Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные приемы увеличения товарооборачиваемости





Основными путями увеличения скорости товарооборачиваемости являются:

- рациональное использование товарных ресурсов и уменьшение товарных запасов;

- улучшение эффективности работы торговых работников;

- внедрение логистических приемов управления запасами и закупками;

- улучшение материально-технической базы предприятия;

- планирование деятельности службы маркетинга. Планирование побуждает руководство постоянно думать о будущем, заставляет предприятие четче определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы.

1.3.1 Маркетинговые приемы увеличения товарооборота

Особенностью розничного предприятия является ограниченная зона притягательности для покупателя. Притягательность магазина существенно зависит от его размера, удаленности от основной группы потребителей и от наличия рядом конкурирующих торговых организаций.

Для повышения притягательности розничные предприятия разрабатывают маркетинговые мероприятия как самостоятельно, так и с помощью своих поставщиков.

Разработка маркетинговых стратегий розничного предприятия начинается на самой ранней стадии создания предприятия.



С позиций маркетинга при выборе места расположения необходимо оценить престижность района, его социологический портрет, покупательскую способность, а также наличие магазинов-конкурентов.

При оценке потенциальных покупателей необходимо учитывать вероятностный характер посещения ими данного магазина, частоту посещения, средний размер покупки при одном посещении.

Потенциальное число посетителей магазина складывается из жителей, проживающих в данном микрорайоне, пешеходов - жителей других районов, проезжающих мимо автоводителей с пассажирами и людей, специально приезжающих в данный магазин за покупками.

Основные направления маркетинговой деятельности предприятия розничной торговли представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Задачи маркетинга розничной торговли

Задачи маркетинга

Содержание

Разработка маркетинговых стратегий

? размещение предприятия;

 

? формирование имиджа;

 

? создание розничной сети;



 

? определение уровня специализации;

 

? организация новых форм торговли;

 

? диверсификация деятельности.

 

Проведение маркетинговых исследований

 

? исследование магазинов-конкурентов;

 

? исследование работы наиболее известных предприятий торговли;

 

? исследование поведения покупателей в торговом зале;

 

? исследование рынка поставщиков.

 

Маркетинг закупок

 

? оценка поставщиков по имиджу торговых марок товаров, деловой репутации;

 

? разработка политики закупок.

 

Разработка маркетинга-микса

? товарная и ассортиментная политика;

? марочная политика;

? ценовая политика;

? решения по форме продаж;

? решения по уровню обслуживания;

? коммуникативная политика;

? сервисная политика.

Организация мерчендайзинга

? решения по планировке торгового зала;

? решения по размещению товаров;

? решения по дизайну торгового зала.

Маркетинг-аудит торговой деятельности

? организация ревизии товарного ассортимента;

? организация работы с претензиями покупателей.

Решения по подбору торгового персонала

? разработка требований к персоналу;

? обучение персонала;

? работа персонала в торговом зале.

Очень важно, чтобы магазин сформировал в глазах покупателей определенный имидж. Исследования показали, что к наиболее важным показателям имиджа, относятся:

- соотношение «цена-качество» товарного ассортимента;

- атмосфера магазина;

- внешний вид здания магазина, особенно витрин, входной двери;

- состояние прилегающей территории;

- внешний вид и поведение продавцов;

- оформление торговых прилавков, витрин;



- чистота торгового зала и вспомогательных помещений;

- отношение к проблемам покупателей.

Каждый показатель должен быть конкретизирован в каждом конкретном случае, но следует помнить, что формирование имиджа требует длительного времени, а его разрушение может произойти быстро.

Имидж розничного предприятия должен разрабатываться с учетом основных типов покупателей, которые заметят и оценят осуществляемую имиджевую политику магазина [20, c. 75].

Предприятия розничной торговли, как правило, проводят маркетинговые исследования собственными силами, ограничиваясь изучением работы ближайших магазинов-конкурентов. Однако, для крупных розничных сетей комплексные маркетинговые исследования способствуют формированию стратегий в области продаж на нескольких сегментах рынка. В этом случае расходы на исследования окупаются за счет реализации маркетинговых программ освоения рынка.

Важным направлением маркетинговых исследований в розничной торговли являются изучение поведения покупателей:

- изучение степени удовлетворенности покупателей;

- поведение покупателя в торговом зале;

 

- изучение мнения покупателя о конкретном товаре, уровне обслуживания, атмосфере магазина, часах работы магазина и т.д.;

- определение доли постоянных покупателей.

Маркетинг закупок магазина отличается от закупок, которые производят оптовые компании, большими возможностями выбора за счет широкого спектра предложения, как самих производителей, так и многочисленных крупных и мелких оптовиков.

Политика закупок магазина ориентируется, с одной стороны, на конкурентный покупательский спрос, а с другой стороны, на возможность получения необходимой доли прибыли с данного товара.

Приведем некоторые примеры реализации маркетинговых решений в сфере закупок:

- ориентация на отечественных местных производителей;

- ориентация на импортеров;

- ориентация на товары с низкими ценами;

- ориентация на закупку малых партий;

- ориентация на ассортиментную закупку;

- ориентация на закупку известных торговых марок.

Комплексная работа осуществляется при формировании политики маркетинга-микса.

При этом разработка политики в области товарного ассортимента и цен начинается с анализа возможностей осуществлять закупки товаров. Например, желание включить в ассортимент ходового товара может привести к необходимости делать предоплату, что потребует наличия денежных средств.

Оптимальная структура товарного ассортимента должна учитывать фазу жизненного цикла товаров, с точки зрения темпов роста объема их продаж на данном рынке, и долю объемов продаж этих товаров по отношению к доле конкурента. Для такого анализа иногда применяется матричная Бостонская модель [19, c. 63].

Ассортиментный анализ проводится путем размещения товара в одну из четырех полей матрицы.

«Звезды» - такие товары, которые имеют заметное преимущество по объемам продаж данного магазина по тношению к конкуренту в сочетании с самыми высокими темпами роста.

Задача розничного предприятия - получить максимальную прибыль с тех товаров-«звезд», которые не требуют больших маркетинговых усилий (т.е. «снять сливки»), а для других товаров-«звезд» - продолжать маркетинговые усилия, чтобы не отстать от темпов роста рынка и максимально увеличить оборот.

С течением времени «звезды» переходят в хорошие «дойные коровы». Последние занимают относительно большую долю рынка, но малый темп его роста. Такие товары находятся в фазе зрелости или насыщения. Они известны покупателям, пользуются спросом, поэтому не требуют значительных маркетинговых усилий. Многие товары-«коровы» со временем могут перейти в следующую фазу жизненного цикла и превратиться в товары-«собаки».

«Собаки» занимают малую долю рынка при низких темпах его роста. Товары-«собаки» могут совсем перестать пользоваться спросом и уйти с рынка.

Товары-«вопросы» занимают малую долю на рынке при высоких темпах роста объемов продаж. Они соответствуют фазе внедрения на рынок, поэтому требуют больших маркетинговых усилий. На основании опытных продаж прогнозируют дальнейшую судьбу такого товара. Товар-«вопрос» может перейти в состояние товара-«звезды» или перестать пользоваться спросом, превратившись в товар-«собаку» или сразу уйти с рынка. Успех множества таких товаров зависит от того, будут ли покупатели повторно брать этот товар.

 

Важной задачей является упорядочение ассортимента. Для этого применяют разные методы, например, АВС-анализ.

Ценообразование в розничном предприятии базируется на двух основных методах:

а) с ориентацией на издержки;

б) с ориентацией на рынок.

Обозначение цены на конкретный товар учитывает все многообразие маркетинговых факторов и стратегий предприятия. Специфика розничной торговли состоит в том, что покупатель в большинстве случаев делает покупку в ассортименте. Поэтому, ценовая политика учитывает это обстоятельство, например, назначая низкие цены на одни товары и рассчитывая, что одновременно будут куплены другие товары по достаточно высоким ценам. Для улучшения зрительного восприятия цены используется ее юстировка (например, назначение цены 499 вместо 500).

В отношении коммуникативной политики розничные предприятия реализуют свои программы в зависимости от размера товарооборота. Магазины с малым товарооборотом не могут позволить себе большие расходы на рекламу и стимулирование. Основным фактором коммуникации являются личные контакты продавцов с покупателями. Крупные розничные предприятия и их сети проводят в полном объеме мероприятия коммуникативного маркетинга.

В отличие от оптовых компаний и предприятий-производителей, большая роль принадлежит оформлению рекламы в витринах и на фасаде здания, а также в торговом зале [12, c.75].

Витрина должна привлекать внимание покупателей, понуждать зайти их в магазин. Реклама в торговом зале должна привлекать покупателей к покупке конкретных товаров, информировать о мероприятиях и рекламных акциях (дегустациях, лотереях, скидках и т.д.).

Хорошим инструментом по привлечению покупателей являются организации сервисного обслуживания покупателей:

- охраняемая стоянка транспортных средств;

- детская комната или детские аттракционы;

- кафе;

- бесплатный городской телефон;

- пункт обмена валюты;

- доставка товаров по адресу;

- погрузка товара на транспорт покупателя;

- упаковка товара.

Организация мерчендайзинга имеет в целом ту же цель, что и для производителя. Отличие состоит в том, что мерчендайзинг розничного предприятия должен учитывать интересы нескольких поставщиков одного типа товара, но разных торговых марок. Такой товар располагается в одном месте торгового стеллажа. Задача состоит в том, чтобы правильно разместить все торговые марки с учетом размера упаковки, типа упаковки, качества товара и т.д. Необходимо уделять внимание тому, чтобы полки и секции были всегда заполнены товаром с ненарушенной упаковкой. Все торговое оборудование, особенно места, где расположен товар, были чистыми, без следов от товара и пыли.

Ценники должны быть хорошо заметны с расстояния, на котором обычно находится покупатель по отношению к товару. Работа по мерчендайзингу проводится специально подготовленным персоналом, знающим принципы размещения различных типов товаров в торговом зале и на торговых стеллажах, стойках, контейнерах. Задачи мерчендайзинга производителя и розничных торговцев различаются (табл. 1.3), однако их статус, определяемый участием в каналах товародвижения, предоставляет возможность нахождения эффективных способов взаимодействия в рамках стратегических решений.

 

Таблица 1.3 Цели и задачи мерчендайзинга

Производитель

Розничный торговец

Представить на различных сегментах рынка как

можно больше позиций производимого ассортимента

Оптимизировать торговый ассортимент

посредством выявления перспективных и

неперспективных позиций и групп товаров

Увеличить объемы реализации производимой продукции,

поддерживать продажи собственных торговых марок

Увеличить розничный товарооборот, общую

прибыль магазина, ускорить оборачиваемость

Закрепить в сознании покупателей отличительные

черты товаров производимых |марок

Сформировать устойчивый спрос на различные

виды товаров

Сформировать круг потребителей, приверженных отдельным маркам

Сформировать приверженность к магазину,

как месту продажи и отдельным маркам,

наиболее выгодным для работы торговца

Постоянно расширять круг покупателей своих продуктов

Повысить степень удовлетворенности

купленными товарами, завоевывать новых

покупателей через создание конкурентных

преимуществ магазина

Довести до потребителя информацию о потребительских

свойствах и преимуществах товара, обучать и консультировать

персонал магазинов

Наиболее подробно информировать покупателей

для осуществления ими выбора и увеличения числа покупок

Сформировать положительный образ предприятия

через расширение производственного ассортимента

и повышение качества выпускаемой продукции

Сформировать положительный образ магазина

посредством гарантии качества предлагаемых

товаров, обеспечения ассортимента и повышения

культуры обслуживания покупателей

Маркетинг-аудит торговой деятельности розничного предприятия направлен на оценку экономической эффективности товарной, рекламной, ценовой политики, а также на выявление неудовлетворенности покупателей и разработка рекомендаций по его устранению.

Маркетинговые решения по подбору персонала состоит в установлении баланса между требованиями к личностным и квалификационным данным продавцов, менеджеров и их рыночной стоимостью на рынке рабочей силы. Труд опытного, имеющего высокую квалификацию и хорошие внешние данные продавца должен достойно оплачиваться.

С другой стороны, хорошая зарплата продавца зависит от финансовых возможностей предприятия. Поэтому должна быть разработана гибкая система мотивации сотрудников магазина, основанная не только на денежном стимулировании, но и на нематериальном поощрении, создании комфортной атмосферы в коллективе [17, c.208].

Таким образом, применение маркетинговых приемов увеличения товарооборачиваемости ведет к сокращению товарных запасов и увеличению показателей эффективности торгового предприятия.

 

1.3.2 Логистические приемы увеличения товарооборачиваемости

Каждый магазин имеет подразделение (или, по крайней мере, должностное лицо), организующую процесс закупок. Традиционно эти функции выполняет маркетинговая служба.

Основными функциями коммерческой службы являются формирование эффективных договорных взаимоотношений с поставщиками и обеспечение непрерывного пополнения и обновления ассортимента.

Современный подход к управлению закупками и запасами диктует необходимость применения логистики, как наиболее эффективного приема управления, обеспечивающего как снижение затрат, так и удовлетворение потребителей.

В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Развитие розничной торговли, так же, как и оптовой, с точки зрения логистики следует в первую очередь рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Применяются различные принципы прогнозирования спроса, отбора товара, контроль над запасами [23, c.205].

Использование логистики в розничной торговле предусматривает построение последовательной, согласованной стратегической схемы, позволяющей своевременно реагировать на изменения и направленность запросов потребителей и в максимальной степени реализовывать сильные стороны торгового предприятия.

Возрастающая конкуренция на рынке заставляет предпринимателей использовать различные методы для сохранения прибыльности компании за счет сокращения затрат. Основным направлением по снижению затрат является логистическая консолидация участников товародвижения.

Применение логистической системы при консолидации торговых, транспортных и производственных процессов, требует осуществления автоматизации управления товародвижением, единой информационной политики.

Использование единой технологической системы по работе с товаром и информацией, сопряженная техника, своевременное получение и обработка заказа, согласованное планирование - это именно то, что позволяет своевременно довести товар до покупателя с минимальными затратами, не допустив порчи и потерь.

Применение логистических систем требует наличия устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров по бизнесу возникает необходимость использовать прозрачность систем учета издержек, появляется возможность разработки и применения согласованных технологий переработки грузов и информации.

 

Современное развитие торговой системы предполагает интеграционные процессы в торговле.

Следует отметить высокие возможности логистической оптимизации интегрированных сетевых структур. Например, в крупных американских и европейских розничных сетях интеграция информационных систем розничной и оптовой торговли позволяет автоматически информировать поставщика об уменьшении количества товаров на полках обслуживаемых магазинов.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Основными показателями эффективности применения логистики в торговле являются:

1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет:

- перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;

- применение современных технологий контроля состояния запасов;

- высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.

Сокращаются как текущие, так и страховые запасы. Текущие - за счет использования технологии точно в срок, а также формирование оптимальных размеров партий, создание страховых запасов - за счет их концентрации в едином распределительном складе.

2. Максимальное использование площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого удается достичь за счет:

- резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено;

- перемещение части подготовительных операций, таких как фасовка, маркировка, проставление цен и др., на более ранние стадии товародвижения.

3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

Совокупный эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей.

В заключении стоит отметить, что запасы в торговых предприятий позволяют вести бесперебойную продажу и учесть все непредвиденные обстоятельства, связанные с доставкой товара и поддержать ассортимент а оптимальном состоянии. Вместе с тем товарные запасы - это замораживание оборотных средств и увеличение расходов на содержание и контроль за состоянием запасов.

По этой причине любое торговое предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ее ускорения:

- увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;

- уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;

- улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом.

Ускорить товарооборачиваемость можно за счет улучшения маркетинговой деятельности и внедрения логистических приемов управления.

 


2. Производственно-хозяйственная деятельность ЧУП «Белкоопоптторг», м-н «Дисконт» и ее результаты

2.1 Характеристика предприятия

Развитие конкуренции, усложнение условий хозяйственной деятельности, невозможность предсказуемости результатов хозяйственной деятельности предопределили необходимость выработки новых концептуальных подходов к проблемам управления и развитие торгового потенциала.

Многоотраслевой характер деятельности потребительской кооперации порождает значительную сложность хозяйственного механизма и управления, обусловленную большим количеством объектов управления, разобщенных территориально и находящихся часто в труднодоступных местах, а также необходимостью исходить при управлении одновременно из целей кооперативного хозяйства в целом и из целей каждой отрасли в отдельности.

Эффективность хозяйственной деятельности потребительской кооперации и возможность выполнения ею социальной миссии зависит от эффективности использования торгового потенциала розничной торговли как основного вида деятельности системы потребительской кооперации.

Потребительской кооперации Белоруссии боле 100 лет. Она представляет собой негосударственную общественно-массовую организацию, которая объединяет более 1364,1 тыс. пайщиков, обеспечивает занятость более 99 тыс. чел.

Основу потребительской кооперации составляют - 118 районных (райпо), которые на добровольных началах объединены в 6 областных союзов потребительских обществ - Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский и Могилевский. Потребительские общества и облпотребсоюзы образуют Белорусский республиканский союз потребительских обществ - Белкоопсоюз.

Численность населения занятого в розничной торговле и общественном питании в среднем за год по Республике Беларусь составила за 2008 год 496,4 тыс. чел., в том числе в потребительской кооперации 66,5 тыс. чел. - это составляет 13,4%.

В экономическом плане потребительская кооперация является хозяйственной системой универсального типа, осуществляющую деятельность на 14 отраслевым направлениям: оптовая и розничная торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленность, строительство, автомобильный транспорт, звероводство, страхование, подготовка кадров, научно-исследовательская работа и др.

Объект исследования предприятие ЧУП «Белкоопоптторг». Магазин «Дисконт» входит в Белкоопсоюз.

Предметом деятельности предприятия ЧУП «Белкоопоптторг» является:

- формирование экономической, социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребительской кооперации области и на их основе разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов развития потребительской кооперации;

- участие в разработке региональных социально-экономических и иных программ, связанных с деятельностью потребительской кооперации;

- организация оптовой торговой, внешнеэкономической и иной деятельности.

Высшим органом управления предприятия ЧУП «Белкоопоптторг» является Белкоопсоюз.

На предприятии ЧУП «Белкоопоптторг» бухгалтерия ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством.

 

 

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия ЧУП «Белкоопоптторг» за 2010-2011гг. проведем по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ЧУП «Белкоопоптторг» и оформим в виде таблицы.

Таблица 2.1

Показатели деятельности ЧУП «Белкоопоптторг» за 2010-2011 гг.

 

Показатели Ед.изм. 2010 г. 2011 г. Отклонение (+,-) Темп изменения, %  
Оптовый товарооборот            
- В действующих ценах млн.руб. +157832 321,6  
- В сопоставимых ценах млн.руб. +130005 313,5  
Валовая прибыль. - Сумма млн.руб. +13168 283,6  
В % к оптовому товарообороту % 10,07 8,9 -1,17 88,4  
Расходы на реализацию товаров - Сумма млн.руб. +9241 218,6  
В % к оптовому товарообороту % 10,9 7,4 -3,5 67,9  
Прибыль убыток от реализации - Сумма млн.руб. -618 +3927 635,4  
- В % к оптовому товарообороту % -0,87 1,44 +2,31 265,5  
Прибыль (убыток) млн.руб. -285 +2301 807,4  
Среднегодовые товарные запасы млн.руб. +8404 316,5  
Время обращения товаров Дней 19,62 19,5 -0,12 99,4  
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Млн.руб. +3778 282,9  
Фондоотдача   34,5 39,2 +4,7 113,6  
Среднесписочная численность работников Чел. +31 108,3  
Производительность труда в сопоставимых ценах млн.руб. 163,6 473,6 +310 289,5  
Средняя заработная плата на одного работника млн.руб. 11,562 17,382 +5,82 150,3  
             

По данным табл. 2.1 можно сделать следующие выводы объем оптового товарооборота за 2011 год увеличился на 157832 млн. руб. по сравнению с 2010 годом. Рост товарооборота преимущественно произошел за счет роста цен, а не за счет изменения его объема. За счет роста цен объем товарооборота увеличился на 130005 млн. руб., а за счет его роста объема на 27 827 млн. руб.

Также по данным таблицы можно сделать следующие выводы объем товарооборота возрос с 2010 по 2011 г. (на 321,6% в действующих ценах).

Прибыль от реализации товаров, в динамике увеличилась с минус 618 млн. руб. составлял показатель за 2010 год, до 3309 млн. руб. составил показатель за 2011 год.

Уровень рентабельности к обороту увеличился с минус 0,87% в 2010 году, до 1,44% составил за 2011 год.

Положительный момент в деятельности предприятия ЧУП «Белкоопоптторг» роста чистой прибыли, она увеличилась с минус 285 млн. рублей показатель за 2010 год до 2016 млн. руб. за 2011 год.

За 2011 год издержки обращения составили 17031 млн. руб., что составило 7,4% к уровню товарооборота, что ниже аналогичного показателя за 2010 год на 3,5 процентных пункта к товарообороту. Как следствие снижения уровня издержек обращения к товарообороту повлекло за собой рост рентабельности продаж и прибыли от реализации товаров. Товарные запасы в 2011 году составили 12286 млн. руб., что выше на 8404 млн. руб. показателя за 2010 год.

 

Однако наблюдается увеличение товарооборачиваемости, так в 2010году товарооборачиваемость составляла 19,62 дня, за 2011 года она увеличилась на 0,12 дня и составила 19,5 дня. Положительным моментом является рост фондоотдачи. Рост фондоотдачи в действующих ценах увеличился с 34,5 руб. в 2010 году до 39,2 руб. за 2011 год или темп роста составил 113,6%.

Как видно из сводной таблицы, показатель рентабельности основных средств является положительными, то есть предприятие получает реальную прибыль. Динамика значения коэффициента является положительной все значения увеличиваются от года к году.

Динамика основных экономических показателей имеет следующую тенденцию: за первое полугодие 2011 наблюдается рост товарооборота - происходит снижения уровня издержек обращения к товарообороту, что в итоге отразилось на увеличении рентабельности реализованных товаров и роста прибыли от реализации. Далее проанализируем финансовые показатели деятельности предприятия.

Таблица 2.2 Оценка состава и структуры активов ЧУП «Белкоопоптторг» за 2010-2011 гг.

Показатели На 01.01.2010 На 01.01.2011 Отклонение (+,-) Темп изменения, %  
  Сумма, млн. руб. Уд.вес, % Сумма, млн. руб. Уд.вес, % По сумме, млн.р. По уд. весу, %    
Внеоборотные активы, всего 7,1 7,55 +3778 0,45 283,0  
В том числе - Основные средства 96,8 56,3 +1293 -40,50 164,7  
Оборотные активы, всего 92,9 92,45 +44676 -0,45 266,2  
- Запасы и затраты 19,2 18,2 +7909 -1,00 253,1  
- Сырье 4,22 5,15 +456 0,93 309,2  
- Расходы будущих периодов 19,00 0,16 -961 -18,84 2,1  
-Расходы на реализацию 1,63 0,72 +10 -0,91 111,9  
- Товары отгруженные 75,15 93,97 +8404 18,82 316,5  
- Налоги по приобретенным активам 1,1 0,6 +103 -0,50 135,4  
- Дебиторская задолженность 75,6 78,4 +35742 2,80 275,8  
-Денежные ср-ва 3,65 2,49 +805 -1,16 182,1  
-Финансовые вложения 0,42 0,32 +117 -0,10 203,5  
Итого активов +48454 х 267,4  
                 

Используя горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия, можно сделать следующие выводы.

Стоимость имущества активов увеличилась с 28943 до 77397 млн. руб. Суммарный прирост данного показателя за исследуемый период составил 48454 млн. руб., темп роста составил 267,4%, что является примером динамичного развития предприятия. В составе активов наибольший удельный вес занимаю оборотные активы, однако удельный вес в общей структуре активов снизился с 92,9% до 92,45% за 2010, а суммарная стоимость увеличилась на 44676 млн. руб., что составило 71554 млн. руб.

 

Рост характерен для большинства статей актива баланса. Так, стоимость внеоборотных активов выросла на 183%, составив в абсолютных цифрах 2065 млн. руб. на начало 2011 г. и 5843 млн. руб. - на конец 2010 г. Стоимость основных средств увеличилась на 1293 млн. руб., что объясняется вводом в эксплуатацию новых мощностей. Внутренние расчеты по выделенным средствам (выделенные средства вышестоящей организацией) увеличились на 2583 млн. руб.

Стоимость оборотных активов также увеличилась с 26878 млн. руб. до 71554 млн. руб., что составило 166,2% за период. Это увеличение произошло за счет роста материально-производственных запасов и дебиторской задолженности. Материально-производственные запасы увеличились на 7909 млн. руб. (153,1%), дебиторская задолженность увеличилась на 35742 млн. руб. (175,8%), что является негативной тенденцией, а данное увеличение может затруднить расчеты с кредиторами. Денежные средства увеличились на 805 млн. руб. (82,1%). Как положительный момент следует отметить увеличение наиболее ликвидных активов - денежных средств.

В 2011г. наблюдался рост краткосрочных финансовых вложений. За этот период предприятие разместило ресурсов в краткосрочные вложения на 230 млн. руб., что больше по сравнению с предыдущим 2010 годом на 117 млн. руб. (рост на 103,5%), что могло бы свидетельствовать о рациональном использовании свободных ресурсов. Далее проанализируем источники финансирования активов, данные представим в табл. 2.3.

Таблица 2.3 Оценка состава и структуры источников финансирования активов ЧУП «Белкоопоптторг» за 2010-2011 гг.

Показатели На 01.01.2010 На 01.01.2011 Отклонение (+,-) Тем изменения, %  
  Сумма, млн. руб. Уд.вес % Сумма, млн. руб. Уд.вес, % По сумме, млн.р. По уд. весу, %    
Капиталы и резервы 8,5 9,4 +4838 0,90 298,2  
Долгосрочные обязательства 0,1 0,9 +665 0,80 1722,0  
Краткосрочные обязательства: 91,4 89,7 +42951 -1,70 262,3  
-Краткосрочные кредиты и займы 35,2 33,1 +13677 -2,10 246,7  
-Краткосрочная задолженность 64,8 65,2 +28090 0,40 263,9  
- Перед поставщиками и подрядчиками 96,4 94,2 +26094 -2,20 257,9  
- Перед покупателями 0,0 0,60 +272 0,60  
- По расчетам с персоналом 0,7 0,5 +113 -0,20 197,4  
- Другие 2,44 4,20 +1481 1,76 453,5  
Итого источники формирования активов +48454 0,00 267,4  

Что касается анализа пассива баланса, то можно констатировать следующее: Общая сумма источников формирования активов увеличилась на 48454 млн. руб. или темп роста составил 267,4%. Собственный капитал и резервы предприятия выросли на 198,2% и составили в абсолютном выражении 7279 млн. руб.

Долгосрочные обязательства предприятия увеличилась на 665 млн. руб., что в абсолютной сумме составило 706 млн. руб., а темп роста составил 1722%. Краткосрочные обязательства за данный период увеличились с 26461 млн. руб. до 69412млн. руб.

Наибольший удельный вес в составе краткосрочных обязательств являлась задолженность перед поставщиками, хотя уровень задолженности и снизился на 2,2 процентных пункта, удельный вес составил 94,2%, а в абсолютной сумме увеличение составило 26094 млн. руб., что в абсолютной сумме составило 45228 млн. руб. Этот факт заставляет задумываться об управлении дебиторской и кредиторской задолженностью.

 

2.2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности

2.2.1 Общефинансовые результаты и показатели деятельности ЧУП «Белкоопоптторг», м-н «Дисконт»

Далее проанализируем общефинансовые результаты и показатели деятельности ЧУП «Белкоопторг», м-н «Дисконт».

Таблица 2.4

Финансовое состояние ЧУП «Белкоопоптторг» за 2010-2011 гг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.