Сделай Сам Свою Работу на 5

Сохранение и развитие народных традиций в художественном коллективе





Разнообразие форм русской пляски

 

Ритм нашей эпохи, боевой характер молодежи, дух соревнования – все это соответствует характеру русской пляски. Она пришла к нам из глубины веков и отражает условия жизни и быта наших современников. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. По началу пляска носила религиозно – обрядовое значение, но с течением времени она стала уходить от религиозного содержания и приобретала бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходился без задорной русской пляски. В ней могли участвовать все: женщины и мужчины, юноши и девушки, старики и дети. С помощью нее люди выражали различные оттенки чувств: веселье, восторг, любовь или лирическое настроение.

Пляска имеет ряд особенностей, которые отличают ее от хоровода: импровизация танцующих, многообразие танцевальных движений, разнообразие рисунков и музыкальное сопровождение.

Одна из особенностей заключается в том, что пляска состоит из рада отдельных движений – элементов, которые увеличиваются за счет импровизации танцующих. Они являются характерной манерой исполнения и отражают отдельные черты характера пляшущего человека.



Следующая особенность - богатая и сложная лексика танцевальных движений, которая отражает национальный колорит. Помимо лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создавало новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски исполняют не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняются пляски, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой.

 

В каждой пляске есть свое содержание, которое чаще всего имеет свои традиционные темы и сюжеты, присущие той или иной местности. Талантливые представители народа сочиняли и создавали множество различных по построению, содержанию и значению русские пляски, которые имели свой стиль, свою манеру исполнения, тематику и своеобразную лексику. Созданные народом, они полюбились каждому русскому человеку и широко распространились по всей России, являя собой яркое эмоциональное выражение русского национального характера.



Одиночная пляска - бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражаются индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д. Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем идет ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.

Парная пляска. Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.



Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений – колен. В основе его исполнения лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение новых движений и импровизация во время исполнения.

В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, которые состязались по количеству более виртуозных и изобретательных движений. В этом переплясе были свои традиционные формы построения и устоявшиеся правила, такие как: выход первого исполнителя, вызов противника и т.д.

Позже с изменением бытового уклада и отношений между людьми изменился и состав перепляса. В нем стали принимать участие девушки, молодые женщины, а так же пожилые люди. Девичий перепляс отличается виртуозностью, задорностью, живостью, он заметно усложняется техническими «дробушками», вращениями, сохраняя в то же время свою женственность и мягкость.

 

 

В групповой пляске могут участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имеют точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Например: «Восьмера» - архангельская область, « Гусачок» - Смоленская область, «Тимоня» - Курская область, «Шестера» - Урал, «Карачанка» - Саратовская область. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки.

Массовая пляска. Она возникала в минуты, часы или дни общей радости всего народа, где каждый выражал свою личную радость и в то же время все вместе, они выражали общую радость. В этой пляске нет ограничений ни возрасте, ни в количестве учащихся. Все исполнители без исключения пляшут темпераментно, лихо, с большим увлечением. В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга. Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

 

 

За многовековой период развития народной хореографии, начиная с древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей, своеобразной, жизнерадостной манерой исполнения, можно сказать, что танцевальное народное искусство постоянно меняется и развивается. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, появляются разнообразные формы его исполнения. Русский танец из года в год сохраняет в себе лучшие традиции и по сей день доставляет эстетическое наслаждение нашему современнику.

Сохранение и развитие народных традиций в художественном коллективе

Веками русский народ сохранял самое ценное, развивал, шлифовал и совершенствовал своё национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера – исполнители не только участвовали в танцах, но и бережно сохраняли их, они постоянно изучали богатейшую сокровищницу фольклора, подмечая характер окружающих людей, своеобразные жесты, движения, интересные коленца, беря из жизни сюжеты, темы, тем самым обогащая старые и сочиняя новые танцы. Хороводы, пляски, кадрили, созданные великими творцами, при всей их, казалось бы, «похожести» в каждой области, в каждой местности всегда отличались стилистическими особенностями исполнения, манерой и композиционными приёмами. И если не сохранять эти региональные особенности, то русский танец станет немым и безжизненным.

Пути достижения высокого уровня профессионализма можно увидеть, проанализировав творческую деятельность великих балетмейстеров русского народного танца Т.А. Устиновой, Н.Н. Надеждиной, О.Н. Князевой, И.З. Меркулова, М.С. Годенко и других выдающихся постановщиков.

Т.А. Устинова народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, главный балетмейстер Государственного академического хора им. М.Е. Пятницкого. В 1969 году Она открыта уникальную «Школу-студию русского народного танца и пения» при Государственном академическом русском народном хоре им. М.Е. Пятницкого. В своих сценических композициях она отразила танцевальные особенности таких регионов, как Архангельская («Северный танец с шалями»), Брянская («Брянские игрища»), Воронежская («Девичий воронежский хоровод»), Вологодская («Вологодская напарочка»), Ивановская («Палехская шкатулка»), Курская («Тимоня», «Пляска с колокольцами», «Журавель»), Кировская («Вятские игрушки»), Калужская («Калужские переборы»), Московская («Московские хороводы», «Улитушка»), Нижегородская («Хохломские ложкари»), Омская («Золотая цепочка»), Орловская («Орловская Матаня»), Пензенская («Пензенские дощечки», «Рассыпуха»), Рязанская («Рязанская змейка»), Смоленская («Гусачок»), Тамбовская («Круги»), Тверская («Калининская кадриль», «Хороводные пляски»), Тульская («Тульская кружилиха»), Ярославская («Ярославская кадриль») области Российской Федерации, а также некоторые регионы Сибири («Сибирская полечка», «Венок», «Сибирская пляска») и Поволжья («Волжская пляска»).

Н.С. Надеждина - балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка». Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии. Герой Социалистического Труда. Кавалер ордена Ленина. Она создала такие произведения как:«Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Березка», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сударушка», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Сибирская сюита», «Ямщики», «Русский фарфор», «Цепочка», «Метелица», «Девичья кадриль», «Сибирская сюита» и многие другие. Надеждина на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всем его размахе и взлете. Она раскрывала богатства русской души, ее прекрасные грани и в каждом танце отражала новый, неповторимый для ее воплощения самобытный пластический язык, лаконичную, логически законченную форму выражения.

Ценным достоянием русского народа является Московский государственный академический театр танца «Гжель», созданный в 1988 году народным артистом России, профессором, академиком В.М. Захаровым. Им были поставлены такие номера, как русская плясовая «Барыня», «В царстве финифти», лирический хоровод «Зелёная трава», вокально – хореографическая композиция «Москва златоглавая», «Палех», «Подмосковная кадриль», свадебный танец Воронежской области «У голубя – золотая голова», Смоленская плясовая «У нашей Кати», вокально – хореографическая композиция «Хохломская карусель», «Сказочная Гжель», Северный лирический танец «Ланце», хореографическая композиция «Россия вечная», «Павлово – Посадские узоры», «Ой вы, гуси – лебеди», «Мотивы Жостова», «Гуляния», «Виртуозы», «Вятская картинка», «Гуси – лебеди», хореографическая картина «Выйду ль я на реченьку», «Волжская плясовая», «Балалайка и гармонь», «Воротца» и т.д. Творческая деятельность В.М. Захарова была направлена на то, чтобы средствами искусства рассказать зрителям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, и тем самым внести свою лепту в сохранение и развитие народных традиций в национальной художественной культуре.

Сибирь славится многими выдающимися хореографами, чьи работы заслуженно вошли в золотой фонд русского народного танца, такие как: талантливый балетмейстер Омского русского народного хора - Я.А. Коломейский и, художественный руководитель Красноярского ансамбля танца Сибири – М.С. Годенко. Их постановки обогатили сокровищницу сибирского русского народного танцевального искусства: «Сибирская потеха», «На мосточке», «Танец с трещотками», «Во деревне, то было в Ольховке», «У колодца», «Воротница», «Прялочка», «Чиж», «Ах, вы сени», «Незабудка»и д.р.

Эти балетмейстеры большие знатоки русского народного танца. Они собрали много интересного и ценного в сибирских селениях. Записывая и изучая народные танцы, они создавали по мотивам народных обрядов и игр замечательные танцевальные номера.

Ещё один своеобразный постановщик - Александр Шостак, работающий в Самаре и в Воронеже. Им сочинено несколько уникальных русских танцев – «Как во погребе бочоночек катается», «Русская пляска», «Русская тройка», «Духовницкая кадриль» и д.р.

Достижения в жанре русского народного творчества: руководителями, балетмейстерами и педагогами многочисленных профессиональных и любительских ансамблей и коллективов русского народного танца, работающих во всех регионах России, заслуживает большого уважения. Всё это подтверждает и подчёркивает мысль, о том, что в ценность русского народного танцевального искусства вложен ум и талант не одного человека, а целого поколения.

Имена балетмейстеров Надеждина, Устинова, Годенко, Коломейский, Захаров, Шостак звучат как легенды для миллионов людей, почитателей их таланта, и для представителей огромной армии специалистов – хореографов, они вызывают восхищения своим преданным служением русскому народному танцу, его пропаганде, развитию, обогащению его выразительных средств.

 

Список источников и литературы

1. Климов А.А.-Основы русского танца-1981

2. Голейзовский К.Я. - Образы русской народной

3. Ткаченко Т.С. - Народный танец – 1954

4. Захаров .Cочинение танца.Страницы педагогического опыта

5. Михаил Петрович Мурашко “Формы русского танца” Книга 1. Пляска. Москва, 2006 год

6. Захаров В.М. Радуга Русского танца, Издательство “Советская Россия”, 1986 г.

Содержание

 

 

Введение

Глава1. Сохранение и развитие народных традиций в самодеятельном коллективе

1.1 Разнообразие форм русского танца

 

Глава2. Композиция танца

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.