Политика управления дебиторской задолженности предприятия
К Читателю
Черный медведь спросил: - Я на правильном пути?
-Разумеется, - сказал Ворон - Росомаха на правильном пути.
-Росомаха? - переспросил Черный медведь.
- Она, похоже, далеко уклонилась в сторону.
- Ее путь, - сказал Ворон
0) Модель М-М без учета налогов
Модель Модильяни Миллера при отсутствии налогов (1958г):
Рыночная стоимость предприятия и средневзвешенная стоимость капитала не зависят от структуры капитала, следовательно, их нельзя оптимизировать и наращивать рыночную стоимость предприятия за счет структуры капитала.
Т.е. это «Принцип пирога»: можно по-разному делить пирог, но его величина при этом не меняется (имеется ввиду доля СК и ЗК в общей структуре капитала).
Ограничения теории М-М:
• Наличие эффективного рынка капитала, одинаковые процентные ставки для всех инвесторов;
• Одинаковые ожидания величины риска для всех организаций;
• Компании эмитируют только 2 типа обязательств: долговые с безрисковой ставкой и акции;
• Физические лица могут осуществлять ссудно-заемные операции по безрисковой ставке;
• Отсутствуют затраты, связанные с банкротством;
• Отсутствие налогов;
• Вся прибыль идет на выплату дивидендов.
Рассматриваются две организации:
• L – организация, использующая заемный капитал и являющаяся финансово-зависимой.
U – финансово-независимая компания, не привлекающая заемный капитал.
Vu –– рыночная стоимость финансово-независимой организации U (стоимость организации без долговых обязательств).
Vl – рыночная стоимость финансово-зависимой организации L (стоимость организации с долговыми обязательствами).
• При отсутствии налога рыночная ст-сть предприятия не зависит от структуры капитала (т.е. способа ее финансирования) и определяется:
Vu = Vl
• Следовательно: изменение структуры источников путем привлечения более дешевых заемных средств не увеличивает рыночную стоимость компании, т.к. выгода от привлечения дешевого источника сопровождается повышением степени риска и соответственно стоимости СК.
1) Модель М-М с налогами
Теория Модильяни Миллера с учетом налогов: (1963г):
• Использование заемных источников увеличивает стоимость предприятия, т.к. процент по займам вычитается из налогооблагаемой прибыли, в результате чего увеличивается величина операционной прибыли.
• Рыночная стоимость финансово-зависимого предприятия равна:
Vl = Vu + T*Z
• Стоимость СК финансово-зависимого предприятия равна стоимости СК аналогичного финансово-независимого предприятия и премии за риск, скорректированной на поправку, учитывающую налогооблагаемую прибыль.
Обозначения:
L – организация, использующая заемный капитал и являющаяся финансово- зависимой.
U – финансово-независимая компания, не привлекающая заемный капитал.
Vu –– рыночная стоимость финансово-независимой организации U (стоимость организации без долговых обязательств).
Vl – рыночная стоимость финансово-зависимой организации L (стоимость организации с долговыми обязательствами).
Z – рыночная оценка ЗК организации (рыночная цена ЗК).
T – ставка налога на прибыль.
2) Анализ платежеспособности и фин. уст. предприятия
Финансовая устойчивость организации – это такое состояние ее финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
Внешний признак финансовой устойчивости – платежеспособность.
Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства.
Экономической сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность его запасов и затрат источниками их формирования.
Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать такой показатель, как излишек (или недостаток) средств для формирования запасов и затрат, который определяется как разница между величиной источников средств и величиной запасов:
СОС собственные оборотные средства
СДО собственные и долгосрочные заемные источники финансирования запасов
ОИЗ основные источники формирования запасов (СК+ДО+КО)
Типы финансовой устойчивости предприятия:
1) Абсолютная финансовая устойчивость
Условия: ∆СОС >0;
∆СДО >0;
∆ОИЗ>0, т.е. S={1,1,1}.
Показывает, что все запасы покрываются собственными оборотными средствами. Встречается редко.
2) Нормальная финансовая устойчивость
∆СОС<0;
∆СДО>0;
∆ОИЗ>0, т.е. S={0,1,1}.
Гарантирует платежеспособность. Показывает, что сумма запасов превышает сумму СОС, но меньше суммы собственного оборотного капитала и долгосрочных заемных источников.
3) Неустойчивое финансовое состояние
∆СОС<0;
∆СДО<0;
∆ОИЗ>0, т.е. S={0,0,1}.
Сопряжено с нарушением платежеспособности, но сохраняется возможность восстановления равновесия. Показывает , что сумма запасов превышает сумму СОС и долгосрочных заемных источников, но меньше суммы собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных заемных источников.
4) Кризисное финансовое состояние
∆СОС<0;
∆СДО<0;
∆ОИЗ<0, т.е. S={0,0,0}.
Предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате погашения кредиторской задолженности. Нарушается платежный баланс, предприятие имеет кредиты и займы, просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность. Показывает , что сумма запасов превышает сумму всех нормальных источников финансирования.
Относительные показатели, характеризующие финансовую устойчивость:
1. Коэффициент автономии (Ка) = СК/ВБ.
Коэффициент показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Чем выше эта доля, тем выше финансовая независимость (автономия) предприятия. Оптимальное значение Ка = 0,5.
2. Коэффициент финансовой зависимости (Кф) - показывает, в какой степени активы сформированы за счет заемных средств (или долю заемных средств в общей сумме источников финансирования)
Кф = ДО + КО = 1 - Ка
3. Коэффициент маневренности (Км) – показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. какая часть вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.
Км = СОС/СК,
где СОС – собственные оборотные средства
4. Коэффициент финансовой устойчивости (Кфу) – показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников.
Кфу = (СК+ДО)/ВБ
3) Планирование финансового состояния хозяйств. субъекта
4) Политика управления операционными внеоборотными активами
Политика управления операционными внеоборотными активами - представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в финансовом обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования.
Основные этапы формирования политики управления операционными ВНА предприятия:
1. Анализ операционных ВНА предприятия в предшествующем периоде
2. Оптимизация общего объема и состава операционных ВНА предприятия
3. Обеспечение своевременного обновления операционных ВНА
4. Обеспечение эффективного использования операционных ВНА предприятия
5. Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования операционных ВНА предприятия
1. Анализ операционных ВНА предприятия в предшествующем периоде
а) Рассматривается динамика общего объема операционных ВНА
б) Изучается состав операционных ВНА предприятия и динамика их структуры
в) Оценивается состояние используемых предприятием операционных ВНА по степени их изношенности
г) Определяется период оборота используемых предприятием операционных ВНА:
д) Изучается интенсивность обновления операционных ВНА в предшествующем периоде (коэф-ты выбытия, обновления ВНА)
е) Оценивается уровень эффективности использования операционных ВНА в отчетном периоде.
2. Оптимизация общего объема и состава операционных ВНА предприятия
3. Обеспечение своевременного обновления операционных ВНА
Амортизационная политика – обоснованный выбор и проведение процедур определения амортизационных отчислений, уровень которых обуславливает скорость возможного обновления операционных ВНА.
Формы обновления отдельных групп операционных внеоборотных активов:
• Текущий ремонт
• Капитальный ремонт (оборудование полностью подлежит восстановлению)
• Модернизация (совершенствование)
• Реконструкция (обновление всего производственного процесса и всех операционных ВНА)
4. Обеспечение эффективного использования операционных ВНА предприятия:
Разработка системы мероприятий, направленных на повышение коэффициентов рентабельности и производственной отдачи операционных ВНА.
5. Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования операционных ВНА предприятия:
Финансирование обновления операционных ВНА в целом сводится к двум вариантам:
• 1 вариант – весь объем обновления ВНА финансируется за счет СК
• 2 вариант – смешанное финансирование обновления операционных ВНА за счет собственного и долгосрочного заемного капиталов.
Факторы, влияющие на выбор источников финансирования ВНА:
• Достаточность СК для обеспечения экономического развития предприятия в предстоящем периоде
• Стоимость долгосрочного финансового кредита
• Соотношение использования собственного и заемного капитала
• Доступность долгосрочного финансового кредита для предприятия
5) фин. план и его роль в бизнес планировании
Бизнес-планирование представляет собой процесс разработки планов развития хозяйственной деятельности организации. В зависимости от конкретной задачи бизнес-планы можно разделить на:
- общего развития и составляемые под конкретную задачу;
- стратегические и тактические.
Неотъемлемой частью любого бизнес-плана является финансовый план, в рамках которого определяются плановые значения ключевых финансовых показателей хозяйственной деятельности. Традиционно финансовый раздел бизнес-плана разрабатывается в форме, аналогичной формам финансовой отчетности (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, прогнозный бухгалтерский баланс и др.).
Цель разработки финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей предприятия.
Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.
В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
а) содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
б) дает возможность определить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции;
в) служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
6) организация фин. планирования предприятия
Финансовое планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность, нестабильность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения новых современных технологий планирования.
В соответствии с этим важной задачей высшего руководства предприятия является организация эффективного финансового планирования.
К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование,
можно отнести следующие:
- обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;
- обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;
- определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками и т.д.;
- контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.
7) Принципы формирования капитала предприятия
· Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия;
• Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия;
• Обеспечение оптимальной структуры капитала с позиций эффективности его функционирования;
• Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников;
• Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе хоз. деят-сти пр-ия.
Политика управления дебиторской задолженности предприятия
Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.
Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.
Политика управления дебиторской задолженностью - представляет собой часть общей политики управления ОА и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации.
Основные этапы формирования политики ДЗ:
1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
4. Формирование системы кредитных условий
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:
8. Построение эффективных схем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ:
1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде:
а) Оценивается уровень ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде:
КОАдз=ДЗ/ОА
КОАдз – коэффициент отвлечения ОА в ДЗ
ДЗ – общая сумма ДЗ предприятия
ОА – общая сумма ОА предприятия
б) Определяется средний период инкассации ДЗ (ПИдз) и количество ее оборотов (КОдз) в рассматриваемом периоде.
ПИдз = ДЗ ср/ Оо
ДЗср – ср остаток ДЗ предприятия в рассматриваемом периоде
Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде
КОдз = ОР/Дз ср
ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
в) Оценивается состав ДЗ предприятия по отдельным видам ее «возрастным группам» т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
г) Рассматривается состав просроченной ДЗ.
Выделяют:
• Сомнительную задолженность.
• Безнадежную задолженность.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции:
А) в каких формах осуществить реализацию продукции в кредит?
Б) Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию?
Формы реализации продукции в кредит:
• Товарный (коммерческий кредит) – форма оптовой реализации продукции ее продавцам на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)
• Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ. лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес. до 2 лет).
Тип кредитной политики:
• Консервативный – направлен на минимизацию кредитного риска (снижение круга наших покупателей, сокращение сроков выдачи кредита, ужесточение условий кр. политики).
• Умеренный – ср. уровень кр. риска.
• Агрессивный – с целью максимизации доп. прибыли за счет расширения потребления продукции. Здесь риски максимальны.
3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
Идз = (ОРк*Кс/ц*(ППКср + ПРср))/360
ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ
ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит
Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции
ППКср – ср период предоставления кредита покупателям, в дн.
ПРср – ср период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в дн.
4. Формирование системы кредитных условий:
* кредитный период
* кредитный лимит
* стоимость предоставления кредита.
* система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию
* система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита:
1) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность покупателей
2) формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей
3) выбор методов оценки кредитоспособности покупателей
4) Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности
5) Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
По товарному кредиту выделяют следующие критерии:
• Объем хоз. операций с покупателем и стабильность их осуществления
• Репутация покупателя в деловом мире
• Платежеспособность покупателя
• Результативность хоз. деятельности покупателя
• Состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность
• Объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждения дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту (когда физ лицо0 оценка осущетслвяется по следующим критериям:
• Дееспособность покупателя
• Уровень доходов покупателя и регулярность их формирования
• Состав личного имущества покупателя.
6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:
• сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей
• возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту
• условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов (3 мес).
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:
Основные формы рефинансирования ДЗ:
• Факторинг
• Учет векселей, выданных покупателям продукции
• Форфейтинг
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|