Сделай Сам Свою Работу на 5

Политика управления дебиторской задолженности предприятия





К Читателю

Черный медведь спросил: - Я на правильном пути?

 

-Разумеется, - сказал Ворон - Росомаха на правильном пути.

 

-Росомаха? - переспросил Черный медведь.

 

- Она, похоже, далеко уклонилась в сторону.

 

- Ее путь, - сказал Ворон

0) Модель М-М без учета налогов

Модель Модильяни Миллера при отсутствии налогов (1958г):

Рыночная стоимость предприятия и средневзвешенная стоимость капитала не зависят от структуры капитала, следовательно, их нельзя оптимизировать и наращивать рыночную стоимость предприятия за счет структуры капитала.

Т.е. это «Принцип пирога»: можно по-разному делить пирог, но его величина при этом не меняется (имеется ввиду доля СК и ЗК в общей структуре капитала).

Ограничения теории М-М:

• Наличие эффективного рынка капитала, одинаковые процентные ставки для всех инвесторов;

• Одинаковые ожидания величины риска для всех организаций;

• Компании эмитируют только 2 типа обязательств: долговые с безрисковой ставкой и акции;

• Физические лица могут осуществлять ссудно-заемные операции по безрисковой ставке;

• Отсутствуют затраты, связанные с банкротством;



• Отсутствие налогов;

• Вся прибыль идет на выплату дивидендов.

Рассматриваются две организации:

• L – организация, использующая заемный капитал и являющаяся финансово-зависимой.

U – финансово-независимая компания, не привлекающая заемный капитал.

Vu –– рыночная стоимость финансово-независимой организации U (стоимость организации без долговых обязательств).

Vl – рыночная стоимость финансово-зависимой организации L (стоимость организации с долговыми обязательствами).

• При отсутствии налога рыночная ст-сть предприятия не зависит от структуры капитала (т.е. способа ее финансирования) и определяется:

Vu = Vl

• Следовательно: изменение структуры источников путем привлечения более дешевых заемных средств не увеличивает рыночную стоимость компании, т.к. выгода от привлечения дешевого источника сопровождается повышением степени риска и соответственно стоимости СК.

 

1) Модель М-М с налогами

Теория Модильяни Миллера с учетом налогов: (1963г):

• Использование заемных источников увеличивает стоимость предприятия, т.к. процент по займам вычитается из налогооблагаемой прибыли, в результате чего увеличивается величина операционной прибыли.



• Рыночная стоимость финансово-зависимого предприятия равна:

Vl = Vu + T*Z

• Стоимость СК финансово-зависимого предприятия равна стоимости СК аналогичного финансово-независимого предприятия и премии за риск, скорректированной на поправку, учитывающую налогооблагаемую прибыль.

Обозначения:

L – организация, использующая заемный капитал и являющаяся финансово- зависимой.

U – финансово-независимая компания, не привлекающая заемный капитал.

Vu –– рыночная стоимость финансово-независимой организации U (стоимость организации без долговых обязательств).

Vl – рыночная стоимость финансово-зависимой организации L (стоимость организации с долговыми обязательствами).

Z – рыночная оценка ЗК организации (рыночная цена ЗК).

T – ставка налога на прибыль.

2) Анализ платежеспособности и фин. уст. предприятия

Финансовая устойчивость организации – это такое состояние ее финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

Внешний признак финансовой устойчивости – платежеспособность.

Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства.



Экономической сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность его запасов и затрат источниками их формирования.

Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать такой показатель, как излишек (или недостаток) средств для формирования запасов и затрат, который определяется как разница между величиной источников средств и величиной запасов:

СОС собственные оборотные средства

СДО собственные и долгосрочные заемные источники финансирования запасов

ОИЗ основные источники формирования запасов (СК+ДО+КО)

Типы финансовой устойчивости предприятия:

1) Абсолютная финансовая устойчивость

Условия: ∆СОС >0;

∆СДО >0;

∆ОИЗ>0, т.е. S={1,1,1}.

Показывает, что все запасы покрываются собственными оборотными средствами. Встречается редко.

2) Нормальная финансовая устойчивость

∆СОС<0;

∆СДО>0;

∆ОИЗ>0, т.е. S={0,1,1}.

Гарантирует платежеспособность. Показывает, что сумма запасов превышает сумму СОС, но меньше суммы собственного оборотного капитала и долгосрочных заемных источников.

3) Неустойчивое финансовое состояние

∆СОС<0;

∆СДО<0;

∆ОИЗ>0, т.е. S={0,0,1}.

Сопряжено с нарушением платежеспособности, но сохраняется возможность восстановления равновесия. Показывает , что сумма запасов превышает сумму СОС и долгосрочных заемных источников, но меньше суммы собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных заемных источников.

4) Кризисное финансовое состояние

∆СОС<0;

∆СДО<0;

∆ОИЗ<0, т.е. S={0,0,0}.

Предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате погашения кредиторской задолженности. Нарушается платежный баланс, предприятие имеет кредиты и займы, просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность. Показывает , что сумма запасов превышает сумму всех нормальных источников финансирования.

Относительные показатели, характеризующие финансовую устойчивость:

1. Коэффициент автономии (Ка) = СК/ВБ.

Коэффициент показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Чем выше эта доля, тем выше финансовая независимость (автономия) предприятия. Оптимальное значение Ка = 0,5.

2. Коэффициент финансовой зависимости (Кф) - показывает, в какой степени активы сформированы за счет заемных средств (или долю заемных средств в общей сумме источников финансирования)

Кф = ДО + КО = 1 - Ка

3. Коэффициент маневренности (Км) – показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. какая часть вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.

Км = СОС/СК,

где СОС – собственные оборотные средства

4. Коэффициент финансовой устойчивости (Кфу) – показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников.

Кфу = (СК+ДО)/ВБ

 

3) Планирование финансового состояния хозяйств. субъекта

4) Политика управления операционными внеоборотными активами

Политика управления операционными внеоборотными активами - представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в финансовом обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования.

Основные этапы формирования политики управления операционными ВНА предприятия:

1. Анализ операционных ВНА предприятия в предшествующем периоде

2. Оптимизация общего объема и состава операционных ВНА предприятия

3. Обеспечение своевременного обновления операционных ВНА

4. Обеспечение эффективного использования операционных ВНА предприятия

5. Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования операционных ВНА предприятия

1. Анализ операционных ВНА предприятия в предшествующем периоде

а) Рассматривается динамика общего объема операционных ВНА

б) Изучается состав операционных ВНА предприятия и динамика их структуры

в) Оценивается состояние используемых предприятием операционных ВНА по степени их изношенности

г) Определяется период оборота используемых предприятием операционных ВНА:

д) Изучается интенсивность обновления операционных ВНА в предшествующем периоде (коэф-ты выбытия, обновления ВНА)

е) Оценивается уровень эффективности использования операционных ВНА в отчетном периоде.

2. Оптимизация общего объема и состава операционных ВНА предприятия

3. Обеспечение своевременного обновления операционных ВНА

Амортизационная политика – обоснованный выбор и проведение процедур определения амортизационных отчислений, уровень которых обуславливает скорость возможного обновления операционных ВНА.

Формы обновления отдельных групп операционных внеоборотных активов:

• Текущий ремонт

• Капитальный ремонт (оборудование полностью подлежит восстановлению)

• Модернизация (совершенствование)

• Реконструкция (обновление всего производственного процесса и всех операционных ВНА)

4. Обеспечение эффективного использования операционных ВНА предприятия:

Разработка системы мероприятий, направленных на повышение коэффициентов рентабельности и производственной отдачи операционных ВНА.

5. Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования операционных ВНА предприятия:

Финансирование обновления операционных ВНА в целом сводится к двум вариантам:

• 1 вариант – весь объем обновления ВНА финансируется за счет СК

• 2 вариант – смешанное финансирование обновления операционных ВНА за счет собственного и долгосрочного заемного капиталов.

Факторы, влияющие на выбор источников финансирования ВНА:

• Достаточность СК для обеспечения экономического развития предприятия в предстоящем периоде

• Стоимость долгосрочного финансового кредита

• Соотношение использования собственного и заемного капитала

• Доступность долгосрочного финансового кредита для предприятия

 

5) фин. план и его роль в бизнес планировании

Бизнес-планирование представляет собой процесс разработки планов развития хозяйственной деятельности организации. В зави­симости от конкретной задачи бизнес-планы можно разделить на:

- общего развития и составляемые под конкретную задачу;

- стратегические и тактические.

Неотъемлемой частью любого бизнес-плана является финансовый план, в рамках которого определяются плановые значения ключевых финансовых показателей хозяйственной деятельности. Традиционно финансовый раздел бизнес-плана разрабатывается в форме, аналогичной формам финансовой отчетности (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, прогнозный бухгалтерский баланс и др.).

Цель разработки финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей предприятия.

Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.

В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.

Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

а) содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

б) дает возможность определить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции;

в) служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

 

6) организация фин. планирования предприятия

Финансовое планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность, нестабильность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения новых современных техноло­гий планирования.

В соответствии с этим важной задачей высшего руководства предприятия является организация эффективного финансового планирования.

К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование,

можно отнести следующие:

- обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хо­зяйственной деятельности предприятия;

- увеличение размера прибыли, повышение показателей рен­табельности;

- обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;

- определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками и т.д.;

- контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

 

7) Принципы формирования капитала предприятия

· Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия;

• Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия;

• Обеспечение оптимальной структуры капитала с позиций эффективности его функционирования;

• Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников;

• Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе хоз. деят-сти пр-ия.

 

Политика управления дебиторской задолженности предприятия

Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.

Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.

Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.

Политика управления дебиторской задолженностью - представляет собой часть общей политики управления ОА и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации.

 

Основные этапы формирования политики ДЗ:

1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

4. Формирование системы кредитных условий

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:

8. Построение эффективных схем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ:

 

1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде:

а) Оценивается уровень ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде:

КОАдз=ДЗ/ОА

КОАдз – коэффициент отвлечения ОА в ДЗ

ДЗ – общая сумма ДЗ предприятия

ОА – общая сумма ОА предприятия

б) Определяется средний период инкассации ДЗ (ПИдз) и количество ее оборотов (КОдз) в рассматриваемом периоде.

ПИдз = ДЗ ср/ Оо

ДЗср – ср остаток ДЗ предприятия в рассматриваемом периоде

Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде

КОдз = ОР/Дз ср

ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

в) Оценивается состав ДЗ предприятия по отдельным видам ее «возрастным группам» т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

г) Рассматривается состав просроченной ДЗ.

Выделяют:

• Сомнительную задолженность.

• Безнадежную задолженность.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции:

А) в каких формах осуществить реализацию продукции в кредит?

Б) Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию?

Формы реализации продукции в кредит:

• Товарный (коммерческий кредит) – форма оптовой реализации продукции ее продавцам на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)

• Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ. лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес. до 2 лет).

Тип кредитной политики:

• Консервативный – направлен на минимизацию кредитного риска (снижение круга наших покупателей, сокращение сроков выдачи кредита, ужесточение условий кр. политики).

• Умеренный – ср. уровень кр. риска.

• Агрессивный – с целью максимизации доп. прибыли за счет расширения потребления продукции. Здесь риски максимальны.

 

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

Идз = (ОРк*Кс/ц*(ППКср + ПРср))/360

ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ

ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит

Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции

ППКср – ср период предоставления кредита покупателям, в дн.

ПРср – ср период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в дн.

 

4. Формирование системы кредитных условий:

* кредитный период

* кредитный лимит

* стоимость предоставления кредита.

* система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию

* система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

 

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита:

1) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность покупателей

2) формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей

3) выбор методов оценки кредитоспособности покупателей

4) Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности

5) Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

 

По товарному кредиту выделяют следующие критерии:

• Объем хоз. операций с покупателем и стабильность их осуществления

• Репутация покупателя в деловом мире

• Платежеспособность покупателя

• Результативность хоз. деятельности покупателя

• Состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность

• Объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждения дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту (когда физ лицо0 оценка осущетслвяется по следующим критериям:

• Дееспособность покупателя

• Уровень доходов покупателя и регулярность их формирования

• Состав личного имущества покупателя.

 

6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:

• сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей

• возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту

• условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов (3 мес).

 

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:

Основные формы рефинансирования ДЗ:

• Факторинг

• Учет векселей, выданных покупателям продукции

• Форфейтинг

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.