Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАССОВОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ С ПОИСКОМ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СТОМАТОЛОГИИ





В условиях здравоохранения бывшего Советского Союза был наработан большой опыт по оказанию стоматологической лечебной и профилактической помощи детям через школьные стоматологические кабинеты.

Так, в целях улучшения стоматологической помощи населению Совет Министров Союза ССР постановил Советам Министров союзных республик, организацию стоматологической помощи учащимся непосредственно в школах - интернатах, средних школах, высших учебных заведениях и средних специальных учебных заведениях с количеством учащихся 800 человек и более, а в аналогичных учебных заведениях с меньшим числом учащихся помощь оказывать в стоматологических поликлиниках и отделениях, за которыми закрепляются учебные заведения. Для выполнения поставленной задачи в учебных учреждениях, где отсутствовал школьный стоматологический кабинет, допускалось использование портативных стоматологических кресел. Согласно инструкции к Приказу №386 от 2 сентября 1961 года плановой профилактической санации полости рта подлежали все дети дошкольного и школьного возраста. По сути, этот приказ дал старт развитию школьной стоматологии в стране.(ПРИКАЗ)совет министров 61 год



При составлении планов и проведения плановой санации полости рта у детей дошкольного и школьного возраста детские поликлиники руководствовались следующими положениями: плановая санация полости рта у школьников должна проводиться во всех школах города (района) в течение учебного года. Проведение санации начиналось с первых классов всех школ, наряду с этим обязательно были санированы учащиеся выпускных (восьмых в восьмилетней средней школе) классов. В период летних каникул организовывалось санация полости рта у детей в пионерских лагерях, детских садах, санаториях, летних оздоровительных площадках и т. д. Перед началом учебного года в порядке диспансеризации следуя из текста приказа, проводилась обязательная санация полости рта у всех детей, поступающих в школу. В сельских лечебно - профилактических учреждениях санация полости рта у детей дошкольного и школьного возраста проводилась врачами стоматологических кабинетов районных больниц, а также врачами передвижных стоматологических кабинетов. Для этой работы выделялось не менее двух дней в неделю.(приказ).(ПРИКАЗ)совет министров 61 год



Работа по плановой санации полости рта включала проведение каждым врачом систематического гигиенического воспитания детей и широкой санитарно - просветительной работы среди населения. Врачи, проводящие плановую санацию полости рта у детей в школах, проводили всю свою работу в тесном контакте с администрацией и учителями школы, при активном содействии родительского актива, комсомольской и пионерской организации и местной общественности. За выполнение всех задач, а главное поставленной цели ответственным был назначен главный стоматолог Министерства здравоохранения СССР В.Рудько.(ПРИКАЗ)

Для более широкого распространения программ профилактики очень важным было участие сотрудников группы в советско-финском сотрудничестве, соглашение о котором было принято на межправительственном уровне. Оно началось в начале 1980-х годов, продолжалось более 10 лет и предусматривало внедрение аналогичной программы профилактики стоматологических заболеваний среди младших школьников СССР и Финляндии. Программа включала стоматологическое просвещение детей и их родителей, их мотивацию к уходу за полостью рта, обучение правилам чистки зубов, периодическое проведение контролируемой чистки, аппликации раствора Ремодент. ( КУЗЬМИНАСТАТЬЯ в маэстро стоматологии)

В 1985 году был организован курс профилактики стоматологических заболеваний при кафедре стоматологии детского возраста, а с 1986 года – кафедра профилактики стоматологических заболеваний, которая на сегодняшний день является единственной в России. (СТАТЬЯ КУЗЬМИНА маэстро)



В целях дальнейшего совершенствования массовой профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах, в 1988 году, приказом Министерства Здравоохранения СССР было предусмотрено разработать и утвердить республиканские региональные программы профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах. Руководители детских дошкольных, интернатных учреждений и школ были обязаны обеспечить условия для проведения санации полости рта и профилактики стоматологических заболеваний у детей в течение учебного года. Педиатрическая служба активно участвовала в организации профилактики стоматологических заболеваний у детей. Регионы с пониженным содержанием фтора в питьевой воде получали нормативный прием эндогенных препаратов фтора в организованных детских коллективах.

Пересмотр нормативно-технологической документации на продукты детского питания по дополнительному снижению сахара, расширил выпуск продуктов детского питания со сниженным содержанием сахара, школьные стоматологические кабинеты были дополнительно оборудованы стоматологическими креслами, инструментарием и материалах. Школы, интернатные учреждения, санатории утвердили новые учебные программы по вопросам гигиены и профилактики (из расчета 3 часа в год в 1 -3 классах и 1 час в год в 4-10 классах), учебные программы были дополнены вопросами гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний. Воспитатели ежедневно проводили с детьми гигиенические мероприятия по уходу за полостью рта с 2-3 летнего возраста. (ПРИКАЗэтим приказом МЗ СССР и Гос.Комитета СССР по народному образованию от 11 августа 1988 года №б39/271 "О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах)

Проанализировав нормативно-правовые акты, можно сказать, что в Советском Союзе был наработан большой опыт по оказанию стоматологической профилактической и лечебной помощи детям через школьные стоматологические кабинеты (Виноградова Т.Ф., 1988). На сегодняшний день существует реальная угроза гибели школьной стоматологии (Морозова Н.В., Басманова Е.В., 1998; Давыдов Б.Н. и соавт., 2000; Кондратов А.И., 2000; Хамадеева A.M., 2000; Маслак Е.Е. и соавт., 2004).

В настоящее время особую актуальность приобретает разработка и внедрение школьных стоматологических программ, как наиболее приспособленных к современным условиям и обладающих возможностями задействовать имеющиеся ресурсы школьных стоматологических кабинетов. Новые социально - экономические условия, современное развитие стоматологии диктует необходимость создания новой, современной концепции школьной стоматологии в России. Существует необходимость разработки четкой схемы и порядка работы, планирования объемов и спектра оказываемой помощи, а также квалифицированной оценки эффективности школьных программ. В процессе продолжающихся реформ стоматологическое здоровье детей и школьная стоматология в целом остались без внимания со стороны государства. Развитие школьной стоматологии остановилось на уровне 80-х годов прошлого столетия, когда были разработаны и внедрены стандарты функционирования школьного стоматологического кабинета (Т.Ф. Виноградова и соавт., 1981).Хощ

Кризис школьной стоматологии заключается в повсеместном закрытии школьных стоматологических кабинетов, что приводит к резкому снижению охвата плановой санацией и диспансеризацией детского населения, росту стоматологической заболеваемости. ХОЩ

В большинстве стран СНГ школьных стоматологических кабинетов практически нет, тем временем, в Беларуси внедрена и даёт положительные результаты Национальная программа профилактики кариеса зубов и болезней периодонта, за счёт которой сохранена школьная стоматология и предложена её новая модель. Однако, конечные результаты стоматологического здоровья школьников в Беларуси, где школьные стоматологические кабинеты сохранены и в России, где многие кабинеты закрыты, примерно одинаковые. (ЛЕУС СТАТЬЯ маэстро)

В странах, где стоматологическое здоровье детей отличное, вместо школьных стоматологических кабинетов, имеются центры школьной стоматологии, которые обслуживают определённое количество школ и детей. Сотрудники центров, медсёстры или гигиенисты стоматологические посещают школы, проводят профилактические мероприятия, осматривают детей и, при необходимости, направляют на лечение в центры. Работу центров оценивают по снижению заболеваемости детей и по отсутствию осложнений кариеса зубов. Чем меньше было наложено пломб, тем более эффективная профилактическая работа. Условные единицы труда не практикуется. Ребёнка осматривают один раз в год обязательно. (СТАТЬЯ ЛЕУС маэстро)

Закрытие школьных стоматологических кабинетов в большинстве городов России, переход детских стоматологов в частные клиники, недостаточный охват детей плановой санацией и высокий уровень нуждаемости в стоматологической помощи так же определяют кризисное состояние школьной стоматологии нашей страны (Ю.Л. Образцов, 1996; О.Г. Авраамова, 1998, 2006; Н.В. Морозова, Е.В. Васманова, 1999;С.С. Крылов и соавт., 2001; Е.Е. Маслак и соавт., 2002, 2004).хощ

Обостряют ситуацию дефицит финансовых ресурсов, чрезмерной децентрализации системы управления, усиления структурных диспропорций в здравоохранении, являющиеся общими для всех регионов Российской Федерации (В.И. Сабанов, 1996; В.И. Стародубов, 2000).хощ

Процесс лицезирования стоматологической помощи в том числе и школьной, затруднило вышедшее Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 04.09.2012) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). ((Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 04.09.2012) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"))

 

Коломыткиной О.В. (2008) было проведено исследование, целью которого явилось эксплицировать причины кризиса школьной стоматологии в современном обществе и обосновать пути выхода из него. Основными причинами кризисного состояния школьной стоматологии являются неудовлетворительное материально-техническое обеспечение службы, недостаток среднего и младшего медицинского персонала, невысокая престижность профессии, низкий уровень платежеспособности населения. По мнению школьных стоматологов, профессиональной деятельности больше всего мешает старое оборудование (52,2%); плохой инструментарий (32,9%), отсутствие хороших боров (27,2%), необеспеченность кабинета средним и младшим медицинским персоналом (28,4%), отсутствие у родителей средств для оплаты современного лечения детей (36,4%). По мнению школьников, основными недостатками школьного стоматологического кабинета является устаревшее оборудование (39,1%) и отсутствие современного обезболивания (39,2%).(КОЛОМЫТКИНА)

Результаты социологического опроса старшеклассников подтвердили высокую значимость школьной стоматологии, как здоровьесберегающего направления в стоматологии. Навыки санологического поведения и уровень здоровья были лучше у подростков, обеспеченных школьными стоматологическими кабинетами. Они чаще имели здоровые зубы (1,3 раза), правильно ухаживали за полостью рта (1,5 раза) и посещали стоматолога (1,7 раза), реже отмечали кровоточивость десен и запах изо рта (1,4 раза), потребность в лечении кариеса (1,7 раза), чем старшеклассники, не обеспеченные данной службой. КОЛОМЫТКИНА

Объективные показатели работы ШСК обосновывают социальную значимость школьной стоматологии. В ШСК ежегодно проходили профилактический осмотр и получали профилактические процедуры более 95% школьников; 82,6% детей, нуждавшихся в лечении, были санированы. В течение трех лет наблюдения в 2 раза уменьшилось число детей, отказавшихся от лечения; в 1,4 раза снизилось количество осложнений кариеса; в 1,4-1,7 раза увеличилось количество проведенных школьникам профилактических процедур. Улучшились основные показатели здоровья школьников: достоверно снизилась распространенность кариеса постоянных зубов, наметилась тенденция уменьшения интенсивности поражения кариесом постоянных зубов. Позитивное отношение к школьной стоматологии выявлено у 94,3% детских стоматологов, 100% педагогов и 65,7% старшеклассников, что подтверждает социальную востребованность службы. Главными направлениями работы ШСК детские стоматологи считали профилактику (63,6%), лечение болезней органов и тканей полости рта (31,8%) и диспансеризацию детей (27,3%). По мнению педагогов, ШСК – удобная форма организации медицинской помощи детям (22,0%-50,0%), в нем следует проводить осмотры детей (93%) и лечение (50,0% и 73,0% ответов учителей разных классов). Основными преимуществами ШСК, по мнению подростков, было удобство расположения (24,4%-38,6%), высокая квалификация стоматолога (21,9%-38,6%), бесплатность/дешевизна стоматологического лечения в школе (16,4%-17,1% ответов в различных группах школьников). (Маслак Е.Е., 2007).Коломыткина

В настоящее время приоритет профилактического направления в медицине признан на государственном уровне. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ №597н от 19.08.2009 года, во всех регионах России организованы Центры здоровья, в штате которых открыты вакансии для специалистов стоматологического профиля (Статья КУЗЬМИНА маэстро)

Для оказания квалифицированной стоматологической помощи необходима подготовка среднего медицинского персонала, гигиенистов стоматологических, так как реализовать тенденцию для развития профилактического направления в стоматологии, возможно, практически полностью, возложив эту работу на вспомогательный медицинский персонал. Исследования показывают, что стоматолог тратит на выполнение вспомогательной работы 25-40% от рабочего времени (Сунцов В.Г., Попова Е.В., 2001; Орехова Л.Ю., Кудрявцева Е.В., КучумоваУ.Д.исоавт., 2001).Хощ

Международный опыт так же показывает, что в системе стоматологической помощи должны быть гигиенисты и / или помощники врача стоматолога и примерно 80% от общего числа стоматологов должны быть врачи широкого профиля. В большинстве стран Западной Европы, Австралии, США соотношение дентистов к среднему персоналу не менее 1:1. Гигиенист стоматологический чаще всего работает самостоятельно и пользуется большой востребованностью населением. Это обстоятельство не только экономит время врача, но и обеспечивает профилактическую направленность лечебной работы. Бывшие социалистические страны Центральной Европы и Прибалтийские страны перестроили подготовку стоматологического персонала по стандартам ЕС.

В России также начата подготовка гигиенистов стоматологических, эта должность является относительно новой. Приказом Министерства образования РФ №1809 от 19.06.2000г. классификатор специальностей среднего профессионального образования был дополнен специальностью «Стоматология профилактическая». В настоящее время в связи с возросшей потребностью в данных специалистах, разработаны программы переподготовки для среднего медицинского персонала, одна из которых рассчитана на подготовку гигиенистов стоматологических из зубных врачей ( в течении 3 месяцев), другая – из медицинских сестёр (в течении 6 месяцев).(КУЗЬМИНАмаэстро) .Леус статья плюс кузьмина

Сегодня в нашей стране разрабатываются пути совершенствования стоматологической службы, изыскиваются новые формы управления стоматологической помощью, изыскиваются и предлагаются новые подходы к организации школьной стоматологии (А.В. Алимский, 1999; Ю.Л. Образцов и соавт., 1999; Н.В. Морозова, 2001; Л.М. Лукиных, 2004; Н.Н. Бондаренко, 2005; В.К. Леонтьев, 2004, 2005;О.Г. Авраамова, 2006; В.В. Бойко, 2006; Л.П. Кисельникова, 2006; Е.Е. Максимовская Л.Н., 2006; А.М. Хамадеева и соавт., 2006;Маслак и соавт., 2007; А.А. Прохончуков и соавт., 2007).Хощ

В 2010 году на совещании с участием заместителей высших должностных лиц, руководителей исполнительных органов власти в сфере здравоохранения, главных специалистов-стоматологов субъектов Федерации Сибирского федерального округа обсуждались основные направления государственной политики в системе стоматологической помощи населению, возможные пути модернизации стоматологии на современном этапе, а так же проблемы деятельности стоматологических служб в регионах.

Одними из решений совещания было: для эффективности деятельности стоматологических служб по оказанию качественной помощи населению рекомендовать; обеспечить финансирование государственных программ профилактики стоматологических заболеваний, учитывая, что профилактика является общегосударственной задачей и проводится как составная часть комплексной программы оздоровления населения; соблюдать принцип децентрализованного оказания стоматологической помощи детям до 18 лет, обеспечив государственное финансирование оснащения стоматологических кабинетов в общеобразовательных учреждениях. (РЕШЕНИЕ)

На сегодняшний день, согласно приказу 946н от 03.12.2009 о «Порядке оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями» раннее выявление факторов риска возникновения стоматологических заболеваний, их профилактика и оказание медицинской помощи детям, имеющим кариес зубов должно проводиться в стоматологических кабинетах детских дошкольных и образовательных учреждений.(Приказ)

Очень важной составляющей школьной программы, реализуемой с акцентом на профилактику стоматологических заболеваний, является снижение потребности в количестве врачебного персонала (в три-четыре раза), так как профилактика, которая должна составлять не менее 50% от всех лечебно-профилактических мероприятий, может и должна выполняться средним стоматологическим персоналом — гигиенистом стоматологическим, с привлечением нестоматологического персонала — школьные медицинские сестры, учителя, родители детей (WorldHealthOrganization., 1980;Вагнер В.Д., Сахарова Э.Б., Кисельникова Л.П. и соавт., 2004; Леус П.А., 2007).хощ

Улучшение материально-технического обеспечения школьного стоматологического кабинета, обеспечение их средним и младшим медицинским персоналом, в том числе гигиенистами стоматологическими, расширение сферы действия ОМС на высокотехнологичную стоматологическую помощь школьникам, повышение престижности работы детских стоматологов путем включения школьной стоматологии в национальную программу «Здоровье» существенно повлияет на развитие данного профилактического направления. (КОЛОМЫТКИНА ВСТАВИТЬ)

Несмотря на реализацию государственных программ профилактики стоматологических заболеваний в стране во многих регионах осуществлялись автономные школьные профилактические программы, которые показали прекрасные результаты. Так, например, с 1996г. Стоматологической Ассоциацией России совместно с компанией «Проктер энд Гэмбл» проводилась Школьная программа профилактики стоматологических заболеваний (А.И. Кондратов, 2000; О.Г. Аврамова, 2005).(Лунева). Двадцатилетний опыт комплексной профилактики кариеса зубов у детей Кировского района Санкт-Петербурга убедительно продемонстрировал реальную возможность осуществления профилактики кариеса зубов даже в неблагоприятных экономических условиях в здравоохранении. Программа заключалась в использовании комплексной профилактики кариеса зубов а именно, получении в рационе глицерофосфата кальция, витаминов В1, В6, морской капусты в течении одного месяца каждые полгода. Введение препаратов обязательно сочеталось с рациональной гигиеной полости рта и применением лечебно-профилактических зубных паст. Результатом профилактики кариеса зубов у нескольких десятков тысяч детей, стало поколение молодых людей с относительно здоровой полостью рта. Это имеет не только большое социально-медицинское значение, но и является экономически выгодным, так как профилактические мероприятия обходятся в несколько раз дешевле, чем лечение обычного кариеса зубов, не говоря уже об осложнённых его формах. На фоне хороших результатов профилактики, позволившей снизить прирост кариеса зубов у детей не менее чем в 2-3 раза, установлены явно существующие процессы, свидетельствующие о нормализации и даже интенсификации механизма реминерализации в среде слюна/эмаль. Это находит подтверждение в результатах других работ, в том числе характеризующих механизм так называемого «созревания» эмали зубов (5,22,30, сантк двадцатилетний опыт).лунева

В 2002 году активная целенаправленная просветительская работа с населением посёлка Октябрьский Устьянского района Архангельской области в рамках программы «Счастливые улыбки» показала хорошие результаты. Программа включала в себя три раздела, это деятельность среди родителей в форме «Школы счастливых родителей», среди работников дошкольного учреждения в форме «Школа умников и умниц», программа деятельности среди детей в форме образовательной программы «от 2 до 18». Программа «Счастливые улыбки» прежде всего ориентирована на детей и подростков и построена в форме обучающих уроков. Включение в активную деятельность по бережному отношению к своему здоровью не только самого ребёнка, но и членов его семьи, педагогов и врачей сформировало путь к новому поколению отцов и матерей с правильным стереотипом здорового поведения и медицинской активности. (козловасчастл улыбки)

В течение десяти лет для школьников ЦАО Москвы проводилась комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний. Данная программа являлась комплексной и состояла из образовательной программы по стоматологическому просвещению и комплекса профилактических мероприятий. Образовательная программа была разработана на кафедре профилактики стоматологических заболеваний совместно с кафедрой психологии и педагогики МГМСУ. При составлении были использованы психолого-педагогические принципы, учитывающие особенности разных периодов детского возраста и закономерности восприятия новой информации (3 лаптевамосква). В рамках образовательной программы проводили уроки стоматологического просвещения и гигиенического воспитания. Для повышения эффективности профилактической программы к участию привлекали педагогов и родителей. Анализ результатов программы показал, что проводимая профилактическая программа позволила снизить прирост интенсивности кариеса зубов 67% относительно группы сравнения. Улучшение уровня гигиены полости рта позволило снизить распространённость заболеваний пародонта у 12-летних школьников на 65%, а у 15-летних на 63% и увеличить количество здоровых секстантов более чем в два раза.(москва) литра)

Современную схему проведения профилактики предлагает школьная профилактическая программа «Цепростом» - «Voco» (О.Г. Аврамова, С.С. Муравьева, 2004). На протяжении уже более 40 лет компания Colgate занимается образованием детей в области здоровья полости рта во всем мире. Сегодня это миссия продолжается посредством проведения программы “Ослепительная улыбка на всю жизнь”, которая представляет собой многоступенчатую пропаганду важности гигиены полости рта с помощью просвещения и профилактических мероприятий. С 1991 года в программу были вовлечены более 500 млн. детей, говорящих на 30 различных языках и живущих в 80 странах мира. Цель программы “Ослепительная улыбка на всю жизнь” заключается в том, чтобы внести существенный вклад в сокращение стоматологических заболеваний у детей во всем мире. С помощью привлечения героев мультфильма - стоматологов доктора Зайца и доктора Улыбки программа увлекает и вдохновляет детей. Программа “Ослепительная улыбка на всю жизнь” учит правильной гигиене полости рта, делая ее неотъемлемым атрибутом жизни с детства. Дидактические материалы были разработаны Международным Консультативным Комитетом в области образования, стоматологами и экспертами в области международной культуры, апробированы учениками и учителями в условиях реальных уроков. Материалы не только легко вписываются в имеющийся учебный план, но и учитывают особенности детской психологии, побуждая детей самим нести ответственность за гигиену полости рта. В России программы была запущена в 2009 году в Самаре при поддержке Стоматологической Ассоциации России, Департамента образования администрации и Департамента здравоохранения администрации городского округа Самара. В программу было вовлечено более 9000 учеников первых классов и их родители.

В 2010 году программа расширилась и правилам гигиены полости рта были обучены более 63000 первоклассников из Самары, Волгограда и Волгоградской области, Омска и Санкт-Петербурга, программа проводилась при поддержке Стоматологической Ассоциации России, Департамента образования администрации и Департамента здравоохранения администрации городов-участников. (НАЙТИ ЛИТРУ)

Программа профилактики, предложенная Кулеш Т.Л. (2000), включала: обучение родителей и детей методике правильной чистки зубов; контроль за приобретенными навыками; обучение родителей контролю за навыками, приобретенными ребенком; консультативную помощь по выбору индивидуальных средств гигиены полости рта; рекомендации по рациональному питанию; знакомство с методами профилактики кариеса. Для успешной профилактики необходимы определенные знания родителей и детей о причинах возникновения и развития кариеса, методах его профилактики. Для этого необходимо проводить уроки здоровья для детей, родителей и учителей. При планировании и реализации гигиенического воспитания детей в том числе и в рамках урока здоровья, необходимо учитывать возрастные особенности психического развития ребенка. Например, использование на уроке здоровья лекции по гигиене для первоклассников не целесообразно, поскольку уровень развития мышления и внимания в этой возрастной группе недостаточен, также неэффективны будут разовые мероприятия. Помимо этого важно привлечение для исполнения намеченной программы кроме врача-стоматолога учителя и родителей. (Купец Т.В., Мателло С.К., 1998).

Таким образом, проведя анализ отечественной и зарубежной литературы, можно сделать следующие выводы:

Школьный стоматологический кабинет — это первичное стоматологическое звено, обеспечивающее детям и подросткам необходимый профилактический и первичный лечебный уровень стоматологической помощи, в рамках первичной медико-санитарной помощи.

Санитарно - просветительная работа по профилактике кариеса зубов у детей должна быть основана на совместных усилиях врача-стоматолога и родителей и педагогов образовательных учреждений.

Новые социально-экономические условия, современное развитие стоматологии диктуют необходимость создания новой, современной концепции школьной стоматологии в России. При невозможности организации школьной стоматологии необходимо изыскивать альтернативные подходы к сохранению здоровья детей посредством активной санитарно – просветительной работы в организованных детских коллективах. (Крылов С.С., Чернигин В.Л., Беляев В.В. и соавт., 2001; Кузьмина Э.М., 2003; Кисельникова Л.П., Вагнер В.Д., Сахарова Э.Б. и соавт., 2004)лунева

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.