Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ.





Введение

 

Научно-технический прогресс, признанный во всём мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, всё чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своём роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до её коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.

 

Цель контрольной работы:

 

- рассмотреть государственную инновационную политику в Беларуси;

- определить цели, принципы, задачи государственной инновационной политики РБ.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ.

Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять, как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Другими словами, технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.



На рисунке 1 представлены некоторые подходы к определению понятия «инновация».

Рисунок 1 – Некоторые подходы к определению понятия «инновация»

 

Также следует отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.



Innovation (лат. – обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия (рис. 2).

Рисунок 2 – Взаимосвязь понятий

 

Например, Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение понятия «новшество». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией [4].

Фактически инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Наша страна имеет значительный научно-технический и производственный потенциал, поэтому быстрое развитие науки, инновационной деятельности приобретают стратегическое значение. Этим обусловлен выбор инновационного пути развития экономики [1, cтр. 34].



В целях создания соответствующего правового поля для обеспечения инновационного процесса на всех его стадиях на уровне Главы государства и Правительства страны принят ряд новых нормативных правовых актов, в том числе:

§ Декрет Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2014 г. № 4 «О Парке высоких технологий»;

§ Указ Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. №378 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 гг.»;

§ постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2010 г. №585 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2011–2015 гг.»;

§ постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. №76 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ»;

§ государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.05.2011 г. №669.

Главным органом управления инновационной деятельностью регионов РБ является Национальная инновационная система Республики Беларусь (НИСРБ).

Приняты или находятся на рассмотрении в Правительстве и другие нормативные акты, направленные на дальнейшее совершенствование системы организации, проведения и финансирования исследований и разработок на основе программно-целевых подходов, повышение эффективности направления и использования средств инновационных фондов, на активизацию инновационной деятельности и развитие ее инфраструктуры, охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, стимулирование высокоэффективного труда ученых, повышение их ответственности за результаты внедрения НИОКР в производство [1, cтр. 38].

Ежегодно в республике создаются отраслевые инновационные фонды, не менее 30% которых должно направляться на финансирование НИОКР и работ по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции. В условиях ограниченности бюджетных средств на первый план выходят показатели эффективности их использования, что обуславливает необходимость совершенствования программно-целевых методов управления научно-технической сферой страны.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Республики Беларусь в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В нашей стране всё больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития:

§ ориентирование и поддержка научных исследований;

§ регулирование направлений научно-технического развития;

§ защита отечественной промышленности, повышение её конкурентоспособности;

§ совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;

§ лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);

§ поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

§ разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и её оценка;

§ совершенствование методов управления научно-техническим развитием;

§ выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РБ;

§ формирование и реализация научных и научно-технических программ и проектов, а также определение органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;

§ финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счёт средств государственного бюджета;

§ содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РБ;

§ совершенствование управления государственными научными организациями государственного значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

§ реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РБ;

§ охрана прав интеллектуальной собственности;

§ формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

§ установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основными целями государственной инновационной политики Республики Беларусь являются:

§ обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

§ обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;

§ формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;

§ создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;

§ стимулирование авторов (соавторов) инновации;

§ стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;

§ содействие созданию и развитию рынка инноваций;

§ создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;

§ содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;

§ развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;

§ прогнозирование технологического развития;

§ организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

§ развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;

§ обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности.

Главная задача инновационной политики государства – стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых государством, закреплённых законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоёмких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Государственная инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

§ свободы научного и технического творчества;

§ защиты интеллектуальной собственности;

§ направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;

§ обеспечения эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы;

§ оптимального сочетания форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных механизмов развития инновационной деятельности;

§ стимулирования инновационной деятельности;

§ экономической эффективности и результативности государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;

§ выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов.

Результатами реализации инновационной политики являются:

- качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоёмкости, энергоёмкости, капиталоёмкости продукции, достижение её высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;

- качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;

- преодоление технического отставания страны;

- достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счёт широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Необходимо разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда.

Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров, высвобождаемых в результате внедрения достижений НТП. Требуется, в частности, создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука – это главное богатство и будущее любой страны.

Производственно-технологический сектор мировой экономики и промышленность, особенно в сфере высоких технологий, становятся по своему содержанию глобальными. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичной продукции (товаров, услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью и "локомотивом" экономического роста. Широкое освоение инновационных технологий на основе передовых научно-технических достижений во всех сферах промышленного производства для большинства индустриально развитых стран мира является ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения.

Одной из особенностей развития экономики индустриально развитых стран является стремление обеспечить формирование и реализацию научно-технической и инновационной политики. Ускоренное развитие науки и техники усилило необходимость в разработке комплексных прогнозов национального научно-технического развития. При этом в течение последних лет практически во всех индустриально развитых странах значительно повысилась роль государства в разработке различного ряда прогнозов, формировании научно-технических программ, их финансировании и организационном обеспечении. Такое повышение роли государства в выборе приоритетов научно-технического развития и прогнозного обеспечения проявились в создании в большинстве стран специальных управленческих структур.

Cегодня, как никогда очевидно, что конкурентоспособность экономики государства достигается, когда научно-технический прогресс, новые и высокие технологии становятся приоритетным направлением развития народного хозяйства. Учитывая это, Республика Беларусь стремится урегулировать научную и инновационную деятельности путём создания правовых, экономических, социальных, организационных и других условий, обеспечивающих создание "под ключ" производств новой конкурентоспособной продукции на основе современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в интересах развития экономики и повышения уровня жизни населения.

Однако не секрет, что множество научных наработок белорусских ученых без эффективного механизма их промышленной и коммерческой реализации легко превращаются из полезного «багажа» в «мертвый груз». Применительно к тому научному заделу, которым располагает отечественная наука, следует признать, что размер этого потенциала гораздо выше, чем эффективность его использования в экономике.

Поднять в короткие сроки огромный пласт проблем и добиться хороших результатов, чрезвычайно трудно. Необходимо совершенствовать законодательство. Но еще более важны два следующих момента. Во-первых, нужно менять мышление, и не только в научной сфере. Во-вторых, люди должны иметь право (и финансовые возможности) на риск и даже на ошибку. Без этого модернизации (изменений) в экономике не будет.

Выдающийся ученый, нобелевский лауреат, А.Эйнштейн отметил: "Проблемы, стоящие перед нами, невозможно решить на том уровне мышления, на котором мы их создали". Решение наших проблем предлагает неизбежный переход на новый уровень мышления. И чем скорее, тем лучше для страны.

Кроме того, создание благоприятных условий для инвестирования в научные исследования позволит не только модернизировать научно-техническую базу, но и поднять конкурентоспособность белорусской науки на новый уровень, а выбор приоритетов позволит сконцентрировать ресурсы на тех направлениях научных исследований, где республика имеет определенные заделы и может занять достойное место в системе международного разделения труда. Целевое финансирование по приоритетным направлениям, контроль качества исполнения программ и проектов, а также использования государственных средств позволит в конечном итоге создать те новые производства и отрасли, которые обеспечат устойчивое положение Беларуси на мировых рынках.

 

Список использованной литературы

1. Мировая практика инновационной деятельности: под ред. Н.И. Богдана; Гос. ком. по науке и технологиям Республики Беларусь. – Минск: БелИСА, 2004. – 42 с.

2. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: (к семинару рук. кадров респ. и мест. гос. органов). – Минск: М–во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2004. – 55 с.

3. Инновационная политика государства: учеб. пособие / Н.Б. Антонова [и др.]. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 187 с.

4. Е.В. Силкина. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: – Минск: ГУ «БелИСА», 2006. – 156с.

5. Декрет Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2014 г. № 4 «О Парке высоких технологий».

6. Указ Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. №378 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 гг.».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2010 г. №585 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2011–2015 гг.».

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. №76 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ».

9. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.05.2011 г. №669.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.