Сделай Сам Свою Работу на 5

Философские концепции происхождения и функционирования культуры





ВВЕДЕНИЕ

В процессе гуманизации и гуманиторизации нашего общества, большое значение имеет изучение теории и истории мировой культуры. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению мировых культурных достижений, уметь определить культурную среду современного общества и быть способным участвовать в диалоге культур.

Дисциплина «Культурология» играет исключительную роль в духовном прогрессе, поскольку она занимает важное место в ряду гуманитарных наук. Она обобщает и синтезирует тот интеллектуальный ресурс, который может быть направлен на дальнейшее развитие общества и культуры, на достижение лучшего взаимопонимания людей разных стран и народов. Культурология изучает историю мировой культуры, в многообразных формах, типах, видах, оставаясь в то же самое время наукой об общечеловеческих ценностях и идеалах.

Цель дайжеста – познакомить студента с историей культурологической мысли, теоретическим аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.



Задачейявляется формирование у студента ценностных критериев относительно разнообразных явлений и тенденций как культурно-исторического процесса в целом, так и явлений духовной жизни современного мира, в том числе, в выработке умений адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых исторических условиях. Изучение мировой культуры является неотъемлемой частью интеллектуального потенциала молодого человека, работающего в железнодорожной отрасли, выработке уменийориентироваться в сложных проблемах современной культуры.

Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования.

В настоящем пособии рассматривается ряд существенных вопросов, связанных с происхождением понятия культура, его структурой и функциями. Анализируются основные философские концепции зарождения и функционирования культуры, проводится обзор основных культурно – исторических этапов развития культуры. В глоссарии предлагаются основные стилевые направления развития западноевропейской культуры.



ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура как феномен

Понятие "культура" относится к числу фундаментальных в современном обществознании.

В научной литературе встречается множество определений понятия культура, более 150 определений культуры. Они выделяют пять основных групп, к одной из которых можно отнести практически любое из имеющихся определений:

1..Культура как особая сфера деятельности, связанная с мышлением, художественной культурой, нормами этики и этикета.

2.Культура как показатель общего уровня развития общества.

3.Культура как общность, характеризующаяся особым набором ценностей и правил.

4.Культура как система ценностей и представлений того или иного класса.

5.Культура как духовное измерение всякой сознательной деятельности.

В обобщённом значении культура- совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.

В многообразии определений культуры, по мнению Л.Е. Кертмана, три основных подхода, условно им названных антропологическим, социологическим и философским.

Суть антропологического подхода — в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также в признании равноценности всех культур на земле. В соответствии с этим подходом любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима, являясь образом жизни отдельного человека или общества. Для понимания сути данного подхода приведем определение, данное понятию культура Питиримом Сорокиным: культура - это все, что создано или модифицировано в результате сознательной или несознательной деятельности двух или более индивидуумов, взаимодействующих между собой или взаимообусловливающих поведение (П. Сорокин). Нетрудно заметить, что при антропологическом подходе культура понимается очень широко и по содержанию совпадает со всей жизнью общества в его истории.



Социологический подходстарается выявить признаки связи между человеком и обществом. Подразумевается, что в каждом обществе (как и в каждом живом организме) есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но, они же, затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. В 1871 г. вышла в свет книга английского этнографа Э. Тейлора "Первобытнаякультура".Этого учёного вполне можно считать одним из отцов культурологии. В данном им определении культуры просматриваются признаки как антропологического, так и социологического видения сути этого понятия: "С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человечества".

Философский подходк культуре характеризуется тем, что в жизни общества выявляются определенные закономерности, с помощью которых и устанавливаются как причины зарождения культуры, так и особенности ее развития. Философский подход к культуре не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение в их сущность. При этом культура понимается как "способ бытия" общества.

Наиболее традиционным является представление о культуре как о совокупном результате деятельности человека.Некоторые авторы включают в понятие культуры и саму деятельность. Иные полагают, что культура - это не всякая деятельность, а лишь "технологическая" и ее основа - средства и механизмы. Одни ученые относят к культуре только творчество, другие же включают в нее все виды деятельности независимо от характера получаемого результата и т.д.

Посредством деятельности преодолевается противоречие между природой и культурой. Многие ученые отмечают, что культура как феномен стала возможной только благодаря способности человека к деятельности.

Результаты культуротворческой деятельности человечества принято называть артефактами. Артефакт- неделимая единица культуры, продукт культурной деятельности человека, любой искусственно созданный объект. В более широком смысле - воплощение результатов культурной деятельности в каком-либо материальном объекте, поведении людей, социальной структуре, информационном сообщении или суждении. Первоначально артефактами стали называть искусственно созданные предметы, обнаруженные в результате археологических экспедиций, чтобы отличать их от объектов природного происхождения. Затем это слово вошло в искусствоведение для обозначения произведений искусства. В культурологии данное понятие используется для противопоставления явлений культуры жизненной органике. Все природное - антипод артефакта. Но и здесь необходимо заметить, что культуротворческие процессы могут проходить и вне сферы артефактов. Если относить к культуре только все созданное зримо, то многие феномены культуры окажутся как бы несуществующими.

Но и человеческая деятельность не всегда выступает как проявление культуры. К таковой можно отнести лишь те виды человеческих деяний, которые имеют осмысленный, целенаправленный характер, наделены специфической смысловой установкой.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком. Как же трактуется понятие "смысл" в культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), выступающее посредником в отношениях человека с миром.

В 1994 г. американские культурологи ввели понятие культурных ареалов. Культурные ареалы- зоны территориального распространения культурных типов и специфических черт. Целью введения этого понятия было стремление исследовать пространственное распространение тех или иных явлений культуры, а также выявить взаимосвязи в специфике культуры разных территориальных образований.

Другим важным понятием, связанным с изучением современного состояния культуры, является понятие "культурной динамики". Культурная динамика- раздел теории культуры, в рамках которого рассматриваются процессы изменчивости в культуре и степень их выраженности. Этот термин появился в 30-е гг. XX столетия по инициативе Питирима Сорокина, который назвал свой глобальный труд по истории культуры "Социальная и культурная динамика". Позже, уже в 60-е годы, французский исследователь Абрам Моль издаёт сочинение, называющееся "Социодинамика культуры".

Культурные изменения включают любые трансформации в культуре, в том числе и такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности.

С понятием "культурная динамика" тесно связано понятие "культурогенез". Культурогенез- один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. Культурогенез заключается в процессе постоянного самообновления культуры как посредством обновления и взаимодополнения уже существующих форм культуры, так и через создание новых, отвечающих культурной динамике времени направлений и феноменов.

Морфология культуры.

Существует множество типов культуры, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои особенности. Но можно обнаружить и общие черты, типичные для всех культур, являющиеся составными компонентами такого понятия, как "структура культуры". Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры.Таких компонентов можно насчитать не один десяток. Часто звучат такие привычные словосочетания, как национальная культура, мировая культура, городская культура, христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т.д. Морфология культуры предполагает изучение всевозможных вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их исторического, географического и социального распределения. Для культурологии крайне существенны такие структурные подвиды, как материальная культура и духовная культура. Эти два существующих звена структуры культуры часто воспринимаются как антиподы. Материальная культура,которую обычно определяют как культуру быта и труда, казалось бы, связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности человечества, в котором она призвана. Духовная культура,- важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества, - несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более возвышенная и существенная.

Следует обратить внимания и на основные функции, которые выполняет культура жизни человеческого сообщества.

Важнейшая - функция трансляции(передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая).Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, накапливает богатейшие знания о мире и, тем самым, создаёт благоприятные возможности для их освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культурысвязана, прежде всего, с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей. Культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и оценки.

Семиотическая,или знаковая функция- важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная,или аксиологическая функцияспособствует формированию у человека вполне определенных потребностей и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят об уровне культуры того или иного человека.

Культурология,комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры, от причин зарождения до различных форм исторического самовыражения, стала одной из наиболее существенных и бурно развивающихся гуманитарных учебных дисциплин в последние X-XV-лет.

Предметом культурологии является культура, а явно обозначившийся интерес к феномену культуры,

Постепенно формируется и терминологический аппарат этой науки, состоящий из категорий культурологии. Категории культурологиивключают наиболее существенные понятия о закономерностях в развитии культуры как системы, отражают сущностные свойства культуры. На основании категорий культурологии ведётся изучение феноменов культуры.

Основными составными компонентами культурологии являются философия культуры и история культуры, области гуманитарных знаний, начавшие своё существование довольно давно. Слившись воедино, они и составили основу культурологии. В культурологических исследованиях исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению. Философия культуры- раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры. История культуры- раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных культурно-исторических этапов.

новыми разделами культурологии, основные параметры которых продолжают формироваться до сих пор, являются морфология культуры и теория культуры.

Культура становится объектом пристального внимания исследователей в XVIII веке, веке Просвещения.

Термин "культурология" появился не сразу. Он был внедрён примерно в 40-е гг. по инициативе американского исследователя культуры и антрополога Лесли Элвина Уайта. В работах "Наука о культуре" (1949), "Эволюция культуры" (1959). "Понятие культуры" (1973) и др. Уайт утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки, и предсказывал ей большое будущее. Он рассматривал культуру как некую целостную систему материальных и духовных элементов, а общий закон развития культуры формулировал с почти математической точностью.

Философские концепции происхождения и функционирования культуры

Фридриха Ницше (1844-1900). Принято считать, что он является одним из главных представителей "философии жизни", философского направления, пытающегося объяснить жизнь из неё самой. Вполне понятно, что, рассматривая культуру, Ницше выводит её истоки из самых глубин бытия, из основ жизни. В результате, Ницше удалось создать достаточно целостную и своеобразную теорию происхождения культуры и первичных форм её проявления. Основным произведением Ницше, отражающим его оригинальную культурфилософию, считается философское эссе "Рождение трагедии из духа музыки" (1872), но и в последующих трудах, таких как "Человеческое, слишком человеческое", "Весёлая наука", "Так говорил Заратустра", "Антихристианин", рассмотрению проблем культуры неизменно отводилось существенное внимание.

В культуре Ницше видел, прежде всего, средство человеческой самореализации. Культурфилософия Ницше сбрасывает с себя груз христианских воззрений и устремляется в более древнее лоно язычества. Культура становится для него выражением заложенной в человека космической "воли к жизни" и "воли к могуществу". Именно так Ницше намеревался назвать свое программное сочинение.

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) как будто бы вторит Ницше, высказывая убеждение в том, что чем более высок уровень общекультурных установок в человеке, тем меньше у него возможностей почувствовать себя вполне счастливым и больше оснований подхватить невроз или депрессию.

Это направление Фрейд назвал психоанализом.Однако значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское осмысление психоанализа — фрейдизм— стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии.

Если попытаться кратко сформулировать суть фрейдовского открытия, то можно сказать, что Фрейд открыл в человеке бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души, являющееся первоосновой человеческий желаний и поступков. Бессознательное Оно - так назвал Фрейд мир заложенных в человеческой психике инстинктов, неконтролируемых неосознаваемых желаний, которые так или иначе, но влияют на человеческую деятельность. В основе же культуры, с точки зрения Фрейда, лежит именно организованная человеческая деятельность.

"Термин "культура" вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми", — к такому выводу приходит Зигмунд Фрейд.

Если Зигмунд Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то Карл Густав Юнг (1875-1961) Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам во снах и видениях. И эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры и выражали приобщенность человека, к таинственной (мистической, божественной) стороне жизни. Коллективное бессознательное- по К. Юнгу, форма существования древнего психического опыта человечества, имеющая социокультурный характер.

Первичные формы (структуры) коллективного бессознательного, Юнг называет архетипами коллективного бессознательного.Это своего рода кристаллики накопленного за долгие годы существования человеческой культуры коллективного психического опыта, внедренные в бессознательный мир каждого индивида. По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Фундаментальное различие между Фрейдом и Юнгом состоит в понимании сущности этих "демонических" сил и их отношения с культурой.

По Фрейду, жизнь культурного человека составляет неразрешимое противоречие, ибо человеческая душа разрывается между своей изначальной природой и внедренными культурными запретами. Юнг исходит из других представлений о соотношении человека и культуры. Для него основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культурой. Конечно, нельзя укротить "демонов души", но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу культуре.

Юнг произвел подлинный переворот в культурологии, раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного, истории культуры и ее символического мира. Значительное место в культуре занимает игровой момент, что зафиксировано в игровой культурологической теории. Игровая концепция происхождения культурыконцепция, рассматривающая возникновение культуры как результата реализации врождённой склонности человека к игре (Й. Хейзинга, С. Леми др.) Человек играющий" (Homo ludens) он отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории; игровая природа ярко проявляется во многих сферах культуры в ходе их генезиса, прежде всего в поэзии, обрядах, мифах и пр. Да и сейчас в них игровой момент является значительной конституирующей величиной (на более поздних стадиях развития культуры игра "вплетена" в нее).

Игровое поведение человека чаще всего реализуется в различного рода оргиях, мистериях, праздниках, карнавалах, фестивалях, зрелищах и т.д. В концепции И. Хейзинга схвачены вполне реальные моменты функционирования культуры. Ведь игра или только элементы игры имеют важное значение в формировании человека как социального существа, в снижении социально-психологической напряженности в обществе, в гуманизации самого человека путем "выплёскивания" дремлющих в нем разрушительных сил и тенденций. Вот почему в самых различных цивилизациях придавалось большое значение разнообразным явлениям игровой сферы культуры.

Мнение Хейзинга о культуре как игре оказало влияние на культурологию и принесло множество исследований ее игровых аспектов. В этом плане заслуживает внимания модель культуры как игры, выдвинутая С. Лемм, одним из тончайших мыслителей XX века. Из ставших особенно популярными в последнее время культурологических школ можно выделить школу структурной антропологии, возглавляемую французским философом Клодом Леви-Строссом (р. 1908). Его первая большая работа "Элементарные структуры родства" (1949) была встречена с одобрением, однако только после появления "Печальных тропиков" (1955), "Структурной антропологии" (1958) и "Мышления дикарей" (1962) Леви-Стросс получил широкую известность, и структурализм был признан самостоятельным направлением. Посредством изучения жизни и культуры первобытных народов учёный надеялся решить проблему становления человеческого общества и формирования мышления. Его главная идея заключается в том, что универсальность человеческой природы заложена в подсознании, исследуя которое можно получить объективное знание о человеке, которое и лежит в основе новой науки — структурной антропологии. Убеждение в том, что структурные модели, используемые в лингвистике (и во многом аналогичные моделям антропологии), коренятся в бессознательном, стало основой теории Леви-Стросса.

Прочно вошли в курс культурологии и концепции русских космистов, неразрывно связывавших мир культуры с природными явлениями, происходящими на нашей планете и в космосе. "Русский космизм"- ряд естественнонаучных теорий, связывающих зарождение и существование культуры непосредственно с явлениями космического, общегалактического характера (К. Циолковский, Г. Вернадский, А. Чижевский).

Это взгляды выдающегося ученого В.И. Вернадского (1863-1945), мыслителя-гуманиста, основоположника геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере. В своем мировоззрении Вернадский стремился к органическому синтезу естествознания и обществознания. Он является одним из создателей антропокосмизма— мировоззренческой системы, представляющей в единстве природ­ную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности. В работах "Живое вещество", "Пространство и время в неживой и живой природе" он осуществляет ряд серьезных обобщений, охватывающих ближний и дальний космос, земную кору, биосферу, жизнь человека и человечества. Именно Вернадский вводит в научный оборот понятие "живого вещества", понимая под этим совокупность всех живых организмов Земли. Мыслитель доказывает, что с возникновением жизни на Земле живые организмы стали активно изменять земную кору, в результате чего образовалась новая комплексная оболочка Земли — биосфера.

В фундаментальном труде Вернадского "Научная мысль как планетное явление" развивается мысль, что человек есть "исключительный успех жизни", но отнюдь не предел. Homo sapiens служит промежуточным звеном длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, должны иметь будущее. Ядром теоретических построений Вернадского становится учение о ноосфере,которую он понимает как реконструкцию биосферы в интересах мыслящего человечества. Творцом ноосферы Вернадский считает человека. Ноосфера потому и называется сферой разума, что ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности — творческие открытия, научные и художественные идеи, которые материально осуществляются в процессе преобразовании природы. Современное состояние человеческого общества Вернадский считал временем зарождения ноосферы. Однако мыслитель предостерегал человечество, предвидя возможность использования научных и технических открытий в разрушительных антиноосферных целях. В статье "Война и прогресс науки" он предложил создать "интернационал ученых", который культивировал бы сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий.

Вторым крупнейшим представителем космизма был создатель космонавтики К.Э. Циолковский (1857-1935) — ученый, мыслитель, разрабатывавший также философские и культурологические аспекты космологии. В центре его интересов лежали проблемы смысла космоса в целом, места человека в космосе, конечности или бесконечности человечества. "Культурный смысл" Вселенной состоит в неизбежности возникновения высокоразвитых цивилизаций, способных влиять на структуру космоса и протекающие в нем эволюционные процессы. Оригинальна и значима позиция Циолковского относительно проблемы контакта с представителями других миров и взаимосвязи всего живого и неживого в космосе. Космическая философия Циолковского — первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала новой космической культурной эры в жизни человечества.

Ещё один замечательный русский учёный, А.Л. Чижевский (1897-1964), наряду с К. Циолковским, В.И. Вернадским и другими мыслителями — представителями антропокосмизма- одним из первых обратил внимание на нерасторжимую связь между историей человечества, социокультурными процессами, космическими явлениями и геологическими процессами, происходящими на планете Земля. Им была создана целостная концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космических процессов и исторического процесса, идущего на Земле.

Идеи зависимости человеческой истории и развития культуры от периодичности астрофизических и космических факторов мыслитель высказывал уже в одной из своих ранних работ "Астрономия, физиология и история" (1921). В этом труде он попытался обнаружить и выявить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца, путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний. Чижевский выступал против узко научного понимания Солнца лишь в качестве явления природы. Современное человечество, по его мнению, должно учесть культурный опыт предков, для которых Солнце "было мощным богом, дарующим жизнь, светлым гением, возбуждающим умы.

Эта сфера была значительно расширена в последующих исканиях Чижевского. Ядром его исследований стала теория гелиотараксии(от гелиос — "солнце" и тараксио — "возмущаю"). Ее основной закон, сформулированный ученым, утверждает, что "состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца". По теории Чижевского, "вторжение" на Землю солнечных агентов переводит потенциальную нервную энергию целых групп людей в кинетическую, неудержимо требующую разрядки в движении и действии. В случае наличия какой-либо объединяющей идеи, единой цели, куда может устремиться всеобщая нервная возбудимость, импульсивно возрастает социальная раздражимость масс, которая в своем выходе наружу приводит к социальным движениям, изменяет привычный ритм функционирования социума, общий социокультурный фон. В случае же отсутствия объединяющей идеи активное влияние солнечных потоков на людей приводит к росту индивидуальных и групповых аномалий поведения — преступности, хулиганства, коллективной истерии.

Н. Я. Данилевский (1822-1885) — публицист, историк и естествоиспытатель, один из тех русских умов, которые повлияли на становление культурологии, в том числе и на Западе. Культурно-исторические типы - основные фазы развития мировой культуры, по концепции Н. Данилевского. Так же как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Ход истории отражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от "этнографического" состояния цивилизованного уровня. Отрицая существование единой мировой Культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, Сменявших друг друга или параллельно развивавшихся по ходу движения истории. Все цивилизации он подразделял на три класса: позитивных творцов истории, которые создали великие цивилизации (культурно-исторические типы); негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам и туркам как "божий кнут" помогали "испустить дух борющимся со смертью цивилизациям".

Теория Н.Я. Данилевского оказала сильное влияние на творчество немецкого мыслителя О. Шпенглера, предвосхитив многие положения его знаменитой книги "Закат Европы". Эта книга вышла в свет в 1918 году и сразу же стала знаменитой. В истории культуры найдется не так много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широчайший отклик в умах людей, далеких от сферы научного исследования культуры.

Циклическая (цивилизационная) концепция существования культуры- культурфилософская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций, стала одной из наиболее популярных.

Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет собственную судьбу: "...У человечества нетникакой идеи, никакого плана.

У Шпенглера, первичной является внерациональная и несводимая ник какой логике душа культуры. Логика же, как, впрочем, и искусство, Наука,политика, всегда вторична по отношению к этой душе: "Культура каксовокупность выражения души в жестах и трудах...".

Шпенглеровский термин "душа культуры" есть яркое и в то же время точное выражение того, что сущность культуры невозможно свести к разуму. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами.

У Шпенглера все культуры равноправны в том смысле, что каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. "Феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины. Для мыслителя имеют силу либо все из них или ни одна из них".

Для Шпенглера культура живое органическое проявление жизненного естества, но всё живое смертно, а следовательно, такова и судьба всех культур, а также-это такое состояние культуры, когда она перестает органично развиваться, а её духовные образы уже не вдохновляют людей. Их деятельность направлена теперь не на достижение высоких творческо-духовных целей, а на реализацию всевозможных утилитарно-меркантильных задач.

Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни, трактуется Шпенглером как гибель культуры? Он полагает, что если культура перестает притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Шпенглер менее всего "моралист от культуры", отрицающий цивилизацию как таковую, но Шпенглер и не "человек цивилизации", способный откинуть в сторону старый "культурный хлам" ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот и рациональности.

Сам Николай Бердяева (1874 -1948), выступив с отзывом о книге Шпенглера, не остался в стороне от проблем культуры. В работах "Самопознание", "Судьба России", "Смысл истории", "Кризис искусства", "Философия свободного духа" и других он излагает свои взгляды как, на культуру в целом, так и на специфику русской культуры. Для него, очевидно, что наступило время, когда старые культурные формы стали тесны для человека и идёт активный поиск новых форм самореализации. Трудно найти серьезную философскую или культурологическую - проблему, которая бы так или иначе не получила своего осмысления в трудах Бердяева.

Он пытается вскрыть противоречие, коренящееся внутри самого культурного творчества, — противоречие между безграничностью духа и сковывающими его символическими формами культуры. С его точки зрения, в самой сущности культуры «роется начало, ограничивающее творческий порыв духа. Культура и ее формы нередко противостоят личности как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу. Это оберегает от опасного произвола и своеволия (и тогда это благо), но здесь же кроются и существенные ограничения творческой свободы. Этой теме посвящена статья Бердяева "Воля к жизни и воля к культуре" (1922 г.). "Все достижения культуры, — пишет Бердяев, - символичны, а не реалистичны. Культура не есть осуществление, реализация истины жизни, красоты жизни, божественности жизни.

Пытаясь внести свою лепту в определение соотношения между культурой и цивилизацией, Бердяев говорит о величайшей значимости "воли к культуре" в противовес упорной, но прагматично-бескрылой воли к жизни ("жизнь" здесь выступает как синоним бездуховного благоустройства). Вот как объясняет он сам в работе "Воля к жизни и воля к культуре" собственное видение причин превращения культуры в цивилизацию:

"Во всякой культуре, на известной ступени ее развития, начинают обнаруживаться начала, которые подрывают духовные основы культуры... Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. Но в самой культуре обнаруживается тенденция к разложению своих религиозных и духовных основ, к низвержению своей символики. И культура античная, и культура западноевропейская проходит через процесс "просвещения", которое порывает с религиозными истинами культуры и разлагает символику культуры. В этом обнаруживается роковая диалектика культуры. Культуре свойственно, на известной стадии своего пути, как бы сомневаться в своих основах и разлагать эти основы. Она сама готовит себе гибель, отделяясь от своих жизненных истоков. Культура духовно истощает себя, рассеивает свою энергию. Из стадии "органической" она переходит в стадию "критическую".

Будучи религиозным философом, Бердяев абсолютизирует культовую, сакральную основу культуры. В идеях "просвещения" его отпугивает рационально-атеистический элемент, разрушающий тонкую связь человека с вечностью и подталкивающий его наслаждаться жизнью в противовес следованию духовным началам. Но на неизбежность перерастания культуры в цивилизацию он смотрит без паники, лишь констатируя неотвратимость этого момента.

Бердяев одним из первых попытался осмыслить существеннейшие для современной культурологической мысли вопросы.

Арнольд Тойнби (1889-1975). В своем знаменитом 12-томном сочинении "Постижение истории" он излагает концепцию локальных цивилизаций. Однако, подобно всем сторонникам циклической концепции развития человеческой культуры, он рассматривал представление о единстве человеческой цивилизации как недоразумение и порождение европейской христианской традиции. В 12-м томе "Постижения истории" А. Тойнби перечисляет 13 развитых цивилизаций: западную, православную, исламскую, индийскую, античную, си

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.