Сделай Сам Свою Работу на 5

Шкала уровней решений Е.К.Осиповой





ЗАДАНИЕ «Проблемная ситуация» (Кашапов М.М., Серафимович И.В.)

 

Инструкция (существуют вариации в зависимости от темы изучения, см. ниже)

Вспомните, пожалуйста, одну из проблемных ситуаций, с которой Вам пришлось столкнуться в своей профессиональной деятельности (затруднения в действиях, мыслях, рассогласования с коллегами, непонимание идей, неприятие требований и т.д., которые возникли неожиданно). После этого выполните следующий ряд заданий:

1. Коротко опишите ситуацию (что произошло, ваша реакция на случившееся, условия происходящего, реакция оппонента):

2. В чем, на Ваш взгляд, заключалась проблемность ситуации, что конкретно заставляло искать выход из неё?

3. Какое было найдено решение, и на какой критерий Вы ориентировались в поисках этого решения? Искали ли Вы выход, или вы его нашли потом? Что для вас было важным при решении ситуации (сохранить отношения, выгодно выглядеть и т.п.)

4. Имела ли ситуация в будущем (ближайшее, отдаленное) последствия, если да, то какие?

 

Таблица 1.Алгоритм осмысления стрессовой ситуации

Жизненная проблема Реальное поведение (ваши действия, мысли, чувства и т.д.) Следствия (ближайший результат ваших действий Последствия (отдаленные результаты ваших действий: неделя, месяц, один год, 3 года, 5 лет, 10 и т.д.)
ситуация ход Исход последствия
         

 



Примечание: Испытуемые должны написать не одну, а несколько проблемных ситуаций их разных сфер профессиональной деятельности (отношения с вышестоящими структурами, например, руководством, с коллегами, с клиентами (родителями), с воспитанниками (детьми, учащимися).

 

Обработка«Проблемной ситуации» производится несколькими способами: индивидуальная обработка, групповая., экспертная и самооценочная.

  1. Групповая обработка может применяться когда исследование проводится в коллективе, и необходимо выявить общие проблемные зоны коллектива, направления психологической работы или отследить начальный и конечный вариант работа с коллективом (динамику изменений) в ходе проведенной работы. Обработка проводится методом анализа представленных в описании ситуаций и укрупнения их в группы, наиболее часто встречающихся.
  2. Варианты индивидуальной обработки зависят от целей исследования: определение уровня профессионального педагогического мышления (критерии Кашапова М.М.), экспресс-выявление уровня профессиональной компетентности (критерии правильности решения. С.А.Гильманова), шкала уровней решений Е.К.Осиповой(основана на концепции Я.А.Пономарёва о развитии внутреннего плана деятельности), психолингвистический анализ текста (интерпретация из методики Куна «Кто я?»)
  3. Индивидуальная самооценка решения проблемных ситуаций.

 



Критерии правильности решения. С.А.Гильманова:

1) очень удачное и оригинальное (высокий результат, соответствует цели) – 4 балла;

2) вполне возможное, правильное (не всегда легко интерпретировать результат) – 3 балла;

3) спорное, неопределённое решение (затруднительно определить соответствие цели, сложно доказать правильность или неправильность решения) – 2 балла;

4) неверное: несоответствие цели педагогической деятельности, отрицательный результат, отрицательная реакция учащихся) – 1 балл.

 

Критерии ситуативности-надситуативности (Кашапов М.М.)

Выделены 7 параметров анализа, 7 качеств мышления, которые могут проявиться в решении проблемной ситуации. За присутствие в описании проблемной ситуации данного качества начисляется 1 балл.

СИВ вариации: Итоговый анализ (сумма баллов):

1-2 балла – это преобладание ситуативного мышления, 5-7 –надситуативного мышления, способности к рефлексии, самоанализу, прогнозированию ближайших и отдаленных последствий собственных действия.



Для понятности мы несколько упростили параметры и конкретизировали некоторые, убрали педагогическую направленность, сделали просто профессиональную

1. Адекватность, правильность анализа ситуации (выделения основных, главных противоречий, степень соотнесенности предлагаемого решения с ожидаемым положительным эффектом: позитивный настрой на решение ситуации, умение видеть «суть»).

2. Глубина анализа оценивалась по степени осмысления установленных противоречий; выяснение причин, способствующих их возникновению, нахождение адекватных средств разрешения основных противоречий (ответы на вопросы а почему так могло случиться, анализ действий по разрешению ситуации).

3. Полнота анализа устанавливалась на основании учёте испытуемым возникновения и развития основных и не основных противоречий (количество, вариативность нахождения и выделения различных причин ситуации).

4. Оперативность анализа – своевременность установления противоречий в процессе решения ситуации, быстрота (скорость принятие решения, само принятие или непринятие какого-либо решения)

5. Достаточность анализа характеризовалась успешностью распознавания признаков сложной педситуации, имеющих высокий диагностический вес.

6. Оригинальность решения – отсутствие императивных (часто повторяющихся и безрезультатных) способов воздействия (нестандартный ход, интересное решение, конструктивное решение)

7. Обоснованность решения – аргументированность его относительно причин возникновения данной ситуации и способов решения.

Шкала уровней решений Е.К.Осиповой

Уровни Краткая характеристика
Нет решения Испытуемый или не пытается решить задачу или высказывает робкие догадки о путях решения.
Тентативный Испытуемый использует готовые формулировки задач, делает попытки решения на уровне «здравого смысла», без учёта психологических теорий, не устанавливает взаимосвязь между отдельными компонентами решения.
Репродуктивный Испытуемый заимствует готовые формулировки решения задач, образцы решения, не может соотнести их с внутренней логикой педагогической цели, не осуществляет переноса.
Реконструктивный Испытуемый использует готовые формулировки применительно к ситуациям, опирается на готовые образцы функциональных задач, соотносит их с конкретной педагогической целью, умеет реконструировать готовые образцы в соответствии с целью, объяснить эту связь, может построить логическую цепочку действий из образцов.
Вариативный Испытуемый не только использует готовые, но и сам формулирует задачи, самостоятельно решает функциональные задачи в логике педагогических целей, используя теорию. Но в проектах решений преобладают как готовые, так и собственные решения. Может объяснить логику действий и описать их последовательность.
Субъективно-творческий Испытуемый самостоятельно формулирует задачи на основе различных источников и педагогических ситуаций. Самостоятельно решает функциональные задачи в логике собственно педагогической цели, использует психолого-педагогическую теорию, проекты решения реализует на любом конкретном содержании. Легко перестраивает систему работы на новый вводимый компонент.
Объективно-творческий Испытуемый способен самостоятельно исследовать педагогическую ситуацию, сформулировать педагогические задачи, построить гипотезы их решения, сконструировать самостоятельно всю иерархию проектировочно-конструктивных задач, объяснить их логику. Легко перестраивает проект решения на вводимый компонент. Теоретические принципы использует для творческого решения собственно-педагогических задач в теории и на практике. Проекты решения часто оригинальны в деталях и в целом.


Психолингвистический анализ текста (интерпретация из методики Куна «Кто я?»)

1.Самооценка -3 показателя: количество положительных, отрицательных качеств, сумма положительных и отрицательных (учитывая знаки)

2.Анализ психолингвистического аспекта идентичности (кол-во существительных , прилагательных, глаголов)

a. Существительные: (Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;Недостаток или отсутствие существительных - о недостаточной ответственности человека)

b. Прилагательные: (Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека; Недостаток или отсутствие прилагательных - о слабой дифференцированности идентичности человека.).

c. Глаголы:Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов - о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.

 

  1. Оцените сами верно или нет решена ваша ситуация (сделайте самооценку вашего решения и описания) Критерии правильности решения. С.А.Гильманова:
  2. Оцените сами, есть ли надситуативность в вашем решении (умение взглянуть на ситуацию в более широком контексте)? Критерии ситуативности-надситуативности (Кашапов М.М.)
  3. Оцените сами есть ли творчество в вашем решении (умение решить ситуацию нестандартно)? (сделайте самооценку вашего решения и писания) Шкала уровней решений Е.К.Осиповой
  4. Оцените сами какие личностные особенности появились при решении ситуации (Тест «Кто Я?» (М.Кун,Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)

 

Психололингвистика Проблемная ситуация Реальное поведение Следствия Последствия Всего
Количество существительных          
Количество прилагательных          
Количество глаголов          

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.