быть обеспечена при отборе литературных источников, изданных в последние годы (не более 5 лет назад).
Изучение литературных источников целесообразно проводить по следующим этапам:
· ознакомление с его содержанием, чтобы убедиться, что изучаемый вопрос рассматривается автором;
· чтение необходимых разделов для более глубокого изучения вопроса или темы;
· выписка материалов, представляющих интерес по заданной теме.
Если материалы отбираются из нескольких литературных источников, рекомендуется структурировать и отредактировать текст, чтобы он представлял собой единый фрагмент. При изучении литературы необходимо избегать механического копирования материала, найденную информацию следует обдумать, что должно способствовать более системному представлению о рассматриваемых в рамках дисциплины вопросах и лучшему их усвоению студентами.
Если в изученных литературных источниках не получили отражения или недостаточно глубоко рассмотрены отдельные темы изучаемого курса, необходимо провести поиск дополнительного материала.
Методические указания к выполнению контрольной работы
Основная цель выполнения контрольной работы по дисциплине «Философия маркетинга» - формирование навыка самостоятельной работы над заданием и подготовки отчетной работы.
Основные задачи контрольной работы:
· сформировать у студентов навык по поиску и отбору материала по выбранной теме;
· сформировать у студентов навык по обработке и систематизации отобранного материала в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями;
· сформировать навык по наглядному представлению материала в рамках рассматриваемой темы.
Контрольная работа представляет собой реферат на заданную тему. Выбор темы определяется с помощью таблицы 1.
Следует обратить внимание, что при изучении литературы в процессе подготовки контрольной работы, используется только та информация, которая имеет непосредственное отношение к выбранной теме. Вместе с тем, тема контрольной работы должна быть раскрыта в полном объеме, что предполагает изучение нескольких литературных источников и систематизацию отобранной информации.
Контрольная работа является важным этапом подготовки к аттестации по дисциплине «Философия маркетинга». Студенты, не представившие контрольную работу, к зачету по дисциплине не допускаются.
Таблица 1
Таблица для выбора варианта контрольной работы
Предпоследняя
цифра №
зачетной книжки
| Последняя цифра номера зачетной книжки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Контрольные задания (темы реферата)
1. Маркетинг как вид профессиональной деятельности: цели, задачи и роль специалиста-маркетолога в современной фирме.
2. Развитие рыночных отношений в России. Специфика деятельности специалиста-маркетолога в России.
3. Понятие маркетинга, его цели, функции и принципы.
4. Этические аспекты маркетинга. Социальная роль маркетинга.
5. Рынок как система экономических отношений. Роль маркетинга в рыночной экономике. Значение маркетинга для производителей, потребителей и общества.
6. Концепции организации бизнеса: сравнительная характеристика. Факторы, определяющие выбор концепции бизнеса. Условия, в которых может быть реализована маркетинговая концепция.
7. Эволюция содержания и форм маркетинга. Ограничения применения традиционной концепции маркетинга.
8. Предпосылки возникновения прогрессивной маркетинговой концепции. Проблемы становления социально-ответственного, просвещенного маркетинга.
9. Цели фирмы с точки зрения прогрессивного маркетинга: иерархия, классификация целей.
10. Эволюция развития маркетинга как науки: основные этапы.
11. Основные методологические инструменты маркетинга: системный подход, логический анализ, маркетинговый анализ, экономико-математический анализ, моделирование, комплексная теория принятия управленческих решений: краткая характеристика.
12. Системный подход как совокупность методологических принципов и теоретических положений. Различные подходы к классификации систем.
13. Особенности социально-экономических систем. Структура социально-экономической системы, ее свойства, особенности поведения.
14. Фирма как социально-экономическая система. Фирма как элемент системы более высокого порядка.
15. Маркетинговый анализ как методологический инструмент маркетинга: понятие, объекты анализа, методы маркетингового анализа.
16. Моделирование как методологический инструмент маркетинга.
17. Маркетинговая среда организации: структура, влияние маркетинговой среды на деятельность предприятия.
18. Внешняя маркетинговая среда: состав элементов, опасности и возможности внешней среды.
19. Внутренняя маркетинговая среда: структура, сильные и слабые стороны, влияние внутренней среды на деятельность предприятия.
20. Роль и задачи маркетинга в фирме. Интеграция маркетинга в организацию и корпоративную культуру: преимущества интеграционного подхода, перспективы и проблемы внедрения маркетинга в организацию.
21. Маркетинговая деятельность как рыночная деятельность фирмы в целом: характеристика подходов, анализ маркетинговой деятельности.
22. Функции маркетинга: подходы к трактовке комплекса функций, место и роль функций маркетинга в деятельности фирмы.
23. Управление маркетингом: понятие, место и роль функции управления в деятельности фирмы.
24. Маркетинг в сфере услуг: сущность и специфика.
25. Распространение маркетингового подхода в некоммерческой сфере. Сущность и специфика маркетинга некоммерческих организаций.
5. Требования к оформлению контрольной работы
Структурными элементами контрольной работы по дисциплине «Философия маркетинга» являются:
· Титульный лист (приложение 3);
· Основная часть
· Библиографический список
· Приложения (при необходимости).
Титульный лист должен содержать личную подпись студента и дату выполнения контрольной работы.
В основной части контрольной работы излагается основной материал по выбранной теме и/или контрольному заданию.
Библиографический список должен содержать источники, которые использовались в процессе изучения дисциплины и подготовки контрольной работы. На все литературные источники должны быть ссылки в основном тексте. Оформление библиографического списка должно соответствовать правилам, закрепленным ГОСТ 7.1-2003.
Вспомогательные материалы, способствующие более наглядному представлению информации, изложенной в контрольной работе, приводятся в приложениях, на которые в текстовой части должны быть ссылки. Приложения оформляются как продолжение основной части со сквозной нумерацией страниц. Схемы, таблицы, графики, формулы, сноски к использованным в работе цитатам и использованным научно-литературным источникам, а также приложения оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001.
Контрольная работа должна быть представлена в распечатанном виде и сброшюрована. В виде исключения контрольная работа может быть представлена в рукописном варианте. Объем работы не менее 10 страниц.
При оформлении работы должны быть соблюдены следующие требования: шрифт – 14 кегль; гарнитура – «Таймс»; межстрочный интервал – 1,5; интервал между словами – 1 знак; абзацный отступ – 1,25; выравнивание – по ширине; перенос – автоматический; нумерация страниц – внизу по центру страницы (первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится); поля – 25 мм; шрифт заголовков – жирный.
Контрольная работа должна представлять логическую последовательность отдельных вопросов, рассмотренных в рамках выбранной темы. Структура контрольной работы (главы, разделы и т.д.) должна отражать логику изучения темы. Каждый абзац должен содержать законченную мысль. Значимые элементы текста, на которые следует обратить внимание, рекомендуется выделять жирным шрифтом.
Контрольная работа должна быть представлена на кафедру и передана преподавателю для проверки не позднее, чем за две недели до начала сессии (если не оговорены другие сроки).
Список литературы
Основная литература:
1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс=A Frame-work for Marketing Management/Ф.Котлер, К.Л. Келлер. Пер. с англ.-3-е изд.-СПб.:Питер, 2010.
2. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник/Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л.Багиева.-3-е изд., перераб. и доп.-СПб.: Питер, 2008.
3. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент ориентированный на рынок/Перев. С англ. Под ред. В/Б. Колчакова. – СПб.: Питер, 2010. – 800 с.
4. Маслова Т.Д. Маркетинг: Учебник/Т.Д.Маслова, С.Г.Божук, Л.Н.Ковалик.-3-е изд., доп. и перераб.-СПб.:Питер, 2009.
Дополнительная литература:
5. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Пер. с фр. - СПб.: Наука, 2004.
6. Маркетинг: Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов/Авт .-сост. Н.И. Перцовский.-М.:Дашков и К, 2009.-140 с.
7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 2008.
8. Блэкуэлл Д.У., Энджел Дж. Ф., Миниард П.У. Поведение потребителей. 10-е изд., СПб., Питер, 2007.- 944 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение.
Содержание дисциплины «Философия маркетинга» и ее значение для маркетологов-профессионалов. Цели и задачи дисциплины. Структура и логика дисциплины. Место дисциплины в учебном плане и ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Методическое и библиографическое обеспечение.
Маркетинг как вид профессиональной деятельности. Цели и задачи профессиональной деятельности маркетолога. Роль специалиста-маркетолога в современной фирме. Специфика работы маркетолога.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|