Сделай Сам Свою Работу на 5

К.Маркс Экономическо-философские рукописи 1844 года





Структура работы

Предисловие

Первая рукопись. Заработная плата. Прибыль на капитал. Земельная рента. Отчуждённый труд.

Вторая рукопись. Отношения частной собственности

Третья рукопись. Сущность частной собственности в отражении политической экономии. Коммунизм. Потребности, производство и разделение труда. Деньги. Критика гегелевской диалектики и философии вообще

Все нерассмотренные здесь главы – это экономическая часть рукописей, лишённая собственно философского содержания.

Первая рукопись

Отчуждённый труд

Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше растут мощь и размеры его продукции. Рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он создает. В прямом соответствии с ростом стоимости, мира вещей растет обесценение человеческого мира. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар. Маркс выделяет четыре вида отчуждения.

1) отчуждение по отношению к продукту труда. Предмет, производимый трудом, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Продукт труда есть труд, закрепленный в некотором предмете, овеществленный в нем, это есть опредмечивание труда. Это осуществление труда выступает как выключение рабочего из действительности, опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом, освоение предмета – как отчуждение. Освоение предмета выступает как отчуждение до такой степени, что чем больше предметов рабочий производит, тем меньшим количеством их он может владеть и тем сильнее он подпадает под власть своего продукта, капитала. Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит. Точно так же обстоит дело и в религии. Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается в нем самом. Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а предмету. Рабочий становится рабом своего предмета в двояком отношении: во-первых, он получает предмет для труда, т.е. работу, и, во-вторых, он получает средствасуществования. Только этот предмет дает ему, стало быть, возможность существовать, во-первых, как рабочему и, во-вторых, как физическому субъекту.





2) отчуждение от акта производства. Оно заключается в том, что, труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. В результате получается такое положение, что человек чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным

3) отчуждение от родовой сущности человека. Человек есть существо родовое: он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному. Отчужденный труд человека превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни. Сам труд, сама жизнедеятельность, сама производственнаяжизнь оказываются для человека лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физического существования. А производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь. В характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека. Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни.



4) отчуждение человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек. Чуждым существом, которому принадлежит труд и продукт труда, может быть лишь сам человек. Если продукт труда не принадлежит рабочему, если он противостоит ему как чуждая сила, то это возможно лишь в результате того, что продукт принадлежит другому человеку, не рабочему.

Отношение человека к самому себе становится для него предметным, действительным лишь через посредство его отношения к другому человеку. Следовательно, если человек относится к продукту своего труда, как к предмету чуждому, враждебному, могущественному, от него не зависящему, то он относится к нему так, что хозяином этого предмета является другой, чуждый ему, враждебный, могущественный, от него не зависящий человек. Если он относится к своей собственной деятельности как к деятельности подневольной, то он относится к ней как к деятельности, находящейся на службе другому человеку, ему подвластной, подчиненной его принуждению и игу.

Отношение рабочего к труду порождает отношение к тому же труду капиталиста, или как бы там иначе ни называли хозяина труда. Стало быть, частная собственность есть продукт, результат, необходимое следствие отчужденного труда, внешнего отношения рабочего к природе и к самому себе. Частная собственность оказывается, с одной стороны, продуктом отчужденного труда, а с другой стороны, средством его отчуждения, реализацией этого отчуждения.

Вторая рукопись. Отношения частной собственности

Рабочий производит капитал, капитал производит рабочего, следовательно, рабочий производит самого себя, и продуктом всего этого движения является человек как рабочий, как товар. Человек есть уже только рабочий, и в качестве рабочего он обладает лишь теми человеческими свойствами, которые нужны чужому для него капиталу. Рабочий только тогда существует как рабочий, когда он является для себя капиталом, и он только тогда является капиталом, когда для него имеется налицо какой-нибудь капитал. Производство производит человека не только в качестве товара, не только человека-товар, человека с определением товара, оно производит его, сообразно этому определению, как существо и духовно и физически обесчеловеченное.

Отношение частной собственности – это труд, капитал и их взаимоотношение. Движение, которое должны проделать члены этого отношения, таково: во-первых, непосредственное или опосредствованное единство обоих. Вначале капитал и труд еще объединены; затем они хотя и разъединены и отчуждены, но обоюдно поднимают и стимулируют друг друга как положительные условия. Во-вторых, противоположность обоих по отношению друг к другу. Они исключают друг друга; рабочий видит в капиталисте (и обратно) свое собственное небытие; каждый из них стремится отнять у другого его существование. В-третьих, противоположность каждого по отношению к самому себе.

Третья рукопись.

Коммунизм

Перед человеком стоит задача снятия самоотчуждения. Оно будет снято, когда частная собственность будет устранена и человечество перейдёт к коммунистическому способу производства. Коммунизм в своём развитии проходит несколько стадий от наиболее грубого, отрицающего личность человека, до коммунизма как положительнго упразднения частной собственности и самоотчуждения человека, и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека. Он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

Поэтому все движение истории есть, с одной стороны, действительный акт порождения этого коммунизма – роды его эмпирического бытия, – а с другой стороны, оно является для мыслящего сознания постигаемым и познаваемым движением его становления. Частная собственность является материальным, чувственным выражением отчужденной человеческой жизни. Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону. Поэтому положительное упразднение частной собственности, как утверждение человеческой жизни, есть положительное упразднение всякого отчуждения, т.е. возвращение человека из религии, семьи, государства к своему человеческому, т.е. общественному бытию. Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

Следует избегать того, чтобы противопоставлять общество, как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. Поэтому, если человек есть некоторый особенный индивид и именно его особенность делает из него индивида и действительное индивидуальное общественное существо, то он в такой же мере есть также и тотальность, идеальная тотальность, субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого общества.

Критика гегелевской диалектики и философии вообще

Фейербах, – единственный мыслитель, у которого мы наблюдаем серьезное, критическое отношение к гегелевской диалектике. Подвиг Фейербаха заключается в следующем:

1) в доказательстве того, что философия есть выраженная в мыслях и логически систематизированная религия, другая форма существования отчуждения человеческой сущности;

2) в основании истинного материализма и реальной науки, поскольку общественное отношение человека к человеку Фейербах также делает основным принципом теории;

3) в том, что отрицанию отрицания, утверждающему, что оно есть абсолютно положительное, он противопоставляет покоящееся на самом себе и основывающееся положительно на самом себе положительное.

Далее Маркс подробнейшим образом разбирает гегелевскую систему. Но поскольку Гегель сам по себе непрост, а в изложении Маркса ужасен, то я не буду пересказывать этот разбор. Величие гегелевской "Феноменологии" заключается в том, что Гегель рассматривает самопорождение человека как процесс, рассматривает опредмечивание как распредмечивание, как отчуждение и снятие этого отчуждения, в том, что он ухватывает сущность труда и понимает предметного человека как результат его собственного труда. Но недостаток гегелевской системы состоит в том, что все понятия берутся абстрактно, они бессодержательны, вследствие чего возникает извращённое истолкование их взаимоотношений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.