Сделай Сам Свою Работу на 5

Функции и информационное обеспечение финансового менеджмента





Политика управления дебиторской задолженности предприятия

Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.

Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.

Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.

Политика управления дебиторской задолженностью - представляет собой часть общей политики управления ОА и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации.

 

Основные этапы формирования политики ДЗ:

1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции



3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

4. Формирование системы кредитных условий

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:

8. Построение эффективных схем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ:

 

1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде:

а) Оценивается уровень ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде:

КОАдз=ДЗ/ОА

КОАдз – коэффициент отвлечения ОА в ДЗ

ДЗ – общая сумма ДЗ предприятия

ОА – общая сумма ОА предприятия

б) Определяется средний период инкассации ДЗ (ПИдз) и количество ее оборотов (КОдз) в рассматриваемом периоде.

ПИдз = ДЗ ср/ Оо

ДЗср – ср остаток ДЗ предприятия в рассматриваемом периоде

Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде



КОдз = ОР/Дз ср

ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

в) Оценивается состав ДЗ предприятия по отдельным видам ее «возрастным группам» т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

г) Рассматривается состав просроченной ДЗ.

Выделяют:

• Сомнительную задолженность.

• Безнадежную задолженность.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции:

А) в каких формах осуществить реализацию продукции в кредит?

Б) Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию?

Формы реализации продукции в кредит:

• Товарный (коммерческий кредит) – форма оптовой реализации продукции ее продавцам на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)

• Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ. лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес. до 2 лет).

Тип кредитной политики:

• Консервативный – направлен на минимизацию кредитного риска (снижение круга наших покупателей, сокращение сроков выдачи кредита, ужесточение условий кр. политики).

• Умеренный – ср. уровень кр. риска.

• Агрессивный – с целью максимизации доп. прибыли за счет расширения потребления продукции. Здесь риски максимальны.

 

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

Идз = (ОРк*Кс/ц*(ППКср + ПРср))/360

ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ

ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит



Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции

ППКср – ср период предоставления кредита покупателям, в дн.

ПРср – ср период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в дн.

 

4. Формирование системы кредитных условий:

* кредитный период

* кредитный лимит

* стоимость предоставления кредита.

* система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию

* система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

 

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита:

1) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность покупателей

2) формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей

3) выбор методов оценки кредитоспособности покупателей

4) Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности

5) Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

 

По товарному кредиту выделяют следующие критерии:

• Объем хоз. операций с покупателем и стабильность их осуществления

• Репутация покупателя в деловом мире

• Платежеспособность покупателя

• Результативность хоз. деятельности покупателя

• Состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность

• Объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждения дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту (когда физ лицо0 оценка осущетслвяется по следующим критериям:

• Дееспособность покупателя

• Уровень доходов покупателя и регулярность их формирования

• Состав личного имущества покупателя.

 

6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:

• сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей

• возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту

• условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов (3 мес).

 

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:

Основные формы рефинансирования ДЗ:

• Факторинг

• Учет векселей, выданных покупателям продукции

• Форфейтинг

Функции и информационное обеспечение финансового менеджмента

Функции фин. мен-та подразделяются на две группы:

I. Функции фин. мен-та как управляющей системы:

1. Функция разработки фин. стратегии предприятия

2. Организационная функция;

3. Функция анализа;

4. Функция планирования;

5. Стимулирующая функция;

6. Функция контроля.

II. Функции фин. мен-та как специальной области управления предприятием:

1. Управление активами (ОА, ВОА);

2. Управление капиталом (СК, ЗК);

3. Управление инвестициями (реальные инвестиции, фин. инвестиции);

4. Управление ден. потоками (операционная, инвестиционная, финансовая деят-сть);

5. Управление фин. рисками;

6. Антикризисное фин. управление.

Система информационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

1. Система показателей информационного обеспечения фин. мен-та, формируемых из внешних источников:

- показатели макроэкономического развития;

- показатели отраслевого развития.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:

- показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка;

- показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка и другие показатели по различным фин. рынкам.

3. Показатели, характеризующие деят-сть контрагентов и конкурентов:

- Банки;

- Лизинговые компании;

- Страховые компании;

- Инвестиционные компании и фонды;

- Поставщики продукции;

- Покупатели продукции;

- Конкуренты.

4. Нормативно-регулирующие показатели:

- нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам фин. деят-сти предприятия;

- нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов фин. рынка.

5. Показатели фин. отчетности предприятия:

- показатели, характеризующие состав активов и структуру используемого капитала;

- показатели, характеризующие осн. рез-ты хозяйственной деят-сти предприятия;

- показатели, характеризующие движение ден. ср-в предприятия.

6. Показатели, характеризующие фин. рез-ты по основным сферам финансовой деят-сти:

- показатели, характеризующие фин. рез-ты по основным сферам фин. деят-сти;

- показатели, характеризующие фин. рез-ты по основным сферам деят-сти в региональном разрезе;

- показатели, характеризующие фин. рез-ты по основным сферам деят-сти отдельных «центров ответственности».

7. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия:

- система внутренних нормативов, регулирующих фин. развитие предприятия;

- система плановых показателей фин. развития предприятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.