Сделай Сам Свою Работу на 5

Политика и задачи управление дебиторской задолженностью.





В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприя­тия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со свои­ми контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая про­изведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгруз­ки продукции до момента поступления платежа средства предприя­тия омертвлены в виде дебиторской задолженности,

В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.

Уровень ДЗ определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

 

Основными видами расчетов за поставленную продукцию явля­ются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. В стабильной экономике доминируют безналичные расчеты.



Основными формами безналичных расчетов являются:

· платежное поручение - поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении определенной денежной суммы на счет указанного им лица в этом или ином банке.

· аккредитив - обязательство банка осуществить по указанию клиента и в случае предоставления получателем денежных средств и документов, определенных условиями аккредитива, одно из следую­щих действий: а) произвести платеж третьему лицу; б) оплатить пере­водный вексель; в) акцептовать его; г) учесть его. При расчете аккре­дитивом банк действует от своего имени, но за счет средств клиента;

· расчеты по инкассо - обязательство банка осуществить по по­ручению клиента и за его счет действия по получению от плательщи­ка платежа и/или акцепта платежа (осуществляется на основе инкас­сового поручения, оформленного с помощью платежного требования, платежного требования-поручения и др.);



· расчетный чек - документ, содержащий распоряжение чекода­теля банку о выплате означенной суммы предъявителю чека.

Система управления ДЗ требует посто­янного контроля по ряду параметров. К ним относятся:

Ø время обра­щения средств, вложенных в дебиторскую задолженность,

Ø структура дебиторов по различным признакам,

Ø применяемые схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации,

Ø схема контроля за ис­полнением дебиторами своих обязательств,

Ø схема контроля и прин­ципы резервирования сомнительных долгов,

Ø система принятия мер к недобросовестным или не исполнительным покупателям.

 

Политика управления дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью политики управления оборотными активами и направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизации размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Поэтомуформирование политики управления дебиторской задолженности включает следующие этапы:

1. Анализ структуры и величины дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям;

3. Определение допустимой величины финансовых средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;

4. Формирование системы кредитных условий;

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;



7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Проце­дуры принятия решений в отношении многих из упомянутых пара­метров носят в основном неформализованный характер и нарабаты­ваются по мере становления компании.

 

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: со­блюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансо­вые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия ­продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной налич­ности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть по­лучена из публикуемой финансовой отчетности, от специализирован­ных информационных агентств, из неформальных источников.

 

С целью максимизации притока денежных средств: предприя­тию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей дого­воров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразо­ванием. Возможны различные варианты: от предоплаты или час­тичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской га­рантии.

 

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продук­ции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:

1. Срок предоставления кредита.

2. Стандарты кредитоспособности.

3. Система создания резервов по сомнительным долгам.

4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами пред­полагает разработку: а) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты, б) критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений, в) системы нака­зания недобросовестных контрагентов.

5. Система предоставляемых скидок.

 

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

Ситуация 1 - Снижение цены приводит к расширению продаж, структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар: высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных за­трат. (См пример)

Ситуация 2 - Система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицатель­ного финансового результата от проведения конкретных сделок.

Ситуация3 -Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. Речь вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализо­ванной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате (см пример)

Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия - покупателя.

Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к уcлyгaм экспepтoв - консультантов.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходя из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и различного рода скидки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.