Сделай Сам Свою Работу на 5

Работа с терминами, понятиями, кроссвордами





 

Работа над терминами и понятиями является существенной частью в овладении учебным материалом и имеет двоякое теоретико-практическое значение. С одной стороны, понятийный аппарат является существенной и неотъемлемой частью любой науки. Поэтому без овладения им невозможно освоить методологию научного познания, а соответственно и осуществлять познавательную деятельность. С другой стороны, понятия и термины, характеризующие конкретно-исторические явления, содержат в себе яркий образный материал, без владения которым нельзя составить достаточно полное представление и обрисовать картину жизни и развития человеческого общества в тот или иной период его истории.

Расшифровка незнакомых или необходимых терминов и понятий должна начинаться уже в процессе работы над литературой и при составлении конспекта. В её процессе на полях конспекта следует раскрыть содержание соответствующих терминов, понятий, определений, дать краткую характеристику исторических личностей, деятельность которых относится к изучаемому периоду и т.д. и т.п.

Характеристика понятия должна быть, с одной стороны, относительно краткой, а с другой – ёмкой и достаточно полной, чтобы отражать его содержание.



К примеру, в теме «Правонарушение и юридическая ответственность» встречаются следующие дефиниции:

Правонарушение – виновное, противоправное обшественно-опасное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред интересам личности, общества и государства. В зависимости от степени общественной опасности различают преступления и проступки.

Преступления –особо опасные правонарушения, влекущие уголовную ответственность. Исчерпывающий перечень уголовных правонарушений содержится в Уголовном кодексе.

Проступки – правонарушения средней и небольшой общественной опасности, совершаемых в различных сферах общественной жизни (бывают административными, материальными, дисциплинарными, гражданско-правовыми).

Состав правонарушения – совокупность элементов правонарушения, необходимых и достаточных для возникновения юридической ответственности и назначения наказания.

Юридическая ответственность – возможность наступления неблагоприятных последствий (и сами эти последствия), возлагаемых государством в установленной законом процессуальной форме на нарушителя правовых предписаний.



Работа над терминами и понятиями в качестве отдельного учебного задания может оцениваться на каждом семинарском занятии, а также и в лекционном процессе за счёт ответов студентов на вопросы преподавателя в условиях эвристической беседы. Кроме того, усвоение содержания терминов и определений, относящихся к тому или иному разделу правоведения, является составной частью тестов тематического и рубежного контроля знаний студентов.

Другой формой овладения терминами и понятиями, входящими в изучаемый курс является составление студентами кроссвордов различных типов либо к изучаемым темам семинарских занятий, либо к разделам соответствующего курса.

Основными требованиями к кроссворду выступают:

- во-первых, тематическая направленность кроссворда (он должен включать только понятия, относящиеся к конкретному изучаемому разделу);

- во-вторых, правильная постановка вопроса, с достаточностью определяющая содержание используемых терминов;

- в-третьих, относительно сложная форма представленного кроссворда (как правило, не менее двух пересечений в слове), имеющая гармоничное строение.

 

 

Тема: «Гражданские правоотношения»

           

Г                                  
              П Р Е Д М Е Т                        
                А                                  
                Ж                                  
   



          Д                

           

 
      Ю

      А                   А             П
   

Р   С     Н      

          Б             О
      И М У Щ Е С Т В Е Н Н Ы Е     С             С
      Д   Б     К         Е         О             Т
      И   Ъ     О         М  

    Л             У
      Ч   Е     Е         А     У   Ю  

        П
      Е   К        

    Т     П   Т     Ф       К
      С   Т           П Р Е Д П Р И Н И М А Т Е Л И

    К

                Р     А   Ы     К        
С     И   О               И     В   Е     Т        
О

Б Ъ Е К Т               А     О         Ы        
Д  

    Н               Л     М                  
Е     С

О               Ь     О                  
Р     О   С Д Е Л К И     Н

  Ч                  
Ж

    Б   И               Ы   В Е Щ Н Ы Е          
А К Т Ы   Т      

      Е     Н                  
Н     Т   Е  

    Д           Н                  
И     И   Л     Н Е О Т Ч У Ж Д А Е М Ы Е          
Е     Е   Ь         Г           Я                  
          Н         О                              
          Ы         В                              
          Е         О                              
                    Р                              

 

По горизонтали:

1. Определенный круг общественных отношений, которые регулирует гражданское право (ПРЕДМЕТ)

2. Какие отношения прежде всего входят в круг общественных отношений, которые регулирует гражданское право (ИМУЩЕСТВЕННЫЕ)

3. То, на что направлена деятельность участников правоотношения (ОБЪЕКТ)

4. Правомерные действия, для которых характерно изъявление субъекта, направленное на гражданско-правовые последствия (АКТЫ)

5. Действия субъектов, специально направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений (СДЕЛКИ)

6. Деловые люди, занимающиеся собственным бизнесом, имеющие свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды (ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ)

7. Правоотношения, в которых носитель соответствующего правомочия в состоянии реализовать его посредством собственных действий, не прибегая к активному содействию обязанный лиц (ВЕЩНЫЕ)

8. Права и свободы человека, защита которых является одной из важнейших задач гражданско-правового регулирования (НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ)

 

По вертикали:

1. Отрасль права, объединяющая правовые, регулирующая имущественные, а также связанные и несвязанные с ним личные не имущественные отношения, которая основана на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон (ГРАЖДАНСКОЕ)

2. Лица, которые представляют зарегистрированную в установленном законом порядке организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ЮРИДИЧЕСКИЕ)

3. Участник гражданских правоотношений, носитель гражданских прав и обязанностей (СУБЪЕКТ)

4. Правомочия и обязанности участников гражданского правоотношения (СОДЕРЖАНИЕ)

5. Правоотношения, характеризующиеся тем, что в многочисленных договорах, управомоченному лицу всегда противостоит одно или несколько определённых обязанных лиц (ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ)

6. Явление, происходящее независимо от воли субъекта, либо, во всяком случае, протекает независимо от его воли (СОБЫТИЕ)

7. Виды благ, к которым относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна (НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ)

8. Дву- или многосторонняя сделка (ДОГОВОР)

9. Сторона правомочия, способная совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, а также требовать должного поведения от обязанных лиц (УПРАВОМОЧЕННАЯ)

10. Правоотношения, характеризующиеся тем, что управомоченному лицу противостоит неопределенно широкий круг обязанных лиц (АБСОЛЮТНЫЕ)

11. Юридические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений (ФАКТЫ)

12. Правомерные действия, влекущие за собой гражданско-правовые последствия при достижении определенного результата безотносительно от направленности воли лица (ПОСТУПКИ)

Подготовка докладов, дидактических игр, рефератов

Доклад

Основные требования к докладу на семинарском занятии заключаются в необходимости:

- освещения лишь тех вопросов темы, которые не вынесены в рамках плана семинара на обсуждение;

- научности анализа изученного материала и выводного знания, базирующегося на достаточно широком круге учебной и научной литературы (не менее трёх источников);

- логичности и последовательности изложения освоенного и проанализированного материала, в связи с чем доклад должен иметь сбалансированный план структурных частей. Как любое научное сочинение, доклад должен включать в себя содержательную и заключительную части, поэтапно раскрывающие актуальность проблематики доклада, его сущность, находящую выражение в соответствующих характеристиках явления или процесса, в нем исследуемого.

Ролевая игра

 

Ролевая игра – такая форма обучения, которая позволяет слить воедино теоретическую и практическую подготовку студентов по правоведению.

Ролевые игры дают возможность показать студентам практическую значимость теории конкретной отрасли права, позволяют на личном опыте убедиться в том, как трудно без прочных теоретических знаний решать конкретные правовые вопросы, способствуют развитию навыков работы с нормативными и иными правовыми актами. В связи с этим деловая игра в различных своих видах (дискуссия, пресс-конференция, брифинг и т.п.) представляет один из эффективных способов стимулирования познавательной активности, актуализации учебной и самостоятельной работы студентов.

Как правило, на проведение игры отводится 2 академических часа.

Вариант ситуации, предлагаемой для обсуждения:

Тема: Брак. Права и обязанности супругов.

Исходное задание. В августе 2009 г. А.В.Ильин по возвращении из длительной зарубежной командировки узнал, что более года назад (в апреле 2008 года) его жена М.Я.Ильина продала без его согласия загородный жилой дом, принадлежащий им на праве общей собственности. Будучи недоволен этим, Ильин незамедлительно потребовал от неё расторжения договора купли-продажи. Однако жена ответила отказом и заявила, что вынуждена была продать дом из-за стеснённых материальных обстоятельств и в связи с необходимостью приобретения нового автомобиля.

Она также пояснила, что не смогла согласовать с ним данный вопрос вследствие его длительного отсутствия, а вырученные от продажи дома деньги уже потрачены, что не позволяет решить вопрос о расторжении договора купли-продажи.

Убедившись, что меры его воздействия на жену оказались безрезультатными, Ильин спустя ещё два месяца (в октябре 2009 года), подготовил исковое заявление в суд о признании договора купли-продажи жилого дома недействительным.

Проконсультировавшись по этому поводу у знакомого юриста, жена пояснила Ильину, что его обращение в суд будет бессмысленным, так как пропущен срок исковой давности.

Решив выяснить обоснованность такой позиции Ильин обратился в юридическую консультацию. И в итоге обратился в суд с исковым требованием о признании договора купли-продажи недействительным.

Разрешите дело.

 

Примерный состав участников деловой игры:

1. А.В.Ильин

2. М.Я.Ильина

3. Представители территориального органа ФРС

4. Нотариус

5. Судья

6. Представители сторон (адвокаты) и пр.

Любую деловую игру можно условно разбить на три этапа: 1. подготовка игры; 2. проведение деловой игры; 3. подведение итогов работы студентов.

Подготовка к игре

Ролевая игра предназначена для моделирования студентами реальной ситуации, направленной на закрепление материала по конкретной теме. Кроме того, участие в такой игре предусматривает определенную самостоятельную работу студентов с нормативно-правовыми актами, составление необходимых процессуальных документов.

За две недели до проведения игры преподаватель собирает группу студентов, участвующих в игре, и знакомит их с фабулой дела, объясняет её цель и задачи. Учитывая численность группы (обычно, 20-25 человек), необходимо в проведении деловой игры задействовать как можно больше студентов. Для этого допускается участие не одного, а двух представителей каждой из сторон. В процессе игры участники работают самостоятельно. Преподаватель лишь коррелирует действия игроков в случае отступления студентов от её дидактической составляющей.

Студенты должны составить проекты необходимых процессуальных документов по предложенной ситуации (предварительно просматриваются преподавателем).

Все процессуальные действия при возбуждении дела и его подготовке к судебному разбирательству должны совершаться строго в соответствии с нормами соответствующих отраслей права. Эти действия проводятся студентами во внеучебное время. На семинаре могут обсуждаться лишь итоги их работы в двух предшествующих стадиях.

В подготовительный период студенты могут посетить один из судов города и на практике ознакомиться с его работой по рассмотрению и разрешению общегражданских дел (это особенно необходимо «судьям», «прокурору», «адвокатам», «ответчикам», «третьим лицам», задействованным в игре). На этой стадии студенты самостоятельно продумывают все свои предполагаемые действия в процессе, в том числе основания для отвода судье, основания для отложения дела или назначения экспертизы и т.п. Желательно, чтобы студенты самостоятельно подготовили письменные ходатайства, заранее не предупреждая об этом участника процесса – «судью».

Второй этап игры - основной. Он полностью отведен для рассмотрения и разрешения дела. Руководит «судебным заседанием» студент, выступающий в роли судьи. Исполнение данной роли представляет собой весьма сложную задачу. До судебного заседания с этим студентом преподаватель обстоятельно беседует, помогая ему в решении трудных вопросов. В наиболее подготовленных группах возможно предусмотреть роль журналистов, которые будут вести видеозапись судебного заседания. Наличие видеозаписи дисциплинирует студентов, даёт возможность в любой момент, остановив игру, воспроизвести и обсудить с ними нужный фрагмент деловой игры, позволяет участникам процесса увидеть себя «в деле» и лучше понять допущенные ошибки.

Следует помнить, что это не просто игра, а учебное мероприятие, имеющее вполне конкретные педагогические цели. Вопрос дисциплины на таком занятии не может и не должен становиться камнем преткновения. Вместе с тем, серьёзностью мероприятия также не следует пренебрегать. В связи с этим по просьбе преподавателя в конце каждой части судебного заседания может быть объявлен перерыв. Это время используется для коллективного просмотра видеозаписи и обсуждения работы студентов. Главное в обсуждении – выявить ошибки и уяснить причины их совершения.

В игре необходимы и определенные условности. Например, только условно можно приостановить производство по делу, отложить разбирательство дела. Поэтому эти необходимые, условно совершенные процессуальные действия только фиксируются в процессуальных документах, содержание которых оглашается в зале судебного заседания. Условно должны совершаться и другие процессуальные действия: удаление «свидетелей» из зала, отводы составу суда, передача дела в другой суд для рассмотрения по существу и др. Совершение необходимых условных процессуальных действий в деловой игре обязательно. Преподаватель должен объяснить это студентам ещё в подготовительный период.

Заканчивается ролевая игра вынесением «судебного» решения по делу.

Разбор ролевой игры и подведение итогов

Обязательным элементом ролевой игры является её детальный и всеобъемлющий анализ. Преподаватель первоначально предоставляет слово экспертам. Необходимо также дать возможность оценить ход игры и самим участникам.

Во время обсуждения выступающие должны высказать своё мнение по следующим позициям:

- позитивные моменты;

- недостатки, которые имели место при проведении игры;

- оценка степени подготовленности участников игры, их активность,

- рекомендации.

Оценка за участие в ролевой игре может выставляться экспертами как всей группе в целом, так и дифференцированно (в зависимости от сте­пени участия каждого студента).

После этого свое мнение высказывает преподаватель. По завершении игры он благодарит её участников.

 

Реферат

Реферат способствует формированию навыков самостоятельного научного творчества, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Реферативная работа является итогом всего процесса освоения содержания курса, поэтому в ней должен найти отражение достигнутый студентом уровень теоретической подготовки. Работа над рефератом помогает овладеть навыками самостоятельного научного исследования, способствует выработке исследовательского подхода в решении поставленных проблем.

Безусловно, реферат должен носить творческий характер. На всех этапах работы над ним, начиная от выбора темы и заканчивая защитой, студент выступает в качестве исследователя. Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов и т.д. Творческая самостоятельность студента должна быть проявлена в умении находить различные точки зрения, в способности самостоятельно аргументировать отстаиваемую позицию, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов.

Реферат представляет собой письменный доклад студента на определённую тему, включающий обзор соответствующих научных, литературных и других источников. Тема реферата избирается студентом на основании утверждённого кафедрой примерного перечня тем (содержится в УМУ по самостоятельной работе по дисциплине «Правоведение») и утверждается преподавателем.

Реферат имеет следующую структуру:

- план;

- краткое введение, в котором сжато обосновывается актуальность темы, излагается состояние разработки соответствующей проблемы;

- основной текст может состоять из самостоятельных, пронумерованных разделов (частей, параграфов), либо иметь более сложную структуру (деление на главы и параграфы);

- заключение (должно содержать выводы, соответствующие цели работы).

Работе над рефератом предшествует внимательное изучение студентами рекомендованных источников, ссылки на которые обязательны. Ссылки должны быть даны дважды: в виде подстрочного примечания, которое помещается в конце страницы и отделяется небольшой чертой от основного текста; и в виде списка литературы, помещаемого в конце работы.

Ниже приведены примеры оформления библиографического описания документов для подстрочных примечаний:

нормативные акты:

10Федеральный закон от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. 1988. 22 декабря;

или –

11Договор «О создании Союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 года) // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст.786.

книга или брошюра:

4Сидоров В.Н. Размещение государственного и муниципального заказа. СПб., 2009;

или –

14Концепции развития российского законодательства / Под. ред. проф. А.А.Будянского. – Саратов, 2005.

статья из журнала:

23Важенин Л.В. Проблемы правового регулирования воздушных перевозок в Российской Федерации // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 1. С.208-209.

в повторных ссылках на одну работу данного автора основное заглавие опускается и заменяется словами: «Указ. соч.» и указывается номер страницы:

10Баренбойм Ф. Указ. соч. С.130-131.

при повторной ссылке на той же странице:

21Там же, с.24;

или –

Ibid., P 124. – в случае, если сноска даётся на источник на иностранном языке.

при дословном цитировании:

42Цит. по: К.А.Андреев, А.В.Семёнов. Правовой режим информации при проведении административного расследования // Мир экономики и права. 2010. № 2. С.28.

при указании на дополнительные источники информации по проблеме:

11См., например: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – С. 484; Бельский К.С. К вопросу об определении понятия «административная ответственность // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. – М.: Юристъ, 2004. С. 180-187; Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс: Учебное пособие. – Воронеж: Издательство ВГУ, 1993. С. 37; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. – М., 2009. – С. 526-527; Макарейко Н.В. Методы государственного управления: Учебное пособие. – Н.Новгород, 2011. С. 67.

 

Объём реферата определяется в зависимости от характера и сложности темы, как правило, до 1 п.л. (в пределах от 20 до 30 страниц машинописного текста) без учёта списка источников, литературы и приложений.

При электронном наборе материала следует применять режим шрифта Times New Roman – 14 кегль. Межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева – 3 см, справа – 1,5, вверху и внизу по 2 см.

Критериями оценки реферата являются: полнота охвата научной литературы, творческий подход к написанию реферата, правильность и научная обоснованность выводов, стиль изложения, аккуратность оформления.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
оценочные средства

Контроль знаний студентов осуществляется двумя способами:

 

1. С использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний

2. Проведение тестового контроля один раз в семестр.

 

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-балльной шкале. Максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) – 20 баллов.

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.

Таблица 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.