|
Шкала уровней решений Е.К.Осиповой
ЗАДАНИЕ «Проблемная ситуация» (Кашапов М.М., Серафимович И.В.)
Инструкция (существуют вариации в зависимости от темы изучения, см. ниже)
Вспомните, пожалуйста, одну из проблемных ситуаций, с которой Вам пришлось столкнуться в своей профессиональной деятельности (затруднения в действиях, мыслях, рассогласования с коллегами, непонимание идей, неприятие требований и т.д., которые возникли неожиданно). После этого выполните следующий ряд заданий:
1. Коротко опишите ситуацию (что произошло, ваша реакция на случившееся, условия происходящего, реакция оппонента):
2. В чем, на Ваш взгляд, заключалась проблемность ситуации, что конкретно заставляло искать выход из неё?
3. Какое было найдено решение, и на какой критерий Вы ориентировались в поисках этого решения? Искали ли Вы выход, или вы его нашли потом? Что для вас было важным при решении ситуации (сохранить отношения, выгодно выглядеть и т.п.)
4. Имела ли ситуация в будущем (ближайшее, отдаленное) последствия, если да, то какие?
Таблица 1.Алгоритм осмысления стрессовой ситуации
Жизненная проблема
| Реальное поведение (ваши действия, мысли, чувства и т.д.)
| Следствия (ближайший результат ваших действий
| Последствия (отдаленные результаты ваших действий: неделя, месяц, один год, 3 года, 5 лет, 10 и т.д.)
| ситуация
| ход
| Исход
| последствия
|
|
|
|
|
Примечание: Испытуемые должны написать не одну, а несколько проблемных ситуаций их разных сфер профессиональной деятельности (отношения с вышестоящими структурами, например, руководством, с коллегами, с клиентами (родителями), с воспитанниками (детьми, учащимися).
Обработка«Проблемной ситуации» производится несколькими способами: индивидуальная обработка, групповая., экспертная и самооценочная.
- Групповая обработка может применяться когда исследование проводится в коллективе, и необходимо выявить общие проблемные зоны коллектива, направления психологической работы или отследить начальный и конечный вариант работа с коллективом (динамику изменений) в ходе проведенной работы. Обработка проводится методом анализа представленных в описании ситуаций и укрупнения их в группы, наиболее часто встречающихся.
- Варианты индивидуальной обработки зависят от целей исследования: определение уровня профессионального педагогического мышления (критерии Кашапова М.М.), экспресс-выявление уровня профессиональной компетентности (критерии правильности решения. С.А.Гильманова), шкала уровней решений Е.К.Осиповой(основана на концепции Я.А.Пономарёва о развитии внутреннего плана деятельности), психолингвистический анализ текста (интерпретация из методики Куна «Кто я?»)
- Индивидуальная самооценка решения проблемных ситуаций.
Критерии правильности решения. С.А.Гильманова:
1) очень удачное и оригинальное (высокий результат, соответствует цели) – 4 балла;
2) вполне возможное, правильное (не всегда легко интерпретировать результат) – 3 балла;
3) спорное, неопределённое решение (затруднительно определить соответствие цели, сложно доказать правильность или неправильность решения) – 2 балла;
4) неверное: несоответствие цели педагогической деятельности, отрицательный результат, отрицательная реакция учащихся) – 1 балл.
Критерии ситуативности-надситуативности (Кашапов М.М.)
Выделены 7 параметров анализа, 7 качеств мышления, которые могут проявиться в решении проблемной ситуации. За присутствие в описании проблемной ситуации данного качества начисляется 1 балл.
СИВ вариации: Итоговый анализ (сумма баллов):
1-2 балла – это преобладание ситуативного мышления, 5-7 –надситуативного мышления, способности к рефлексии, самоанализу, прогнозированию ближайших и отдаленных последствий собственных действия.
Для понятности мы несколько упростили параметры и конкретизировали некоторые, убрали педагогическую направленность, сделали просто профессиональную
1. Адекватность, правильность анализа ситуации (выделения основных, главных противоречий, степень соотнесенности предлагаемого решения с ожидаемым положительным эффектом: позитивный настрой на решение ситуации, умение видеть «суть»).
2. Глубина анализа оценивалась по степени осмысления установленных противоречий; выяснение причин, способствующих их возникновению, нахождение адекватных средств разрешения основных противоречий (ответы на вопросы а почему так могло случиться, анализ действий по разрешению ситуации).
3. Полнота анализа устанавливалась на основании учёте испытуемым возникновения и развития основных и не основных противоречий (количество, вариативность нахождения и выделения различных причин ситуации).
4. Оперативность анализа – своевременность установления противоречий в процессе решения ситуации, быстрота (скорость принятие решения, само принятие или непринятие какого-либо решения)
5. Достаточность анализа характеризовалась успешностью распознавания признаков сложной педситуации, имеющих высокий диагностический вес.
6. Оригинальность решения – отсутствие императивных (часто повторяющихся и безрезультатных) способов воздействия (нестандартный ход, интересное решение, конструктивное решение)
7. Обоснованность решения – аргументированность его относительно причин возникновения данной ситуации и способов решения.
Шкала уровней решений Е.К.Осиповой
№
| Уровни
| Краткая характеристика
|
| Нет решения
| Испытуемый или не пытается решить задачу или высказывает робкие догадки о путях решения.
|
| Тентативный
| Испытуемый использует готовые формулировки задач, делает попытки решения на уровне «здравого смысла», без учёта психологических теорий, не устанавливает взаимосвязь между отдельными компонентами решения.
|
| Репродуктивный
| Испытуемый заимствует готовые формулировки решения задач, образцы решения, не может соотнести их с внутренней логикой педагогической цели, не осуществляет переноса.
|
| Реконструктивный
| Испытуемый использует готовые формулировки применительно к ситуациям, опирается на готовые образцы функциональных задач, соотносит их с конкретной педагогической целью, умеет реконструировать готовые образцы в соответствии с целью, объяснить эту связь, может построить логическую цепочку действий из образцов.
|
| Вариативный
| Испытуемый не только использует готовые, но и сам формулирует задачи, самостоятельно решает функциональные задачи в логике педагогических целей, используя теорию. Но в проектах решений преобладают как готовые, так и собственные решения. Может объяснить логику действий и описать их последовательность.
|
| Субъективно-творческий
| Испытуемый самостоятельно формулирует задачи на основе различных источников и педагогических ситуаций. Самостоятельно решает функциональные задачи в логике собственно педагогической цели, использует психолого-педагогическую теорию, проекты решения реализует на любом конкретном содержании. Легко перестраивает систему работы на новый вводимый компонент.
|
| Объективно-творческий
| Испытуемый способен самостоятельно исследовать педагогическую ситуацию, сформулировать педагогические задачи, построить гипотезы их решения, сконструировать самостоятельно всю иерархию проектировочно-конструктивных задач, объяснить их логику. Легко перестраивает проект решения на вводимый компонент. Теоретические принципы использует для творческого решения собственно-педагогических задач в теории и на практике. Проекты решения часто оригинальны в деталях и в целом.
| Психолингвистический анализ текста (интерпретация из методики Куна «Кто я?»)
1.Самооценка -3 показателя: количество положительных, отрицательных качеств, сумма положительных и отрицательных (учитывая знаки)
2.Анализ психолингвистического аспекта идентичности (кол-во существительных , прилагательных, глаголов)
a. Существительные: (Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;Недостаток или отсутствие существительных - о недостаточной ответственности человека)
b. Прилагательные: (Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека; Недостаток или отсутствие прилагательных - о слабой дифференцированности идентичности человека.).
c. Глаголы:Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов - о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.
- Оцените сами верно или нет решена ваша ситуация (сделайте самооценку вашего решения и описания) Критерии правильности решения. С.А.Гильманова:
- Оцените сами, есть ли надситуативность в вашем решении (умение взглянуть на ситуацию в более широком контексте)? Критерии ситуативности-надситуативности (Кашапов М.М.)
- Оцените сами есть ли творчество в вашем решении (умение решить ситуацию нестандартно)? (сделайте самооценку вашего решения и писания) Шкала уровней решений Е.К.Осиповой
- Оцените сами какие личностные особенности появились при решении ситуации (Тест «Кто Я?» (М.Кун,Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)
Психололингвистика
| Проблемная ситуация
| Реальное поведение
| Следствия
| Последствия
| Всего
| Количество существительных
|
|
|
|
|
| Количество прилагательных
|
|
|
|
|
| Количество глаголов
|
|
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|