Сделай Сам Свою Работу на 5

Жанр мысли «Уединенное» В. Розанова.





Ремизов «Крестовые сестры»: своеобразие мировопсриятия, стиля, жанра.

Основная тема романа — отчуждение — «человек человеку волк», звучащей у Ремизова как «человек человеку бревно». Крестьянка Акумовна, добродетельный герой («божественная»), с ее рефреном «обвиноватить никого нельзя», в этой петербургской истории представляет сущность русской народной духовности. Главный герой, безработный чиновник по фамилии Маракулин (от глагола «марать», то есть писать и существительного «каракули»), один из многих обитателей доходного дома, увяз в житейских трудностях, не может найти ответа на проклятый вопрос «как жить? присутствуют два хорошо различимых плана: религиозные и культурные символы прошлого переплетены с минимальным, эпизодическим сюжетом, единство которого определяется наличием главного героя. Поиски ответа на вопрос «как жить» происходят в Санкт-Петербурге, мрачном, нерусском безбожном городе. Это место смерти и безумия. Написанное стилизованным сказом вступление представляет читателю двух неразлучных друзей Маракулина и Глотова, но второй затем практически исчезает из повествования, чтобы стать скрытой пружиной действия. Изредка он всплывает на поверхность как подразумеваемый двойник, который приносит несчастье: по его вине Маракулин теряет место на службе и любимую женщину. Центральное повествование о поисках Маракулиным ответа на вопрос «как прожить» охватывает два года жизни героя. О ходе времени свидетельствуют смены времен года и религиозные праздники. Последние имеют символическое значение как определенные этапы повести, которая начинается на Пасху и заканчивается на Троицын день два года спустя. Сюжет не развивается хронологически, о детстве и юности героя сообщается позже, в кратких ретроспективных экскурсах. Смерть Маракулина в конце романа представляет скорее прекращение, чем завершение действия, потому что Акумовна еще раньше нагадала ему на картах смерть. Ее пророчество подтверждается сном о смерти, который видит Маракулин накануне самоубийства: так сгущается пронизывающий роман дух неизбежности. Ремизов видел в «Сестрах» пример симфонической композиции: каждая глава сначала вводит основную тему, а потом тематические лейтмотивы, связанные с конкретным персонажем. Рефрены подхватывают темы и углубляют их путем повторов. Продуманная музыкальная композиция и четко размеченное календарное время составляют костяк повествования, которое иначе оказалось бы фрагментарным. За страшным видением Маракулина пожарного в ту же ночь последует апокалипсический сон. Двор в доме Буркова становится средневековым полем брани, буквально «смертным полем». Это видение, свидетельствующее о растущем отчаянии чиновника и его приближении к смерти. Единственное исключение на фоне всеобщей обреченности в сцене во дворе Буркова — это юродивая Акумовна. Как одна из отмеченных Богом, владеющая знанием об «ином мире", она играет магическую роль защитницы. С апокалипсическим видением смерти Маракулина контрастирует рассказ Акумовны о ее «хождении по мукам», основанный на легендах, которые оставили глубокий отпечаток в русском народном сознании.





Навалившаяся на Маракулина беда начинает восприниматься как наваждение. Тем не менее Маракулин не может прекратить думать, потому что череда неудач и несчастий произвела в нем громадный необратимый переворот, сделав его из «недумающего» человека «думающим». Маракулин методически размышляет над современными концепция­ми улучшения мироустройства. Хотя Маракулин и сочувствует традиционным верованиям Акумовны и Веры Николаевны, он не в силах удержать себя от отчаяния. Его смерть остается двусмысленной: читатель не может сказать с уверенностью, несчастный ли это случаи или самоубийство; смерть описана сухим языком газетного репортажа. Это еще одно проявление хаоса бытия, традиционного «горя-злосчастья» или «слепой случайнос­ти», правящей жизнью героев, которые не имеют ни силы воли, ни веры, чтобы противостоять злу. Ремизов использует как литературные, так и нелитературные жанры, включая устную традицию, фольклор, поэзию и «логику сновидений». Сострадая своим героям, он не верит в победу «божеского» над «дьявольским», считает, что «дьявольский водевиль» жизни бесконечен.



 

Жанр мысли «Уединенное» В. Розанова.

Фрагментарная композиция, цель – запечатлеть мгновенную мысль. Герой записывает все мысли, на разные темы: правда и ложь – более естественна правда, ложь надо запоминать. Описывает национальный характер – типа шалопая, который отлынивает от работы. Герою не нравится, когда ругают Россию. Размышляет о семье – это святость и ценность. Религия выше, чем философия. Размышляя о литературе, часто допускает субъективные взгляды: о писателях – Салтыков Щедрин отрицательно, хотя сам не читал. Отвергает произведения, в которых сть критика – мертвые души, Анна каренина. Положителен некрасов, тк пишет о России. Татьяна Ларина отрицательный образ, тк нет детей. Темы разрозненны. Революция – нельзя злом исправить зло, отвергает насилие. Жанр имел продолжение у Солженицына. книга размышлений и заметок. На титульном листе стоят слова “почти на праве рукописи – как будто это личные, интимные рукописные записки. В книгу входят записи в основном 1911, причем нередко он указывает даже обстоятельства и место создания записи “на обороте письма”, “за нумизматикой” и даже “на подошве туфли; купанье”. Получилась некая стенография духовной жизни свободного писателя. Менее всего писатель стремился к созданию последовательной концепции. Принцип непоследовательности постоянно даёт себя знать в его “случайных” записях, набросках “для себя”, составляющих трилогию с подчас вызывающими пометами о времени и месте написания: “Когда болел живот”, “На конверте “приглашения на выставку”, “В купальне”. Эти пометы создают ощущение жизни, текущего момента. В трилогии он обращается к многоголосью, ощущение шума голосов. Для трилогии Розанов попытался ухватить ещё более непроизвольный вид письма – внезапно срывающиеся с души нашей восклицания, вздохи, обрывки мыслей и чувств. Эти “нечаянные восклицания”, “жизнь души”, записывались на первых попадавшихся листочках и складывались. Главное было – “успеть ухватить”, пока не улетело. Стремление ухватить “истину”, попытаться запечатлеть отдельные, подчас разрозненные и противоречивые стороны того, что мы зовём “правдой”, самое сокровенное в душе человека – вот что ценное в трилогии.

«Мелкий бес» Сологуба как модернистский роман

В романе изображена душа зловещего учителя-садиста Ардальона Передонова на фоне тусклой бессмысленной жизни провинциального города. Зависть, злость и предельный эгоизм довели Передонова до полного бреда и потери реальности. учитель русского языка томится в ожидании места инспектора, которое ему обещано далёкой княгиней, через его сожительницу, «четвероюродную сестру» Варвару. Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом, Всё доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь. В предметах ему бросались в глаза неисправности, и радовали его. У него не было любимых предметов, любимых людей, природа могла только угнетать его чувства. Быть счастливым для него значило ничего не делать и, замкнувшись от мира, ублажать свою утробу. Передонова страшит сама жизнь. не может объяснить себе этой тоски и этого страха, он не знает, откуда он, он лишь чувствует, что «погибает». А в страх приводило его всё: улицы, трава, птицы, весь земной мир. Этот ужас и мрак Передонова вырвался наружу и воплотился в невоплотимой «недотыкомке»: тварь неопределённых очертаний, — маленькая, серая, юркая. В романе помимо сумрачных дел Передонова развивалась и история светлая, выраженная в отношениях «скромного» гимназиста Саши Пыльникова и «весёлой» барышни Людмилы Рутиловой. Одурманивая всевозможной парфюмерией и возбуждая юношу потехи ради, Людмила скоро сама влюбилась в него. На Пыльникове Людмила Рутилова отрабатывала все свои желания, он — лишь покорялся. Скоро Саша весь пропах женскими духами и в довершение всего стал наряжаться в юбки и чулки — к радости Рутиловой. Мелкий бес был написан с целью показать принципы символизма. Героем своего произведения сделал человека реального. Герой не эволюционирует, а преодолевает препятствия по кругу. Общественные корни «передоновщины» двояки: определены реакционным режимом и либеральным прошлым Передонова. Тема нелепости вещного мира особенно ярко выражена всеобъемлющим мотивом человеческой глупости. в этой вакханалии глупости Передонова с большим трудом и неохотой признают сумасшедшим. Его помешательство уже чувствуется на первых страницах, однако требуется финальное преступление, чтобы оно было признано очевидным. Сам подход к героям, их трактовка «двоится», приобретая то гоголевские, то чеховские черты. В этом призрачном мире жизнь изменить невозможно, Из нее лишь можно совершить бегство в иной план реальности. Таким бегством в романе становится любовная связь между Людмилой и гимназистом Пыльниковым. Сологуб противопоставляет видимость сущности. Видимость такова, что в описываемом городе "живут мирно и дружно, Но все это только казалось. Роман о нелепости русской провинциальной жизни конца прошлого века. В романе нет противопоставления "нашего города" иной форме существования, Поэтому все, что творится в нем, получает значение нормы. Сравнивать не с чем. Хотя все мысли Передонова крутятся вокруг желанного места, его надежды равны нулю с самого начала. Ясно, что Варвара не способна добиться места для Передонова, но она стремится выйти за него замуж. В результате роман о надежде превращается в роман о гнусном надувательстве. Надежда становится как бы тождественной обману. Образ России, созданный Сологубом,- это образ страны, у которой нет будущего, потому что в ней нет сил, способных к творческой деятельности. Изображая Передонова неверующим человеком, для которого обряды и таинства церкви - "злое колдовство", направленное "к порабощению простого народа". Сологуб делит социальную ответственность за безумие Передонова между мракобесным режимом и либерально-нигилистической идеологией. В мире, где царствует глупость, сумасшествие становится нормой. Передонова так и воспринимают герои романа - как нормального члена общества: с ним водят дружбу, ходят в гости, выпивают, он завидный жених, за него идет глухая борьба разных женщин - гротескная сцена его сватовства к трем сестрам Рутиловым попеременно. Акцент делается на запретности страсти и на том, что лишь запретная страсть способна принести истинное наслаждение. Вместе с тем эротизм в "Мелком бесе" обладает "освободительной" функцией. Сологуб "превратил" садизм из социального порока в человеческую страсть. Недотыкомка не столько свидетельствует о безумии Передонова, сколько о хаотической природе вещного мира. Она символ этого хаоса и как таковой принадлежит миру, а не Передонову. Роман строится на нескольких многократно повторяющихся определениях: роль слова "глупый", обилие веселья. Состоящий из разных осколков, повествователь "Мелкого беса" сам воплощает собою хаос и в известной степени соответствует роману о вещном мире как мире хаоса.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.