Функции и информационное обеспечение финансового менеджмента
Политика управления дебиторской задолженности предприятия
Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.
Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.
Политика управления дебиторской задолженностью - представляет собой часть общей политики управления ОА и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации.
Основные этапы формирования политики ДЗ:
1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
4. Формирование системы кредитных условий
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:
8. Построение эффективных схем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ:
1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде:
а) Оценивается уровень ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде:
КОАдз=ДЗ/ОА
КОАдз – коэффициент отвлечения ОА в ДЗ
ДЗ – общая сумма ДЗ предприятия
ОА – общая сумма ОА предприятия
б) Определяется средний период инкассации ДЗ (ПИдз) и количество ее оборотов (КОдз) в рассматриваемом периоде.
ПИдз = ДЗ ср/ Оо
ДЗср – ср остаток ДЗ предприятия в рассматриваемом периоде
Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде
КОдз = ОР/Дз ср
ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
в) Оценивается состав ДЗ предприятия по отдельным видам ее «возрастным группам» т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
г) Рассматривается состав просроченной ДЗ.
Выделяют:
• Сомнительную задолженность.
• Безнадежную задолженность.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции:
А) в каких формах осуществить реализацию продукции в кредит?
Б) Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию?
Формы реализации продукции в кредит:
• Товарный (коммерческий кредит) – форма оптовой реализации продукции ее продавцам на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)
• Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ. лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес. до 2 лет).
Тип кредитной политики:
• Консервативный – направлен на минимизацию кредитного риска (снижение круга наших покупателей, сокращение сроков выдачи кредита, ужесточение условий кр. политики).
• Умеренный – ср. уровень кр. риска.
• Агрессивный – с целью максимизации доп. прибыли за счет расширения потребления продукции. Здесь риски максимальны.
3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
Идз = (ОРк*Кс/ц*(ППКср + ПРср))/360
ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ
ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит
Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции
ППКср – ср период предоставления кредита покупателям, в дн.
ПРср – ср период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в дн.
4. Формирование системы кредитных условий:
* кредитный период
* кредитный лимит
* стоимость предоставления кредита.
* система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию
* система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита:
1) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность покупателей
2) формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей
3) выбор методов оценки кредитоспособности покупателей
4) Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности
5) Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
По товарному кредиту выделяют следующие критерии:
• Объем хоз. операций с покупателем и стабильность их осуществления
• Репутация покупателя в деловом мире
• Платежеспособность покупателя
• Результативность хоз. деятельности покупателя
• Состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность
• Объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждения дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту (когда физ лицо0 оценка осущетслвяется по следующим критериям:
• Дееспособность покупателя
• Уровень доходов покупателя и регулярность их формирования
• Состав личного имущества покупателя.
6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:
• сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей
• возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту
• условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов (3 мес).
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:
Основные формы рефинансирования ДЗ:
• Факторинг
• Учет векселей, выданных покупателям продукции
• Форфейтинг
Функции и информационное обеспечение финансового менеджмента
Функции фин. мен-та подразделяются на две группы:
I. Функции фин. мен-та как управляющей системы:
1. Функция разработки фин. стратегии предприятия
2. Организационная функция;
3. Функция анализа;
4. Функция планирования;
5. Стимулирующая функция;
6. Функция контроля.
II. Функции фин. мен-та как специальной области управления предприятием:
1. Управление активами (ОА, ВОА);
2. Управление капиталом (СК, ЗК);
3. Управление инвестициями (реальные инвестиции, фин. инвестиции);
4. Управление ден. потоками (операционная, инвестиционная, финансовая деят-сть);
5. Управление фин. рисками;
6. Антикризисное фин. управление.
Система информационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
1. Система показателей информационного обеспечения фин. мен-та, формируемых из внешних источников:
- показатели макроэкономического развития;
- показатели отраслевого развития.
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
- показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка;
- показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка и другие показатели по различным фин. рынкам.
3. Показатели, характеризующие деят-сть контрагентов и конкурентов:
- Банки;
- Лизинговые компании;
- Страховые компании;
- Инвестиционные компании и фонды;
- Поставщики продукции;
- Покупатели продукции;
- Конкуренты.
4. Нормативно-регулирующие показатели:
- нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам фин. деят-сти предприятия;
- нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов фин. рынка.
5. Показатели фин. отчетности предприятия:
- показатели, характеризующие состав активов и структуру используемого капитала;
- показатели, характеризующие осн. рез-ты хозяйственной деят-сти предприятия;
- показатели, характеризующие движение ден. ср-в предприятия.
6. Показатели, характеризующие фин. рез-ты по основным сферам финансовой деят-сти:
- показатели, характеризующие фин. рез-ты по основным сферам фин. деят-сти;
- показатели, характеризующие фин. рез-ты по основным сферам деят-сти в региональном разрезе;
- показатели, характеризующие фин. рез-ты по основным сферам деят-сти отдельных «центров ответственности».
7. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия:
- система внутренних нормативов, регулирующих фин. развитие предприятия;
- система плановых показателей фин. развития предприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|