Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные положения работы.





Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методологическая основа исследования, характеризуется состояние теоретической разработки проблемы. Также излагаются научная новизна и практическая значимость диссертации.

Глава 1 «Правовые основы налогового планирования» посвящена рассмотрению основных понятий и принципов налогового планирования.

По мнению автора, в настоящее время становится более распространено представление о том, что каждый налогоплательщик вправе использовать всё допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения налоговых обязательств, возникающих в результате его деятельности.

В диссертации исследуются основные черты налогового планирования. В иностранной литературе налоговым планированием обычно называется особая организация деятельности налогоплательщика с целью

минимизации его налоговых обязательств в течение длительного периода времени способами, не связанными с нарушением действующего законодательства. Представляется, что такое определение отражает принципиальную основу поведения налогоплательщиков при выборе такого способа деятельности, при котором нее возникающие налоговые последствия будут наименее обременительными для такого налогоплательщика.



В приведенном определении отражается двоякая сущность налогового планирования: как особой организации предпринимательской деятельности налогоплательщика наиболее оптимальным с налоговой точки зрения способом и, одновременно, как деятельность налогоплательщика по разработке и применению специальных методов и приемов, позволяющих уменьшить налоговые обязательства. Кроме того, в определении подчеркивается, что методика оптимизации налоговых обязательств может считаться удачной лишь в случаях, когда она может использоваться предприятием длительное время. Если благоприятные налоговые последствия для налогоплательщика могут быть впоследствии оспорены налоговыми органами, то налоговое планирование не; может считаться успешным. Также недопустимы методы планирования, связанные с нарушением налогового законодательства. Такие действия практически повсеместно приравниваются к уклонению от уплаты налогов, которое, однако, следует отделять от рискованного налогового планирования, ведущегося на грани нарушения законодательства или основанного на применении спорных налоговых норм. Такие действия могут прямо не нарушать налоговое законодательство, но всегда будут находиться под пристальным вниманием налоговых органов.



В диссертации делается вывод о том, что в основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование налогоплательщиком всех предусмотренных налоговыми законами льгот и других благоприятных положений налогового законодательства, оценка позиции налоговых органов по вопросам толкования и применения актов о налогах и сборах и анализ основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

В результате анализа теории и практики международного налогового планирования делается вывод о том, что стремление налогоплательщиков

уменьшать свои налоговые обязательства является объективным социальным явлением.

В диссертации анализируются причины, непосредственно подталкивающие налогоплательщиков к уклонению от уплаты налогов, в том числе моральные (нравственно-психологические), политические, экономические, и технико-юридические.

По мнению автора, уклонение от уплаты налогов (антипод налогового планирования), как правило, происходит в форме незаконного использования налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов и сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного предоставления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не надлежащим образом.



Автор придерживается точки зрения, что налогоплательщик считается действующим добросовестно, если не доказано иное. В налоговом праве необходимо исходить из понимания добросовестности налогоплательщика в субъективном смысле. Понятие добросовестности в объективном смысле, как дополнительного критерия поведения налогоплательщика, не должно находить применения в налоговом праве. Это объясняется тем, что по Конституции каждый должен платить только законно установленные налоги, в связи с этим каждый точно должен знать, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом, критерий добросовестности в налоговом: праве предполагает определенное субъективное отношение налогоплательщика к совершаемым им действиям.

В диссертации выявляются и анализируются правовые принципы налогового планирования.

Согласно принципу законности деятельность по уменьшению налоговых обязательств налогоплательщиков может быть допустима в тех случаях, когда налогоплательщики действуют правомерно. Только полное соблюдение налогоплательщиком действующего законодательства при использовании специальных мер по минимизации своих налоговых обязательств можно назвать успешным налоговым планированием.

Автор отмечает, что судебно-арбитражная практика по вопросам применения налогового законодательства в ряде случаев выступает наиболее авторитетным источником информации при принятии налогоплательщиками конкретных решений, связанных с применением налогового законодательства. Долгое время в профессиональном правосознании преобладало мнение, что каждый судебный спор индивидуален, неповторим, а потому оценка всех правовых вопросов может быть дана только применительно к тому или иному заявленному спору. Однако в действительности оценка юридических фактов и применение правовых норм в заявленном споре представляют собой не более Чем частное проявление общих правил в деятельности по отправлению правосудия. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по конкретным делам можно рассматривать как акты казуального толкования, которые даются судебным органом по поводу конкретного дела и формально обязательны лишь при его рассмотрении. Между тем, авторитет Высшего Арбитражного Суда России, а также угроза отмены принятого решения вышестоящей (надзорной) судебной инстанцией в сложных ситуациях служат решающим фактором при вынесении того или иного судебного решения. Поэтому при рассмотрении принципиальных моментов налогообложения и применении мер налоговой ответственности значительное место уделяется решениям по конкретным делам и спорам.

По мнению Брызгалина А.В., разделяемому автором, свобода договора и всеобщий характер гражданского законодательства не означают, что посредством злоупотребления своими гражданскими правами предприниматели могут совершать действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Если налогоплательщик использует свои гражданские права для заключения сделок с целью избежания налогов, его действия могут быть оспорены по причине недобросовестного отношения налогоплательщика к общественным интересам.

Принцип разумности означает, что любые действия налогоплательщиков должны быть обоснованы с практической и экономической точек зрения. При налоговом планировании необходимо соотносить результаты налогового планирования и риск оспаривания налоговыми органами сделок или действий налогоплательщиков.

Принцип комплексного использования законодательства при налоговом планировании означает, что методика налогового планирования не должна основываться только на нормах налогового законодательства, поскольку при формировании налоговой системы Российской Федерации недостаточно учитывалась взаимообусловленность налогового права и других отраслей права.

При формировании того или иного способа налогового планирования должны быть проанализированы все существенные аспекты, причем как отдельной сделки, так и всей хозяйственной деятельности предприятия (принцип комплексного расчета налоговой экономии и убытков). Правы те, кто называют данный принцип одним из ключевых правил налогового планирования. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения общего налогово-правового статуса налогоплательщика.

В диссертации раскрывается содержание принципов профессионализма и конфиденциальности.

Некоторые права налогоплательщиков, в том числе, основанные на указанных выше принципах, не имеют надлежащего обеспечения. Окончательное решение о толковании неустранимых сомнений, противоречий и неясности налогового законодательства в пользу налогоплательщика может принять только суд.

В диссертации анализируются основные этапы налогового планирования и задачи, решаемые налогоплательщиками на каждом из таких этапов. На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрении места расположения, как самого производства, так и его руководящих органов, филиалов или дочерних предприятий. При этом необходимо учитывать режим налогообложения, предоставляемый национальным законодательством, а также правилами международных соглашений об устранении двойного налогообложения.

Основная задача второго этапа налогового планирования состоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица.

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Как показывает практика, налоговая оптимизация приносит наиболее эффективные результаты только при использовании всех способов уменьшения налоговых обязательств и использования всех возможных налоговых льгот.

Вопросы четвертого этапа налогового планирования главным образом относятся к размещению наиболее рациональным способом активов и прибыли предприятия.

Автор также производит разделение налогового планирования на стратегическое и текущее. К стратегическому налоговому планированию относятся отдельные вопросы, решаемые на различных этапах, имеющие важнейшее организационное значение для всей деятельности налогоплательщика. К текущему налоговому планированию относятся планирование сделок налогоплательщиков, совершаемых в процессе их повседневной хозяйственной деятельности, а также своевременное реагирование на изменения налогового законодательства.

В третьем параграфе подробно рассматриваются меры, которые обычно используются для пресечения уклонения от уплаты налогов, совершаемого незаконными способами, поскольку, по мнению автора, применение мер, направленных на пресечение налоговых нарушений, позволяет определить пределы налогового планирования, т.е. ту грань, за которой деятельность по уменьшению налоговых обязательств налогоплательщика перестает быть правомерной.

В правоприменительной практике большинства государств, включая Российскую Федерацию, сложились специальные методы, позволяющие предотвратит уклонение от уплаты налогов, а также существенно ограничить сферу налогового планирования. Как правило, эти методы можно классифицировать на законодательные ограничения, меры административного воздействия, а также определенные правила и подходы, сложившиеся в судебной и арбитражной практике («судебные доктрины»). Автором анализируются полномочия налоговых органов Российской Федерации по применению санкций за налоговые правонарушения, привлечению нарушителей налогового законодательства к административной или

уголовной ответственности, и обращению в суд с исками к налогоплательщикам.

В диссертации рассматривается порядок изменения налоговыми органами юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либо юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика, предусмотренный статьей 45 Налогового Кодекса.

Кроме того, подробно освещается круг проблем, связанных с институтом злоупотребления правом при рассмотрении налоговых споров. Хотя в юридической практике институт злоупотребления правом обычно используется в отношении гражданско-правовых споров, по мнению некоторых авторов (Мачехина В.А., Щекина Д.М. и других) есть налогово-правовые основы и арбитражно-судебная практика, позволяющие сделать вывод об использовании данного института при рассмотрении налоговых споров. Вопрос о пределах применения понятия злоупотребления правом в налоговом праве возникает в основном в связи с определением пределов налогового планирования. Если действия налогоплательщика формально опираются на принадлежащее ему право, но последствия реализации такого права неприемлемы с точки зрения защиты общественных интересов, то вопрос, могут ли такие действия налогоплательщика быть признаны законными, является ключевым при оценке налогоплательщиком преимуществ и недостатков предполагаемых действий, направленных на уменьшение его налоговых обязательств.

Информация о том, как налоговые органы расценят те или иные действия, направленные на правомерное уменьшение налоговых обязательств плательщиков, имеет чрезвычайно важное значение при принятии решений по вопросам налогового планирования. Таким образом, налогоплательщику важно иметь возможность заранее, до совершения планируемых действий обсудить их с налоговыми органами. Подобная возможность может быть предоставлена путем введения в налоговое законодательство института предварительного решения подобного тому, который установлен в Таможенном Кодексе Российской Федерации.

Предметом Главы 2 «Группа предприятий как субъект налогообложения» является анализ видов групп предприятий и налоговых

последствий, возникающих при создании, функционировании и прекращении деятельности группы (в особенности, при реорганизации предприятий).

Для того, чтобы определить налоговые последствия какой-либо хозяйственной операции, необходимо представлять себе не только права и обязанности сторон по совершенной или предполагаемой сделке, но также конструкцию исполнения обязательств по оплате приобретаемых товаров (работ, услуг), ответственность сторон и другие вопросы, имеющие отношение к определению правовых (в том числе налоговых) последствий сделки для всех ее сторон. Соответственно, для правильного применения налогового законодательства при обложении того или иного налогоплательщика, например, для выяснения вопроса возможности применения правил об определении цены товаров (работ, услуг) в целях налогообложения, установленных статьей 40 Налогового Кодекса, или для взыскания налогов с дочернего предприятия, в случаях, установленных статьей 31 Налогового Кодекса, необходимо знать принципиальные особенности, определяющие статус данного налогоплательщика. В связи с этим автором анализируется влияние отношений взаимозависимости налогоплательщика с другими лицами.

Для налогообложения важно, является ли налогоплательщик самостоятельным лицом или членом группы предприятии, подчиняется ли он влиянию со стороны других предприятий группы, является ли" данное влияние непосредственно воздействующим на результаты хозяйственной деятельности налогоплательщика, какими правовыми способами реализуется данное влияние (в силу владения контрольным пакетом акций, наличия одних и тех же лиц в составе руководящих органов предприятия, на основании договора), является ли такие влияние прямым или косвенным и многие другие вопросы.

В данной главе анализируются те формы взаимоотношений, которые, по мнению автора, могут быть использованы на практике для определения отношений взаимозависимости налогоплательщиков. Это необходимо для принятия актов налогового законодательства, устанавливающих правила налогообложения таких взаимозависимых лиц.

Группы предприятий или крупные объединения предприятий получили в последнее десятилетие широкое распространение в различных

странах. Они занимают ведущие позиции в большинстве отраслей экономики, обладают разветвленной структурой, значительными финансовыми возможностями и способностью к быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям рынка. В настоящее время в юридической литературе чётко обозначились два подхода к определению группы. В соответствии с первым подходом группой следует считать юридически самостоятельные организации, связанные отношениями экономической зависимости, и проводящие согласованную хозяйственную политику. Сторонники второй точки зрения считают, что группой являются только такие организации, в которых один из участников обладает контролем над другими.

В диссертации исследуется природа взаимосвязи между отдельными предприятиями в составе группы и ее влияние на налогообложение.

Для решения задач диссертационного исследования анализируется законодательство стран Европейского Союза, характеризующееся высокой степенью унификации и четкой проработкой вопросов определения налогового статуса взаимосвязанных налогоплательщиков.

Контроль, под которым обычно понимается «определяющее влияние на руководство компанией», является основным критерием, позволяющим признать юридически самостоятельные предприятия взаимозависимыми в целях налогообложения. На основе анализа иностранной и российской научной литературы и практики международного налогообложения можно выделить два основных подхода к определению понятия контроля. Согласно формальному подходу одно предприятие признается контролирующим другое при условии, что первому принадлежит контрольный пакет акций второго предприятия. В основу фактического подхода положен принцип, согласно которому одного предприятие признается контролирующим другое при условии, если оно имеет право оказывать решающее воздействие на процесс управления этим другим предприятием.

По мнению автора, в российском законодательстве переход от формального (юридического) подхода к фактическому (сущностному) подходу наметился еще в конце 1992 года, что нашло свое отражение в изменении содержания понятия «контрольного пакета акций» в гражданском законодательстве.

Автором анализируются соответствующие налогово-правовые аспекты создания групп предприятий. Определение способов образования группы предприятий важно для точного определения режима налогообложения предприятий в период создания группы, что дает возможность создать все необходимые предпосылки для предотвращения действий, направленных на уклонение от уплаты налогов или необоснованное использование налоговых льгот. На основе данного анализа создаются необходимые предпосылки для правильного! применения налогового законодательства при создании групп предприятий и для успешного налогового планирования.

По мнению автора, для того, чтобы выяснить особенности налогообложения предприятий в период создания группы необходимо изучить, сам порядок создания группы предприятий; Поэтому в третьем параграфе рассматриваются основные задачи и методы налогового планирования, проводимого налогоплательщиками при создании группы предприятий. Кроме того, автором анализируются различные способы создания группы предприятий, включая реорганизацию предприятий, договорный способ, и некоторые смешанные способы.

Четвертый параграф главы посвящен правовому регулированию создания и деятельности групп предприятий в Российской Федерации и связанным с этим проблемам применения налогового законодательства. В данном параграфе приводится анализ норм гражданского, антимонопольного и налогового законодательства, регулирующих отношения

взаимозависимости организаций, а также отношения контроля, влияющие на хозяйственную деятельность таких субъектов и возникающие при этом налоговые последствия.

Рассмотренные нормы гражданского и антимонопольного законодательства могут быть использованы в налоговых целях, например, для определения факта влияния взаимоотношений отдельных предприятий на результаты их хозяйственной деятельности.

Глава 3 «Правовые аспекты налогового планирования при создании и деятельности группы предприятий» посвящена особенностям налогообложения групп предприятий. Отдельные принципы и положения, образующие в целом методику налогового планирования, как бы «вплетены»

в рассматриваемые по ходу исследования вопросы, создавая общее представление о проблемах и задачах, стоящих перед налогоплательщиками.

В первую очередь в данной главе рассматриваются правила налогообложения групп предприятий, установленные нормативными актами Европейского Союза. По мнению автора, изучение данных правил в совокупности с практикой их практического применения поможет сформулировать рекомендации по совершенствованию российского налогового законодательства, главным образом, с целью более справедливого налогообложения предприятий. Кроме того, как уже отмечалось выше, в ходе развития рыночной экономики в Российской Федерации неизбежно увеличатся тенденции к укрупнению предприятий.

Общим условием для предоставления налоговых льгот, как правило, является экономическая обоснованность проведения реорганизации. Законодательство также предусматривает специальные меры для пресечения уклонения от уплаты налогов. Для борьбы с уклонением от уплаты налогов широко используются специальные тесты, такие как «непрерывность участия в капитале компании», «непрерывность производственных целей». Выполнение таких тестов налогоплательщиками обычно устанавливается судами.

Что касается таких способов создания группы, как квазиреорганизация и договорный способ, то они, как правило, не влекут предоставления налоговых льгот ни в ходе создания группы, ни при дальнейшей деятельности. Однако их притягательность для предприятий состоит в возможности избежать обязанности выполнения таких условий, которые необходимы при применении более традиционных способов создания групп предприятий. Кроме того, отсутствие четких правил в законодательстве, в отдельных случаях, открывает широкие возможности для налогового планирования и, одновременно, для уклонения от уплаты налогов.

Автор анализирует налоговые последствия, возникающие при применении отдельных способов реорганизации предприятий в Российской Федерации, рассмотренных во второй главе. В частности в статье 50 Налогового Кодекса впервые нашли свое отражение общие положения о налогообложении предприятий и организаций, участвующих в реорганизации. Налоговые последствия реорганизации предприятий

рассматриваются также в Главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса.

В диссертации рассматриваются главные проблемы налогообложения группы предприятий, в том числе двойное налогообложение дивидендов и возможные методы его устранения, специальные правила определения цен на товары (работы, услуги), реализуемые между связанными предприятиями для целей налогообложения, требования, о предоставлении консолидированной налоговой и бухгалтерской отчетности и другие вопросы.

Автором анализируется, иностранный опыт налогового планирования групп предприятий. Сложность налогообложения групп предприятий требует тщательного изучения всех особенностей налогообложения, недостатков и преимуществ режима налогообложения, и рассмотрение других факторов, оказывающих существенное воздействие на деятельность группы. Кроме того, если в составе группы находятся предприятия, являющиеся резидентами в различных странах, большое значение имеют нормы международных соглашений об устранении двойного налогообложения, заключенные с такими странами, поскольку они зачастую представляют более выгодный налоговой режим по сравнению с российским законодательством.

Работа заканчивается кратким заключением, в котором изложены выводы и рекомендации автора, отражающие основные результаты диссертационного исследования.

Положения, выводы, рекомендации и отдельные вопросы диссертационного исследования содержатся в следующих публикациях автора:

1) Сделка признана недействительной.//Экономика и Жизнь. - 1994. -№20.-с. 31.

2) Санкции за налоговые правонарушения за рубежом.// Финансовые и Бухгалтерские Консультации. - М.: Инвест-Фонд. - 1994. -№ 3. - с. 42-45.

3) Глава 9. Налоговое планирование, см. Учебник «Основы налогового права»./Под ред. Пепеляева С.Г. - М: Инвест-Фонд. -1995.-е. 153-172.

4) Особенности налогообложения групп предприятие/Финансовые „ Бухгалтерские Консультации. - М.: Инвест-фонд - 1996. - № 3. - с. 43-48.

5) Налоговое планирование//Ваш налоговый адвокат. Выпуск 1. -М.: ИД ФБК-Пресс.-1997.-№ 1. с. 40-51.

6) Проблемы налогового планирования в . Российской Федерации.//Налоговый Вестник. -.1997. - № 6. - с. .74-76.

7) Глава 26. Налоговое планирование, см. Учебное пособие «Налоговое право,/Под ред. Пепеляева С.Г. – М.: ИД ФБК-Пресс. -2000.-с. 578-596.

8) Review of Part Two of Russua`s New Tax .Code .(co-authors).//Bulletin for International Fiscal Documentation, - February 2001. - Vol. 55. No. 2. - с 74-80.

9) New Profits Tax Provisions of Part Two of the Russian Federation Tax Code (co-authors).//World Trade Executive-Russia/Central Europe Executive Guide. - August 15, 2001. - Vol. 11. No. 15. - c. 16-17.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.