Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и расчет налогового бремени организации.





НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит прежде всего от видов налогов и налоговых ставок.

1.Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

2. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка;

НП - налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды;



НД - недоимка по платежам.

относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД – ВР или ВСС = ОТ + НП + ВП + П,где ВСС - вновь созданная стоимость;

В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

А - амортизация;

ВД - внереализационные доходы;

ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ - оплата труда;

НП - налоговые платежи;

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

П - прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН : ВСС) x 100%.

3. По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.




26.Оценка эффективности налогового планирования

Вся система налогового планирования в интегрированных структурах имеет одну конечную цель - увеличение прибыли группы компаний в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности группы и ее бизнес-единиц.

Следует оценить:

 согласованность налоговой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. - степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;

 согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды. - насколько разработанная налоговая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее сегментов;

 внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. - насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации;

 реализуемость налоговой стратегии. -потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования;



 приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой стратегии-насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов);

 результативность разработанной налоговой стратегии. - прежде всего на основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости. Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии — рост деловой репутации (гудвилл) предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др.Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в интегрированных структурах авторы предлагают использовать систему показателей, состоящую из следующих групп.

1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.
Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается по формуле:

Кэн = ЧП / Н,

где ЧП - планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли; Н - общая сумма налоговых платежей.

Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.

Налогоемкость реализации продукции (НЕ) позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции:
НЕ = Н / Р,
где Н - общая сумма налоговых платежей; Р - объем реализации продукции (работ, услуг).

2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.

Коэффициент налогообложения издержек:

КНЗ = НЗ / З;
коэффициент налогообложения цены:

КНЦ = НЦ / Ц;

коэффициент налогообложения прибыли:

КНП = НП / П,

где НЗ - сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства); НЦ - сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции; НП - сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли; З - сумма издержек (затрат) организации; Ц - цена продукции; П - сумма балансовой прибыли.

Показатели первой и второй групп характерны для зарубежной практики налогового планирования. В отечественной практике их применяют редко, хотя они полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить влияние льгот на финансовые результаты организации, эффективность деятельности фирмы в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения и пр.

3. Показатели эффективности использования налоговых льгот.

Коэффициент эффективности льготирования (Кэл) - отношение величины налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки (Р):
Кэл = Э / Р.
Этот показатель характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате применения льгот на один рубль выручки от реализации продукции, а также долю участия конкретной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки.

При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 - убыток.

Также дополнительно могут рассчитываться:

Коэффициент льготного налогообложения (Клн) - отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы: Клн = Э / Н. При Клн, стремящемся к 1, эффективность льготы повышается.

Расчет коэффициента льготного налогообложения позволяет организации определить степень влияния льготы на величину конкретного налога, а коэффициента эффективности льготирования - долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации продукции (или другой базы, например: товарооборота, добавленной стоимости, объема оборота денежных средств и т.д.). Оба показателя оценивают каждую отдельную льготу и весь применяемый в группе организаций комплекс льготирования.

Эффективность финансирования вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью коэффициента льготного инвестирования (Кин) - доли инвестиций, осуществляемых за счет налоговой экономии: Кин = Э / И,где Э - величина налоговой экономии, полученной по льготе; И - сумма инвестиций, вложений, другого использования прибыли, подлежащая льготированию.

При Кин, стремящемся к 1, налоговая эффективность инвестиций повышается.

4. Другие частные показатели, характеризующие использование того или иного элемента налогового планирования.Коэффициент налоговой эффективности региона (Кэр) оценивает результативность деятельности хозяйствующего субъекта в данном регионе с точки зрения налоговых последствий:

Кэр = Нр / Р,где Нр - совокупная величина налоговых обязательств, возникающих в регионе; Р - общий объем выручки от реализации продукции за период.

Показатель Р может быть и другим, например: объем товарооборота, величина добавленной стоимости, валовой доход и т.д., который организация выбирает в зависимости от направлений деятельности и видов получаемых доходов.
При Кэр, стремящемся к минимуму, привлекательность функционирования в регионе повышается. Коэффициент налоговой эффективности региона позволяет, во-первых, сравнить результативность действия в регионе с точки зрения возможности снижения налогового бремени и увеличения собственных финансовых ресурсов и, во-вторых, сформировать величину налоговой экономии, получаемой в данном регионе по сравнению с другими.

Все вышеперечисленные показатели целесообразно применять в процессе налогового планирования при оценке альтернативных вариантов налоговой политики и выборе оптимального варианта, а также при подведении итогов планирования и определении его результатов.
Полученная информация позволяет установить наиболее и наименее эффективные элементы налогового планирования, оценить результативность их с точки зрения как получаемой экономии, так и стоимости внедрения. На этой базе производится необходимая корректировка действующей системы налогового планирования, принимаются решения об отказе от неэффективных методов или о разработке новых.

27. Налоговое планирование при управлении расходами хозяйствующих субъектов.

В современных российских условиях налоговое планирование в рамках управления расходами хозяйствующих субъектов целесообразно рассматривать исходя из его классификации в зависимости от целей деятельности хозяйствующих субъектов.

1) Если реальной целью деятельности является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то управление расходами должно быть направлено на всестороннее их уменьшение. Налоговое планирование в этом случае должно осуществляться в направлении уменьшения суммы налогов, относимых на расходы для целей налогообложения прибыли.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Действующее российское законодательство также предусматривает, что не признаются объектом налогообложения выплаты организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Использование данного положения целесообразно для предприятий, имеющих целью максимизацию чистой прибыли, так как именно за счет чистой прибыли производится выплата дивидендов, материальной помощи, оплата дополнительных отпусков, пособий и другие выплаты. Конечно, чистая прибыль образуется после уплаты налога на прибыль.

Экономия на издержках и в том числе на налогах, относимых на расходы для целей налогообложения прибыли, безусловно, увеличивает сумму налога на прибыль, но, однако же, позволяет максимизировать сумму чистой прибыли хозяйствующих субъектов.

В сегодняшней российской действительности существует напрямую не противоречащее действующему законодательству завуалированное использование части расходов для удовлетворения нужд акционеров. Тем самым прибыль не максимизируется, но интересы собственников удовлетворяются. В этом случае организация балансирует на грани нарушения законодательства и теневой экономикой.

2)Если целью деятельности конкретного хозяйствующего субъекта не является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то управление расходами должно быть направлено, прежде всего, на минимизацию налога на прибыль. Для этого хозяйствующие субъекты должны учитывать соответствующие элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли. Амортизационные отчисления, списание материальных ресурсов на производственные нужды и другие. Целесообразно также максимально включать в расходы обоснованные и документально подтвержденные расходы на оплату информационных и юридических услуг, на рекламу, на представительские цели, на обучение сотрудников и другие, как регулируемые, так и нет для целей налогообложения..

Следует помнить, что налоговое планирование в рамках управления расходами хозяйствующих субъектов, во-первых, оказывает влияние не только на уровень себестоимости единицы продукции, но и на конечные результаты деятельности организации. Во-вторых, необходимо учитывать специфику российских условий, когда расходы для целей налогообложения не совпадают с расходами по бухгалтерскому учету. В таких условиях хозяйствующие субъекты неизбежно большее внимание вынуждены уделять расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли.

28. Налоговое планирование при управлении доходами хозяйствующих субъектов.

Налоговое планирование в системе управления доходами организаций целесообразно осуществлять по различным направлениям. Ценовая политика предприятий в современных условиях тесно взаимосвязана с вопросами налогообложения. Большое влияние на уровень цен, а опосредованно и на уровень прибыли, как конечного финансового результата, оказывают косвенные налоги, прежде всего НДС. Оптимизация данного налога позволяет предприятиям увеличивать свои финансовые ресурсы. Поэтому хозяйствующие субъекты должны уделять соответствующее внимание вопросам налогового планирования НДС.

Сущность НДС позволяет сделать вывод, что используя освобождения по НДС «при выходе» продукции, предприятие получает мнимую льготу для целей налогообложения. Поэтому налоговое планирование НДС заключается не столько в применении налоговых освобождений в соответствии с положениями ст.149 и ст.145 НК РФ, а в том, чтобы:

· четко и правильно документально оформлять все суммы НДС, уплаченные поставщика, так как только надлежащим образом оформленные документы позволяют производить вычет сумм НДС;

· четко и правильно вести счета-фактуры (прежде всего по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам);

· отслеживать, чтобы расходы соответствовали положениям главы 25 НК РФ, так как увеличение производственной себестоимости оказывает влияние не только на прибыль, но и на налоговый вычет НДС;

· минимизировать срок от предоплаты до фактического оприходования ТМЦ;

· ускорять процесс выполнения сторонними организациями работ и услуг производственного назначения и их приемки в отчетном периоде с подтверждением факта актами сдачи-приемки этих работ, чтобы была возможность налогового вычета по НДС в отчетном периоде.

С 2002 года формирование доходов для целей налогообложения прибыли в отличие от целей бухгалтерского учета происходит в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, что необходимо учитывать при управлении доходами, уделяя особое внимание доходам, не учитываемым для целей налогообложения в соответствии со ст.251 НК РФ: целевые поступления и финансирование; имущество и имущественные права, полученные в виде взносов в уставный капитал и другие доходы.

29. Налоговое планирование при управлении прибылью хозяйствующих субъектов.

Планирование доходов и выручки создает основы для планирования различных модификаций прибыли, которое также невозможно без учета фактора налогового планирования.

Управление различными модификациями прибыли целесообразно анализировать в зависимости от целей, стоящих перед организацией.

1)Если целью деятельности хозяйствующего субъекта является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то основные усилия налоговых менеджеров должны быть направлены именно на достижение этого.

Факторы первого и второго порядка, влияющее на размер прибыли, в том числе чистой, возможно дополнить группой факторов, являющихся результатом решений, принимаемых менеджером по налоговому планированию.

При управлении прибылью от реализации необходимо иметь в виду, что немаловажное значение для целей ее планирования аналитическим методом имеет фактор изменения уровня косвенного налогообложения. Такое изменение возможно не только в результате законодательных инициатив, но и вследствие налогового планировании, что рассмотрено выше при управлении доходами. Прибыль от реализации изменяется в результате налоговой политики предприятия по расходам. Причем, организации, имеющие целью увеличение прибыли, стремятся к минимизации расходов, используя в числе прочих различные методы налогового планирования.

На максимизацию чистой прибыли также оказывают влияние факторы, влияющие на оптимизацию доходов и расходов в соответствии с выбранной организацией стратегией. Кроме того, увеличения чистой прибыли хозяйствующие субъекты могут добиться, используя методы международного налогового планирования, в том числе и осуществляя деятельность в странах с льготным налогообложением, в оффшорах и внутренних свободных экономических зонах.

В рамках управления чистой прибылью и капиталом традиционно рассматривается показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, который получил название эффекта финансового рычага (левериджа). Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = (1- Нс.) Х (Ruo – Kc) Х ЗК/СК, где ЭФР = эффект финансового рычага, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

В результате налогового планирования возможна дифференциация (1- Нс.), вплоть до доведения его значения до единицы в следующих случаях:

1) Если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

2) Если по видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли (как внутри страны, так и за рубежом);

3) Если отдельные структурные подразделения предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;

4) Если отдельные структурные подразделения предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.

Налоговое планирование оказывает также влияние на дифференциал ЭФР, так как увеличение прибыли в результате налогового планирования методами, рассмотренными выше для расходов и доходов, позволяет увеличить значение Ruo и соответственно положительное значение ЭФР.

Планирование чистой прибыли осуществляется предприятиями самостоятельно, исходя из особенностей организационно-правовой формы и возможности получения или нет кредита в банке.

В российской практике задача усложняется относительно высокими ставками процента и спецификой определения финансового результата, поэтому для принятия конкретного решения – привлекать кредит или нет, - необходимо последовательно:

1) рассчитать чистую прибыль при условии получения кредита:

2) рассчитать потери чистой прибыли в связи с уплатой процентов за кредит;

3) определить влияние кредита на уровень эффективности использования собственного капитала;

4) установить предельный процент за кредит, т.е. критическую точку, соблюдение которой позволяет эффективно использовать собственные и заемные средства. В данном случае мы исходим из предположения, что вся чистая прибыль буде потрачена на погашение превышения указанных процентов за кредит.

Организациям, рассматривая вопросы привлечения кредитных ресурсов, необходимо сравнивать уровень предлагаемой процентной ставки как с экономической рентабельностью, так и с предельной ставкой по кредиту.

2) Если целью деятельности хозяйствующего субъекта не является получение максимальной суммы чистой прибыли, то у них есть все основания более активно заниматься увеличением ЭФР, в том числе и путем налогового планирования.

30. Налоговое планирование при управлении инвестициями хозяйствующих субъектов.

В настоящее время огромное значение для организации имеют вопросы управления инвестиционной деятельностью. В данном сегменте финансового менеджмента принимаются решения по осуществлению реальных и финансовых инвестиций и по управлению оборотным капиталом.

По реальным инвестициям налоговое планирование позволяет увеличить такие источники финансирования капитальных вложений, как амортизационные отчисления, путем принятия в учетной политике соответствующего способа начисления амортизационных отчислений, и чистую прибыль, через влияние налогов на конечные результаты деятельности предприятия. Решая вопрос о привлечении кредитных ресурсов, следует иметь в виду, что согласно российским условиям налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. проценты за кредитные ресурсы, привлекаемые для инвестиционных целей, относятся на расходы в том же порядке, как и прочие проценты. Следовательно, при управлении реальными инвестициями необходимо учитывать все указанные российские особенности расчета эффекта финансового рычага. Кроме того, необходимо проводить дисконтирование по источникам финансирования и прибыли для расчетов финансового рычага по долгосрочным кредитам. Таким образом, при составлении инвестиционного плана хозяйствующие субъекты должны грамотно подходить к поиску источников финансирования, используя дополнительные возможности, предоставляемые налоговым планированием.

Осуществляя реальные инвестиции, необходимо учитывать, что источник их финансирования зависит от формы их осуществления. Модернизация, реконструкция, техническое перевооружение, ремонт по-разному регулируются налоговыми методами. Все перечисленные вопросы должны решаться на стадии текущего налогового планирования.

Управление нематериальными активами также зависит от налогового планирования. В России с 2002 г. даже перечень нематериальных активов для целей бухгалтерского и налогового учета не совпадает. Например, деловая репутация относится к нематериальным активам только по правилам бухгалтерского учета согласно ПБУ14. Такая ситуация существует и в других странах (Испания, Италия), где не принимаются расходы на деловую репутацию для целей налогообложения.

Осуществление управления финансовыми инвестициями также невозможно без налогового планирования. Его влияние проявляется через оптимизацию уровня доходов по первичным и производным ценным бумагам в условиях применения различных ставок налогообложения. Указными методами налогового планирования возможно также увеличивать базовую прибыль на акцию отчетного периода.

Управление оборотным капиталом предполагает в числе прочих решение задач по снижению ДЗ, в том числе и путем предоставления скидок с цены при условии досрочной оплаты. Влияние налогового планирования на ценовую политику осуществляется путем оптимизации НДС.

Завершая обзор влияния налогового планирования на инвестиционные решения, необходимо отметить, что при их обосновании на основе временной стоимости денег необходимо использовать суммы соответствующих показателей в посленалоговой стоимости. Таким образом, методы налогового планирования, позволяющие повысить доходы и уменьшить расходы хозяйствующего субъекта должны активно использоваться при принятии инвестиционных решений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.