Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Развитие речи. Сочинение «Зимняя сказка».





Цели урока: 1.Учить детей видеть красоту окружающего мира; находить слова(синонимы, эпитеты, сравнения), достойные выражать эту красоту; показать, как любуются зимней порой писатели, поэты, художники, музыканты; учить наблюдать и строить собственные высказывания, личные впечатления и оформлять их в письменной работе.

2.Развивать воображение, внимание, речь.

3.Способствовать воспитанию любви к природе.

 

Ход урока.

Орг момент.

Слово учителя. В этом году зима оказалась удивительно щедрой на морозы. На мы сегодня будем говорить не о морозах и метелях, а о красоте, какую дарит нам это время года. Урок под названием «Зимняя сказка» поможет вам написать сочинение о зиме.

-Итак, зимняя сказка. Посмотрите на заснеженные окна в классе, мороз нарисовал на них такие узоры, что диву даешься, любуешься и радуешься мастерству художника-мороза. А вспомните свой воскресный день, когда не надо идти в школу, посмотришь на улицу:

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит… (А.С.Пушкин)

Или другое:

Снег да снег.

Всю избу занесло.



Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, свежо и бело! (А.Блок)

-Давайте попробуем мысленно отправиться по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий взгляд художника, пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Итак, в зимнюю сказку, в ледяное снежное царство!

2.Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Зима»

--Что представляли вы, когда слушали музыку?

--Спасибо. Смотрите, какую картину бы вы ни описывали, что бы себе ни представляли, какой бы дворец вам ни рисовался, вы везде произносили слово СНЕГ. Тема сочинения , над которым вы будете работать «Снег да снег».

(Обратимся еще раз к теме сочинения и послушаем выступления ваших одноклассников)

I. Утром кот

принес на лапках

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Легкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой! (Я.Аким)

II. Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю <…>и тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.



III. Первый снег. Он лежит словно просто для красоты—чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке… (С.Иванов)

 

IV. Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок,

Как будто первый начался урок.

(А. Горбунова)

3. --О каком времени зимы вы услышали? (Начало, середина и конец зимней поры)

--Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

---Почему он робок и тих?

--От чего зависит состояние, вид снега? (От времени года, времени суток, погоды)

Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине. Послушайте, что рассказал писатель С.Иванов о январском снеге ( из серии «Каким бывает снег»?)

«Силен и спокоен январский снег. Тяжелым и холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка—что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище!

Много снегу—много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней—ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг—по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…»



--Каким увидел автор январский снег?

--Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?

С чем сравнивается снег в тексте?

Чтобы сделать нашу речь выразительней, чтобы разнообразить ее, мы можем использовать в сочинении сравнения.

Например, снег, как белоснежный ковер

Снег, как сыпучее снежное болото

Снег, как холодное одеяло

--Какие сравнения еще вы можете предложить?

А теперь попробуем посмотреть на снег глазами художника. Подберем цветовую гамму, которую вы сможете использовать в своем сочинении.

 

молочный

жемчужный } БЕЛЫЙ небесный

опаловый лазурный } ГОЛУБОЙ

бирюзовый

 

пепельный } СЕРЫЙ зеленый } САПФИРОВЫЙ

серебристый синий

 

ФИОЛЕТОВЫЙ

СИРЕНЕВЫЙ

РОЗОВЫЙ

 

Наша речь должна быть не только богатой сравнениями, цветовыми оттенками, эпитетами. Но она должна избегать повторов слов, то есть должна быть правильной по форме.

Попробуйте сами: подберите одинаковые, близкие по смыслу ( по значению) слова к слову

БЛЕСТЕТЬ—искриться, переливаться, сверкать, светиться, сиять.

Если мы будем говорить о ПРАЗДНИЧНОМ настроении, каким оно может быть?

ПРАЗДНИЧНОЕ—бодрое, жизнерадостное

(вид) ЧУДЕСНЫЙ—прекрасный, замечательный.

Замените в отрывке выделенное слово близким по значению.

Был холодный зимний день.

Дул холодный ветер. Но снега не было. Холодная земля затвердела как камень.

(морозный, студеный, сильный)

--Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обратимся к плану. Вы можете использовать план, предложенный вашему вниманию на доске, а можете создать свой.

4. «Снег да снег»

План.

I. Здравствуй, гостья-зима!

II. Снег да снег кругом…

1)Снежное покрывало.

2)Снег на деревьях и домах.

3)Снежные забавы.

III. Прошла ее пора…

Д/З Написать сочинение «Снег да снег» по данному плану или, если составите свой, по-своему.

5. Чтобы вам запомнилась наша чудесная зимняя сказка, мне хотелось бы урок завершить строками из стихотворения А.А.Фета:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

 

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь».
Цель:
1.Формировать навыки чтения, слушания, рассказывания; учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;
2.Развивать речь;
3.Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Ход урока:
1. Психологический настрой – знакомство.

Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.
2. Мотивация.
Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести эта мелодия? (ответы детей).
Составление кластера «Природа». Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.
Самостоятельная работа детей в течение 3 минут.
Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.
Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу.

Кого нет на нашей картине? Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему? Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой? Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского. Какие рассказы этого автора вы читали?
3.Реализация
К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя. Чему посвящены рассказы Паустовского? А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения? Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.
Название рассказа состоит из двух слов. Я предлагаю группам подобрать недостающее слово. Если это существительное, то подберите эпитет, если прилагательное, то понятие.
Дети работают по составлению словосочетаний: …….медведь, дремучий……
А вот Паустовский назвал рассказ «Дремучий медведь». Какое толкование этого словосочетания вы можете предложить? Как называется этот приём? (метафора) О ком может быть этот рассказ? Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе мы можем выделить?
(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)
Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.
Крутоя´р - крутой, обрывистый берег.
Осоко´рь – вид тополя
Шпенёк - тонкий стержень
Чтение с остановками. (объяснение стратегии)
Итак, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.
Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?
Отрывок 1 Самостоятельное чтение.
Когда Петя- маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят.
Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые… Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семен – чаёвник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.
А река была такая, что лучше, должно быть, не найдёшь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревьях.
Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

Что же произошло с Петей? Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).
Кто может жить на берегах реки?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.