Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория дивидендной политики





1. Теория Линтнера (теория предпочтительности дивидендов, модель частичной корректировки) признается базовой моделью и основана на предположении, что каждая единица прибыли, направленная на выплату дивидендов в текущем периоде, дороже единицы капитализируемой части прибыли, использование которой в будущем будет связано с определенным риском. Исходя из этого, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что фактор риска не может быть определяющим при выборе типа дивидендной политики, так как дивиденды, выплаченные в текущем периоде, также могут быть направлены на финансирование инвестиций предприятия эмитента или других предприятий с соответствующими сопутствующими рисками.

Согласно данной теории дивидендная политика сводится к решению следующих основных вопросов:

а) должен ли измениться размер дивидендов по сравнению с предыдущим периодом;

б) если «да», то каким должно быть это изменение.

2. «Реманентная» (или остаточная) теория дивидендов. Данная теория основана на предположении, что дивидендная поли-
тика не оказывает влияния ни на рыночную стоимость акций, ни на благосостояние акционеров, так как эти показатели зависят от величины формируемой прибыли, а не от части прибыли, распределяемой между акционерами. В связи с этим основную массу прибыли целесообразно на­правлять на финансирование наиболее перспективных инвести­ционных проектов, а дивиденды держателям простых акций, вы­плачивать по остаточному принципу.



Согласно данной теории дивидендная политика сводится к решению следующих основных вопросов:

1) предприятие должно реинвестировать прибыли в доходные направления деятельности до тех пор, пока ставка доходности от инвестиций превышает ставку доходности альтернативных вло­жений;

2) выплата дивидендов рассматривается как вынужденное ре­шение и допускается только после финансирования перспектив­ных инвестиционных проектов;

3) единственным фактором, определяющим политику диви­дендов, является возможность инвестирования.

На практике остаточной теории придерживаются многие предприятия:



1) средние и малые предприятия часто не выплачивают диви­денды и предпочитают реинвестировать свои прибыли;

2) предприятия, имеющие перспективу быстрого экономиче­ского роста, реже остальных выплачивают дивиденды;

3) предприятия со слабым экономическим ростом, как пра­вило, выплачивают большие дивиденды.

3. Теория минимизации дивидендов (налоговых предпочтений). Данная теория основана на предположении, что эффективность дивидендной политики определяется минимизацией налоговых выплат на распределяемую (в виде дивидендов среди акционеров) и капитализируемую часть. Стоимость налоговых выплат в текущем периоде превышает стоимость налоговых выплат в будущем периоде, так как со вре­менем деньги изменяют (уменьшают) свою стоимость. В связи с этим целесообразно сократить сумму дивидендов, чтобы сокра­тить налоговые выплаты на них, и увеличить сумму капитализи­руемой части прибыли, чтобы увеличить будущие налоговые вы­платы на них, стоимость которых со временем снизится. Таким образом, общие расходы на выплату налогов значительно умень­шатся.

4. Теория сигнализирования основана на предположении, что величина дивиденда на одну простую акцию в обращении влияет на ее рыночную стоимость. При этом повышение уровня дивидендов вызывает соответствующее повышение рыночной стоимости акции, в результате чего акционеры получают:

1) повышенные процентные доходы (в виде дивидендов);

2) повышенные доходы от прироста курсовой стоимости акций.

Повышение уровня дивидендов сигнализирует существую­щим и потенциальным акционерам о том, что предприятие ус­пешно работает и рассчитывает на повышение прибыли в буду­щем периоде. Теория сигнализирования предполагает высокую прозрачность рынка ценных бумаг, благодаря которой оператив­но полученная информация о дивидендах оказывает влияние на рыночную стоимость акций.



5. Теория клиентуры основана на предположении, что на ди­видендную политику оказывают влияние предпочтения боль­шинства акционеров. Если большинство акционеров отдает предпочтение:

1) выплате дивидендов, то большая часть чистой прибыли на­правляется на выплату дивидендов;

2) капитализации, то большая часть чистой прибыли направ­ляется на капитализацию.

Акционеры, не согласные с решением большинства, могут продать свои акции и инвестировать полученные средства в дея­тельность других предприятий.


Поведенческие концепции финансов.

В основе большинства классических финансовых теорий и моделей лежит предположение о рациональном поведении инвестора на рынке.

Многочисленными исследованиями зарубежных, а в последние годы и российских ученых подтверждено, что, действуя в условиях неопределенности и риска, люди подвергаются влиянию целого ряда иллюзий, эмоций, ошибочного восприятия информации и прочих «иррациональных» факторов. Именно на основе выявления данных факторов и изучения их воздействия на процесс принятия инвестиционно-финансовых решений возникла новая финансовая наука — «поведенческие финансы».

Исследование разнообразных рыночных ситуаций и получение достаточно большого количества примеров, подтверждающих иррациональную природу человеческой деятельности, в том числе и в финансово-инвестиционной сфере, привели к возникновению нового направления финансовой науки — поведенческих финансов. Поведенческие финансы — направление финансового менеджмента, учитывающее иррациональную природу поведения инвесторов и финансистов на рынке в условиях неопределенности и риска при принятии решений финансово-инвестиционного характера.

Наиболее существенные исследования и открытия, совершенные в данной области, принадлежат западно-европейским и американским ученым.

Среди многочисленных примеров нерационального поведения можно выделить:

- «эффект толпы» - специфическое воздействие, которое оказывает толпа на составляющих ее людей, которое было описано французским социологом Гюставом Ле Боном в изданной в 1895 году в книге «Психология толпы». Ле Бон заметил, что, действуя в группе, люди превращаются в единое целое, обладающее коллективным сознанием, и это сознание заставляет членов группы вести себя совсем не так, как они вели бы себя, действуя в одиночку. В применении к финансовым рынкам данный эффект получил название «информационный каскад». Инвестор принимает решение, наблюдая за действием большого количества других участников рынка и имитируя их.

- нарушение принципов теории ожидаемой полезности. Теория ожидаемой полезности утверждает, что при необходимости выбора одной из альтернатив субъект всегда выбирает ту, где больше ожидаемая полезность. В 1953 году французский экономист Алле в работе «Поведение разумного человека в условиях риска, критика постулатов и аксиом американской школы»<4> описал следующий эксперимент. Субъектам предлагается выбрать одну перспективу в каждой из двух пар, первая из которых такова:

Перспектива А: 4000 с вероятностью 0,8 и 0 с вероятностью 0,2.

Перспектива Б: 3000 с вероятностью 1.

По статистике, подавляющее большинство людей (примерно 80%, как показывают многочисленные эксперименты) в этой паре выбирает перспективу Б.

Вторая пара выглядит так:

Перспектива В: 4000 с вероятностью 0,2 и 0 с вероятностью 0,8.

Перспектива Г: 3000 с вероятностью 0,25 и 0 с вероятностью 0,75.

В этой паре предпочтения обычно менее ярко выражены, но тем не менее большинство людей (около 68%) все-таки выбирает перспективу В. Но нетрудно заметить, что перспективы В и Г есть не что иное как перспективы А и Б с вероятностью a = 0,25, т.е. 0,25 х А + 0,75 х 0 = В и 0,25 х Б + 0,75 х 0 = Г, а значит, в соответствии с теорией ожидаемой полезности, предпочтения в обоих случаях должны быть одними и теми же.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.