Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности взаимодействия элементов композиции в русских дореволюционных афишах и плакатах конца XIX – начала XX века.





Многие искусствоведы и историки русского театра в своих научных трудах обращались к изучению русских афиш. Среди них исторический писатель Н.И.Пыляев, который в своих работах описывает «условия бытования и внешний вид афиш XIX века» [3]. Искусствовед Т.С. Небесная в своем исследовании рассматривает особенности театральной афиши российской провинции конца XIX- начала XX века. Бабурина Н.И в своей книге прослеживает историю плаката в России, начиная с его зарождения.
Данный период для исследования выбран не случайно: этот временной отрезок содержит наиболее ценные с художественной точки зрения произведения графики, так как, начиная с последней четверти XIX века, художественное оформление афиш получило систематический характер.
В данной работе автор проведет анализ принципов композиции русских афиш конца XIX – начала XX века, выявит основные способы согласования элементов, уделяя особое внимание приемам и особенностям шрифтовой графики. Основная задача статьи – выявление системы графических принципов данного вида изобразительного искусства для дальнейшего применения в современной рекламной сфере.
(нужна красная строка)Изучая искусство создания афиши дореволюционной России, как художественное явление, наибольший интерес вызывают композиционные особенности взаимодействия цветовых и тоновых форм. Большого внимания заслуживает роль шрифта в афише. В данной графике он приобретает особое значение: дополняет графический образ не только по смысловому принципу, но также является частью изображения, а зачастую становится декоративным орнаментом.
О появление афиш на Руси художник К.С.Петров – Водкин писал: «Вывесочное дело в таком виде, каким оно создалось у нас – явление чисто русское». Обилие разноязычных народностей и подавляющая неграмотность требовали предметной рекламы, разъясняющей направление спроса» [1, с.7]. С популяризацией полиграфа, использование реклам и афиш с предметным изображением стало носить массовый характер. Художественный плакат отвечал всем требованиям отечественного населения того времени: «он соединил в себе принцип информации и рекламы изобразительными средствами, а также использовал форму афиши, взяв от нее также и небольшой текст» [1, с.8].





На рубеже XIX- XX веков в России появляется плеяда «талантливых художников, взглянувшая на создание плаката как на новую отрасль прикладного искусства, в которой можно с большим успехом выказывать находчивость фантазии, декоративный вкус, оригинальность и техническую ловкость» [1,с. 9]. Царивший в эту пору в России стиль модерн, также способствовал развитию плакатной графики. Данный вид искусства представлял собой не только вид рекламы, но также стал важным средством оформления пространства, видом массового искусства.

В 1897 году в Петербурге под покровительством Общества поощрения художеств открылась Международная выставка художественных афиш.

На выставке экспонировалось более 700 афиш со всего мира, среди которых – произведения выдающихся мастеров европейского плакатного искусства – А.Тулуза- Лотрека, П.Боннара, А.Мухи и других художников. Данное события являлось знаковым, так как после выставки влияние зарубежных приемов графики на творчество русских художников стало очевидным.

Рассмотрим графические и композиционные особенности плаката И. Порфилова «Международная выставка афиш», созданного в 1897 году. На плакате изображена женская фигура, держащая палитру и кисти –аллегорический образ живописи. «Бесспорно влияние женских образов А.Мухи: та же сдержанность и монументальность, те же беспокойные пряди волос, украшенные цветами. Однако, плакат И. Парфилова является более сдержанным: фигура изображена на локальном фоне красного цвета, окружение не содержит отвлекающих орнаментальных компонентов. «В отличие от западноевропейских коллег, И. Порфилов стремится к ясности мысли, хорошей «читаемости» листа, лаконизму выразительных средств» [1, с.11].



Плакат - вид рекламного искусства, который подразумевает под собой содержание письменной информации. Художники - плакатисты конца XIX- начала XX века строя композицию графического листа, часто умело обыгрывают текстовое сообщение. Этот прием хорошо заметен на плакатах Парамонова А. М и Кекушева Л.Н.

Графический лист «Выставка афиш в Строгановском училище» 1897 года, автором которого является Л.Н. Кекушев, также имеет некоторое сходство с плакатами А.Мухи. В центре афиши в ограниченном цветом пространстве изображена женская фигура. Ее окружение - цветовое пятно золотого цвета имеет пластическое завершение в виде плавных линий стиля модерн. Правой рукой женская фигура в образе греческой богини указывает на надпись «Выставка афиш». Слова, находящиеся в так называемых «цветовых клеймах», повторяют изображение ветвей, линии которых также имеют характер стиля модерн. Надпись афиши хорошо читаема, однако она подчинена изображению. Общая композиция листа гармонична, пластически выдержана в едином стиле. «Помимо своих «деловых» функций русский плакат обладал способностью преобразовывать окружающую среду, эстетически воздействовать на окружающие массы» [1, с.24]. Глядя на данную афишу, можно понять, что художник создавал не просто рекламную продукцию, а, в первую очередь, художественный графический лист, выполненный с учетом правил грамотной композиции и отвечающий принципам современного стиля.

А. М. Парамонов является одним из авторов особого типа декоративного изобразительного искусства – плаката – панно. Такой тип графики подразумевает под собой наполнение всей плоскости листа рисунком, часто с использованием орнамента. Несмотря на свою декоративную «нагруженность», такие плакаты зачастую содержат идейную ясность и целостность. Плакат А.М. Парамонова «Выставка общества помощи ручному труду, Пассаж 46.Крестьянские изделия», созданный в 1901 году выглядит как иллюстрация к русской народной сказке. Присутствие текстового сообщения на данном графическом листе, с первого взгляда, совершенно незаметно. Изобразительная плоскость почти полностью покрыта орнаментом, среди которого читается стилизованная деталь русской традиционной архитектуры с расположенной на ней женской фигурой. Графический лист выполнен в гармоничных земляных тонах, композиция является целостной и завершенной. «Рисунок шрифта разработан на основе славянской вязи»[1,с.44] Текстовое сообщение, поделено на 2 часть. Письменная информация, расположенная в верхней половине листа, тщательно стилизована под растительный орнамент. Этот аспект отвечает эстетической стороне графического искусства, однако, сильно затрудняет прочтение письменной информации. По мнению автора статьи, изображение на данном плакате полностью подавляет текст. Благодаря чему текст афиши почти не читается, что приводит к потере главной цели рекламной графики – информационной.

«Расцвет графики в России, как и в других странах Европы, приходится на рубеж XIX– XX века, во многом был связан с развитием книжной и журнальной иллюстрации, одной из вершин которой являлись произведения художников круга «Мира искусства»[2,с.58]. Также, в России начала XX века наблюдается подъем выставочной деятельности: происходит распад старых и создание новых творческих коллективов, объединений и союзов. Этот процесс послужил благоприятным условием для развития выставочного плаката.

Помимо подъема художественного творчества в России, есть основания полагать, что лучшие образцы западноевропейского плаката, продемонстрированные на выставке в 1897 году, пробудили интерес художников «Мира искусства» к новой области графики».[1,с. 24] Так в русском плакатном искусстве появились новые творцы: Л. Бакст, К. Сомов, М. Врубель и другие талантливые художники.

В 1901 году появилась знаменитая шрифтовая афиша М. Врубеля к выставке тридцати шести художников. Если на описанных выше работах, изображение доминировало над текстом, то в данной афише, графические образы совершенно отсутствуют. На листе располагается композиция из черных и красных букв. «Текст четко членится на три самостоятельные части – список имен участников, сведения о работе выставки, – в каждой из которых особый размер шрифта, свое цветовое решение. Ни один текстовой раздел не повторяет другой ни размерами, ни конфигурацией, и вместе с тем они органически слиты»[1,с.44]. Обобщенный образ текста читается как орнаментальная композиция. Буквы, расположенные по всей афише динамично меняются по цвету и размеру. На декоративность решения данной работы также указывают два красных круглых декоративных элемента, расположенных в верхней части афиши. Выбранный автором шрифт, а также декоративные элементы, выполненные в исконно русском стиле, «по своей специфике образных средств»[1, с.25] напоминают русский лубок.

Еще одна графическая работа, привлекающая внимание оригинальностью и выдумкой: плакат 1909 года, автором которого является А. Дурново «Международная выставка новейших изобретений »[1 ,с.30].

На афише « Международная выставка новейших изобретений» А.Дурново изображена крылатая ладья, летящая над землей. Этот русский фольклорный образ говорит об интересе автора к национальным традициям отечественного искусства. Изображение родного пейзажа, дополняет этот образ. Русские художники, создавая выставочные афиши, часто прибегали к использованию пейзажных элементов, которые говорили о месте проведения экспозиции.

Надпись, сообщающая о проведении выставки новейших изобретений, расположена в нижней части изобразительной плоскости. Ее исконно русский шрифтовой стиль также способствует сложению целостного и гармоничного восприятия данной афиши.

Вышеописанное использование пейзажных и русских этнических элементов прослеживается и на другом типе плаката. Газетные подписки часто служила поводом для создания рекламных изданий.

Художественный плакат для газеты «Нива» за 1907 год содержит черно – белое изображение Петербурга. Помимо известных к тому времени художественных средств, в плакатной графике появляется экспрессия в композиции и цвете: фигура девушки, присутствующая на данном листе, имеет хорошо выраженный наклон, ее цветовое решение удивляет насыщенностью красок. Плакат, созданный для газетного издания «Нива» в 1909 году подтверждает существовавшую привязанность к элементам русской традиционной культуры. Об этом говорит изображенный образ женщины, одетой в традиционную русскую одежду.

«Главная линия развития выставочной художественной афиши, начиная со второго десятилетия XX века, определялась поисками образов лаконичных, емких, обобщенных» [1,с.30]. Декоративность и композиционная насыщенность плакатов XIX- первого десятилетия XX века, постепенно уступают место четко определенным цветовым и тоновым пятнам. Свобода решения художественных печатных изданий, начиная со второго десятилетия XX века, приобретает оттенок советской идеологии, поэтому художники– графики не имели возможность реализовать свою творческую индивидуальность в полной мере. Таким образом, расцвет русской рекламной графики, начиная со второго десятилетия XX века, постепенно угасает, данный вид искусства приобретает новые черты и функции.

В XXI веке реклама представляет собой сложное социальное явление. В отличие от дореволюционного рекламного искусства, основная часть которого заключалась в печатной графике, современная реклама имеет массу способов для выражения: Интернет, телевиденье, радио и другие аппараты передачи информации. Однако, печатная графика в виде листовок, плакатов и афиш до сих пор занимает важное место в современной рекламной индустрии. «Отличительной и, безусловно, важной чертой современной рекламы, является ее многофункциональность» [4].Таким образом, по мнению автора данной статьи, внедрение традиций русской дореволюционной печатной графики способно обогатить дизайн современной рекламной продукции. Также влияние традиций русской художественной графики может способствовать повышению культурный уровень населения нашей страны, превратив продукты маркетинга в произведения изобразительного искусства.

 

Литература.

 

1)Н.И. Бабурина. Русский плакат( конец XIX– начало XX века). –Л.: Художник РСФСР, 1988. – 192 с.,ил

2) Н.П.Бесчастнов. Сюжетная графика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности графика. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 399с.,32 с. цв. ил.

 

Интернет- ресурсы.

 

3) http://www.dissercat.com/content/teatralnaya-afisha-v-rossii-opyt-istorii-ot-vozniknoveniya-do-20-kh-godov-xx-veka

4)http://konspekts.ru/marketing/reklama-v-sovremennom-mire-fakty-i-perspektivy/

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.